Программа формирования коммуникативных навыков учащихся в разновозрастной среде и среде сверстников
материал на тему

Колосова Ольга Анатольевна

 

Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

 

Задачи:

·       Формирование культуры общения и поведения;

·       Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

·       Закрепление навыков бесконфликтного общения;

·       Формирование дружеских взаимоотношений и необходимых личностных качеств;

·       Овладение навыками эффективного общения;

·       Развитие рефлексии собственных поступков;

·       Формирование коммуникативных компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа формирования коммуникативных навыков учащихся

в разновозрастной среде и среде сверстников

Подготовили:    1. Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 654 им.А.Д.Фридмана

Колосова Ольга Анатольевна

                           2. Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 475

Черкашина Ольга Андреевна

3. Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 544

                       Угрына Наталья Викторовна

4. Педагог-психолог ГБОУ гимназия № 1566

                      Самошкина Ирина Игоревна

Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Задачи:  

  1. Формирование культуры общения и поведения;
  2. Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
  3. Закрепление навыков бесконфликтного общения;
  4. Формирование дружеских взаимоотношений и необходимых личностных качеств;
  5. Овладение навыками эффективного общения;
  6. Развитие рефлексии собственных поступков;
  7. Формирование коммуникативных компетенций.

Результаты повышения психолого-педагогической компетенций

(предметные, метапредметные и личностные результаты)

Личностные результаты:

1) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

2) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; любви к Отечеству и уважения к своему народу;

3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

4) формирование уважительного отношения к иному мнению других людей;

5) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

9) Формирование ценностей семейной жизни и их реализации.

Метапредметные результаты:

  1.  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи коммуникативной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2.  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3.  формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия и поступки;
  4.  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5.  освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  8.  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  9. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

Предметные результаты:

  1. коммуникация как взаимодействие (интеракция) ( коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности; преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях);
  2. коммуникация как кооперация (коммуникативные действия, направленные на кооперацию, согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности);
  3. коммуникация как условие интериоризации (речевые действия, служащие средством коммуникации, способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания).

Требования к ведущему программы

  1. Знание ФГОС нового поколения
  2. Владение образовательной программой ОУ
  3. Личностная харизма
  4. Владение навыками проведения группового и индивидуального тренинга
  5. Полное владение теоретическими и практическими психологическими навыками
  6. Рефлексия
  7. Владение ИКТ

Основные мероприятия программы «Формирование коммуникативных навыков учащихся

в разновозрастной среде и среде сверстников».

Мероприятие

Кол-во часов

Цель

Участники

Форма занятий

Планируемый результат

Примечание

1

Цикл занятий для учащихся начальной школы «Азбука общения».

10

Сформировать базовые аспекты коммуникативной деятельности

Психолог,

1-4 классы

Тренинговые упражнения, групповое тестирование, групповые дискуссии, сюжетно-ролевые игры

Овладение навыками культуры общения и поведения

1 час в 2 недели в каждом классе.

2

Цикл занятий для учащихся средних классов: «Я в мире людей».






10

Развитие аспектов коммуникативной деятельности

 Психолог,

5-8 классы

Тренинговые упражнения, групповое тестирование, групповые дискуссии, сюжетно-ролевые игры

Овладение навыками бесконфликтного общения, сформированность дружеских взаимоотношений и необходимых личностных качеств

1 час в 2 недели в каждом классе.

3

Цикл занятий для учащихся старших классов: «Позитивное общение».


10

Закрепление эффективных и позитивных навыков общения

 Психолог,

9-11 классы

Тренинговые упражнения, групповое тестирование, групповые дискуссии, сюжетно-ролевые игры

Рефлексия собственных поступков,

Сформированность коммуникативных компетенций

1 час в 2 недели в каждом классе.

4

Мониторинг учащихся

2

Изучение психологического климата в классе

Психолог, учащиеся

1-11 классов

Групповая диагностика

Оптимизация психологической атмосферы в классе и выявление лидеров

На параллель

5

Индивидуальные консультации с детьми со сложностями в коммуникативной сфере и их родителями

1

Помощь в преодолении сложностей в коммуникативной сфере

Психолог, учащиеся, родители

Беседа, анкетирование

Повышение эффективности межличностного общения  

На одну консультацию

(по запросу)

6

Лекции для родителей

2

Развитие коммуникативных компетенций родителей

Родители, психолог

Лекция

Повышение коммуникативной грамотности родителей

На параллель

7

Выявление детей с коммуникативными трудностями

2 - 4

Выявить детей «группы риска»


Психолог, педагоги,

1-11 классы

Диагностика, наблюдение, посещение уроков

Создание группы для коррекционной работы по преодолению трудностей в общении

По запросу

2 часа на  класс (1-4 кл.)

3 часа (5-8 кл.)

4 часа (9-11 кл.)

8

Цикл занятий с детьми «группы риска»

10

Преодоление трудностей в коммуникативной сфере

Психолог,

Учащиеся школы

Тренинги

Сформированность навыков эффективного общения      

2 часа в неделю, наполняемость группы 10-12 учеников

9

Социально-значимое дело



7

Развитие общения в разновозрастной среде

Кл. руководитель

4-11 классы, администрация школы

Беседа, сюжетно-ролевая игра, дискуссия

Повышение культуры общения в разновозрастной среде

Выход учащихся в детский сад, помощь пожилым людям, встреча ветеранов

10

Творческие мастерские

2

Организация общения в творческой совместной деятельности детей с их родителями

Кл. руководитель, учащиеся

1-11 классов и их родители

Свободная творческая деятельность

Развитие сотрудничества

2 час в неделю по возрастным группам (1-2, 3-4, 5-7, 8-11 классы)

11

День самоуправления

4

Развитие толерантного отношения к учителям и младшим школьникам

Педагоги, учащиеся начальной и старшей школ, администрация

Урок (беседа, дискуссия, сюжетно-ролевая игра и т.д.)

Рефлексия собственных поступков

1 раз в четверть

12

Организация перемен

1

Развитие толерантного отношения к младшим школьникам

Учащиеся старшей и начальной школ,

педагоги

Игра, гимнастика

Бесконфликтное общение в разновозрастной среде и среде сверстников

В неделю (2-3 перемены в день)

13

Общешкольные мероприятия




6

Развитие лидерских качеств, творческого потенциала учащихся

Психолог, педагоги, администрация,

1-11 классы

Деловая игра, свободная форма

Сформированность личностных качеств

На одно мероприятие

Интеллектуальные игры, КВН, театральные постановки и т.д.)

14

Досуговая деятельность




10

Сплочение коллектива, развитие межличностных коммуникативных качеств

Педагоги, психолог,

1-11 классы

Свободная форма

Сплочение класса, сформированность культуры общения и поведения

В четверть  

(в зависимости от мероприятия)

Экскурсии, походы, конкурсы и спортивные соревнования между школами и др.

15




Защита проектов

4

Развитие межличностных коммуникативных качеств

Психолог, педагоги

5-11 классы

Проектная деятельность, групповые занятия

Сформированность коммуникативных компетенций

Итого:

856

При условии, что в школе 1 класс в параллели. Всего 11 классов.

Методическая литература

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

- Асмолов А.Г.,  Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.: Пособие для учителя.

- Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6—10 лет «Я и мы»: программа / И. Н. Агафонова. — СПб., 2003.

- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. — М., 2002.

- Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. — М., 1984. — Т. 4.

- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.

- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.

- Захарова А.В. Психология формирования самооценки /А.В. Захарова. — Минск, 1993.

- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова / В.П. Зинченко. — М., 2002.

- Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев //

- Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1—2.

- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие.- М.: Генезис, 1999.

- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. — М., 1989.

- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. – УЦ «Перспектива», Москва, 1999.

- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. — М., 1987.

- Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. — М., 1999.

-  Шипицына Л.М. Основы коммуникации / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. — СПб., 1995.

-  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. — М., 1989.

Электронные ресурсы:

- http://standart.edu.ru/

- http://edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер - классу на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах.

Цель: научить ребят работать в паре (умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого)....

Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).

Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....

Формирование коммуникативных навыков с помощью альтернитивной коммуникации у учащихся II варианта обучения».

Формирования умения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения) использовать доступные средства поддерживающей альтернативной коммуникации в различных жизненных ситуациях, дл...

Педагогический проект «Использование технологии проектной деятельности во внеурочной работе для формирования коммуникативных навыков учащихся 2 класса»

Обратиться к данной теме меня побудило наблюдение за учащимися класса. Меня интересовал вопрос: почему учащиеся моего класса имеют недостаточный уровень сформированности  навыков  общения:...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с ментальными нарушениями. Многие специалисты считают, что, возможности успешной социальной адаптации детей с ...

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...

"Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС"

Формирование коммуникативных навыков Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно е...