«Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие эффективной реализации вос-питательного процесса»
учебно-методический материал

Сообщение по теме: «Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие эффективной реализации вос-питательного процесса»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие эффективной реализации воспитательного процесса»

При рассмотрении проблемы повышение компетентности классного руководителя в сфере воспитательной деятельности целесообразно ответить на два вопроса «Зачем?» и «Как?»

Зачем современная школа вступила на путь модернизации, обновления содержания образования? Дело в том, что в своём подавляющем большинстве, выпускник традиционной школы имеет знания, но не способен применить их на практике при решении конкретных ситуаций, возникающих в жизни. Основной задачей деятельности педагога стала задача подготовки выпускника готового к роли гражданина, способного найти своё место в жизни, быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям современного общества, обладающего определённым набором компетенций.

Для того чтобы ответить на вопрос «Как повысить профессиональную компетентность классного руководителя в сфере воспитательной деятельности?», необходимо определиться с самим понятием компетентность и профессиональная компетентность.

Согласно словарю С.И.Ожегова, общее понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».

Выделяют четыре вида профессиональной компетенции педагога: коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллектуально-педагогическая.

Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:

Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.

Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

Таким образом, классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто как учитель-предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить  мониторинг, диагностику, прогнозировать результат,  творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.

Предлагаю вам алгоритм работы по повышению профессиональной компетенции

классных руководителей:

Диагностика проблем педагогов в воспитательной деятельности и уровня их профессиональной компетенции, которая включает в себя:

  • методика изучения уровня профессионализма классных руководителей;
  • методика выявления резервных возможностей качества воспитательной работы классного руководителя;
  • диагностика изучения профессиональных ориентиров педагогов в сфере воспитания;
  • диагностика успешности педагога;
  • диагностика изучения затруднений в деятельности классных руководителей
  • Анализ результатов диагностики.
  • Выбор способа решения проблем.
  • Работа МО классных руководителей (заседания, конференции, семинары – работа творческих групп, круглые столы, обмен опытом)
  • Индивидуальная работа классных руководителей (самообразование, курсы повышения квалификации, консультации, наставничество)
  • Апробация теории на практике (воспитательная деятельность).
  • Анализ результатов деятельности (наблюдение, тестирование).
  • Обобщение и распространение педагогического опыта (педагогические конкурсы, публикации, открытые мероприятия).

Такой подход способствует достижению создания адаптивной образовательной среды, способствующей творческому развитию педагога и его профессиональной компетенции и как следствие максимальной реализации его потенциала в полном соответствии с социальными и личностными запросами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сыровятская Татьяна Александровна ЭССЕ «Профессиональная компетентность классного руководителя – важный фактор современного образования».

В связи с изменением и повышением  требований современного общества к  воспитанию  подрастающего поколения  встают и новые задачи воспитания в современных условиях:приобщение...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся...

Контроль прохождения программы Контрольная работа № 1 слушателя курсов вариативного учебного модуля «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» (72 часа)

Контроль прохождения программыКонтрольная работа № 1 слушателя курсов вариативного учебного модуля«Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» ...

Формирование социальной и профессиональной компетентности классных руководителей.

Информация будет полезна социальным педагогам, педагогам-психологам и классным руководителям....

Профессиональная компетентность учителя начальных классов, как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Какими же качествами должен обладать современный учитель начальных классов, чтобы соответствовать запросам общества по воспитанию «свободной, высокоинтеллектуальной, адаптивной личности, обладаю...