Главные вкладки

    Представление педагогического опыта Заводовой Ольги Николаевны "Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в ходе реализации ФГОС"
    методическая разработка на тему

    Заводова Ольга Николаевна
    XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков – поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса. Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям, должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество, и решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения одной из важнейших задач выдвигают развитие умения учиться, которое определяется как универсальные учебные действия. Постепенно уходит в прошлое приоритет готовых знаний, которые вкладывались в ученика путем заучивания, зубрежки. Сейчас на первое место выходит умение добывать знания, самостоятельно приходить к пониманию и умению. Важны знания не сами по себе, а то, что ученик осознает, для чего они нужны, умеет применить их и использовать в своей деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_zavodovoy_o.n.docx75.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Публичное представление собственного инновационного опыта

     учителя начальных классов

    МОУ «Центр образования Тавла»-

     Средняя общеобразовательная школа №17» г.о. Саранск

    Заводовой Ольги Николаевны

    Тема опыта

    Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в ходе реализации ФГОС

    1. Актуальность и перспективность опыта

               XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

    Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков – поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни,  начиная с первого класса.

    Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям, должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество, и решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс.

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения одной из важнейших задач выдвигают развитие умения учиться, которое определяется как универсальные учебные действия.    Постепенно уходит в прошлое  приоритет готовых знаний, которые вкладывались в ученика путем заучивания, зубрежки.  Сейчас на первое место выходит умение добывать знания, самостоятельно приходить к пониманию и умению. Важны знания не сами по себе, а то, что ученик осознает, для чего они нужны, умеет применить их и использовать в своей  деятельности.

                    Именно способы повышения качества образования в ходе реализации ФГОС НОО и побудили меня к изучению этой темы.  Считаю,  что  данная  тема  является  актуальной  для  повышения  качества  знаний  учащихся  при  проведении уроков  и  при  подготовке  к  итоговой аттестации,  так  как  использование ЭОР  экономит  время  на занятиях, развивает  интерес к обучению,  материал  является  более наглядным и  доступным даже  для  обучающихся  со  слабыми  способностями. Помимо этого, при применении ЭОР  повышается  уровень профессиональной  культуры учителя. Снижается  трудоемкость процесса контроля и консультирования учащихся.  Развивается плодотворное сотрудничество учителя  с учащимися.  Повышается уровень функциональной грамотности учителя  в сфере ИКТ.  Учитель переходит от роли  транслятора знаний к роли

    учителя – тьютора. Применение ЭОР дает возможность учителю самореализовываться,  самоутверждаться и тиражировать собственный опыт,  повышает авторитет среди учащихся и коллег.

       Большую роль при этом играют не традиционные бумажные носители знаний – учебники, справочники, энциклопедии, а электронные ресурсы.                       Электронные образовательные ресурсы, размещенные на сайтах Единой коллекции ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) и  ФЦИОР (Федеральный центр инфомационно-образовательных ресурсов) в полной мере позволяют развивать универсальные учебные действия.

    1. Условия формирования и ведущая идея опыта

                   Ведущая педагогическая идея опыта - создание необходимых условий для формирования информационной компетентности обучающихся на основе электронных образовательных ресурсов. 

         Использование ЭОР расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например:

    • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
    • ЭОР могут помочь там, где у учителя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
    • повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
    • средство индивидуализации работы самого учителя (ЦОР — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
    • ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике.

         ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), введенному в действие 1 сентября 2011 года, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий. В частности, выпускник начальной школы должен:
    • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
    • вводить текст с помощью клавиатуры;
    • фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
    • готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
    • уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
                Таким образом, необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС. Возможность широкого использования электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.
                Высказывание академика Андрея Петровича Семёнова «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» должна стать определяющим в работе каждого современного учителя.

                ЭОР в обучении можно использовать по трем основным направлениям: в условиях классно-урочной системы (при подготовке учителя к уроку, непосредственно на уроке, при организации самостоятельной работы учащихся); при реализации современных педагогических технологий (обучение на основе игровых методов, метода проектов); при использовании новых форм внеурочных учебных занятий.

    3.Теоретическое обоснование педагогического опыта.

                ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

    Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОР нового поколения:

               Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Это соответствует основным идеям ФГОС НОО, методологической  основой которого является системно - деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".

                ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

    Мультимедийность.

    Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.

    Интерактивность.

    Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы.

    Доступность.

    Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещением в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.

    Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)" (ФГОС).

     Универсальность.

    Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что оно строго не привязано к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК. Однако при построении процесса обучения на основе использования какого-либо ЭОР следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или УМК по учебному предмету, а значит, осуществлять отбор ЭОР и строить на их основе деятельность учащихся, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов.

    ЭОР, размещенные на сайте  "Открытый класс" (http://www.openclass.ru/node/234008), представлены информационными, практическими, контрольными и комбинированными ЭОР.

             О функции информационных ЭОР говорит их название, они ориентированы на  формирование знаний, активизацию у школьников познавательного интереса к теме, расширение  читательского кругозора. Эта группа ЭОР обладает также и воспитательным потенциалом.

              Использование информационных ЭОР в процессе обучения предполагает организацию деятельности учащихся с текстами, иллюстрациями, анимацией, видеофрагментами, аудио-фрагментами, схемами и моделями: чтение фрагментов текста, просмотр иллюстраций и видеофрагментов, прослушивание комментариев к текстам и иллюстрациям, аудио-фрагментов (литературных текстов, музыкальных произведений), активизацию элементов (гиперссылок, фрагментов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов, иллюстраций и т.п.).

                 Практические ЭОР призваны активизировать деятельность учеников и способствовать формированию  как предметных умений, так и читательских и речевых умений, универсальных учебных действий на основе знаний. Использование практических ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по конструированию, решению задач с подсказками и без, выполнение упражнений с подсказками и без них, наблюдение за объектами, явлениями, процессами, выполнение практических и лабораторных работ, проведение учебного мини-исследования, выполнение тренажеров с подсказками и без них, с проверкой ответа.

    В процессе работы с практическими ЭОР учащиеся выполняют действия по вводу текста с клавиатуры, переносу элементов в нужную ячейку, установлению соответствия между элементами множеств, выбору элемента из предложенного списка, группировке объектов, перемещению объектов для составления определенных композиций, совмещению объектов для изменения их свойств или получения новых объектов, объединению объектов связями с целью организации определенной системы, восстановлению правильной последовательности этапов процесса.

               Контрольные ЭОР помогают проверить знания учеников и степень сформированности их умений, их готовность к самостоятельной работе с книгой.

    Использование контрольных ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по решению задач и выполнению упражнений с возможностью самопроверки, а также конструированию различных объектов преимущественно на основе репродуктивной деятельности.

     Кроме набора информационных, практических и контрольных ЭОР материалы для апробации включают в себя комбинированные ЭОР, которые включают отдельные информационные, практические и контрольные сцены.

    На сайте «Открытый класс» для апробации размещены также творческие конструктивные среды

    При создании учебных материалов во главу угла ставятся педагогические цели, например, достигнуть высокого качества обучения конкретному курсу при имеющихся финансовых, материально-технических, кадровых, групповых, временных или других ограничениях. Они опираются на возможности ЭОР. Целью создания ЭОР нового поколения является качественный и количественный прорыв в области ИКТ - поддержки обучения посредством обеспечения свободного доступа к ЭОР.

    Задачи создания ЭОР:

    1.    Унификация ЭОР по соответствующим федеральным стандартам.

    2.    Высокий уровень мультимедийности ЭОР.

    3.    Централизованное хранение, сопровождение и предоставление доступа к ЭОР всем участникам образовательного процесса, в том числе через сеть Интернет.

         Активное использование ЭОР при реализации образовательных программ начального образования по предмету, в том числе:

    • создание условий для самостоятельной работы над учебным материалом, позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы, а также темп учебного процесса;
    • более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности;
    • возможность взаимодействия с моделями изучаемых объектов и процессов; с виртуальными образами изучаемых объектов и явлений (когнитивная графика); возможность представления уникальной информации мультимедиа-средствами;
    • возможность автоматизированного контроля знаний, умений и навыков;
    • структурированность и возможность автоматизированного поиска информации;
    • возможность распространения на локальных носителях: избранные ЭУМ из совокупного контента открытых мультимедиа-систем вместе с программой-реализатором легко переносятся на компакт-диск;
    • расширение учебных модулей по осям: включение новой темы, новых педагогических методик в новые вариативы.

    Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

    Адреса ФЦИОР в Интернет:

    http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm  - Федеральный портал Российское образование;

    http://school-collection.edu.ru/  - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

    http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;

    http://eorhelp.ru/ - электронные образовательные ресурсы.

    Причем Федеральный портал Российское образование выдаёт все ссылки на ЭОР, имеющиеся в Интернете.

    1. Технология описания опыта

                    Способы повышения качества образования в ходе реализации ФГОС НОО и побудили меня к изучению темы «Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в ходе реализации ФГОС»

    Длительность работы над опытом.

    • 2015-2016уч.г. - Изучение педагогической и психологической литературы по теме опыта. Разработка содержания, диагностических материалов, определение комплекса педагогических условий построения учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов.
    • 2016-2017 гг. - Становление, анализ форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по заявленной теме. Участие в экспериментальной работе по апробации электронных платформ  «учи.ру», «Якласс».
    • 2017-2018 уч.г. - Систематизация и обобщение полученных результатов, оформление опыта работы.

                   Мною была поставлена цель: повысить профессиональную компетентность в использовании  электронных образовательных ресурсов для повышения качества образовательного процесса в ходе реализации ФГОС НОО.  

    Разрабатывая эту тему, перед собой я поставила следующие задачи:

    1.Изучить  данную  тему  на  более глубоком  уровне.

    2.Повысить  свою  профессиональную  компетентность  при  освоении информационно-компьютерных  технологий.

    3.Разнообразить  методы  преподавания, рациональнее  использовать время  на  уроке.

    4.Повысить качество знаний учащихся.

    5.Создать медиатеку  по  предметам.

    6. Разработать систему критериев, показывающих уровень развития.

    7. Рассмотреть полученный результат

    8.Поделиться своим опытом работы с учителями школы, города.

    На сегодняшний день, изучив и проанализировав огромное количество  ЭОР, проведя методические исследования эффективности их применения на моих уроках в течение нескольких лет с разным контингентом обучающихся, могу сказать, что систематическое включение  ЭОР в учебную деятельность на разных этапах урока существенно помогают мне как учителю развить и сохранить интерес к преподаваемым предметам, сделать предмет более доступным и понятным.

    Работая над этой темой, я выявила, что ЭОР сокращают время освоения, оптимизируя учебную деятельность за счёт структурирования, чёткости заданий, предотвращают отставание пропустивших занятия, предоставляют дополнительные материалы для повышения уровня развития желающих, усиливают мотивацию за счёт индивидуальных настроек, адаптации, разных видов эмоционального восприятия информации, мыследеятельности и игровых ситуаций.

                     В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

    На уроках я использую  различные виды компьютерных программ:

    1. Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.

    2. Программы-тренажеры – для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал обучающимися  уже усвоен.

    3. Контролирующие программы – для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

    4. Демонстрационные программы – для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).

    5. Информационно – справочные программы – для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

    6. Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

            Таким образом, информационно-коммуникативные технологии существенно повышают эффективность образовательного процесса.

                    На уроках, в зависимости от его целей, использую разнообразные дидактические средства обучения, разработанные с помощью программных продуктов пакета MS Office корпорации Microsoft.

    1) Использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала:

    • презентации
    • информационные Интернет – сайты
    • информационные ресурсы на дисках

    2) Использование ЦОРов при отработке и закреплении навыков:

    • компьютерные обучающие программы;
    • компьютерные тренажеры;
    • ребусы;
    • компьютерные игры;
    • печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы);
    • печатный иллюстративный материал.

    3) Использование ЦОРов на этапе контроля знаний:

    • компьютерные тесты (открытые, закрытые);
    • кроссворды (с автоматической обработкой результата).

    4) Использование ЦОРов для самостоятельной работы учащихся

    • цифровые энциклопедии;
    • словари;
    • справочники;
    • таблицы;
    • электронные учебники;
    • интегрированные задания.

    5) Использование для исследовательской деятельности учащихся:

    • цифровые естественно-научные лаборатории;
    • Интернет.

    Таким образом, электронные образовательные ресурсы позволяют развивать познавательные  универсальные учебные действия: применять таблицы, схемы, модели для получения информации, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); анализировать результаты наблюдений, выявлять сходство и различия объектов; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Кроме того, ЭОР развивают и регулятивные учебные действия: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществлять итоговый контроль деятельности.

    Уроки  с  использованием  ЭОР показали,  что  можно  существенно  улучшить  качество  образования  учащихся,  материал  подается  не  только  иллюстративно, но  и  требует  от  ребят  применение  знаний  при  работе  на  компьютере.

    5.Анализ результативности.

    Мой практический опыт показал, что использование   ЭОР позволяет достичь хороших результатов, а именно:

    • повышение качества обучения на основе внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий, усовершенствования методики преподаваемого предмета;
    • создание положительной мотивации обучения  (по результатам диагностик);
    • формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений и навыков;
    • повышение профессиональной компетентности учителя в области новых педагогических технологий.

    Личный опыт использования различных ЭОР показал их педагогическую целесообразность, высокое качество и доступность для освоения, что позволило обеспечить на уроках в начальной школе:

    1. повышение качества обучения и эффективности подготовки детей за счет использования имеющихся современных электронных образовательных ресурсов;
    2. дополнительную мотивацию учащихся и стимулирование их интереса к обучению;
    3. мотивацию учителей начальной школы к использованию на уроках в начальной школе современные электронные образовательные ресурсы;
    4. снижение временных затрат учителей при подготовке к урокам и во время уроков;
    5. реализацию на практике принципа доступности высококачественного обучения за счет использования современных образовательных и информационных технологий в школах страны, начиная с начальной школы.    

    Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании  предусматриваю, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем выбираю различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Знакомлюсь с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого использую    различные образовательные порталы. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью моей работы.

    Электронно - образовательные ресурсы применяю на различных этапах уроков математики, окружающего мира, ИЗО, русского языка, литературного чтения, технологии. Применение интерактивных модулей очень удобно  тем,  что дети могут проверять свои знания сами, сразу могут получать оценку.                            

    ЭОР  имеют большие возможности для организации деятельности и учителя, и учеников в условиях классно- урочной системы при проведении традиционных уроков. При этом учитываю, что такие их характеристики, как мультимедийность и интерактивность,  вариативность, коренным образом меняют привычную деятельность учителя и учащихся. Особенно существенное значение имеет применение ЭОР  для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

    Очень удобно на уроках математики использовать  электронные ресурсы «ЕКЦОР» при обучении счету, написании цифр, сравнении чисел и множеств, при решении уравнений и проверке домашних заданий. При  решении задач на слайде целесообразно анимировать последовательные шаги построения чертежа. Такой пошаговый показ поможет детям правильно сделать построения, осмыслить текст задачи. Если ученики не могут сообразить, каков способ решения задачи, то можно использовать принцип  визуальных подсказок, которые дают ключик к алгоритму решения задачи (выделение цветом отдельных элементов, фигур на чертеже). При этом выделение цветом поможет сделать задачу понятной большему числу обучающихся, сделает сложную задачу понятной и простой. 

    На математике в начальной школе с первых дней обучения выполняем задания с использованием интерактивной доски.

    • Сгруппируй предметы по форме, цвету, размеру (фигуры выбираются из коллекции, которая есть в каждой интерактивной доске).
    • Разбей фигуры на группы по признакам (абсолютно любым). Фигуры дети двигают пальцами или обводят маркерами, приложенными к доске.
    • Посчитай площадь фигуры с помощью палетки (палетка быстро достается из коллекции.).
    • Собери новую фигуру (Это задание очень нравится обучающимся. Они сами двигают фигуры и получают забавные картинки, оно развивает творческие способности и воображение.).
    • Обведи фигуру (это можно сделать двумя способами. Маркерами и линиями с панели управления доской)
    • Составьте закономерности из фигур.
    • Удалите или добавьте лишнюю фигуру.

    Окружающий мир - один из наиболее благодатных предметов для эффективного применения ЭОР. Содержание предмета  увлекает обучающихся, но для лучшего  восприятия изучаемого материала необходимо качественное наглядное сопровождение. Поскольку иллюстрации в учебнике малочисленны и скудны, встает вопрос о необходимости поиска и создания наглядных пособий для иллюстрации изучаемого материала. Большую помощь в решении данной проблемы оказывают цифровые ресурсы, готовые, а также создаваемые самими обучающимися и мной.  Удобно использовать видео порталы при изучении  живой и неживой природы, различных природных зон, планет, а также дети могут проводить виртуально опыты, что доставляет им  огромное удовольствие и привлекает их внимание к изучению предмета.

                 На уроках обучения грамоте я использую Flash-игры, например, "Буквы-сестрички", которые беру с сайта Natalka.com «Дидактические игры и тренажеры по программе начальной школы».                                                                                      

    Игра на изучение и запоминание начертания письменных букв. Правила очень простые: перетаскиваем мышкой письменные буквы в поле к печатным, и проверяем, нажав на кнопку "Готово". Чтобы сыграть ещё раз, жмем кнопку "Еще", чтобы выбрать другой набор букв, возвращаемся на первый кадр по кнопке "Назад".                                    

           Также в своей работе я использую компьютерные тренажеры по различным    предметам, один из них я представляю вашему вниманию: «Отличник». Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок.

         Разрабатывая самостоятельно различные ЭОР, я освоила программу создания тестов MyTest ( http://mytest.klyaksa.net).Такие тесты очень удобны при проверке знаний по темам, ребёнок выполняет тест, и по завершении на экране появляется оценка за работу, а также, что очень важно,  ребёнок может посмотреть,  где он допустил ошибки, если таковые имеются. Все данные о работе ребёнка сохраняются в файле, и их можно распечатать. Для работы с данным ресурсом в кабинете необходимо иметь компьютер с загруженным тестом в системе «My Test».

    На своём сайте  я добавляю ссылки на различные тренажёры, при помощи которых ребята могут самостоятельно отработать различные навыки, не выходя из дома, а также добавляю и свои разработки.

     В связи с этим все происходящее на уроке воспринимается учащимися по-другому: с большим интересом, что в конечном итоге положительно сказывается на уровне их успеваемости. Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех- это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Электронные образовательные ресурсы позволяют делать уроки не похожими друг на друга, способствуют интересу к ученью. Подготовка к любому уроку с использованием ЭОР, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.

    Я провела опрос среди родителей учащихся  и среди учителей о влиянии ЭОР на процесс образования, результаты представлены в виде диаграмм. 89% родителей и 94% учителей считают, что ЭОР способствуют повышению качества образования;

    Диаграмма 1

    Для подготовки ребят к олимпиаде я второй год использую  электронную платформу «учи.ру», которая очень проста  в использовании. Мои наблюдения показали, что у детей вырос интерес к выполнению заданий подобного рода, а также увеличился процент  участников, победителей и призёров олимпиад.

    Диаграмма 2

    В 2016-2017 и 2017-2018 учебных годах активно использую электронную платформу «ЯКласс». Создаю проверочные работы: текстовые, тестовые, творческие. Являюсь апробатором электронных образовательных ресурсов. Распространяю свой опыт на уровне города.

    Систематическое использование ЭОР положительно влияет на успеваемость и результативность учащихся. Результаты участия в олимпиадах различного уровня можно отследить в электронном портфолио учащихся https://sc17sar.eljur.ru/journal-portfolio-action.

    Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

    6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта

           При разработке урока необходимо соблюдение временных рамок различных этапов урока. Необходимо тщательно продумывать вид деятельности на каждом этапе урока, чтобы он прошел и эффективно, и результативно.

    7. Адресные рекомендации по использованию опыта

           Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального и республиканского уровней, провожу открытые уроки, посещаю уроки молодых специалистов с целью оказания  методической помощи.  Материалы опыта  выставлены на  личном сайте https://nsportal.ru/zavodova-olga-nikolaevna

    8.Список использованной литературы.

    1. ИКТ в деятельности современного учителя.          Айчувакова Елена Рафаиловна, старший преподаватель кафедры начального образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
    2. Авдеева С.М. Электронные образовательные ресурсы, разработанные в рамках федеральных программ и проектов – Казань, 2011 - http://эл-школа-тат.рф/pdf/Avdeeva_ru.pdf
    3. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк, Мультимедиа в образовании. – М.: Дрофа, 2007
    4. Современные требования к электронным изданиям образовательного характера: Коллективная монография /Л.Г. Гордон, Т.З. Логинова, С.А. Христочевский, Т.Ю. Шпакова– М. : ИПИ РАН, 2008. – 73 с.
    5. Кондаков А.Б. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf
    6. Портал  http://eorhelp.ru
    7. ЭОР: вопросы по внедрению и эксплуатации. Материалы дискуссии. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

     <http://itogi.gosbook.ru/sites/default/files/synopsis/attachments/EOR_0.pdf >

    Адреса сайтов  ЭОР:

    1. http://school-collection.edu.ru/catalog/

    2. http://www.edu.ru/

    3. http://www.viki.rdf.ru/

    4. http://pedsovet.su/load/

    5. www.unikru.ru 

    6. http://www.musik.edu.ru 

    7. Тренажёр "Словарные слова"

    http://bi2o2t.ru/training/vw

    8.Тренажеры по математике, тренажеры навыков счета

    http://bi2o2t.ru/training/mathematics

    9.Перенос слов

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d84b99c-b056-425a-8a3a-5d97b75a1f38/%5BNS-RUS_1-02%5D_%5BIG_012%5D.swf

    10.Флеш-игра "Таблица умножения"

    http://klub-drug.ru/wp-content/uploads/2011/02/cheeseCapers.swf

    11.Деление двузначного числа на двузначное в пределах 100

    http://samouchka.com.ua/_matematika/3_klass/03/

    12.Тренажёры для начальной школы

    http://shkolnayastrana.ucoz.ua/index/trenazhjory/0-97

    Среди ЭОР, размещенных на сайте http://school-collection.edu.ru можно выделить:

    Наборы цифровых ресурсов к учебникам:

    Поурочные планирования:

    Методические рекомендации:

    Инновационные учебные материалы:

    Коллекции:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».

    Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»....

    Статья "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

    В последнее время много событий происходит  в жизни педагогического сообщества. Это принятие нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», работа по внедрению федерального г...

    Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».

    Здесь  Вы  узнаете  о  воможностях  УМК  "Перспектива" направленые  на  повышения  качества  в реализации  стандартов  второго  по...

    Доклад «Возможности использования УМК «Перспектива» для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».

    Здесь  изложены  материалы  о  возможностях  УМК  "Перспектива"  для  повышения  качества  образования  в  рамках  реализации  ста...

    Применение современных образовательных педагогических технологий как средство повышения качества образования

    Сегодня учитель свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой  результативности обучения, воспитания и развития. На изменение структуры урока повлияло использование новых ...