Работа с одарёнными детьми.
статья на тему

Кутазова  Наталья Викторовна

В докладе представлены и проиллюстрированы примерами из опыта работы основные принципы и формы работы с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi.pptx1.22 МБ
Файл doklad.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с одарёнными детьми Евсеенкова Наталья Викторовна у читель начальных классов в ысшая квалификационная категория

Слайд 2

«Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего. Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно важно пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни, который , возможно станет одним из краеугольных камней лучшего мира». (Эрика Ландау, психотерапевт)

Слайд 3

Признаки одарённости: - одарённый ребёнок – это всегда творческая личность; - его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников и приближены к показателям взрослых; - одарённый ребёнок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов;

Слайд 4

- они весьма и весьма любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать; - интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он;

Слайд 5

- они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе; - одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.

Слайд 6

Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант .

Слайд 7

Целью своей работы я считаю создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.

Слайд 8

Принципы работы с одарёнными детьми: - Индивидуализация обучения. - Принцип опережающего обучения. - Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся. - Проектно-исследовательская деятельность. - Возрастание роли внеурочной деятельности. - Проблемно-развивающее обучение. - Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Слайд 9

Формы работы: предметные недели; соревнования; олимпиады (разных уровней); викторины; «мозговые штурмы», «блиц-турниры», конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные); интеллектуальные ринги; марафон знаний; научно-практические конференции; работа по индивидуальным планам.

Слайд 10

Эффективные формы современного урока

Слайд 12

Проектная деятельность

Слайд 14

Коллективное творческое дело

Слайд 15

Конкурсы

Слайд 16

Метапредметная олимпиада

Слайд 17

Олимпиады

Слайд 18

Спортивные соревнования

Слайд 19

Поход

Слайд 20

Театрализованные постановки

Слайд 23

Школа будущих первоклассников

Слайд 24

«Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал». Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.



Предварительный просмотр:

«Развитие способностей и одарённости детей в начальной школе»

Работа с одарёнными детьми.

Евсеенкова Наталья Викторовна

ГБОУ СОШ № 164

school164.spb@mail.ru

«Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего.

           Поэтому  в воспитании  одаренного  ребенка особенно важно

                 пробудить его творческие способности и тем самым заложить                  краеугольный  камень  его жизни,  который,  возможно станет  

                           одним  из краеугольных камней лучшего мира». 

 (Эрика Ландау, психотерапевт) 

            Говоря о настоящем, мы не можем не думать  о будущем. А само будущее страны – в детях. Одаренные дети – это наше будущее. Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.

 Одной из приоритетных  задач в современном образовании является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. Существуют признаки одарённости:

- одарённый ребёнок – это всегда творческая личность;

- его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников и приближены к показателям взрослых;

- одарённый ребёнок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов;

- они весьма и весьма любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать;

- интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он;

- они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе;

- одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

 Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

Я работаю над этой проблемой не один год. Целью своей работы я считаю создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе. Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины. В качестве основных направлений работы я стараюсь урочную и внеурочную работу строить таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности и направить на развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Работая с одаренными детьми следую определенным принципам работы с одарёнными детьми:

- Индивидуализация обучения.

- Принцип опережающего обучения.

- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

- Проектно-исследовательская деятельность.

- Возрастание роли внеурочной деятельности.

- Проблемно-развивающее обучение.

- Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

В работе с одарёнными детьми использую следующие формы:

предметные недели;

соревнования;

олимпиады (разных уровней);

викторины;

«мозговые штурмы»,

«блиц-турниры»,

конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные);

 интеллектуальные ринги; марафон знаний;

 научно-практические конференции;

 работа по индивидуальным планам.

 Использую логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Совершенствую групповые формы работы, ученики начинают проявлять самостоятельность и творчество при выполнении заданий. В учебной работе использую словари, детские энциклопедии, справочники, Интернет.

В работе с одарёнными детьми важен дифференцированный и индивидуальный подход. Необходимо использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников). Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе). Важно предоставить возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и  самостоятельных работ по разным предметам, а также предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

«Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал». Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.

1.   Бекетова З.Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч.- 2004.- N 7.- С.83 - 87.

2.        Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. – Москва, ООО  «АиФ Принт», 2003г.

3.        http://pedsovet.su (Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС)

4.        http://ilovedomain.ru (Опыт работы с одаренными детьми)

5.        http://infourok.ru (Использование современных образовательных технологий в работе с одаренными детьми)

6.        http://nsportal.ru (Работа с одаренными детьми в современных условиях)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....