Профессиональная компетенция классного руководителя в современной школе
статья

Дудина Наталья Александровна

Профессиональная компетенция классного руководителя в современной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

        С недавних пор вопрос о ключевых профессиональных компетенциях стал предметом широкого обсуждения. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Не секрет, что формирование и развитие учащихся в первую очередь предполагает высокий уровень профессиональной компетенции самих педагогов.

При рассмотрении проблемы повышение компетентности классного руководителя в сфере воспитательной деятельности целесообразно ответить на два вопроса «Зачем?» и «Как?»

Для того чтобы ответить на вопрос «Как повысить профессиональную компетентность классного руководителя в сфере воспитательной деятельности?», необходимо определиться с самим понятием компетентность и профессиональная компетентность.

Согласно словарю С.И.Ожегова, общее понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». В энциклопедии дано такое определение: Компетентность (лат. – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определённой области.

(сл.2)

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основной задачей воспитания является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Цель и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. (сл.3)

Задачи деятельности классного руководителя:

• формирование и развитие коллектива класса;

• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

• формирование здорового образа жизни;

• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

• защита прав и интересов обучающихся;

• организация системной работы с обучающимися в классе;

• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

• формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

• организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

(сл.4)

Функции классного руководителя (сл.5)

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

• обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

• установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

• проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

• взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

• организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

• стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

• ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

• регулирование межличностных отношений между обучающимися;

• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

• определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

• контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

• контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя (сл.6)

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

• групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

• определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

• учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

• обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой творческой деятельности обучающихся в классе.

Должностные обязанности классного руководителя (сл.7)

Организация учебно-воспитательного процесса в классе:

• регулярно контролирует посещаемость учебных занятий учениками своего класса (ведет учёт пропусков в классном журнале, каждый пропуск урока должен иметь оправдательный документ);

• проводит работу с учителями-предметниками, направленную на улучшение качества успеваемости учащихся (анализирует текущие оценки, регулярно проверяет наличие выставленных в журнал оценок в дневнике ученика; анализирует итоговые оценки и сообщает их родителям ученика или лицам, их заменяющим);

• контролирует дисциплину учащихся класса, не оставляет без внимания нарушения дисциплины учеником на уроке и во внеурочной деятельности;

• следит за внешним видом учащихся класса.

Организация внеурочной воспитательной работы с классным коллективом:

• изучает личные дела учащихся, состояние здоровья, семейную ситуацию;

• планирует совместную деятельность учащихся класса;

• проводит обязательные внеклассные мероприятия: классные часы, часы общения, информационные часы;

• осуществляет в классе необходимую педагогическую диагностику и привлекает к этой работе психолога школы;

• формирует вместе с учащимися совет дел класса;

• помогает учащимся выбрать актив класса;

• помогает в организации коллективных творческих дел;

• организует походы, экскурсии в музеи и театры, посещение выставок;

• организует воспитательную работу в классе согласно требованиям годового плана школы и плана воспитательной работы в классе;

• привлекает к осуществлению процесса воспитания учащихся общественные и молодежные организации.

Организация общественно полезного труда учащихся:

• организует дежурство учащихся в классе и школе;

• организует дежурство учащихся в школьной столовой;

• организует участие учащихся в производственной практике;

• контролирует выполнение учащимися требований практики;

• организует уборку кабинета, выполнение учащимися требований санитарно-гигиенического режима школы;

• организует общественно полезный труд учащихся (уборку объектов школы и пришкольного участка).

Организация сотрудничества с родителями учащихся:

• собирает сведения и заполняет страницу сведений о родителях в классном журнале;

• ставит родителей в известность о промежуточных и итоговых результатах учебной деятельности ученика;

• проводит выборы родительского комитета класса и выборы представителей родительского коллектива класса в состав попечительского совета школы;

• принимает активное участие в судьбе ребенка в трудных жизненных ситуациях;

• привлекает общественные организации к решению судьбы ребенка в трудных жизненных ситуациях;

• требует от родителей осуществления своих родительских обязанностей – контроля успеваемости ребенка (через дневники), соблюдения ребенком санитарно-гигиенических навыков; посещения учебного заведения;

• ведет индивидуальные собеседования с родителями, консультации;

• проводит родительские собрания.

Организация изучения социальных условий учащихся:

• изучает жилищно-бытовые условия ученика;

• посещает ученика на дому (в случае необходимости);

• готовит необходимые документы для оказания материальной помощи ученику (в случае необходимости);

• помогает ученику отстаивать свои права собственности (в случае необходимости).

Организация работы с документацией:

• изучает и оформляет личные дела;

• оформляет классный журнал;

• готовит отчеты по успеваемости за четверть и за год;

• составляет планирование организации воспитательного процесса в классе.

Организация повышения уровня профессионального мастерства:

• участвует в работе методического объединения классных руководителей;

• участвует в курсах повышения квалификации по воспитательной работе;

• изучает методическую и специальную литературу;

• делится опытом с коллегами по организации своей деятельности.

Классный руководитель – организатор общественной воспитывающей деятельности в современной российской школе, вне зависимости от особенностей и условий образовательного учреждения. Именно классный руководитель организует жизнедеятельность классного коллектива, коллективную творческую деятельность учащихся, общественно-полезную деятельность, деятельность свободного общения. (сл.8)

Таким образом, львиную долю профессиональной деятельности занимает организационный её компонент.

В основные функции классного руководителя наряду с задачами создания воспитывающей среды включена задача корректировки индивидуального пути развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференциация и индивидуализация процесса воспитания.

Обращает на себя внимание неумение детей организовать свое свободное время. Неспособность детей занять себя в свободное время, неразвитость индивидуальных интересов в сфере досуга в дальнейшем может служить причиной вовлечения их в антиобщественную среду.

Прямая обязанность образовательных коррекционных учреждений – сформировать способность противостоять внешним негативньм влияниям. С другой стороны, следует, вероятно, направлять интересы в досуговой сфере, научить детей правильно распределять свободное время.

В концепции воспитательной системы средней школы формулируется главная проблема современного общества – воспитание духовно-нравственной, социально развитой личности школьника.

Главными задачами становятся:

• воспитание личности, способной принимать решения в ситуации морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, обществом, страной;

• создание условий для саморазвития ребёнка как субъекта деятельности, как личности;

• формирование активного гражданина, патриота.

Закон «Об образовании» называет одним из принципов государственной политики «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Осуществление этого принципа в условиях детских домов и школ-интернатов имеет свою специфику, которая должна в полной мере учитываться при построении учебно-воспитательного процесса.

Сформулированная таким образом цель воспитания предполагает целостность воспитательной программы, включающей в себя все стороны жизни воспитанника, будь то учебная, художественная, трудовая, гигиеническая или досуговая деятельность. Реализация направлений работы воспитателя формирует способности воспитанника быть субъектом собственной жизни, находить достойные способы строить свое поведение, производить достойный человека выбор и занимать осознанную жизненную позицию.

В условиях коррекционной школы цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя – создание условий для разностороннего развития личности школьника в условиях личностно ориентированной коллективной творческой деятельности. (сл.9)

Классный руководитель включает детей в разнообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентирующую, трудовую, общественную, художественную, физкультурную, игровую, деятельность свободного общения, стимулирует их самопознание и самовоспитание, вооружает их знаниями и умениями, организует коллективную творческую деятельность детей. Это и раздача поручений, и организация детского самоуправления, и совместная личностно ориентированная коллективная творческая деятельность.

Классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Профессиональная компетенция классного руководителя в современной школе

Дудина Н.А. , учитель начальных классов

Новосибирск, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Классный руководитель в современной школе. ФГОС"

Современные образовательные стандарты, безусловно, базируются на классике педагогики. Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен срабо...

Классный руководитель в современной школе, задачи и решения.

Статья о работе классного руководителя и использовании в воспитательной работе активных методов обучения....

Повышение профессиональной компетенции классного руководителя младших классов в области воспитания, как требование времени.

Воспитание всегда шло и идет в двух формах - в форме обучения и в форме «воспитания в жизни».Обучение (в широком смысле слова) - это процесс развития и пре­одоления определенных личностных отношений в...

статья "Профессиональная компетенция классного руководителя: ее компоненты и пути повышения"

В данной статье затрагивается  вопрос о ключевых профессиональных компетенциях классного руководителя. Решается  актуальность этой проблемы в современном образовании. А также предлагается (р...

Специфика профессиональной деятельности классного руководителя в начальной школе

Влияние физических упражнений на умственную работоспособность человека...

Профессиональные компетенции классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося....