Роль методического объединения классных руководителей в современной школе
учебно-методический материал по теме

Власенко Елена Александровна

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически... Почти все признают, что воспитание требует терпения..., но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
                    К.Д.Ушинский

Именно специальные знания педагога влияют на формирование личности учащегося. В связи с этим, естественно, что в современной школе необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства классного руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль методического объединения

 классных руководителей в современной школе

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически... Почти все признают, что воспитание требует терпения..., но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
К.Д.Ушинский

Именно специальные знания педагога влияют на формирование личности учащегося. В связи с этим, естественно, что в современной школе необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства классного руководителя.

         

В условиях модернизации системы образования предъявляются требования к профессиональной компетенции педагогических работников. Сегодня востребован не просто классный руководитель, а педагог-психолог, педагог-технолог, способный на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. Для этого необходима действенная и эффективная структура методической помощи в образовательном учреждении, роль которой значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Методическая работа - важнейшее звено системы непрерывного образования, составная часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия.

         Методическая работа дает возможность классным руководителям не только участвовать в реализации школьных программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого их потенциала, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

         В целях создания необходимых условий для совершенствования педагогического мастерства классных руководителей, повышения научности руководства воспитательным процессом в классных коллективах организация методического объединения классных руководителей в современной школе признается неоспоримым фактом.

        Специфика деятельности методического объединения классных руководителей в современной школе определяется Концепцией воспитательной системы школы и должна соответствовать следующим принципам:

- научности (поиск и разработки классных руководителей должны иметь методологическую основу);

- гуманитаризации (основой содержания воспитания является человек, педагог, развитие его умений, способностей, ценностных отношений гармонии и культуры мира);

- системности (предполагает необходимость планирования и реализации всех ступеней научной и практической разработки проблемы);

- актуальности и востребованности (направленности на профессионально значимые проблемы, касающиеся содержания и организации воспитательной работы);

- культуросообразности (разработке содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной, профессиональной, общечеловеческой культуры).

          Содержание работы методического объединения классных руководителей в современной школе регламентируется Законами РФ, нормативными документами, инструкциями, приказами Министерства образования и науки РФ; Уставом учреждения, локальными актами к Уставу ("Положением о методическом объединении классных руководителей»), Программой развития, ежегодным планом работы; новыми психолого-педагогическими, методическими исследованиями, повышающими уровень методической работы; результатами диагностики и мониторинга состояния воспитательного процесса, уровня воспитанности учащихся, помогающих определить основные проблемы и задачи методической работы; использованием информации о передовом опыте методической службы в школах города.

!!! ПРЕДЛАГАЮ СОВМЕСТНО ОПРЕДЕЛИТЬ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   М.О. КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

         В содержание деятельности методического объединения классных руководителей в современной школе необходимо включить:

- повышение профессионального уровня педагогов по вопросам воспитания и методики воспитания (овладение новыми воспитательными технологиями; повышение творческого потенциала педагогов с учетом их индивидуальных способностей; оказание практической помощи в организации воспитательной работы с учащимися и т.п.);

- разработку методических рекомендаций по эффективной организации воспитательного процесса;

- обобщение воспитательных результатов школы;

- координацию воспитательной деятельности классных руководителей и организацию их взаимодействия в педагогическом процессе;

- обмен положительным педагогическим опытом в достижении воспитательных результатов;

- экспертизу воспитательных программ педагогов;

- совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в школе;

- выстраивание перспектив воспитательных структур школы;

- развитие творческих связей и контактов с аналогичными подразделениями в других школах, с подразделениями высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, исследователями в интересах совершенствования работы классных руководителей;

- оценку работы членов объединения, ходатайство перед администрацией о поощрении лучших классных руководителей.

         На методическом объединении классных руководителей рассматриваются решения важнейших вопросов жизнедеятельности школы, вопросы освоения современных методик, форм, видов, средств, новых педагогических технологий в воспитании детей. Методические объединения классных руководителей способствуют сплочению коллектива, сохранению и развитию традиций школы, стимулируют инициативу и творчество педагогов, активизируют их деятельность в научно-исследовательской и поисковой работе, выявляют и предупреждают недостатки, затруднения и перегрузки в работе.

Главная цель методического объединения – совершенствование воспитательного процесса в школе, его постоянное саморазвитие, рост уровня воспитанности школьников.

         Основная задача работы методического объединения классных руководителей в современной школе заключается в методической поддержке классного руководителя в проектировании и реализации системы профессиональной деятельности в условиях модернизации образования по следующим направлениям:

- повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы;

- повышение духовной культуры и научно-практической подготовки классных руководителей в области воспитания учащихся;

- освоение современных концепций воспитания и педагогических технологий;

- выработка единых требований и мер по решению наиболее принципиальных вопросов практики воспитания коллектива и личности;

- углубление знаний классных руководителей о методах воспитательной работы, вооружение их методикой воспитательной работы и оказание помощи в совершенствовании индивидуального педагогического мастерства;

- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по воспитанию учащихся и созданию нового опыта на основе рекомендаций педагогической науки;

- организация программно-методического сопровождения организации воспитательной работы в классе, школе, способствующей совершенствованию и повышению эффективности воспитательной работы в школе;

- обеспечение выполнения единых, принципиальных подходов к воспитанию учащихся.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

В целях создания необходимых условий для совершенствования педагогического мастерства классных руководителей, повышения научности руководства воспитательным процессом в классных коллективах Министерство образования Российской Федерации рекомендует, используя накопленный опыт, организовать в школе (районе) методическую работу по вопросам воспитания учащихся.

Возможно создание методическое объединение классных руководителей 1-4 кл, 5-8 кл, 9-11 кл. или 1-11 кл., что встречается у нас.

Возможно и то, что вопросы воспитания, могут рассматриваются в системе деятельности предметных методических объединений.

При планировании работы методического объединения необходимо учитывать:

  • нормативные документы Министерства образования Российской Федерации, определяющие главные направления воспитательной работы; проблемы воспитания, стоящие в центре внимания областных, городских и районных отделов образования;
  • разрабатываемую в регионе модель воспитания;
  • основные направления воспитательной работы, сложившиеся в школе, в том числе проблемы, над которыми работает школа, район, опыт решения этих проблем в отдельных коллективах, в научно-методической литературе;
  • реальное состояние воспитательной работы в школе и уровень воспитанности учащихся;
  • возрастные особенности учащихся и специфические проблемы воспитания школьников, возникающие на каждом этапе формирования личности;
  • уровень педагогического мастерства, квалификацию и опыт классных руководителей, являющихся членами методического объединения, их готовность к решению предстоящих воспитательных задач (на основе диагностики), определившиеся интересы в области теории и методики воспитания, а также реальные возможности для внедрения в практику рекомендаций педагогической теории и передового опыта.

Анализ состояния дел в школе и классах, учет типичных затруднений в воспитательной работе, недостатков и проблем воспитания школьников помогут правильно поставить задачи и направить работу на их решения.

Особое внимание следует уделить научно-практической проблеме, над решением которой работает коллектив школы в целом. Если школа, к примеру, работает над проблемой личностно ориентированного воспитания учащихся, то и в задачах работы методического объединения также должны найти отражение вопросы теоретической и методической подготовки классных руководителей по проблемам личностно ориентированного воспитания, выработки единых требований к работе по данному направлению, изучение передового опыта и т. д.

Методическое объединение классных руководителей может сосредоточить внимание и на какой-то одной стороне общешкольной проблемы. Так, одним из вопросов, требующих совершенствования теоретической и методической подготовки учителей, является организация работы по формированию гражданской позиции учащихся. Являясь частью проблемы личностью ориентированного воспитания, этот вопрос имеет в то же время самостоятельное теоретическое и практическое значение. Внимание классных руководителей в этом случае будет сосредоточено на воспитании гражданственности личности школьников, на психологии мотивов и методике организации деятельности учащихся и т. д.

Методическое объединение не должно забывать о необходимости постоянного внимания классных руководителей к воспитанию ответственного отношения к учению, формированию у школьников потребности в знаниях, предупреждению и преодолению неуспеваемости. В связи с этим в задачах работы методического объединения это должно найти отражение. Опыт показывает, что наибольшего воспитательного эффекта в своей работе достигают те классные руководители, которые опираются в своей деятельности на детские организации и юношеские объединения. Методические объединения классных руководителей должны помочь учителю овладеть методикой работы с детскими организациями.

Сосредоточение внимания классных руководителей прежде всего на необходимости теоретической подготовки поможет в поиске новых путей и методик успешного практического решения проблем воспитания.

Учет опыта классных руководителей и реальных возможностей его дальнейшего совершенствования на научной основе сделает задачи деятельности методического объединения реальными, позволит наметить последовательные этапы роста отдельных классных руководителей, организовать помощь, обмен опытом работы и т. и.

 Предлагаются следующие примерные структуры плана работы методического объединения:

  • Анализ работы методического объединения за учебный год.
  • Задачи методического объединения.
  • Заседания методического объединения.
  • Межсекционная работа.

Возможно:

  • краткий анализ социально-педагогической ситуации развития учащихся;
  • педагогические задачи объединения;
  • календарный план методического объединения;
  • график проведения классных мероприятий;
  • повышение профессионального мастерства классного руководителя (темы самообразования классных руководителей, участие в курсах повышения квалификации);
  • подготовка творческих работ, выступлений;
  • работа по аттестации педагогов;
  • изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.

Организация работы МО классных руководителей предполагает наличие документации:

1. План работы МО утверждается сроком на один учебный год на заседании объединения (в случае необходимости в него могут быть внесены коррективы).

2. План МО классных руководителей является частью годового плана работы школы.

3. Заседание МО проводится 4-5 раз в учебном году.

4. Заседания МО протоколируются (указываются вопросы, обсуждаемые МО, решения и рекомендации).

5. Доклады, сообщения, сделанные на заседаниях МО, конспекты разработок воспитательных мероприятий сдаются в его методическую "копилку".

6. В конце учебного года анализ деятельности МО представляется администрации школы, у нас в районе в УО.

!!!    А СЕЙЧАС ПРЕДЛГАЮ ОПРЕДЕЛИТЬ структуру проведения методического объединения 

Структура проведения методического объединения:

1. Вступительное слово председателя методического объединения о проблеме и цели заседания;

2. Выступление по теме заседания;

3. Обмен опытом работы классных руководителей;

4. Обзор методической литературы;

5. Рекомендации;

6. Текущие вопросы.

!!!    СКАЖИТЕ, КАКИЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВЫ ПРАКТИКУЕТЕ?

 Формы методической работы: 

  • методические сессии;
  • дидактические трибуны;
  • методические студии;'
  • тренинги;
  • обзор идей личностного развития ребенка;
  • деловые игры;
  • практикумы, семинары;
  • методические конференции;
  • мастер-класс;
  • "мозговой штурм";
  • экспресс-анкеты.

ОБРАЩАЮ ВАШЕ ВНИМНИЕ НА примерной схеме анализа работы МО

Примерная схема анализа работы МО

  • Реализация основных задач работы методического объединения, влияние работы методического объединения на повышение качества воспитательной работы, уровня воспитанности учащихся в школе.
  • Профессиональное мастерство воспитателей, динамика, критерии.
  • Итоги работы методического объединения но повышению общетеоретического, методического уровня классных руководителей, их деловой квалификации.
  • Итоги внедрения рекомендаций, данных классным руководителям в течение учебного года, оценка их новаторских поисков.
  • Связь работы методического объединения с самообразованием учителя, с молодыми классными руководителями.
  • Что стало положительным в работе классных руководителей; какой опыт одобрен, обобщен, какие трудности в работе классных руководителей отмечает методическое объединение.
  • Как изучается уровень состояния воспитательной работы в классах, уровень воспитанности учащихся.
  • Участие методического объединения в реализации идей по выбранной проблеме воспитания школьников.

В школе может быть создан методический центр «В помощь классному руководителю». Это стенд или уголок, материалы которого меняются один раз в месяц (можно чаще).

Рекомендуются следующие рубрики:

  • План КТД.
  • Рекомендации классному руководителю по его организации.
  • Опыт лучших — всем.
  • Вести с классных часов.
  • Литература в помощь классным руководителям.
  • Тема очередного занятия классных руководителей, межсекционная работа.

Руководителями школьных методических объединений классных руководителей назначаются наиболее опытные классные руководители, учителя, работающие творчески, склонные к исследовательской деятельности. У нас часто руководят МО заместители директора по ВР. Не забывайте, что в положении о МО должно быть написано кто у вас руководит (заместитель или кл.рук.).

Заместитель директора по воспитательной работе инструктирует классных руководителей и других лиц, привлеченных к руководству внеклассными занятиями школьников, оказывает им педагогическую помощь, направляет совместные усилия учителей и воспитателей на совершенствование всех звеньев воспитательной работы.

!!!  Запишите ФИО руководителя МО кл.рук. вашей школы

Обязанности руководителя методического объединения

  • Планирование работы методического объединения. Распределение обязанностей между классными руководителями по их участию в работе методического объединения.
  • Подготовка и проведение заседаний методического объединения (не менее четырех в течение учебного года). Ведение и оформление протоколов заседаний методического объединения, проверка выполнения принятых решений.
  • Организация открытых внеклассных занятий и мероприятий.
  • Обобщение и распространение передового педагогического опыта классных руководителей.
  • Подведение итогов работы и выработка на их основе рекомендаций.
  • Анализ работы методического объединения.
  • Оформление и хранение методических материалов.
  • Создание благоприятных условий для организации методической работы, повышение профессионального мастерства классных руководителей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что МО классных руководителей играет большую роль во внедрении в практику обучения и воспитания современных технологий. Хотелось бы ещё раз остановиться на шести характерных моментах в организации воспитательной деятельности.

  • Во-первых, проектирование и организация процесса воспитания учащихся важную роль играет стратегическое планирование. Классные руководители при проектировании не ограничивают свои воззрения на воспитательный процесс рамками годового плана работы, а с помощью инновационных форм пытаются создать программы и модели развития воспитательной деятельности.
  • Во-вторых, применяется, системный способ организации воспитательного процесса. Для того, чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние носили целенаправленный и системный характер, классные руководители объединяют отдельные воспитательные дела и мероприятия в более "крупные дозы воспитания" (термин В.А. Краковского) - так называемые системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса, к которых можно отнести ключевые дела, тематические программы.
  • В-третьих, "крупные дозы воспитания" сочетаются с малыми формами воспитательной работы, направленными на развитие и проявление индивидуальности каждого ребенка. Они стремятся к тому, чтобы каждый их воспитанник имел реальные возможности и условия стать самим собой. Поэтому в планы воспитательной работы они включают циклы тематических классных часов "Познай себя", "Сотвори себя сам", тренинги саморазвития и личностного роста.
  • В - четвёртых, существенную роль в процессе воспитания играют традиции классного коллектива. Классные руководители убеждены в необходимости использования воспитания детей традиционных форм и способов построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требует меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке.
  • В-пятых, наряду с деятельностью важным средством воспитания является общение. В объективе внимания классных руководителей находятся проблемы делового и неформального общения в детском коллективе, развития коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только значительно обогатило воспитательный процесс, но и способствовало повышению его эффективности.

В-шестых, для анализа и оценки эффективности процесса воспитания учащихся специально разрабатывается и используется диагностический инструментарий, состоящий из совокупности критериев, показателей и методик для изучения результативности воспитательной деятельности.

И в заключение этой темы хочется сказать. Да, перед человечком, которому еще только предстоит стать личностью, вопросов много. И мы обязаны помочь ребенку найти кредо жизненного пути. Методическое объединение помогает классным руководителям подобрать формы, методы работы с учащимися, способствующее этому.

 - ВОПРОСЫ

_________________________________________________________________________

- о том, как организована работа методического объединения классных руководителей в основной общеобразовательной школе нам расскажет Шипицина Татьяна Ивановна

- ВОПРОСЫ

- я предоставляю слово Классиной В.С. она нам расскажет об организации работы методического объединения классных руководителей в средней общеобразовательной школе

- ВОПРОСЫ

- ОБЗОР МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (сайты, журналы)

- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА (папка)

-  сейчас я предлагаю вам подумать о том, в каких вопросах воспитательной деятельности вам требуется методическая помощь. ЗАПИШИТЕ. Передайте.

_________________________________________________________________________

- следующий вопрос семинара классный час

- анализ классного часа учителем.

Вопросы, предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Классный руководитель в современной школе. ФГОС"

Современные образовательные стандарты, безусловно, базируются на классике педагогики. Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен срабо...

Классный руководитель в современной школе, задачи и решения.

Статья о работе классного руководителя и использовании в воспитательной работе активных методов обучения....

Роль классного руководителя в современной школе

Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и...

Роль классного руководителя в современной школе.

Перечислены основные принципы работы классного руководителя в современной школе....

Деятельность классного руководителя в современной школе

Статья о работе классного руководителя из опыта работы....

Профессиональная компетенция классного руководителя в современной школе

Профессиональная компетенция классного руководителя в современной школе...