Сыровятская Татьяна Александровна ЭССЕ «Профессиональная компетентность классного руководителя – важный фактор современного образования».
материал по теме

Тойчибекова Эльмира Гайнуловна

 

В связи с изменением и повышением  требований современного общества к  воспитанию  подрастающего поколения  встают и новые задачи воспитания в современных условиях:

  • приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;
  • создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
  • оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;
  • социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_na_temu.docx190.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сыровятская Татьяна Александровна

школа-гимназия №1

учитель начальных классов

Города Саркан

Алматинской области

  «Профессиональная компетентность классного руководителя –

            важный  фактор современного образования».

В связи с изменением и повышением  требований современного общества к  воспитанию  подрастающего поколения  встают и новые задачи воспитания в современных условиях:

  • приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;
  • создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
  • оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;
  • социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.

Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.

В настоящий период получает распространение следующее содержание компетентности как владения и обладания человеком соответствующего профессионализма, что включает его личностное отношение к предмету и содержанию деятельности.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и педагогические задачи, возникающие в реальных образовательных и воспитательных ситуациях, требующих применения конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и личностных качеств.

Педагогическая компетентность направлена на реализацию личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме, в вопросах своей профессиональной деятельности, максимально раскрывая свои личностные качества, адаптируясь к запросам современного образования.

Важное место в содержании компетентности отводится таким понятиям, как профессионализм – концентрированный показатель личностно-деятельностной сущности педагога, обусловленный мерой реализации его гражданской зрелости, ответственности и личностного долга.

По мнению исследователей, профессионализм педагога – это результат творческой деятельности личности, которая способна продуктивно, грамотно решать образовательные и воспитательные задачи.

Можно выделить следующие элементы педагогической компетентности:

  • специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемого предмета;
  • методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся;
  • социально-психологическая компетентность в сфере общения;
  • дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся.

Но классный руководитель не может быть «мастером на все руки». Успешный классный руководитель всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Чаще всего он это делает интуитивно. Школьная политика в сфере воспитания должна переводить этот процесс в план осознания педагогами своих возможностей, стилей, их развития, поддержки ценности вариативности осуществления классного руководства.

В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы. Есть   несколько видов специальных  компетентностей, которые  отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.

Нормативно-правовая компетентность:

  • знание законодательства о современном образовании;
  • нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;
  • умение применять правовую базу о защите детства;
  • применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.

Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:

  • овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;
  • разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени);
  • обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;
  • разработка научно-методических принципов системного анализа состояния и перспектив развития воспитательной работы в классе;
  • проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.

Компетентность здоровьесбережения направлена на изучение физического и психического здоровья учащихся класса, разработку совместно с администрацией школы программ развития и коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.

  • разработка методического инструментария активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.);
  • определение долговременных задач развития здорового образа жизни в социоприродной среде;
  • овладение технологиями просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма;
  • подготовка диагностических материалов по проблемам соблюдения санитарно-гигиенических требований к уроку, организации учебной деятельности, укрепление здоровья в свободное время.

Социокультурная компетентность  направлена на организацию разнообразной деятельности в области в области культуры и свободного времени учащихся.

  • изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
  • сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;
  • обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;
  • организация развития способностей и потребностей юношества в свободное время;
  • разработка системы освоения детьми природной среды.

Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов:

  • поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
  • насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;
  • формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;
  • овладение формами и методами обучения детей различным видам социальной деятельности и межличностного взаимодействия;
  • знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;
  • изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.

Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить  мониторинг, диагностику, прогнозировать результат,  творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Профессиональная компетентность учителя –важный фактор современного образования»

Эссе«Профессиональная компетентность учителя –важный фактор современного образования»                      ...

Эссе «Профессиональная компетентность учителя –важный фактор современного образования»

Эссе«Профессиональная компетентность учителя –важный фактор современного образования»                      ...

Контроль прохождения программы Контрольная работа № 1 слушателя курсов вариативного учебного модуля «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» (72 часа)

Контроль прохождения программыКонтрольная работа № 1 слушателя курсов вариативного учебного модуля«Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» ...

«Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие эффективной реализации вос-питательного процесса»

Сообщение по теме: «Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие эффективной реализации вос-питательного процесса»...

Профессиональная компетенция классного руководителя в современной школе

Профессиональная компетенция классного руководителя в современной школе...

Формирование социальной и профессиональной компетентности классных руководителей.

Информация будет полезна социальным педагогам, педагогам-психологам и классным руководителям....