Главные вкладки

    использование нумерации букв алфавита
    занимательные факты

    Переверза Нина Ивановна

    Интересные задания с использованием нумерации букв алфавита на различных уроках и внеурочке и также на различных его этапах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tvorcheskiy_uchitel.docx979.94 КБ

    Предварительный просмотр:

              Тема: «Идеи, которые я реализую при обучении или на занятиях»

        Работая учителем начальных классов на протяжении многих лет, я задалась вопросом: как сделать некоторые моменты уроков интереснее, и чтобы они решали несколько задач.

           Как известно, в начальных классах присутствуют  минутки чистописания, орфографические минутки, моменты актуализации знаний и не на одном уроке, и не на одном предмете. Готовясь к уроку математики, я просматривала методички по предмету, и в одной из них я нашла то, что мне надо.

           Обучающиеся записывают под диктовку числа (на минутке чистописания). Образец записи цифр в кабинете всегда на виду, как и алфавит. В методичке так: 13,6,15,30,14,1,20,30,3,13,6,23,17,16,18,16,12,16,3. Расшифруйте запись, используя нумерацию алфавита букв. Я понимала, что это долго. Предложила детям работать в паре: один говорит число, другой в тетради  пишет букву.  Получается «леньматьвсехпороков». Спрашиваю, все ли слова понятны. Оказывается, что дети знают, что есть порок сердца, но и знают, что «порок-это плохое качество человека, а появится он, когда человек будет лениться». На данном этапе  преследуется и воспитательная цель, и настрой на урок.

            А дальше предстоит большая работа. Это зависит от темы урока, от того, какую цель преследует учитель и т.д. В данном случае, у меня была актуализация знаний учащихся: мы повторили таблицу умножения на  2,3,5; чётные и нечётные числа, круглые числа, двузначные и однозначные, и числа, которых в таблице умножения нет. Это числа 13,23,17. Почему этих чисел нет в таблице? Я поставила проблему. И дальше идёт всё к тому, что мы пробуем разделить (тетради, конфеты, магнитики). Оказывается, что числа всё-таки делятся, но делятся с остатком. Это и есть новая тема в 3 классе «Деление с остатком».

            Данное применение и мне, и ребятам очень понравилось, и мы пошли дальше. На каждую парту сделали алфавит с нумерацией. Использовали

    обложки от исписанных тетрадей с алфавитом и сразу их пронумеровали для того, чтобы работа шла быстрее. C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\на конкурс\IMG_0023.JPG

             При изучении темы «Меры времени» в 4 классе мы использовали числа: 2,6,18,6,4,10,12,1,8,5,21,32,14,10,15,21,20,21. А расшифровка такая: «Береги каждую минуту».  С данными числами проводили устный счёт  (подчеркните, обведите, умножьте,  выпишите, назовите  и т.д.)

    «Копейка рубль бережёт» (12,16,17,6,11,12,1,18,21,2,13,30,2,6,18,6,8,7,20)

    «Как потопаешь, так и полопаешь» (12,1,12,17,16,20,16,17,1,6,26,30,20,1,12,10,17,16,13,16,17,1,6,26,30)

    «Здоровым будешь, всего добудешь» (9,5,16,18,16,3,29,14,2,21,5,6,26,3,19,6,4,16,5,16,2,21,5,6,26,30)

    Конечно, необходимо писать числа через запятую и выполнить ещё и орфографическую работу.

    «Наше здоровье в наших руках» (15,1,26,6,9,5,5,16,18,16,3,30,6,3,15,1,26,10,23,18,21,12,1,23)

    «Без терпенья нет ученья»

    «Лень до добра не доводит»

       У ребят развивается и зрительная память, и логическое мышление, и реакция.

    Использую не только пословицы и поговорки, но и строки из песен, девизы, призывы. В сентябре, на первых уроках использую такие призывы: «Береги книги» (2,6,18,6,4,10,12,15,10,4.10). «Сохраним учебники» 19,16,23,18,1,15,10,14,21,20,2,15,10,12,10).  

    Далее ведётся работа по оформлению предложений на письме.

    -Какое это предложение по интонации?

    -Какое это предложение по цели высказывания?

    -Значит, какой знак поставим в конце предложения?

    -Составьте самостоятельно  восклицательное, побудительное предложение.

     Не только на уроках математики и русского языка я использую данную идею, но и на других уроках.  Часто на уроках окружающего мира проводится работа по экологическому направлению (…и Земля без зверей не Земля), на уроках  литературы, технологии, музыки, изобразительного искусства (числа уже записаны, необходима расшифровка, и далее идёт работа над данным предложением; продолжить пословицу: (17,18,10, 19,16,13,15,29,26,12,6,20,6,17,13,16,… Дети расшифровывают и продолжают: «При солнышке тепло, …    ),  работа продолжается и на внеурочных занятиях,  и на классных мероприятиях.  Даётся подобное задание и обучающимся  (зашифровать, придумать).

    На уроке  изобразительного искусства было такое задание.

    Под каждой картиной подписаны жанры изобразительного искусства (в 5 классе был дан шифр в виде чисел, а в 7 классе – наоборот, но одна группа зашифровывала,  другая должна была расшифровать.  Расшифровать или зашифровать (задание в парах: один расшифровывает, другой зашифровывает).  Например:  17,6,11,9,1,8  (пейзаж); 17,16,18,20,18,6,20 (портрет);  15,1,20,32,18,14,16,18,20 (натюрморт) и т.д.

    Так же можно поработать и над видами изобразительного искусства: скульптура, архитектура, живопись, графика и т.д. В данном случае прослеживается и словарная работа,  и работа над понятиями слов.

     Знакомство с новыми словами из словаря 18,1,2,16,20,1 (работа); 21,25,6,15,10,12 (ученик); 23,16,18,16,26,16 (хорошо); 3,6,19,6,13,16 (весело) – 1 класс.

    5,10,18,6,12,20,16,18 (директор);  3,1,4,16,15 (вагон); 2,10,13,6,20 (билет) – 2 класс.

    12,16,19,20,7,18 (костёр); 26,16,22,7,18 9 (шофёр); 4,16,18,10,9,16,15,20 (горизонт) – 3 класс.

    1,4,18,16,15,16,14 (агроном); 23,13,6,2,16,18,16,2 (хлебороб); 10,15,8,6,15,6,18 (инженер) – 4 класс.  Дополнительно можно поставить вопросы.  

    -Какое слово лишнее? Почему?

    -Хлебороб. В нём 8 букв, а в словах агроном и инженер по 7 букв.

    -Что объединяет эти слова?

    - Это существительные. Это одушевлённые имена существительные. Это нарицательные имена существительные. Это слова, которые обозначают профессии людей.

    -Зашифруйте слово «профессия», используя нумерацию алфавита.

     Поверьте, что работа над словами с непроверяемыми орфограммами пойдёт намного интересней и продуктивней.  Как и   везде сработает зрительная память. Ребята даже любят поиграть в «запоминалки»  на запоминание номера буквы алфавита. Приклеивают на спину алфавит и дают задание: назови 14 букву алфавита, назови 16 букву, 13, 16,5,6, 24. Что получилось?  (Молодец). В данном случае идёт и запоминание правильного названия буквы.

    На минутке чистописания по русскому языку при повторении собственных имён существительных даю задание: записать буквы вместе с учителем (показ на доске) Б, А, Г, В, Е, Д. Запишите ещё две буквы, используя закономерность  написания букв на доске. Обучающиеся  заметили, что буквы «соседи» поменялись местами, и продолжить надо - Ж, Ё.

    -Когда мы используем написание больших (заглавных) букв.

    Дети начинают перечислять всё  (имена, отчества, фамилии, названия планет, материков,  стран   и многое другое).

    -Ребята, как можно назвать все эти слова?

    -Имена собственные.

    -Запишите на второй строке четыре  слова, которые являются именами собственными. На третьей строке составьте предложение с любым из этих слов, подчеркните грамматическую основу и орфограмму, которую повторили. При повторении написания имён собственных также было и такое задание по рядам:

    -Расставьте слова в предложении в алфавитном порядке и прочитайте получившиеся предложения.

     Вариант I.Саша сажала саженцы в саду.

    Вариант II.Книгу Катя купила в киоске.

    Вариант III.В буфете Борис брал батон и баранки.

    -Какое предложение вам понравилось больше то, которое записано на доске или то, которое составили вы, используя алфавит?

    А получается вот что

    В саду сажала саженцы Саша. Катя в киоске книгу купила. Баранки и батон Борис брал в буфете.

    -Как вы думаете, сыграет ли роль порядок слов в предложении? Почему?

    -Что мы должны учитывать, составляя предложения?

    Словарная работа (адр.с, б.бл.отека, вдру., г.рох, инж.нер, д.рога, еж.дневно).

    -Запишите слова, вставьте пропущенную орфограмму, лишнее слово подчеркните и скажите, почему вы считаете, что оно является лишним.

    -Лишнее слово «инженер», так как оно записано не в алфавитном порядке, а все остальные по алфавиту.

     При изучении новой темы даю слова: теперь, завтра, вчера, здесь, впереди,  медленно. (Эти слова идут  для запоминания) Поставьте вопросы к этим словам. (Когда? Где? Как?).  Как называются такие слова, узнайте сами по нумерации букв алфавита: 15,1,18,6,25,10,33 (наречия).

    На уроке музыки мы тоже использовали алфавит.

    Задание: расшифровать запись, используя нумерацию алфавита.12,1,20,32,26,1 (Катюша)

    -Какое значение имеет слово «Катюша»?

    -Имя девушки,  название орудийной установки (у меня четвероклассники назвали). И конечно, сказали, что есть такая песня «Катюша».

    -А как вы думаете, почему мы сегодня поговорим о песне «Катюша»?

    -Наверное, будем её петь?

    -Мы не просто будем её петь, мы будем сегодня эту песню поздравлять. Сегодня у этой песни день рождение (урок был 28 ноября). Ей исполнилось 80 лет. Давайте посчитаем, в каком же году она родилась. Дети посчитали, что это 1938 год. С большим желанием дети исполнили эту песню. Оказывается, что почти все её знают. Ведь не часто так бывает, что с днём рождения можно поздравить песню. А некоторые даже сказали: «О, надо дома сказать, что у песни есть день рождения!».

      Давая урок в незнакомом классе, я также использовала данный метод и убедилась, что детям понравился этот приём, и работали они быстро и увлечённо.  Я решила поделиться с коллегами своей идеей  по применению алфавита (замена буквы номером и наоборот). В зависимости от класса, от предмета, от тематики, от воспитательной или учебной цели и ,конечно же, от творчества учителя и его мастерства  каждый найдёт  применение данной идее.

     Помимо использования алфавита, мы используем образцы соединения букв для минутки чистописания, которые напечатаны на обложках тетрадей, затем пишем слова, в которых есть данные соединения. Это могут быть слова на различные орфограммы. Составляем предложения с этими словами, разбираем эти предложения и т.д.

    C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\на конкурс\IMG_0027.JPG

    C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\на конкурс\IMG_0026.JPG

    Используемая литература:

    Поурочные разработки по математике.3 класс. М.О.А.Мокрушина. Москва «Вако» 2007 (Дополнительный материал к уроку. Задача В. Стр.251)

    Пословицы и поговорки русского народа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок письма в 1 классе "Закрепление букв алфавита"

    Представлена разработка урока и презентация. Урок проводится в игровой форме....

    Стихи про буквы алфавита!

    В данном материале представлены стихи про каждую букву алфавита....

    Прописные буквы алфавита, отработка

    ЧИСТОПИСАНИЕ.  АЛФАВИТ.  (ОТРАБОТКА КАЛЛИГРАФИИ В НАПИСАНИИ БУКВ )...

    "Урок здоровья. Буква А - первая буква алфавита и здоровья."

    "Буква А - первая буква алфавита и здоровья"....

    Физкультминутки в начальной школе на все буквы алфавита

    Эти физкультминутки можно использовать на уроках чтения и обучения грамоте. Особенно целесоообразно использовать  их  на уроке знакомства с новой буквой. Это способствует быстрому запоминани...

    Физкультминутки в начальной школе на все буквы алфавита

    Физминутки можно использовать на любых уроках начальных классов....