Система оценки планируемых результатов освоения образовательных программ. Формирующее оценивание.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Грунина Светлана Анатольевна

Статья-выступление на августовском совещании педагогических работников образовательных организаций города Когалыма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_avgustovskom_soveshchanii.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Секция №3 «Особенности образовательного процесса для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО»

Тема выступления: Система оценки планируемых результатов освоения образовательных программ

Введение Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария.

Принятый стандарт и сопровождающие его документы и методические разработки предлагают внедрить в практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях:

  1. оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  2. оценивание может быть только критериальным . Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  3. критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и вырабатываются совместно;
  4. система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Заявленные в Стандарте и представленные основании полностью отвечают стратегии и формам реализации формирующего оценивания.

Что такое  формирующее оценивание или оценивание для обучения?

Формирующее оценивание  – это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему,  чтобы совершенствовать преподавание,  находить наиболее эффективные методы обучения,  а также мотивировать учеников более активно    включиться в своё учение.  Формирующее оценивание – это обратная связь. Оно даёт информацию    о том,  чему    ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели

В ходе своей работы я остановилась на следующих базовых элементах    формирующего оценивания (таблица), сегодня я представлю опыт своей работы с критериальными рубриками, картой понятий, составлением тестов.

Довольно часто ученики, получив оценку, говорят: «Я не понимаю, чего от меня хотят!» или возмущаются: «Почему “4”, а не “5”?». Они должны понимать, каких достижений мы от них ожидаем при оценивании и, что наиболее важно, какими критериями при этом пользуемся. Обеспечивают приемлемый путь для взаимодействия с учениками и совместной выработки учебных целей и критериев их достижения   КРИТЕРИАЛЬНЫЕ РУБРИКИ.

Критериальные рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников.   Они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.

Есть много путей к созданию  критериальных оценочных рубрик, но в любом случае важны следующие   шаги:

· определить цели курса в целом и ежедневных уроков;

· сформировать стандарт достижений для каждой учебной цели;

· выбрать проверочные задачи, которые могут обеспечить данные, соответствующие учебным целям;

· дифференцировать уровни достижений, основываясь на хорошо прописанных критериях.

Рассмотрим на конкретном примере, как эти шаги реализуются на практике. Вот как были разработаны критериальные рубрики для уроков математики по теме «Дроби».

1 шаг. Сначала мы формируем стандарт достижения для каждой цели. В старших классах он может меняться в зависимости от цели и предмета. В начальной школе для уроков математики мы выводим единый стандарт и называем их просто «шкала». Попробуем вместе составить шкалу.

Итак, наивысшая степень для умений на уроках математики…

Получаем шкалу:

! – я справляюсь с заданием самостоятельно и без ошибок;

+ - я допускаю незначительное количество ошибок и/или мне время от времени требуется помощь учителя;

V – я справляюсь с  заданием с помощью  учителя;

-  - я совсем не понимаю эту теме, мне требуются дополнительные объяснения.

2 шаг. Определяем цели курса для ежедневных уроков. Это очень важный шаг. Учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти. Определяем как после знакомства с новой темой, так и в конце урока.  

Теперь встает вопрос, где все это можно зафиксировать?

Для этого существует лист достижений, мы его называем «маршрутный лист». Лист заполняется постепенно, урок за уроком. Вот так он выглядит у учащихся (слайд с фото).

3 шаг. Выбрать проверочные задачи, которые могут обеспечить данные, соответствующие учебным целям.

4 шаг. Дифференцировать уровни достижений, основываясь на хорошо прописанных критериях.

Для этого разрабатываются в течение изучения темы всего курса несколько дескрипторов, которые выстраиваются в зависимости от первоначально поставленных целей.

Напомню про уровни достижения, которые представлены методистами УМК «Школа 2100».

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия  и усвоенные знания, входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем.  

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие в новой, непривычной ситуации   либо использование других, усваиваемых в данный момент знаний.  Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня.  

Максимальный уровень (НЕобязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований.

Итак, предлагаю Вашему вниманию дескриптор № 1. Задания этого дескриптора ученики выполняют после изучения подтемы «Нахождение части числа». Обратите внимание на задание № 3. Как вы считаете, почему оно относится к повышенному уровню? Верно, при решении этого задания потребовались другие знания, знания преобразования величин. Аналогично и задача б. А вот задача (в) демонстрирует максимальный уровень, ведь число по его части дети находить еще не умеют.

Аналогично рассмотрим дескриптор № 2. Задания этого дескриптора ученики выполняют уже после   изучения подтемы «Нахождение числа по его части». Максимальный уровень задания направлен уже на изучение темы «Сложение и вычитание дробей».

Аналогично Дескриптор № 3. Написав дескрипторы, ученики  узнают о том, какого уровня они достигли, пройдя тот или иной курс.  

Главный принцип: выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю. На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться…

Следующая оценочная методика, применяемая мною на практике – это КАРТА ПОНЯТИЙ. Основная цель применения данной методики – определить насколько хорошо ученики видят общую картину всего курса или отдельной темы. (Пример: карта понятий по теме «Разделы языкознания»). Карта состоит из названий понятий, помещенных в рамках, они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Составление карты понятий может проходить в форме, как индивидуальной, так и коллективной или групповой работы детей.  Составление карты понятий – это продуктивная, творческая деятельность ребенка, имеющая мощную рефлексивную составляющую. Чтобы составить карту понятий, ученик должен не просто вспомнить о чем шла речь при изучении конкретной темы. Он должен выделить в этой теме основные и более частные понятия,  выстроить их иерархию, осознать и наглядно отобразить связи и взаимопереходы между понятиями.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВ – универсальная процедура, ее можно использовать как в начальной школе, так и со старшими учениками. Суть метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую деятельность учащегося, которая выявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию. Для того чтобы самостоятельно составить вопросы по теме, ребенок должен выполнить множество действий: очертить ля себя границы темы, вспомнить, что он знает по теме, структурировать знания, составить высказывание, касающееся темы и имеющее форму вопроса, спрогнозировать ответ. Если учитель накладывает ограничения на форму вопроса, то ученик должен переформулировать свой вопрос так, чтобы он соответствовал этим ограничениям (открытый или закрытый вопрос, тест с множеством вариантов ответа или предполагающий однозначный ответ (да-нет)). (В качестве примера рассматриваются тесты, составленные детьми к урокам окружающего мира).

Все перечисленные методики и инструменты позволяют повысить качество выполнения домашнего задания, выявить уровень понимания учащимися учебного материала и своевременно определить трудности, развить критическое мышление, формировать все группы УУД, помогает повысить активную роль детей в процессе обучения.

Применение формирующего оценивания – это не просто работа с какими-либо инструментами. Это, прежде всего, – профессиональная позиция педагога. В бельгийском департаменте образования  анкета, разработанная для учителей, осваивающих новые образовательные инструменты, начинается с двух вопросов: вы уверены, что каждый ваш ученик способен на большее? И – что вы делаете для того, чтобы каждый ваш ученик развивался?

Ответ на эти два вопроса определяет главное – зачем учитель входит в класс: «Я здесь не для того, чтобы контролировать или показывать детям, чего они не могут. Я здесь для того, чтобы помочь им успешно продвинуться в своем образовании. И я, безусловно, верю, что каждый ребенок на это способен. А это, в частности, означает, что я даю ему постоянную позитивную обратную связь, обращая особое внимание на то, что у него получается хорошо или что стало получаться лучше».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования...

Презентация "Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования

В презентации (составлена на основе технологии оценивания образовательных достижений в системе "Школа 2100", автор Д .Д. Данилов)  даётся обоснование введения новой системы оценки дости...

ПРОГРАММА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 1- 2 КЛАССОВ

Программа системы оценки планируемых результатов  освоения ООП начального образования для 1-2 классо по системе Занкова...

Доклад на тему: «СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

1.  Понятие - системы оценивания2.Принципы построения системы оценивания3.Оценка личностных результатов4.Оценка метапредметных результатов5. Оценка предметных результатов6. Описание системы оценк...

Доклад на тему: «СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

1.  Понятие - системы оценивания2.Принципы построения системы оценивания3.Оценка личностных результатов4.Оценка метапредметных результатов5. Оценка предметных результатов6. Описание системы оценк...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система оценки: основные особенностиСистема   оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школыПланируемые результаты:три основные группы результатов...

Презентация:"Система оценки планируемых результатов освоения ООП"

Требования к современной  системе оценивания. Модель оценочной деятельности. Модель оценочной деятельности....