Педагогический проект «Использование технологии проектной деятельности во внеурочной работе для формирования коммуникативных навыков учащихся 2 класса»
проект (2 класс)

Щербакова Татьяна Геннадьевна

Обратиться к данной теме меня побудило наблюдение за учащимися класса. Меня интересовал вопрос: почему учащиеся моего класса имеют недостаточный уровень сформированности  навыков  общения:  испытывают сложности при организации работы в парах, в группах в урочной и во внеурочной деятельности: не умеют сотрудничать,  выслушивать мнение других, высказывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения,  плохо ведут диалог, не умеют договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности , не  готовы конструктивно разрешать конфликты, учитывать  интересы партнёра. Это приводит к конфликтам в классном коллективе при организации совместной деятельности, а  так же влияет на успешность освоения школьной программы учащимися.

Для благополучного устройства человека в жизни, социальной адаптации в обществе, самореализации требуется высокий уровень развития коммуникации.

В силу объективных причин у учителя не хватает времени на уроках  уделять большое внимание формированию навыков общения у учащихся. Я считаю, что помочь в решении этой проблемы сможет использование технологии проектной деятельности во внеурочное время, так как данная технология позволяет развивать коммуникативные универсальные учебные действия у учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»,

г. Юхнов Юхновского района Калужской области

Педагогический проект

 «Использование технологии проектной деятельности во внеурочной работе для формирования коммуникативных навыков учащихся 2 класса»

                                                                           

                                                                               

                                                                                            

Разработала:

                                                                               учитель начальных классов

                                                                            Щербакова Татьяна Геннадьевна                                                                                                              

Юхнов 2015

Содержание

  1. Обоснование необходимости проекта…………………………………….3
  2. Цели и задачи проекта……………………………………………………..3
  3. Участники проекта…………………………………………………………4
  4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей………………………………………………………………………...4
  5. Рабочий план реализации проекта……………………………………….11
  6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта……………………………………………………….12
  7. Критерии эффективности проекта……………………………………….13
  8. Оценка рисков…………………………………………………………….13
  9. Дальнейшее развитие проекта…………………………………………...13
  10. Методические рекомендации к проекту………………………………...14

  1. Обоснование необходимости проекта.

          Обратиться к данной теме меня побудило наблюдение за учащимися класса. Меня интересовал вопрос: почему учащиеся моего класса имеют недостаточный уровень сформированности  навыков  общения:  испытывают сложности при организации работы в парах, в группах в урочной и во внеурочной деятельности: не умеют сотрудничать,  выслушивать мнение других, высказывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения,  плохо ведут диалог, не умеют договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности , не  готовы конструктивно разрешать конфликты, учитывать  интересы партнёра. Это приводит к конфликтам в классном коллективе при организации совместной деятельности, а  так же влияет на успешность освоения школьной программы учащимися. 

          Для благополучного устройства человека в жизни, социальной адаптации в обществе, самореализации требуется высокий уровень развития коммуникации.

          В силу объективных причин у учителя не хватает времени на уроках  уделять большое внимание формированию навыков общения у учащихся. Я считаю, что помочь в решении этой проблемы сможет использование технологии проектной деятельности во внеурочное время, так как данная технология позволяет развивать коммуникативные универсальные учебные действия у учащихся.

  1. Цели и задачи проекта

Цель: развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса в ходе реализации технологии проектной деятельности.

       Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

  1. проанализировать  литературу по вопросу использования проектной  деятельности  в  формировании  коммуникативных навыков учащихся;
  2. провести диагностику причин  несформированности коммуникативных навыков учащихся;  
  3. разработать методические материалы по использованию технологии проектной деятельности в формировании коммуникативных навыков учащихся;
  4. провести апробацию методических приёмов по использованию технологии проектной деятельности в формировании коммуникативных навыков учащихся;
  5. провести диагностику конечных результатов;
  6. сделать выводы по результатам диагностики;
  7. продолжить дальнейшее использование эффективных методических приёмов в технологии проектной деятельности для формирования коммуникативных навыков учащихся, расширяя информационную базу.

  1. Участники проекта

         Участники проекта: обучающиеся 2 «А» класса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Юхнов Юхновского района Калужской области. Количество обучающихся: 24 человека со средним уровнем развития коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных УУД.

         Предмет исследования: влияние методических приёмов по использованию технологии проектной деятельности на формирование коммуникативных навыков учащихся.

  1. Описание проекта:

стратегии и механизмы достижения поставленных целей.

Начальный этап:

1.Изучение литературы, освещающей  использование технологии проектной деятельности для формирования коммуникативных навыков учащихся, анализ изученной литературы:

      На этом этапе привлекался школьный библиотекарь и проводился отбор литературы по теме для педагога и детей.

Продукт: планирование работы по проектной деятельности с учащимися, родителями, педагогами.

Кадровые ресурсы: школьный библиотекарь, учитель.

Методическая литература для учителя:

1) О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк «Проектная деятельность. Методика обучения. 2-4 классы» Москва «Вако» 2013.

2) М.К. Господникова «Проектная деятельность в начальной школе» Волгоград 2013.

3) Н.В. Федяинова, И.С. Хирьянова «Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ» Волгоград 2014.  

4) К.Н. Поливанова «Проектная деятельность школьников». Москва «Просвещение» 2011.  

5) «Проектные задачи в начальной школе».  Пособие для учителя. Под редакцией А.В. Воронцова. Москва «Просвещение» 2011.

6) Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителя. Под редакцией А.В. Воронцова. Москва «Просвещение» 2012.

 7) О.А. Шаталова «Диагностика сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы» Методическое пособие. Москва «Русское слово» 2012.

8) «Технология реализации мониторинга развития личности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей». Учебно-методическое пособие. Калуга, 2012.

9) Иванова И.В. Модульная образовательная программа дополнительного образования детей «Человек - Вселенная». Калуга, 2012.  

10) Новые методики работы педагога с детьми. Под редакцией Щурковой Н.Е.  Калуга.

11) Тренинг общения. /Н.Ф. Бородулина, Н.Н.Дементьева. - Ульяновск.

Методическая литература для детей:

1) Р. И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект». Рабочие тетради 2-4 класс. Росткнига.

2.Проведение во 2 классе стартовой диагностики причин несформированности коммуникативных навыков учащихся.

Главные направления в работе  по развитию  коммуникативных  навыков:

1.организация и осуществление сотрудничества;

2.учёт позиции собеседника (партнера);

3.коммуникативно-речевые действия по передаче информации.

Диагностический инструментарий по определению уровня сформированности  коммуникативных  УУД:

1.Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман), (варианты: «Ёлочки», «Чашки», «Домики», «Бабочки).

УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности по степени сходства узоров на рукавичках;

- умение детей договариваться, убеждать, аргументировать;

- взаимный контроль по ходу выполнения работы;

- взаимопомощь по ходу рисования,

-эмоциональное отношение к совместной деятельности (позитивное, нейтральное, отрицательное).

2.Методика «Рисунок «Флаг моего класса».                                                            УУД: коммуникативно-речевые действия, направленные на умение работать по словесной инструкции партнера, действие, направленное на формирование произвольной регуляции поведения.                                              

3.Методика «Под другим углом зрения (Яблоки)».                                                   УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера). Критерии оценивания:                                                                                                                 - понимание возможности различных точек зрения;                                                                 - ориентация на позиции других людей, отличные от собственной.

4. Методика «Дорога к дому». 

УУД: коммуникативно-речевые действия по передаче информации.

Критерии оценивания:

- способность строить понятные для партнера высказывания, умение задавать вопросы, с помощью которых получать необходимые сведения от партнера по деятельности;  

- продуктивность совместной деятельности;

- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности.

5. Анкета «Насколько я владею умением общаться».

6. Наблюдение за учащимися в урочное и во внеурочное время.

Критерий оценивания:

- умение сотрудничать;

- взаимопомощь;

- бесконфликтность общения;

7. Анкета для родителей «Оценка умений общения».

На  этапе стартовой диагностики проводилась оценка коммуникативных навыков учащихся через специально организованную диагностическую процедуру на уроках диагностики.

Продукт:

- результаты стартовой диагностики:

мониторинг учащихся; анкетирование родителей:   

- инструментарий исследования:

Кадровые ресурсы: педагог-психолог, учитель.

Критерии оценки эффективности диагностики:

1.Умение координировать свои усилия с усилиями других, сотрудничать.

3.Умение выполнять различные роли в группе (лидер, исполнитель, критик).

4. Умение учитывать позицию собеседника.

5. Слушать и понимать речь других.

6.Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Методики измерения:

1.Психолого-педагогическая диагностика.

2.Наблюдение.

3.Разработка методических материалов по использованию технологии проектной деятельности в формировании коммуникативных навыков учащихся.

1)Формирование системы эффективных методических  приёмов в ходе обучения учащихся технологии проектной деятельности с учётом главных направлений по развитию  коммуникативных  навыков учащихся, психологических особенностей возраста детей.

2) Планирование работы с родителями.

3) Разработка программы кружка «Мои первые проекты».

Продукт:  

-методические материалы по использованию технологии проектной деятельности  в формировании  коммуникативных навыков учащихся (Раздел «Методические рекомендации к проекту»);

- тематика консультаций родителей;

- программа кружковой работы «Мои первые проекты».

Основной этап:

4.Проведение апробации методических приёмов по использованию технологии проектной деятельности в формировании коммуникативных навыков учащихся.

1)Внедрение во внеклассную проектную работу методического инструментария по использованию технологии проектной деятельности в формировании коммуникативных навыков учащихся.

2)Проведение работы с родителями.

3)Проведение кружковой работы «Мои первые проекты».

4)Сравнительный анализ эффективности развития коммуникативных навыков учащихся.

     В работе по формированию коммуникативных навыков учащихся через технологию проектной деятельности я использовала подобранный методический инструментарий, упорядочив и систематизировав его. В практической работе я выяснила, какие методы и приёмы более эффективны для развития коммуникативных навыков учащихся.

5.Проведение диагностики конечных результатов (промежуточная, итоговая).

Продукт:

- результаты промежуточной и итоговой диагностик:

Заключительный этап:

6.Выводы по результатам диагностики.

По результатам диагностики сделать выводы об эффективности использования методических приёмов по формированию коммуникативных навыков учащихся в технологии проектной деятельности.

7.Расширение информационной базы методических приёмов по использованию технологии проектной деятельности в формировании коммуникативных навыков учащихся и дальнейшее внедрение проекта.

      1)Продолжение внедрения проекта в 3-4 классах, пополнив    

        методические приёмы.  

      2)Отслеживание результатов диагностики коммуникативных УУД в 3-4    

        классах.

       3)Сравнительный анализ развития коммуникативных УУД.

5.Рабочий план реализации проекта

Предполагаемая  дата  проведения мероприятия

Наименование

мероприятия

Ответственный за  выполнение

Сентябрь 2011 г.

Подбор и анализ методической литературы по теме.

Библиотекарь школьной библиотеки,  учитель.

Октябрь 2011 г.

Январь 2012 г.

Май 2012 г.

Стартовая   диагностика.

Промежуточная  диагностика.

Итоговая диагностика.

Учитель, педагог-психолог

Ноябрь 2011 г.

Разработка методических материалов по использованию технологии проектной деятельности в формировании коммуникативных навыков учащихся.

Учитель

Октябрь-ноябрь 2011г

Экскурсия в лес

Учитель

Ноябрь 2011г.

Просмотр  научно-популярных фильмов  о природе, временах года

Учитель

2011 - 2012 уч.г.

Тематические классные часы

Учитель

2012 г.

Приглашение ветеранов войны

Учитель

2012 г.

Посещение детской городской библиотеки

Библиотекарь

2012 г.

Посещение школьного музея.

Учитель истории

Сорокина Т.А.

2012 г.

Посещение городского краеведческого музея.

Музейный работник

2013 г.

Классные часы с приглашением родителей.

Учитель

2013 г.

Выступление повара школы.

Школьный повар

2013 г.

Выступление медработника школы.

Медработник

2011 – 2013 уч.г.

Экскурсия на швейную фабрику

Учитель

2014 г.

Выступление  инспектора ГБДД

Инспектор

Ноябрь -

май 2012 г.

Апробация подобранных методических приёмов.

Учитель

Май 2012 г.

Анализ результатов применения методических приёмов, рефлексия.

Учитель

Сентябрь 2012 г. –

май 2014 г.г.

Расширение информационной базы методических приёмов.

Дальнейшее внедрение проекта.

Учитель

Планируемое время на реализацию проекта: 2011-2012 уч.г. - 2 класс. Дальнейшее внедрение проекта: 2012-2014 г.г. – 3 - 4 класс.

6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Использование методов и приёмов в технологии проектной деятельности будет способствовать следующим краткосрочным результатам:          

  • учащиеся научатся сотрудничать,  выслушивать мнение других и высказывать своё, аргументировать свою точку зрения,  вести диалог, договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, конструктивно разрешать конфликты, учитывать  интересы партнёра, оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • повысится заинтересованность обучающихся к участию в проектной деятельности.

Использование методов и приёмов в технологии проектной деятельности будет способствовать следующим долгосрочным результатам:

  • возрастёт успешность освоения школьной программы учащимися;   
  • создадутся условия для разностороннего развития личности;
  • повысится уровень компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации.

  1. Критерии эффективности реализации проекта
  • качество сформированных коммуникативных навыков обучающихся;
  • повышение познавательного интереса обучающихся.

8.Оценка рисков

  • вследствие увеличения учебной нагрузки на ребёнка может возникнуть недовольство со стороны родителей;
  • поскольку проектная деятельность требует затраты определённого количества времени, может возникнуть риск нежелания обучающихся заниматься данной работой или её несвоевременного исполнения.

9.Дальнейшее развитие проекта

  • совершенствование методических приёмов по использованию технологии проектной деятельности в развитии коммуникативных навыков учащихся;
  • внедрение методов и приёмов проектной технологии в урочно- внеурочную деятельность учащихся 3-4 классов.

         Так как была получена положительная динамика результатов формирования  коммуникативных навыков учащихся при использовании проектной технологии, следует работать в этом направлении дальше, дополняя разработанные методические материалы новыми методами и  приёмами, и внедряя их в дальнейшую работу с учащимися.

10.Методические рекомендации к проекту

1.Изучение литературы, освещающей  использование технологии проектной деятельности для формирования коммуникативных навыков учащихся, анализ изученной литературы:

           Проанализировав литературу, я выяснила, что именно метод проектной деятельности - один из ведущих методов, направленных на формирование коммуникативных навыков учащихся. В проектной деятельности есть свобода для коммуникации: обсуждая в группе замысел, школьники могут быть свободны в высказываниях. Учащиеся  из формы организации учебной деятельности по типу «учитель - ученик» переходят  к форме «ученик - ученик- учитель», где присутствует обращение детей друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками. В проектной деятельности, в первую очередь, развиваются регулятивные и коммуникативные УУД, она и предназначена, в первую очередь, для их развития. Коммуникативные УУД необходимы в процессе всего обучения в школе, в ходе взаимодействия детей: умение работать в группе, строить взаимоотношения с другими, выходить из конфликтных ситуаций, играть в классе определённую роль, не быть отвергнутым, проявлять организаторских способности, уметь выступать в роли лидера. Это умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать её, донести её до другого, согласованно работать в группе, толерантно относиться к другому. Проектирование строится в индивидуальной и групповой форме; в урочной и внеурочной деятельности.

 В проектной деятельности разделяют два аспекта коммуникации: 1)участие детей в групповой работе (совместная работа над групповыми проектами): умение сотрудничать ; учитывать позицию собеседника; слушать и понимать речь других; выполнять различные роли в группе; конструктивно разрешать конфликты; 2)развитие  речи (умение строить коммуникативно-речевые высказывания в ходе групповых и индивидуальных проектов): оформлять свои мысли в устной и письменной форме; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

             Все этапы проектирования ориентированы на конечный результат (получение продукта, заранее обговоренного с детьми), хотя производимый продукт в проектной деятельности не является самоцелью. Для школьника проектная деятельность - это возможность самостоятельности, а для учителя - средство формирования коммуникативных навыков. В групповой проектной деятельности коммуникативные УУД развиваются на всех этапах проектирования, в индивидуальной – при презентации, выступлении. В любых типах проектов можно отрабатывать коммуникативные навыки, но они должны быть чётко спланированы учителем, на это направлены коммуникативные задачи на каждом этапе проекта. Работа в команде по проекту не должна складываться стихийно, её направляет и контролирует учитель. Команды, роли в группе должны меняться, внутри группы должно происходить перераспределение обязанностей, чтобы коммуникативные качества формировались у всех - в этом и заключается значимость проектирования. Лидерские качества внутри детской проектной группы необходимо воспитывать, поэтому и необходимо следить за распределением обязанностей в группе. Группы желательно формировать с учётом индивидуальных психологических особенностей, с учётом темперамента детей. Нежелательны для работы в группе несколько «холериков» или несколько «флегматиков». В процессе выполнения работы учитель оказывает помощь в организации (помогает распределить обязанности, спланировать действия, скорректировать их). При оценке качества работ групп уделяется внимание, насколько ученики смогли продуктивно организовать сотрудничество. В групповой работе приобретается опыт выполнения правил группового сотрудничества. Требуются специальная работа учителя по налаживанию взаимоотношений между детьми, на это направлены методы и приёмы, используемые учителем. До начала работы вырабатываются с помощью учителя, обсуждаются правила группового общения, которые фиксируются, к которым обращаются участники при возникновении дискуссии. Вначале ученик должен научиться выполнять правила ведения групповой дискуссии, затем  участвовать в групповом обсуждении, задавая вопросы. Работа при проектировании переходит из классно-урочной системы во внеурочную деятельность. Важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, где каждый ученик мог бы реализовать свои коммуникативные способности.

        Использование компьютера даёт существенный толчок развитию коммуникативных навыков школьников, т.к. ИКТ формируют способность к  эффективной коммуникации. Можно готовить текст выступления в форме устного сообщения и в форме презентации.

         Целесообразно привлекать родителей к проектной деятельности, когда при выполнении проекта сочетаются урочные, внеурочные, внешкольные занятия. Важно проявление заинтересованности со стороны родителей, помощь информацией. Эффективно проведение родительских собраний, на которых необходимо разъяснить родителям суть метода проектов.

        Можно сделать вывод, что преимущество метода проекта в том, что каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс, участвует в совместном труде, в процессе коммуникации. Работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой не могут включиться в общую работу класса робкие или слабые ученики. Формируемые в ходе проектной деятельности коммуникативные навыки требуют постоянного мониторинга и коррекции для проверки их динамики.

2.Проведение стартовой диагностики причин несформированности коммуникативных навыков учащихся.

- Диагностический инструментарий мониторинга развития коммуникативных УУД:

3.Разработка методических материалов по использованию технологии проектной деятельности в формировании коммуникативных навыков учащихся.

      Для развития коммуникативных навыков в ходе реализации технологии проектной деятельности я разработала систему мероприятий:

1)с учащимися: внеурочная деятельность (классные часы, кружок «Мои первые проекты», коллективная творческая деятельность), внеклассная работа (экскурсии);

2)с родителями (родительские собрания, консультации, классные часы);

3) с педагогами (разработка памяток, выступления с обобщением опыта).

      Работая с учащимися, я подбирала методические приёмы, направленные на развитие двух аспектов коммуникации:

1) построение высказываний;

2) организация групповой работы.

        Коммуникативные навыки у учащихся я развивала на всех этапах проектной деятельности с помощью разработанного методического инструментария. На начальном этапе я подбирала и проводила игры, упражнения, беседы, направленные на развитие навыков сотрудничества, групповой сплочённости, установок на партнёрство, навыков общения с целью подготовки учащихся к работе над проектом в группах, парах.

         На подготовительном этапе знакомила учащихся с основами проектной деятельности. Далеко не все учащийся могут конструктивно работать в группах. Совместно с детьми мы вырабатывали правила групповой работы, которые помогут им в проектной деятельности и помогут развить коммуникативные навыки. Каждому ученику предлагалась памятка «Правила работы в группе» (в дальнейшем она дополнялась), по мере необходимости учитель давал пояснения к каждому пункту. Вырабатывались совместно с учениками правила общения при работе над проектом.

       Учащимся предлагался и разбирался алгоритм работы над проектом:

       На каждом этапе работы учащимся предлагались алгоритмы оценки действий. На каждом этапе проводился контроль и самооценка проектных умений учащихся:

        Каждый этап работы над проектом имел свои критерии оценки действий, которые обговаривались с учениками. 

      Учащиеся учились вести обсуждение по теме (элементы дискуссии), учились по алгоритму доказывать свою точку зрения:

         Вместе с учениками вырабатывались основные действия при работе над проектом. Обучающиеся знакомились с требованиями, предъявляемыми к последовательности  проектных действий. В процессе проделанной работы смогли получить следующие результаты:

  1. учащиеся делят проект на этапы;
  2. работают по правилам в группе;
  3. работают по алгоритму;
  4. используют критерии оценки.

      При работе над проектом эффективна организация совместной творческой деятельности по теме проекта: рисование, аппликация, лепка, а так же проведение классных часов.

       При защите индивидуальных проектов развивали навыки публичного выступления, оцениваемые по критериям:   

       Приёмами получения рефлексии могут быть: написание сочинения-отзыва о работе над проектом, анкета, упражнение-рефлексия:

          При итоговой рефлексии за год проводились беседы: «Наши проекты», «Какие проекты особенно запомнились, чем?», «Что нам дало участие в проектах?».

         Проводя работу по проектной деятельности, я разрабатывала рекомендации педагогам по развитию коммуникативных навыков учащихся:

         Проводилась работа с родителями по плану:

4.Проведение апробации методических приёмов по использованию технологии проектной деятельности в формировании коммуникативных навыков учащихся.

-Методические материалы по апробации.

5.Проведение диагностики конечных результатов (промежуточная, итоговая диагностика).

Результаты промежуточной и итоговой диагностик:

6.Выводы по результатам диагностики.

         Работа по использованию технологии проектной деятельности       активно стимулирует развитие коммуникативных УУД учащихся.     1)Выводы по результатам диагностики об эффективности использования методических приёмов по формированию коммуникативных навыков учащихся в технологии проектной деятельности: ученики научились сотрудничать , наблюдалась положительная динамика отношений между ними; стали понимать и учитывать разные точки зрения, научились оформлять свои мысли устно и письменно. Эффективность в развитии коммуникативных действий прослеживалась и на уроках (в оформлении высказываний при написании сочинений, изложений); в совместной творческой деятельности учащихся; конструктивном бесконфликтном построении взаимоотношения между детьми. Методические приёмы, используемые во внеурочной проектной деятельности, эффективно использовать и на уроках в работе с учащимися.

7. Внедрение проекта с расширением информационной базы методических приёмов по использованию технологии проектной деятельности в формировании коммуникативных навыков учащихся.

       Так как были получены хорошие результаты по формированию коммуникативных навыков в ходе реализации технологии проектной деятельности, в 3-4 классах я продолжила внедрение проекта,  усложнив и адаптировав методические приёмы, использовав их в полном составе;  отслеживала результаты диагностики коммуникативных УУД. В 3-4 классах я проводила стартовую и итоговую диагностику развития коммуникативных навыков у учащихся, изменив диагностический инструментарий в соответствии с возрастными особенностями.  Я продолжила заниматься с детьми урочно-внеурочной групповой и индивидуальной проектной деятельностью, что оказывало формирующееся воздействие на коммуникативные навыки учащихся. Я постаралась учесть все недостатки в организации работы с второклассниками; усилила работу по развитию коммуникативных действий, находящихся на среднем уровне развития; пополнила копилку методических приёмов. Я стала вести работу более  планово и систематично, исправляя недочёты, допущенные ранее. Мне удалось эффективнее организовать работу, использовав более продуктивные методические приёмы, развивающие в проектной деятельности навыки коммуникации. В 3-4 классах дети сами формулировали проблему, ставили цель и задачи. Учащиеся вели записи в рабочей тетради «Учусь создавать проект»: учились видеть проблемы, формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом. В 3-4 классе при оценке действий предлагала не все критерии, как во 2 классе: дети добавляли свои, которые считали важными или подбирали критерии самостоятельно. Группы представляли свои критерии оценивания, обосновывали свои высказывания. Ученики знали, на что обращать внимание, что оценивать, поэтому работа шла целенаправленно. В 3-4 классе использовались три варианта оценки: я оцениваю ученика, группа оценивает и самооценка. Самооценка и оценка групп была более адекватна, чем во 2 классе. В 3-4 классах добавилось проведение конкурсов на лучший продукт проекта и голосование за лучшую работу. Я предлагала учащимся самим выбирать темы проектов. В 3-4 классе эффективнее проходили групповые дискуссии: «Как я себя ощущаю в нашем классе?», «Что такое коллектив?», «Наш класс - наша крепость», «Идеальный одноклассник», «Кто такой хороший друг?», т.к. дети научились правилам ведения дискуссий и аргументированию высказываний.              

         На мой взгляд, проектная работа дала плодотворные результаты в развитии коммуникативных УУД учащихся.

Оценка эффективности реализации проекта.

          При систематическом применении методических приёмов формирования коммуникативных навыков в проектной деятельности учащиеся стали эффективнее организовывать общение. Повысилась организация совместной работы в урочной и во внеурочной деятельности. Это подтверждается тем, что в результате такой работы классный коллектив стал более сплочённым, дружным, психологический климат в коллективе - стабильно положительным; у учащихся возрос познавательный интерес к школьной программе.  Повысилось  умение оформлять свои мысли в устной форме (выступления с сообщениями, презентациями, пересказы, ответы на вопросы) и письменной форме (написание сочинений, сообщений, докладов).

   Методические материалы по формированию коммуникативных навыков учащихся можно применять в урочно-внеурочной проектной деятельности, а так же на уроках при изучении любого предмета.

           Мой проект нашёл своё применение: выступления на родительских собраниях, участие в РМО г. Юхнова для учителей начальных классов, ведение кружка «Мои первые проекты», обобщение опыта работы и участие в РМО г. Калуга педагогов дополнительного образования детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования коммуникативных навыков учащихся в разновозрастной среде и среде сверстников

Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Задачи: ·       Формирование культуры общения и поведения;·...

Педагогический проект «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

Из опыта работы учителя начальных классов. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастр...

Квалификационная работа Форма: описание обобщения собственной педагогической деятельности. Тема: Особенности работы по формированию каллиграфического навыка у первоклассников при обучении по образовательной программе « Школа 2100».

Квалификационная работа: Форма: описание обобщения собственной педагогической деятельности.Тема: Особенности работы по формированию каллиграфического навыка у первоклассников при обучении п...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому

В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...

Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Выступление на районном семинаре на тему "Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов"...

Педагогический проект Использование игровых технологий при изучении истории и культуры народов Республики Марий Эл в начальных классах.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо...

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...