Рабочая программа "Занимательная математика"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Миленченко Алла Федоровна

Рабочая программа  "Занимательная математика" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_p_zanimatelnaya_matematika.docx88.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа  внеурочной деятельности «Занимательная математика» является программой общеинтеллектуальной направленности.

     Данная программа  составлена на основе программы курса Е. Э. Кочуровой  «Занимательная математика»  ( Сборник программ внеурочной деятельности  под редакцией Виноградовой Н. Ф.М:. «Вентана-Граф» , 2014г.)

     Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

      Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

      Актуальность программы  определена тем, что она предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

      Содержание кружка «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цели, задачи и принципы программы:

Цель:

создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
  • повышение уровня математического развития;
  • углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • пробуждение потребности у  школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
  •  повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.

Принципы программы:

  • Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Отличительные особенности программы

         «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Программа  «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).  

Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)

Место факультатива в учебном плане.

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся  один раз в неделю. Во 2-4 классах всего 35 часа в год. В 1 классе всего 33 часа в год. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выборомстратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строитьи проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободногообщения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результатыосвоения программы факультатива. Личностными результатамиизучения данного факультативного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполненииразнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости,умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программыв разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы. 

Формы организации детского коллектива

  • игровая
  • познавательная
  • краеведческая
  • просмотр мультфильмов
  • посещение музеев
  • посещение библиотеки
  • праздники
  • конкурсы
  • олимпиады
  • викторины

Учебно – методический план

Класс

Разделы

Количество часов

 Всего часов

Количество аудиторных часов

Количество внеаудиторных часов

1 класс

Геометрическая мозаика

Числа. Арифметические действия. Величины.

Мир занимательных задач

17

3

13

Итого :33

9

2

6

17

8

1

             7

16

2 класс

Числа. Арифметические действия. Величины

Мир занимательных задач

Геометрическая мозаика

15

7

13

Итого:35

8

3

7

18

7

4

6

17

3 класс

Числа. Арифметические действия. Величины.

Мир занимательных задач

Геометрическая мозаика

22

7

6

Итого: 35

11

4

2

18

11

3

3

17

4 класс

Числа. Арифметические действия. Величины

Мир занимательных задач

Геометрическая мозаика

16

12

7

Итого: 35

8

6

3

18

8

6

3

17

138ч.

73ч.

67ч.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Тема

Количество часов

Содержание

1

2.

3.

4.

5.

Геометрическая мозаика

5

Решение нестандартных задач.Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной

последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения.  Составление

картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Математика — это интересно.

Танграм: древняя китайская головоломка

Путешествие точки

Игры с кубиками

Танграм: древняя китайская головоломка

1

1

1

1

1

6.

7.

8.

9.

10

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

Числа. Арифметические действия. Величины.

    2

Шкала линейки.

Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.

Проверка выполненной работы.

Волшебная линейка

 

Праздник числа 10

1

1

Геометрическая мозаика

1

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

2

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей

таблице.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,

«Вычитание в пределах 10».

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание

нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько

способов решения.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа

с  таблицей

«Поиск треугольников в заданной фигуре.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,

«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание

в пределах 20».

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судокку).

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

Монеты Сложение и вычитание в пределах 20.

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-

ной работы.

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

Вычисления в группах. Пер-

вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам

записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Работа в «центрах» деятельности:конструкторы,математические головоломки, занимательные задачи.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,

«Вычитание в пределах 20».

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Игры с кубиками

Геометрическая мозаика

Конструкторы лего.

Сбор модели по схеме.

 Весёлая геометрия

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математические игры

Геометрическая мозаика

«Спичечный» конструктор

«Спичечный» конструктор. Задачки.

Мир занимательных задач

Задачи-смекалки

Геометрическая мозаика

Прятки с фигурами

Числа. Арифметические действия. Величины.

 Математические игры.

 Числовые головоломки

Математическая карусель

Математическая карусель

Уголки

Игра в магазин.

Геометрическая мозаика

Конструирование фигур из деталей танграма.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Игры с кубиками

Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20.

Математические игры.

Мир занимательных задач

Секреты задач.

Математическая карусель

Числа. Арифметические действия. Величины.

 Числовые головоломки

 Математические игры

Математические игры

Итого:  

1

1

3

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

2

1

1

3

1

1

1

33ч.

 2 класс

Тема

Количество часов

Содержание

Оборудование урока

1.

 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

 22.

23.

24.

25.

26

27.

28.

29.

30.

31

32.

33.

34.

Геометрическая мозаика

«Удивительная снежинка»

Крестики-нолики.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математические игры

Геометрическая мозаика

Прятки с фигурами.

Мир занимательных задач

Секреты задач

Геометрическая мозаика

 «Спичечный» конструктор

«Спичечный» конструктор

 Геометрический калейдоскоп.

Числа. Арифметические действия. Величины.

 Числовые головоломки

 «Шаг в будущее»

Геометрическая мозаика

Геометрия вокруг нас

 Путешествие точки.

 «Шаг в будущее»

 Тайны окружности

Окружность.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математическое путешествие.

 «Новогодний серпантин».

«Новогодний серпантин».

Математические игры.

 «Часы нас будят по утрам…»

Геометрическая мозаика

Геометрический калейдоскоп

Мир занимательных задач

Головоломки

Расшифровка закодированных слов.

 Секреты задач

Числа. Арифметические действия. Величины.

 «Что скрывает сорока?»

 Интеллектуальная разминка.

 Дважды два — четыре. Таблица умножения однозначных чисел.

 Дважды два — четыре.

Игры с кубиками на умножение.

В царстве смекалки

Интеллектуальная разминка

Геометрическая мозаика

Составь квадрат.

Прямоугольник. Квадрат.

Мир занимательных задач

 Мир занимательных задач

Задачи, имеющие несколько решений.

 Математические фокусы

 Математическая эстафета

Итого:

2

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

2

1

1

4

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

2

35 ч.

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Игры «Волшебная

палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Конструирование многоугольников из заданных элементов.  Танграм.

Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его

шагов.

Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».  Игры:

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15.

Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд: 34 – 14 = 20  20 + 18 = 38  38 – 16 = 22  22 + 15 = 37

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

Определение времени по часам с точностью до часа. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Задания на разрезание и составление фигур.

Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры математические головоломки,

занимательные задачи. Игра «Говорящая таблица умножения».

Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

У  каждого два кубика.  Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры , математические головоломки,

занимательные задачи.

Задания на составление прямоугольников

(квадратов) из заданных частей.

Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному кон-

курсу «Кенгуру»).

таблица «Геометрические узоры. Симметрия»

Танграм.

Лото

Спички, счетные палочки

Танграм.

компьютеры

Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях.

компьютеры

Часовой циферблат с подвижными стрелками.

Разрезные геометр.фигуры

карточки

компьютеры

Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне —задание, на другой — ответ.

Компьютеры

Разрезные квадраты и прямоугольники.

3 класс

Тема

Количество часов

Содержание

Оборудование урока

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Мир занимательных задач

 Интеллектуальная разминка.

Числа. Арифметические действия. Величины.

 «Числовой» конструктор

Геометрическая мозаика

Геометрия вокруг нас

Мир занимательных задач

 Волшебные переливания

 В царстве смекалки

Решение нестандартных задач (на «отношения»).

Геометрическая мозаика

«Шаг в будущее»

«Спичечный» конструктор

«Спичечный» конструктор

Числа. Арифметические действия. Величины.

Числовые головоломки

 Интеллектуальная разминка

Интеллектуальная разминка

 Математические фокусы

Математические игры

 Секреты чисел

 Математическая копилка

Математическое путешествие

 Выбери маршрут

Числовые головоломки.

 В царстве смекалки

В царстве смекалки

Мир занимательных задач

 Мир занимательных задач.

Геометрическая мозаика

Геометрический калейдоскоп

Мир занимательных задач

Интеллектуальная разминка

задачи.

Разверни листок

От секунды до столетия

Числа. Арифметические действия. Величины.

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.

Одна секунда в жизни класса.

 Числовые головоломки.

 Конкурс смекалки

Это было в старину

Математические фокусы

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий.

Математический лабиринт

Итого:

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

10

1

1

1

1

1

1

1

1

2

35 часа

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком-

плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,

90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

Задачи на переливание.

Сбор информации

и выпуск математической газеты (работа в группах).

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты» и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание

нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной

работы.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками»

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

Составление сборника числового материала, взятого из жизни, для составления задач.

 Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный

контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680  680 – 160 = 520 520 +

+ 150= 670

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

 Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на

доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др

Конструирование многоугольников из заданных элементов.

Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

Занимательные.

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Цена одной минуты. Что происходит за  одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает

сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?

Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

Использование разных источников информации (детские познавательные журналы,

книги и др.).

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»

Разрезные геометрические фигуры

компьютеры

Спички, палочки.

Компьютер

газеты, детские журналы

Газеты, журналы

танграм

компьютеры

Модель часов

Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

 4 класс

Тема

Количество часов

Содержание

Оборудование урока

1.

2.

 3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

24.

23.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Мир занимательных задач

Интеллектуальная разминка

Числа. Арифметические действия. Величины.

Числа-великаны

Мир занимательных задач

Мир занимательных задач

Кто что увидит?

Числа. Арифметические действия. Величины.

Римские цифры

Числовые головоломки

Мир занимательных задач

Секреты задач

В царстве смекалки

Математический марафон

Геометрическая мозаика

 «Спичечный» конструктор

«Спичечный» конструктор

Числа. Арифметические действия. Величины.

Выбери маршрут

 Интеллектуальная разминка

Математические фокусы

Геометрическая мозаика

Занимательное моделирование

Моделирование геометрических фигур.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математическая копилка.

Какие слова спрятаны в таблице?

 «Математика — наш друг!»

 Решай, отгадывай, считай

В царстве смекалки

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Мир занимательных задач

Мир занимательных задач.

Задачи со многими возможными решениями.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математические фокусы.

Интеллектуальная разминка

Интеллектуальная разминка

Мир занимательных задач

Блиц-турнир по решению задач

 Математическая копилка

Геометрическая мозаика

Геометрические фигуры вокруг нас

Мир занимательных задач

Математический лабиринт

Математический праздник

Итого:

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

3

1

1

1

2

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

3

1

1

1

2

1

1

1

1

3

1

2

35ч.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Как велик миллион? Что такое гугол?

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Занимательные задания с римскими цифрами.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной  работы.

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько

последовательных чисел натурального ряда?  Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,  параллелепипед,

усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр  (по выбору учащихся).

Составление сборника числового материала, взятого из жизни для составления задач.

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

 Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв

в условной записи.

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры), математические головоломки,

занимательные задачи.

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих

несколько решений.

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.

Задачивстихах. Игра «Задумай число».

Газеты журналы

Спички, палочки.

Набор «Геометрические тела».

газеты, детские журналы

таблица 9 ×9

Газеты , журналы

работа на компьютере

Работа с набором «Танграм»

III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Числа. Арифметические действия. Величины.

 

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходомшахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения — математические игры:

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадайзадуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведидруга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонкис зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектомзаданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечнойдоске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»1.

  1. Мир занимательных задач

 

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными некорректными данными, с избыточным составом условия.Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данныхи искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.Нестандартные задачи. Использование знаковосимволическихсредств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв вусловной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

  1. Геометрическая мозаика

 

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки»(на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и егоописание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигурыв конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствиис заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.Составлениевычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, пособственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольнаяпирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;

—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,

«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронногоучебного пособия «Математика и конструирование».

IV.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов

1 уровень

Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни;

2 уровень

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом;

3 уровень

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Личностные УУД

Обучающийся научится:

_ учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

_ умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

_ понимание причин успеха в учебной деятельности;

_ умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

_ представление об основных моральных нормах.

Обучающийся получит возможность для формирования:

_ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

_ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

_ осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

_ принимать и сохранять учебную задачу;

_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

_ анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

_ различать способы и результат действия;

_ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

_ проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

_ самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

_ анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

_ анализировать информацию, выбирать рациональныйпособ решения задачи;

_ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

_ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

_ отрабатывать вычислительные навыки;

_ осуществлять синтез как составление целого из частей;

_ выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

_ формулировать проблему;

_ строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

_ устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по

аналогии;

_ выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей;

_ различать обоснованные и необоснованные суждения;

_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить способы решения проблем

творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

_ принимать участие в совместной работе коллектива;

_ вести диалог, работая в парах, группах;

_ допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

_ координировать свои действия с действиями партнеров;

_ корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

_ задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

_ осуществлять взаимный контроль совместных действий;

_ совершенствовать математическую речь;

_ высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ критически относиться к своему и чужому мнению;

_ уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

_ принимать самостоятельно решения;

_ содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников

К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:

1.Числа. Арифметические действия. Величины:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

2.Мир занимательных задач:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

3.Геометрическая мозаика

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

V.ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

- Участие обучающихся в школьном , муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.

- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах.

-Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.

-Выпуск стенгазет.

 

VII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд

Для учителя

Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

Для учащихся

1.Кочурова Е. Э. Я учусь считать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф

2.Кочурова Е. Э. Дружим с математикой: комплект рабочих тетрадей для 2-4 классов.– М.: Вентана-Граф

3.Рудницкая В. Н. Математика: дидактические материалы. В 2 ч.: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф

2. Печатные пособия

Демонстрационные таблицы по темам

3. Технические средства обучения

ПК

Мультимедийный проектор

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные

проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры

и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачии задачки, фокусы, ребусы.

6. http://zankov.ru

4. Игры и игрушки

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 90;

3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сборники) для

закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:

на одной стороне — задание, на другой — ответ.

7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

8. Набор «Геометрические тела».

9. Математические настольные игры: математические пирамиды

«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,

«Умножение», «Деление» и др.

10. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к па-

литре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Занимательная математика" 1-4 класс

   Программа разработана на основе авторской программы факультатива         «Занимательная математика»...

Рабочая программа "Занимательная математика"

Программа кружка составлена для 1 класса....

Рабочая программа "Занимательная математика"

Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями мате...

Рабочая программа. Занимательная математика. 4 класс.

Рабочая  программа факультатива "Занимательная математика" для 4-го класса с аннотацией....

Рабочая программа "Занимательна математика"

Программа кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 3 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   «Занимательная математика»3 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 4 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   «Занимательная математика»4 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...