Главные вкладки

    Активные формы профориентационной работы с обучающимися младших классов «Химия в профессиях» (внеклассное занятие в рамках работы с одарёнными детьми)
    план-конспект занятия (3 класс)

          Профориентационная работа в начальной школе позволяет учащимся расширить знания о мире, получить наиболее интересные  знания о профессиях, что способствует развитию ребёнка. Для того, чтобы он осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий.

            В условиях начальной  школы одним из эффективных путей допрофессиональной подготовки к будущей деятельности является рационально организованный учебный процесс школьников. Необходмио как можно глубже раскрыть различные особенности того или иного предмета, его места в той или иной специальности через различные формы  занятий ( деловая игра, проектная работа, лабораторные исследования) .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya.docx47.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение -

    средняя общеобразовательная школа № 4 г. Маркса Саратовской области

    Активные формы

    профориентационной работы

    с  обучающимися младших классов

    Разработка внеурочного занятия

    «Химия в профессии»

    Занятие провели:

    учитель начальных классов

    Полякова Ольга Иосифовна,

    учитель химии

    Рябова Ольга Леонидовна,

    биолог Ерешкина  А.А.  

    Маркс, 2019

    Открытое занятие кружка в рамках профориентации

    «Химия в профессии»

    Категория занятия: интегрированное

    Используемые технологии:

     1. Эвристическая беседа

     2. ИКТ – технология

     3. Химический эксперимент

     4. Проблемно – поисковая технология

     

    Участники: учащиеся 3 класса, учитель нач. классов, учитель химии, биолог

    Цели:

    • Развитие у школьников интереса к различным профессиям, связанным с химией.
    • Раскрыть межпредметные  связи химии и биологии.
    • Помочь осознать значение химии в жизни человека.
    • Приобщить учащихся к проектно – исследовательской деятельности

    Задачи:

    1. Используя одно занятие научить планировать деятельность
    2. Формировать умение наблюдать, анализировать и делать выводы

    Развитие УУД:

    Познавательные:

    • Продолжить формирование знаний и умений в осуществлении проекта

    Регулятивные

    • Развивать умения в планировании своей деятельности
    • Умения наблюдать, анализировать, вычленять главное, делать выводы.
    • Умения сравнивать, контролировать свою деятельность
    • Умения оценивать свою деятельность

    Коммуникативные:

    • Развивать умения работать в группах, обеспечивая сотрудничество
    • Умения слышать, слушать и понимать партнёра
    • Согласованно выполнять совместную деятельность
    • Умение вести дискуссию, правильно выражать свою мысль
    • Умение презентовать свою деятельность

    Личностные:

    • Развитие умения определять цель, планировать свою деятельность
    • Оценивать свою роль в выполнении проекта
    • Развивать умение работать в коллективе
    • Умение отстаивать свою точку зрения

    Оборудование. Мультимедийное оборудование, реактивы и оборудование для проведения химических опытов.

    Технологическая карта занятия:

    Этапы занятия

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Развитие УУД

    1.Мотивирование

    -Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня на занятии мы попробуем раскрыть особенности разных профессий, связанных с химией.  На занятие мы пригласили учителя химии и биолога, сотрудника центральной районной больницы.

      В каждой лаборатории очень бережно относятся к сотрудникам. Поэтому традиционно начнём с Техники безопасности.

    Учащиеся слушают, рассаживаются по местам

    Учащиеся проговаривают основные правила по технике безопасности.

    2. Актуализация знаний

    Профессий много в мире есть,

    Их невозможно перечесть.

    Сегодня многие важны

    И актуальны, и нужны.

    И ты скорее подрастай –

    Профессией овладевай.

    Старайся в деле первым быть

    И людям пользу приносить!

    -Ребята, есть такая латинская пословица «В неведомом  таится великая сила»

     Так вот это неведомое мы и попробуем сегодня раскрыть или хотя бы чуть-чуть прикоснуться к нему.   Вы будете экспериментировать, предполагать, удивляться. Вы любите узнавать что-то новое?

    За три года мы узнали с вами не одну профессию.

    Химия это наука, которая что – то исследует. Что является предметом сегодняшнего исследования?

    «Всё даётся только трудом», говорил великий учёный Д.И. Менделеев.  

    48 лет  трудился он и других призывал быть усердными и трудолюбивыми. Именно ему принадлежат великие открытия в области химии.

       В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с множеством веществ, которые вполне могут быть использованы в необычном химическом опыте.

    Вот поэтому вы сегодня так необычно выглядите, в белых халатах, и перед вами много разных загадочных предметов: знакомых и не очень. Правда?

    Через несколько лет вы будете изучать новый для вас предмет – химию. Наверно, вы слышали и раньше слова «химия», «химик», «химический». Очень часто употребляя слово «химическое вещество», понимают при этом что-то не очень хорошее, полученное искусственным путем, небезопасное для здоровья человека. Но это не так. Человек сам состоит из этих химических веществ, некоторыми мы дышим, их едим и пьем.

    Еще во 2 классе вы ознакомились с понятием «вещество».

    Ребята смотрят мультимедийную презентацию

     

    Регулятивные:

    Умения наблюдать, анализировать, вычленять главное, делать выводы

    3. Работа в группах

    Учитель химии

    4.Открытие и усвоение новых знаний.

    Учитель

    Биолог

    - Кто из вас помнит, что такое вещество?

    - Приведите примеры тел и веществ, из которых они состоят.

    Посмотрите, у меня приготовлены примеры чистых веществ.

    Назовите эти вещества, опишите их физические свойства. (Вода и каменная соль)

    Как вы определили, что это смесь?

    Правильно, ребята.

     С жидкими смесями в повседневной жизни вы сталкиваетесь постоянно. Шампуни и напитки, микстуры и препараты бытовой химии – все это смеси веществ. Даже воду из-под крана нельзя считать чистым веществом: в ней содержатся растворенные соли, мельчайшие нерастворимые примеси.

    В том, что все жидкость являются смесями, вы убедились, когда посетили лабораторию центральной больницы.

    И сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс  - это большая лаборатория, перед вами на столах представлены лабораторные инструменты, приборы, посуда – все то, что используют в лабораториях для взятия и исследования крови. И сейчас мы на мгновение станем учеными – исследователями, поэтому мы с вами одели белые халаты, как положено в настоящей лаборатории.

         Я биолог клинико-диагностической лаборатории и тоже хочу привести пример природных смесей. Кровь - жидкая ткань.  В ней находятся различные химические вещества. Она состоит из плазмы - жидкой части и форменных элементов.  Нам достаточно отцентрифугировать кровь. чтобы это увидеть. В лаборатории мы тоже производим химические процессы.

       Всем известные: определение глюкозы крови. холестерина. кальция. железа...и других веществ.

    Все они определяются из плазмы с помощью химических реакций.

      Посмотрите: у нас есть реактив-вещество определенного цвета. При добавлении к нему плазмы-реактанта. мы наблюдаем изменение цвета - химическую реакцию. После чего аппарат измеряет количество (содержание) вещества в нашей крови. Попробуем?
     

    -то, из чего состоят тела, предметы

    -деревянная линейка – из дерева, ластик – из резины и т.д.

    Группа младших научных сотрудников получает задание: смешать соль и воду.

    Вывод: мы считаем, что соль растворилась в воде, но вода не является чистой. Это смесь.

    -Жидкость стала слегка мутной, ещё видим частички песка,  и мы предполагаем, что эта смесь солёная.

    Это мы поймём, когда нагреем данную смесь. (Выпаривают соль опытным путём)

    Вывод: на блюдце появился налёт соли. Значит, это смесь.

    Ребята с помощь биолога и учителя  выполняют лабораторную работу.

    Вывод: в результате проведённых опытов мы ещё раз убедились в том, что в природе практически не существует чистых веществ.

    Эти знания пригодятся нам в обычной жизни. Теперь мы поняли, что даже обычный чай – это тоже смесь.

    Регулятивные

    • Развивать умения в планировании своей деятельности
    • Умения наблюдать, анализировать, вычленять главное, делать выводы.
    • Умения сравнивать , контролировать свою деятельность

    Умения оценивать свою деятельность

    Личностные:

    • Развитие умения определять цель, планировать свою деятельность
    • Оценивать свою роль в выполнении проекта
    • Развивать умение работать в коллективе
    • Умение отстаивать свою точку зрения

    Коммуникативные:

    • Развивать умения работать в группах, обеспечивая сотрудничество
    • Умения слышать, слушать и понимать партнёра
    • Согласованно выполнять совместную деятельность
    • Умение вести дискуссию, правильно выражать свою мысль
    • Умение презентовать свою деятельность

    Познавательные:

    • Формировать понятие о роли химии в жизни человека
    • Продолжить формирование знаний и умений в осуществлении проекта

    Коммуникативные:

    • Развивать умения работать в группах, обеспечивая сотрудничество
    • Умения слышать, слушать и понимать партнёра
    • Согласованно выполнять совместную деятельность
    • Умение вести дискуссию, правильно выражать свою мысль
    • Умение презентовать свою деятельность

    Личностные:

    • Развитие умения определять цель, планировать свою деятельность
    • Оценивать свою роль в выполнении проекта
    • Развивать умение работать в коллективе
    • Умение отстаивать свою точку зрения

    5 Подведение итогов

    Вывод: кровь – это смесь. Она состоит из плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!

    Сегодня мы поняли, что химия – это предмет, который присутствует  почти во всех профессиях

    Личностные:

    • Умение отстаивать свою точку зрения

    Коммуникативные:

    • Умение вести дискуссию, правильно выражать свою мысль

    Регулятивные

    • Умения наблюдать, анализировать, вычленять главное, делать выводы.
    1. Рефлексия

    -На столах карточки с алгоритмом

    Сегодня я:

    1.Узнал…

    2.Научился…

    3.Хочу узнать…

    4.Где я смогу использовать полученные знания

    Напутственные слова

    Тысячи тропок готовит судьба,

    Сотни загадок в запасе хранит.

    Какой она будет – тропинка твоя

    Это тебе доказать предстоит.

    Будешь ли ты водить корабли,

    Или секреты веков узнавать,

    Построишь ли мост от Луны до Земли

    Может, ты станешь железо ковать.

    Вырастишь клоуном – самым смешным –

    И улыбками мир расцветет.

    Клоуны тоже на свете нужны -

    Они отправляют наши души в полет.

    Выбрать какую тропинку себе -

    Не узнаешь, пока не откроется дверь.

    Человеком старайся пройти по тропе

    Поверь в свои силы, в победу поверь.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Форма работы с одарёнными детьми

    Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, к расширению познавательного кругозора, что активизирует познавательную деятельность. Кружковая работа способствует также возникновению ситуац...

    Использование интерактивных форм обучения при работе с одарёнными детьми.

    Происходящие  изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициац...

    Организация и формы воспитательной работы в младших классах.

    В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных)...

    Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

    Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

    Формы работы с одарёнными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов

    Из опыта работы. По оценкам современных специалистов, на полтора миллиарда жителей высокоразвитых стран нашей планеты приходится около полутораста тысяч людей, которые при благоприятных условиях ...

    Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

    Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

    Мастер-класс на тему "Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми"

    В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучен...