Интегрированный урок адыгейской литературы, музыки и технологии «Золотое яблоко нартов»
методическая разработка (3 класс) на тему

Жигилиева Елена Александровна

Формирование компетентности младших школьников в результате межпредметной интеграции в условиях внедрения ФГОС, организация учебно-познавательной творческой деятельности учащихся  в процессе изучения  адыгского  фольклора.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока  

1. Учитель: Жигилиева Е.А.

2.Класс:  3  б

3. Предмет:   интегрированный  урок   адыгейской литературы, музыки и технологии    

4.Тема  урока:  Нартский эпос «Золотое яблоко нартов». Народная эпическая песня адыгов.  Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации.  

5.Тип урока: интегрированный  урок   адыгейской литературы, музыки и технологии.

Урок первичного предъявления новых знаний.  

6.Демонстрационный материал:

1) Презентация.

7.Раздаточный материал:

1)  Конверты с раздаточным материалом.

8.Оборудование:   мультимедийный проектор, компьютер, учебники по  адыгейской литературе

 9. Дидактическая задача урока: Формирование компетентности младших школьников в результате межпредметной интеграции в условиях внедрения ФГОС, организация учебно-познавательной творческой деятельности учащихся  в процессе изучения  адыгского  фольклора.  

10.Цели урока:

1.Образовательная:

-познакомить учащихся с нартским эпосом «Золотое яблоко нартов»,  народной эпической песней адыгов,  выполнить аппликацию  «Золотое дерево нартов»

  2.Воспитательная:

- осуществлять  личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированного занятия,  продолжить знакомство с обычаями и традициями адыгов и народов Кавказа, использовать мотивы адыгского орнамента, воспитывать эстетический вкус и любовь к родному краю; способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, культуры речи, повышению уровня мотивации через дополнительные средства обучения.

3.Развивающая

   -создавать  условия для творческого развития ребенка, развивать речь    учащихся, расширять читательский кругозор

 11.Планируемые результаты образования:

 Предметные:

 -формирование потребности в систематическом чтении,  

 Метапредметные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию;  участвовать в коллективном обсуждении проблем, выполнять коллективные творческие поделки.

 Личностные:  

развитие самостоятельности,  проявлять интерес к чтению, с увлечением рассказывать о героях нартского эпоса друзьям.

12.Формируемые УУД:

Познавательные:

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- умение находить ответ на вопрос, строить рассуждение,

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

Личностные:

-выражение положительного отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание,

-мотивация учения, нравственно-этическое оценивание,

  смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

Регулятивные:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-нацеливание на успешную деятельность;

-- развитие мотивов учебной деятельности,

- контроль, оценка, прогнозирование, целеполагание,

- формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено и того, что неизвестно,

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками

- умение вести диалог,

- формулирование своей позиции и мнения

- умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

 Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Стадия настроя  

2.Мотивирование к учебной деятельности

Стадия вызова

3.Формулирование темы урока

 

5.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

 

6.Динамическая пауза

Физкультминутка

 

7.Продолжение работы над усвоением нового материала

8.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

 

9.Рефлексия учебной деятельности.Стадия осмысления.

 

10. Рекомендации к выполнению домашнего задания

Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Мотивирует учащихся на работу.

 

 Учитель: Мне хочется начать наш урок с пословиц. О ком они? Слайд 2

 1)Вода душе подобна. 2)Сэтэнай остра, острее меча. 3)Подарок подарком, но меч – наивысший подарок. 4)Кто приносит добро, добра удостаивают. 5)Легенда нартов бьет на сотни веков. 5)Подарок подарком, но меч подарок нартский. 6)Сэтэнай мечу подобна, отсеченное ею – не отрастает.

Слайд 3-5 Что вы уже знаете о нартах?

А какая пословица является девизом нартов? – Кто приносит счастье – удостаивается счастья!

Выясним,  кто такие нарты в понимании каждого из вас. Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом, громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы

кладёте на середину стола. У вас должно получиться 8 ответов.

Время на выполнение -1 минута.

Время закончилось.

Догадались , о чём мы сегодня будем говорить? Да, о нартах и о золотом яблоке нартов. Слайд 6.

 А ещё мы познакомимся с адыгской народной эпической песней в исполнении В.Барагунова и изготовим  аппликацию «Дерево нартов» коллективно.

Давайте заполним наше «дерево знаний» (На доске) плодами –сформулируем цели и задачи урока

 Итак, наше дерево заполнено. Что же теперь нам предстоит?

Знакомство с эпосом «Золотое яблоко нартов»

Учитель читает текст произведения.

 Во время чтения звучит адыгская народная эпическая песня в исполнении В. Барагунова

Слайд 7-9

- Почему яблоко нарты считали чудесным?

-Как нарты охраняли яблоню?

Как Пызыгэш искал голубку?

-Почему голубки решили украсть золотые яблоки?

Счастливой ли была жизнь сына суши и дочери моря?

А физминутка у нас тоже посвящена яблоку.

Внимание на экран.

Слайд 10

Сейчас нам предстоит работа в группах

Составим план текста для пересказа. Можете использовать готовые заголовки частей текста, а можете сами озаглавить каждую часть.

Если нужно перечитайте текст про себя.

Учитель организует работу, дает инструкции

по выполнению задания.

-Давайте проверим, что у вас получилось.

 

«Золотое яблоко» или «Золотое дерево нартов» очень популярная тема в искусстве народов Кавказа. Это и картины, вышивки, чеканка и изделия из металла Аси Еутых Мы уже знакомы с её творчеством.

Слайд 11

А  мы сейчас попробуем сделать аппликацию дерева нартов из  цветной бумаги.

 

Перед вами конверты с заготовками и цветная бумага, ножницы, клей.

Давайте вспомним правила работы с ножницами и клеем.

 

- Молодцы, ребята! Что ж, давайте соберем плоды нашей работы. Как вы думаете, всё ли у нас получилось? Перед вами лежат яблоки трех цветов: красного цвета – если больше понравилась  часть урока, связанное с  адыгейской литературой.   Яблоко  зеленого цвета – если больше понравился  конец урока, когда мы делали аппликацию. Желтого – если  урок вас оставил равнодушными, т.е. ничего не понравилось.

-Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.

Вашим домашним заданием будет пересказ текста от имени Пызыгэша( для мальчиков) и от имени Мыгэзэш- гуащэ( для девочек)

Спасибо за урок!

Приложение 1. Презентация.

Приложение 2. Аудиозапись народной эпической песни в исполнении В. Барагунова

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.  Приветствуют учителя.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

 

Слушают  и отвечают, что эти пословицы о нартах.

 

Выполняют работу по инструкции.

Один участник группы озвучивает письменные ответы.

Делают выводы.

Нарты – богатыри, герои, сильные, мудрые, мужественные, ловкие, храбрые, отважные.

.  

В сотворчестве с учителем формулируют тему  урока

 

-Мы должны выполнить все учебные задачи и к концу урока снять все плоды.

 Слушают эпос   и музыку адыгского народа.

 

 

  Если женщина, у которой не было детей откусит белую часть яблока, то родится у неё белокурая нартская дочь, если красную - славный нарт появится.

 - Обнесли колючим плетнем, приставили сторожа, поручили охранять самым метким стрелкам.

-Прослышали сёстры о том, что если девушка съест яблоко, то быть ей замужем.

- Они жили долго и счастливо.

Выполнение упражнений. Отдых от учебной деятельности.

Читают текст.

Из конверта достают предложения-заголовки частей текста, складывают их в нужном порядке.

Защищают работу группы перед

классом.

Повторяют  правила техники безопасности при работе с ножницами,  клеем.

Практическая работа в группах.

 

Выставка работ групп.

 

 

Учащиеся  оценивают свою деятельность на    уроке

 

 

 

Личностные:

- выражение положительного отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность

Коммуникативные:

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками

Личностные:

- мотивация учения, нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные:

- умение вести диалог,

- формулирование своей позиции и мнения

Регулятивные:

- развитие мотивов учебной деятельности,

- контроль, оценка, прогнозирование, целеполагание 

Регулятивные:

- формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено и того, что неизвестно,

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Познавательные:

- умение находить ответ на вопрос, строить рассуждение,

 

Коммуникативные:

- умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем

Познавательные:

смысловое чтение как осмысление цели чтения

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 

 

 Использованная литература и образовательные ресурсы.

1. Родные просторы. Книга для чтения в 3-м классе/ Ситимова С.С., Чуяко А.Б.-Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2005.

2. Нартские сказания / сост. М. Панеш. – Майкоп: ООО «Качество», 2007.

3. ru.wikipedia.org/wiki/Нар

4. myfhology.info/heroes/n/narts.h...

5. Сайт Аси Еутых. http://eutykh.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного урока-проекта (литература+музыка) "Пушкин в литературе и в музыке".

Конспект содержит материалы по теме "Пушкин в литературе и в музыке". Представлены подробные выступления детей в творческих группах....

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, технологии и музыки

Данный урок даёт возможностьпоказать учащимся влияние поэзии о природе на чувства, настроение и внутреннее состояние человека, отражение этих особенностей в музыке и декоративно-прикладном искусстве. ...

Интегрированный урок по литературе, истории и технологии.

В данном материале раскрывается тема проведения интегрированного урока по технологии,литературе и истории....

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках адыгейской литературы

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках адыгейской литературы...

Технологическая карта урока адыгейской литературы в 4 классе по сказке "Добрая девушка".

Технологическая карта урока адыгейской литературы в 4 классе по сказке "Добрая девушка"...