Работа с одаренными детьми в условиях ФГОС НОО
статья

Чуланова Елена Валерьевна

Презентация профессиональных достижений учителя. Данный материал поможет учителям в подготовке к аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Дивеевская средняя общеобразовательная школа»

«Работа с одаренными детьми

 в условиях реализации ФГОС НОО»

C:\Users\Пользователь\Documents\imgpreview.jpg

 

Презентация профессиональных достижений

учителя начальных классов

первой квалификационной категории

Чулановой Елены Валерьевны

 

с.Дивеево-2018 год

Добрый день уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию профессиональных достижений по теме « Работа с одаренными детьми в рамках ФГОС НОО».

 В современной России в последнее время стала актуальна проблема  развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для самого одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Некоторые педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, делай из них, что хочешь. Но это далеко не так легко, как кажется. Легко может быть тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды.

 Цель, которую я ставлю перед собой в своей работе -  это создании условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.  

Сегодня в начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления;  В связи с этим перед учителям стоят следующие задачи:

Задача учителя начальных классов:

  • выявление одарённых детей и создание системы работы с ними;
  • отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  • организация разнообразной внеурочной деятельности;
  • социальная и психологическая поддержка одаренных детей.  

Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии.  

Кого считают одаренным?

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2. дети с высоким уровнем творческих способностей;

3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности

4. дети, хорошо обучающиеся в школе

5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение

пониманию одаренности как психического явления. Таким образом, выявление одарённых детей, развитие степени их  одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.Исходя из опыта работы, я попробовала систематизировать свою

работу с одаренными детьми.) Вот какие основные компоненты работы с одаренными детьми применяю в своей практической деятельности:

•        выявление одаренных детей;

•        развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках;

•        развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, проектная деятельность);

•        создание условий для всестороннего развития одаренных детей

 Чтобы выявить одаренных детей и в дальнейшем развивать их способности использую следующие образовательные технологии:

  • Технология проблемно-диалогического общения;
  • Технология проектно-исследовательского обучения;
  • Технология дифференцированного обучения;
  • Технология продуктивного чтения;
  • Игровые технологии;
  • ИКТ;
  • Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
  • Портфолио учащихся.

 

    У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.  

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

1.        исследовательский;

2.        частично-поисковый;

3.        проблемный;

4.        проектный.

Формы работы, применяемые в работе с одаренными детьми:

•        классно-урочная (работа в парах, в малых группах),

•        дифференцированные разноуровневые задания,

•        творческие задания; -

•        консультирование по возникшей проблеме;

•        дискуссия;

•        игры.

Очень важны для развития одаренности младших школьников:

1.        предметные олимпиады;

2.        интеллектуальные марафоны;

3.        различные конкурсы и викторины;

4.        словесные игры и забавы;

5.        проекты по различной тематике;

6.        ролевые игры;

7.        индивидуальные творческие задания.

     Перед учителем начальной школы стоит задача создания оптимальных  условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями.  В своей работе я предусматриваю реализацию основных

направлений работы:

1 Диагностика психологических особенностей школьников с помощью специальных методик. Выявление учащихся, склонных к различным видам деятельности, определение уровня развития мыслительных операций, памяти, речи учащихся.

2 Игры на развитие психических процессов. Формирование более высокого уровня развития через систему специальных упражнений.,

3 Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках путём усложнения содержания задания. Развитие познавательных способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучение рациональным приемам самостоятельной работы.

4 Развитие речи учащихся средством внеклассного чтения. Развитие активного словарного запаса, обогащение мировоззрения.

5 Организация совместной деятельности учащихся на уроке через организацию групповых форм работы. Каждый ученик получает возможность на уроке говорить, доказывать, объяснять

6 Система дополнительных творческих заданий. Развитие умения организовывать самостоятельную деятельность, работать с дополнительными источниками информации, в том числе и Интернет.

7 Индивидуальная работа с одаренными учащимися по направлениям. Заинтересованность в более глубоком изучении предмета, участие в олимпиадах и конкурсах

8 Участие в проектно-исследовательской работе. Заложить основы исследовательской деятельности, участие в научно-практических конференциях и олимпиадах, создание проектов.

 Не надо забывать и о работе с родителями. Они в работе с одаренными детьми играют важную роль. В своей работе я использовала следующие направления:

- проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т.п.);

- консультации для родителей и индивидуальные встречи;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;

- проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Воспитание и развитие одаренности в ребенке»;

- творческие отчеты перед родителями и местным сообществом.

      В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неизвестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставьте условия для широкого проявления его возможностей.

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

Конкурсы, викторины, марафоны и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

    Ребята, кто обладает творческими способностями к рисованию, вышивке, декоративно-прикладному искусству являются активными участниками творческих конкурсов  разного уровня и являются не только участниками ,но и призёрами.

Среди моих учеников много ребят, которые хорошо поют, играют на музыкальных инструментах, читают стихи. Способности этих ребят очень хорошо помогает нам организовать и провести своими силами концерты. Самыми яркими и запоминающими стали праздники «День защитника Отечества», «День Матери», « Радуга талантов», « Прощай, начальная школа!» Ребята показали себя настоящими артистами.

      Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.

 

   Дети – национальное достояние любят страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения...

«Формы работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения»

В работе с одаренными детьми необходимо учитывать психологические особенности.Ю.З. Гильбух отмечал, что одаренные дети — это дети, выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием....

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном подходе, то есть способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цел...

«СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

  Статья посвящена вопросам организации работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС НОО. Авторы статьи раскрывают цели, задачи, принципы, ожидаемые результаты данной работы....

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС...

Эффективная работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ  В. В. Путиным утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система...

"Особенности работы с одаренными детьми в условиях ФГОС"

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка....