Работа с одарёнными детьми.
статья на тему
В докладе представлены и проиллюстрированы примерами из опыта работы основные принципы и формы работы с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odaryonnymi_detmi.pptx | 1.22 МБ |
doklad.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего. Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно важно пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни, который , возможно станет одним из краеугольных камней лучшего мира». (Эрика Ландау, психотерапевт)
Признаки одарённости: - одарённый ребёнок – это всегда творческая личность; - его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников и приближены к показателям взрослых; - одарённый ребёнок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов;
- они весьма и весьма любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать; - интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он;
- они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе; - одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.
Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант .
Целью своей работы я считаю создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.
Принципы работы с одарёнными детьми: - Индивидуализация обучения. - Принцип опережающего обучения. - Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся. - Проектно-исследовательская деятельность. - Возрастание роли внеурочной деятельности. - Проблемно-развивающее обучение. - Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Формы работы: предметные недели; соревнования; олимпиады (разных уровней); викторины; «мозговые штурмы», «блиц-турниры», конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные); интеллектуальные ринги; марафон знаний; научно-практические конференции; работа по индивидуальным планам.
Эффективные формы современного урока
Проектная деятельность
Коллективное творческое дело
Конкурсы
Метапредметная олимпиада
Олимпиады
Спортивные соревнования
Поход
Театрализованные постановки
Школа будущих первоклассников
«Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал». Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.
Предварительный просмотр:
«Развитие способностей и одарённости детей в начальной школе»
Работа с одарёнными детьми.
Евсеенкова Наталья Викторовна
ГБОУ СОШ № 164
school164.spb@mail.ru
«Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего.
Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно важно
пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни, который, возможно станет
одним из краеугольных камней лучшего мира».
(Эрика Ландау, психотерапевт)
Говоря о настоящем, мы не можем не думать о будущем. А само будущее страны – в детях. Одаренные дети – это наше будущее. Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
Одной из приоритетных задач в современном образовании является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. Существуют признаки одарённости:
- одарённый ребёнок – это всегда творческая личность;
- его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников и приближены к показателям взрослых;
- одарённый ребёнок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов;
- они весьма и весьма любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать;
- интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он;
- они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе;
- одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Я работаю над этой проблемой не один год. Целью своей работы я считаю создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе. Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины. В качестве основных направлений работы я стараюсь урочную и внеурочную работу строить таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности и направить на развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Работая с одаренными детьми следую определенным принципам работы с одарёнными детьми:
- Индивидуализация обучения.
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
- Проектно-исследовательская деятельность.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Проблемно-развивающее обучение.
- Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
В работе с одарёнными детьми использую следующие формы:
предметные недели;
соревнования;
олимпиады (разных уровней);
викторины;
«мозговые штурмы»,
«блиц-турниры»,
конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные);
интеллектуальные ринги; марафон знаний;
научно-практические конференции;
работа по индивидуальным планам.
Использую логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Совершенствую групповые формы работы, ученики начинают проявлять самостоятельность и творчество при выполнении заданий. В учебной работе использую словари, детские энциклопедии, справочники, Интернет.
В работе с одарёнными детьми важен дифференцированный и индивидуальный подход. Необходимо использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников). Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе). Важно предоставить возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам, а также предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).
«Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал». Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.
1. Бекетова З.Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч.- 2004.- N 7.- С.83 - 87.
2. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. – Москва, ООО «АиФ Принт», 2003г.
3. http://pedsovet.su (Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС)
4. http://ilovedomain.ru (Опыт работы с одаренными детьми)
5. http://infourok.ru (Использование современных образовательных технологий в работе с одаренными детьми)
6. http://nsportal.ru (Работа с одаренными детьми в современных условиях)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.
Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....
Из опыта работы. Три направления, по которым я работаю с одарёнными детьми.
Обобщение моего опыта по данной теме....
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....