Особенности применения ИКТ при обучении слабовидящих школьников в условиях реализации ФГОС НОО
статья по теме

Чиркова Ольга Николаевна

Использование ИКТ технологий в школе III вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Особенности применения ИКТ при обучении слабовидящих

школьников в условиях реализации ФГОС НОО

    Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования  информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Главной задачей  обучения детей с нарушением зрения   является  коррекция и компенсация нарушенных и недоразвитых функций глаза, формирование представлений об окружающем мире, а в конечном  итоге,  адаптация  к обычной жизни. Эта задача может и должна быть выполнена на новом качественном уровне: обучение по новым ФГОСам НОО,  применение в коррекционном процессе информационно-коммуникационных технологий.

     Применение  информационно - коммуникационных технологий

в процессе обучения детей с нарушениями зрения позволяет решить следующие задачи:

  • Осуществление полисенсорного восприятия. (Зачатую отставание в развитии мышления и памяти у детей с нарушениями зрения связаны именно с обедненным, ограниченным зрительным восприятием внешнего мира. Использование слайдовых презентаций значительно обогащает представление детей об окружающем мире, способствует развитию познавательной деятельности).
  • Демонстрация различных объектов в многократно увеличенном виде. (Появляется возможность демонстрации различных объектов с помощью  мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде. Это особенно важно при таких глазных патологиях, как миопия различной степени, глаукома, гиперметропия, гиперметропичекий астигматизм).
  • Компенсация объема информации. (Объединение аудио-, видео-, анимационных объектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы, значительно снижает объем зрительной нагрузки. Это имеет большое значение для детей с атрофией зрительного нерва, которым  необходимо снижать информационную нагрузку на 40 %.
  •  Усиление положительной эмоциональной подачи материала (на основе мультимедийных технологий позволяет облегчить усвоение материала и снизить утомляемость учеников)
  • Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка. (Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.)
  • Формирование навыков исследовательской деятельности.
  • Обеспечение  доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

  Для решения выше изложенных задач применяю следующие направления:

  • создание аудиопособий ;
  • создание мультимедийных презентаций к учебнику;
  • подготовка индивидуальных карточек для обучения;
  • подготовка дополнительного материала;
  • использование готовых электронных учебных материалов.

  Особую роль в системе обучения слепых, слабовидящих и частичнозрячих детей играет аудиоматериал (аудиоколлекция различных звуков, а также аудиозаписи произведений).  Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия (тактильного и слухового).  Аудиопособия   использую как при фронтальном,  так и при групповом или индивидуальном обучении, на уроках, коррекционно-развивающих занятиях, а также во внеурочной деятельности. Например, на коррекционных занятиях  по охране зрения и развитию зрительного восприятия  при уточнении представлений дети прослушивают аудиозаписи  звуков природы, голосов животных, бытовых шумов. Всё это помогает составить яркий научный образ, помогает в работе над ключевыми понятиями, активизирует познавательную деятельность.

   Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание слабовидящего ребенка. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия  и цели, которую ставит учитель.

    При составлении презентаций учитываю тифлопедагогические рекомендации:

Использование  нейтральных  цветов фона слайда (светло-серая, светло-синяя, светло-зеленая, светло-розовая,  желто-зеленая,  светло -  коричневая гамма, можно использовать белый или бежевый цвета).  Слайды, на которых цвета используются некорректно  утомляют глаза.

  • Отсутствие фоновых рисунков (любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала);
  •  Соблюдение облегчающей зрительное  восприятие цветовой гаммы (зеленые, желтые, коричневые, оранжевые тона и оттенки). На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
  • Использование  брускового  шрифта (избегать курсива), рекомендуется использовать не более двух размеров шрифта.
  • Контрастность  (фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее).
  • Изображения  должны быть реалистичны,  свободны от излишних деталей и линий. Вместе с тем в них должны четко выделяться существенные признаки изучаемых на уроке предметов и явлений. При сопровождающей роли рисунок должен занимать 1/8 - 1/4 часть поля слайда. Если рисунок помещается на слайд как объект изучения, то лучше его разместить на все поле. Будут видны мелкие детали, на которые в устной форме можно еще раз обратить внимание учащихся. Изображение необходимо обработать, убрав лишние элементы, отрегулировав яркость и контрастность.
  • Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д. Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий приводит к быстрой   утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания.
  • непрерывная длительность просмотра  не должна превышать для 1-х классов – 8 мин, 2-4-х классов – 10 - 12 мин

    Приведу примеры использования презентаций на моих уроках и занятиях. На уроках математики дети  изучают  состав чисел, соотносят схемы и текст задач, объясняют  решение, отрабатывают вычислительные навыки с помощью тренажеров.

  На уроках обучения грамоте и русского языка  использование ИКТ помогает организовать работу над звуком, звуковой схемой слова, над предложением, текстом,  проводить словарную работу, орфографическую минутку.

    Особенно интересно с помощью презентаций проходят  уроки чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и технологии. Демонстрация  картин художников, портретов писателей, картин окружающей нас природы, видеофрагментов,  карт, моделей, таблиц, схем, последовательности выполнения работы позволяют сделать уроки эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у детей живой интерес, что способствует хорошей результативности урока.

   В моей методической копилке есть немало презентаций для уроков окружающего мира 1–4-х классов. Вот некоторые из них:

  • “Почему звенит звонок?” – 1-й класс
  • “Кто такие рыбы?” – 1 -й класс
  • “Где зимуют птицы?” – 1-й класс. и т.д.

Подборка иллюстративного материала:

•        “Бытовая техника ”

•        “Дикие и домашние животные”

•        “Овощи и фрукты”

•        “Зимующие и перелётные птицы” и т.д.

Помимо созданных самостоятельно материалов  использую на уроках электронно-учебные пособия. Весь учебно-методический комплекс «Школа России» имеет электронные приложения к учебникам по всем предметам школьного цикла. Они содержат систему различных компьютерных упражнений. Эти программы широко используются на уроках, но формулировку некоторых заданий приходится адаптировать для понимания учащимися смысла, уменьшать объём выполняемых заданий. При планировании урока подбираю наиболее эффективные задания, выбираю те, с помощью которых можно достигнуть нужных результатов. Например, при знакомстве с буквой А  использовала следующие задания: знакомство со звуком,  найди слова по картинке, составь рассказ, дополнительным задание  было  просмотр мультфильма.

    В современной школе всё больше внимания уделяется не столько получению готовых фактических знаний, сколько развитию у школьников умения получать эти знания самостоятельно. Этому служит проектно-исследовательская деятельность.

Темы проектов:

  1. Математика в числах, пословицах и загадках.
  2. Моя малая Родина.
  3. Моя семья.

   С помощью мультимедийных презентаций  разучиваем с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.  На экране монитора появляются  картинки – символы различных упражнений.   Данные упражнения способствуют усилению кровообращения, повышению тонуса глазных мышц, уменьшению утомляемости глаз. 

    В заключение хочу сказать, что использование ИКТ не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а

  • является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности,
  • создаёт положительный эмоциональный настрой,
  • повышает качество знаний;
  • продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы воспитания и обучения первоклассников в условиях реализации ФГОС

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности : оосзнание мотива наказание, убеждение, авторитет, специальные условия и др....

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Выступление на педсовете. Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе.  И дети, как правило, ждут, чтобы в...

Статья "Применения эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Статья рассказывает о технологиях критического мышления "зигзаг", "инсерт", "дерево предсказаний". Каждая технология рассматривается на конкретном материале урока....

Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать учащимся ситуацию успеха:видеть в каждом ученике уникальную личность;помнить, что все дети талантливы;создавать "ситуацию успеха&qu...

Применение активных методов обучения на уроках в условиях реализации ФГОС

Одна из характерных черт современного образования является резкое увеличение объёма информации, которую необходимо усвоить учащимся.Увеличение объёма информации наблюдается во всех дисциплинах: в хими...

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ, реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС НОО

Распознавать однокоренные слова, выделять в них кореньОбосновывать правильность определения однокоренных слов и корня в однокоренных словах, наблюдать за единообразным написанием корня в однокоренных ...