Применение наглядных материалов в условиях реализации ФГОС
методическая разработка (1 класс)

За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении. Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Актуальность данной темы заключается в раскрытии эффективности использования наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnost.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении. Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Актуальность данной темы заключается в раскрытии эффективности использования наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта.

На современном этапе бурного развития начальной школы, каждый учитель должен творчески подходить к организации процесса обучения. Проводить уроки разнообразно и увлекательно в начальной школе наиболее сложно, так как учителю на данной ступени обучения необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии и т. д. Каждый из этих предметов вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение образовательных задач. К тому же ребенок в начальной школе уже понимает, что учение это труд не легкий. Учитель в свою очередь должен сделать так чтобы этот не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал познавательную активность. Как же помочь ребенку не растеряться в столь мощном потоке информации? Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?

Общеизвестным является тот факт, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем больше рецепторов вовлечено в восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность была введена Я. А. Коменским в педагогическую науку как дидактический принцип наглядности. Данный принцип предполагает переход от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. Использование наглядных средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации. С помощью демонстрации внимание обучающихся оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске. B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности:

  • Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция — знакомство обучающихся с реальными объектами природы.
  • Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция — знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
  • Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.
  • Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция — знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.
  • Звуковая наглядность; функция — воспроизведение звуковых образов.
  • Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция — развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.
  •  Смешанная наглядность — учебный звуковой кинофильм; функция — воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Прежде чем отобрать для урока тот «или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя.

Системно — деятельностный подход, как методологическое основание нового ФГОС, предполагает сформированность у обучающихся способности быстро ориентироваться в складывающихся на уроке учебных ситуациях. Появившиеся наглядные средства имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учеников, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение обучающихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.

В начальных классах формируются не только представления учеников об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид — печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные. Достоинства учебных картин — их большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь внимание детей, статичность. Используя учебные картины, учитель знакомит школьников также и с приемами работы, которые потом найдут место при самостоятельной деятельности учеников с раздаточным материалом не только печатного, но и предметного характера, то есть с помощью картин формирует общеучебные умения.  Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: «Грибы», «Береза и ель», «Птицы» и т. п.). Другие таблицы представляют собой сочетание цифрового, текстового или графического материала с одним либо несколькими рисунками или без них. Одни таблицы используются в качестве иллюстраций при объяснении нового материала, другие — как источник дополнительной информации для уточнения, расширения знаний учащихся, как материал для организации тренировочных упражнений. Особое место занимают справочные и инструктивные таблицы: «Правильно черти и измеряй», «Правильно сиди при письме», «Правила дорожного движения». Они предназначены для длительного пользования.

Еще одним средством наглядности мы можем считать цифровые образовательные ресурсы. Они позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов. Использование компьютерных технологий позволяют с большой степенью наглядности представить мысленные модели реальных процессов, обеспечивающих четкую фиксацию образа явления или процесса в сознании учеников, позволяют варьировать скорость протекания процесса.. Возможно сопровождение урока не только путем показа хороших презентаций, но и привлечение звукового сопровождения. Можно использовать на уроке материалы из сети Internet.

Как показывают исследования психологов, младшие школьники отличаются высокой познавательной активностью. У них преобладает наглядно-действенное мышление. Находясь в поиске ответов на бесчисленные вопросы, ребенок с большой готовностью выполняет практические действия с предметами, которые его заинтересовали. В процессе обучения детей младшего школьного возраста важно создать благоприятные условия для полного и глубокого осознания обучающимися учебного материала в процессе многократного повторения практических действий. Здесь важно сочетать использование демонстрационного наглядного материала с одновременной практической деятельностью учащихся с индивидуальным дидактическим материалом. У детей этого возраста преобладает непроизвольное внимание и память. Эта особенность определяет частую смену видов деятельности и включение игры в учебный процесс.

Одним из ведущих методов, обучения у детей начальной школы является дидактическая игра. Дидактическая игра оказывает большое влияние на познавательную деятельность учащихся. В результате систематического ее использования в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение. Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость. В умело построенной игре ученики систематизируют и закрепляют свои знания, усваивают общие понятия. Многие игры помогают повторить полученные знания в системе, в новых условиях, что способствует более глубокому усвоению пройденного. Дидактическая игра способствует развитию внимания, формирует волю детей. Игре свойствен динамизм, поэтому в ней недопустимы обилие замечаний дисциплинарного порядка. Учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая состоит в соблюдении определенного темпа, в предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Должна быть четко поставлена цель игры. С помощью дидактических игр решаются разные учебные задачи. Есть игры, формирующие у учащихся навыки контроля и самоконтроля (например, математическое домино) Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. Однако не стоит злоупотреблять средствами наглядности, применение этого принципа должно строго соответствовать ряду условий, прежде всего это возраст учеников. Кроме того наглядность применима не на всех этапах урока, демонстрация должна быть приведена таким образом, чтобы все учащиеся имели возможность хорошо видеть демонстрируемы материал. При показе иллюстраций необходимо четко выделять главное, детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации. Демонстрируемые явления и предметы должны быть точно согласованы с изучаемым материалом. Таким образом, проведенные выше аргументы подтверждают выдвинутую гипотезу об актуальности использования средств наглядности в условиях реализации ФГОС -2. При соблюдении приведенных методических рекомендаций можно действительно добиться высоких показателей уровня качества знаний учащихся, интенсифицировать образовательный процесс, развить логическое мышление и ассоциативную память обучающихся

Хабибуллина Ф. Г., Куренова Н. А., Зиганшина Г. Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. 47- — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7797/ (дата обращения: 27.01.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность в системе Л. В. Занкова

Начиная с 2008 года,  работаю по программе Л.В.Занкова. Общая целевая установка в федеральном государственном образовательном стандарте совпадает с целью системы развивающего обучения Л.Занкова –...

Статья "Применения эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Статья рассказывает о технологиях критического мышления "зигзаг", "инсерт", "дерево предсказаний". Каждая технология рассматривается на конкретном материале урока....

Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать учащимся ситуацию успеха:видеть в каждом ученике уникальную личность;помнить, что все дети талантливы;создавать "ситуацию успеха&qu...

Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....

Применение активных методов обучения на уроках в условиях реализации ФГОС

Одна из характерных черт современного образования является резкое увеличение объёма информации, которую необходимо усвоить учащимся.Увеличение объёма информации наблюдается во всех дисциплинах: в хими...