Деятельностный подход при проведении предметных недель в начальной школе
методическая разработка (1, 2 класс)

 Ульянова Светлана Анатольевна

Деятельностный подход при проведении предметных недель в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_parallel_2-h_klassov.docx66.88 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход при проведении предметных недель

в начальной школе

Ульянова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»;

Кольцова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»;

Симахина Татьяна Александровна, учитель начальных классов ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»;

Крутый Елена Валерьевна, учитель начальных классов ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»;

Софронова Марина Александровна, учитель начальных классов ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский».

 «Все творчески, иначе – зачем?»

И.П. Иванов

Процесс учения сегодня понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

В основу Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

Проведение предметных недель стало традицией в нашем лицее. Учителя и учащиеся становятся активными участниками всех мероприятий.

В лицее воплощаются ряд образовательных программ, таких как LEGO Education, читающий мир и другие. Стоит задача интегрировать их в предметные недели. Примером этой интеграции служат сценарии двух предметных недель, прошедших в нашей параллели. Каждая предметная неделя посвящена определенной теме, имеет свои цели и задачи.

Цели: развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости знаний в повседневной жизни.

Задачи:

1. Развивать у обучающихся интерес к предмету.

2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний.

3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.

4. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

5. Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.

Предметные недели в параллели строятся по единому плану - сценарию. Каждый день посвящен своей теме, где дети получают новые знания, выполняют практические задания по закреплению этого знания. По итогам выбирается команда победителей от класса, которая представляет свой коллектив на итоговом мероприятии.

В качестве примера приводим предметную неделю гуманитарных знаний, которая прошла в нашей параллели в первом классе.

Незадолго до этого дети познакомились с произведением Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», поэтому сквозным героем недели стал Незнайка. Дети вместе с ним знакомились и решали различные занимательные задания русского языка, участвовали в конкурсе каллиграфии и готовились к конкурсу историй про Незнайку.

Работа над знакомством с новыми для детей видами занимательных заданий строилась следующим образом:

План предметной недели гуманитарных знаний в параллели 1-х классов 2016-2017 г.

Дни недели

Мероприятия

Ответственные

Форма работы

Результат

Понедельник

1. Открытие недели. День цепочек слов

Воспитательная служба 1-а

Групповая

Выявление лучшей команды класса для итогового мероприятия

Вторник

2. День ребусов. Конкурс чистописания

1-б Учителя параллели

Групповая, индивидуальная

Выявление лучшей команды класса для итогового мероприятия. Выставка работ в фойе школы

Среда

3. День метаграмм и логогрифов. Интеллектуально-литературный марафон по произведению Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

1-в Учителя параллели

Групповая, индивидуальная

Выявление лучшей команды класса для итогового мероприятия. Личное первенство и определение команды от класса для визуализации истории про Незнайку

Четверг

4. День шарад и анаграмм

1-г Учителя параллели

Групповая

Выявление лучшей команды класса для итогового мероприятия

Пятница

5. День пословиц и поговорок. Олимпиада по русскому языку

1-д Учителя параллели

Групповая, индивидуальная

Выявление лучшей команды класса для итогового мероприятия. Личное первенство для зачисления победителей в школу интеллекта

Суббота

Итоговое мероприятие: «Знатоки русского языка» соревнование лучших команд класса.

Конкурс Лего историй. «Новое приключение Незнайки»

Учителя параллели

Групповая, командная игра

Выявление команды-победителя. Выявление лучших команд в номинациях: «За самую лучшую Лего-постройку», «За лучшее продолжение истории», «Слаженная работа в команде», «Лучшая защита проекта», «Мастер ораторского искусства»

Таблица видов деятельности учеников и учителя на разных этапах предметной недели.

Направления в предметной неделе

Мероприятия

Ответственные

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Работа с занимательными заданиями русского языка.

1.Тематические дни:

день цепочек слов – 1-а;

день ребусов – 1-б;

день метаграмм и логогрифов-1-в;

день шарад и анаграмм- 1-г;

день пословиц и поговорок-1-д

Учителя готовят задания для всех классов параллели. Предоставляют презентацию, которая знакомит детей с видом упражнения и содержит материал для первичного закрепления фронтально

1.Демонстрирует презентацию; 2.Организует групповую работу; 3.Проверяет выполненные задания и выявляет группу, успешнее всех выполнившую задания

Знакомятся с упражнением, выполняют тренировочные задания, делятся на группы, выполняют и сдают учителю конверт с выполненными заданиями, получают домашнее задание – попробовать составить подобное задание для других

2.Олимпиада (Приложение 1)

Учителя параллели

Готовят задания и проводят олимпиаду в классах

Выполняют работу

3.Конкурс занимательных заданий русского языка собственного сочинения

Учителя параллели

Организуют самостоятельную работу детей

Придумывают и оформляют задания

4.Итоговое мероприятие «Знатоки русского языка» - соревнование лучших команд параллели

Предоставляют материал для групповой работы

Организуют работу команд

Демонстрируют умение выполнять занимательные задания и работать в группе

2.Чистописание

Конкурс каллиграфии

Учителя параллели

Организуют индивидуальную работу детей и выставку лучших работ

Выполняют работу

3.Работа над литературным произведением (объединение двух школьных проектов «Читающий мир» и LEGOEDUCATION

1.Интеллектуально-литературный марафон по произведению Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (Приложение 2)

Учителя параллели

Разрабатывают задания марафона

Выполняют задания марафона

2.Итоговое мероприятие «Лего-история» «Новое приключение Незнайки»

Учителя параллели

Организуют командную работу детей. Организуют проведение мероприятия и подведение итогов работы

Работают в команде

В рамках декады естественно-научных знаний в параллели вторых классов было проведено мероприятие по теме «Сезонные изменения в природе».

Цель: освоение работы с научно-познавательным текстом

План:

1 этап: Определение главной мысли текста. Вычитывание и ответы на вопросы.

Учащимся предлагается прочитать научно-познавательный текст на тему: «Осенние изменения в живой природе» и выполнить задания:

  1. кратко запиши причины листопада растений;
  2. рассмотри классификацию, выпиши из текста названия растений в соответствующую группу;
  3. по иллюстрациям определи название растений, зачеркни те, которые не упоминаются в тексте.

2 этап: Составление плана и выстраивание частей текста в нужном порядке. (Приложение 3)

Учащиеся работают с деформированным текстом на тему «Поведение птиц осенью»:

  1. расставь части текста в правильном порядке, пронумеруй их;
  2. составь план текста.

3 этап: Поиск и исправление фактических ошибок в научно-познавательном тексте.

Учащиеся читают текст на тему «Как зимуют разные животные» и выполняют задания:

  1. найди и исправь ошибки в тексте: напиши правильное название животного, зимующего данным способом;
  2. ответь на вопрос: на какие группы по способу зимовки можно разделить животных;
  3. распредели животных в таблицу по их способу подготовки к зиме.

4 этап: Работа с деформированным научно-познавательным текстом.

Учащимся предлагается прочитать текст на тему «Осенние изменения в неживой природе» и выполнить задания к нему:

  1. ответь на вопросы по содержанию;
  2. впиши нужные слова и закончи предложения. (Приложение 4)

 Подведение итогов работы с текстом, формирование команды на заключительное мероприятие

5 этап: Итоговое мероприятие декады естественно-научных знаний: Визуализация научно-познавательного текста «Так не бывает в природе» с помощью Набора LEGO Education "Построй свою историю"StoryStarter.

Каждый класс представляет свою команду, состоящую из трех человек. Участникам дается задание: основываясь на знаниях, полученных в ходе предметной недели, составить свой текст об осенних изменениях«Так не бывает в природе», сознательно допустив три ошибки. Визуализировать историю, построив ее на трех платформах Набора LEGO Education "Построй свою историю"StoryStarter.

Так не бывает в природе

Лето ушло. Из теплых краев возвращаются птицы. Наступает золотая осень. Ярко светит солнышко. Осень раскрашивает деревья яркими красками. Дубы и берёзки стали золотыми, а красавец клён стал багряным. Но эта красота будет недолгой. Налетят злые ветры, пойдут дожди и деревья скинут свой прекрасный наряд.

У животных осенью много дел. Медведь запасается грибами и орехами, чтобы не голодать зимой. Насекомые прячутся. А деревья будут ждать, когда придёт зима и завернёт их в пушистые белые одеяла.

Затем ребята представляют свою работу, а команда соперников находит допущенные ошибки.

По итогам мероприятия каждая команда награждается призами и грамотами.

Такие мероприятия в начальной школе – это праздник длиною в целую неделю. Это увлекательные путешествия по учебным наукам: русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. Они вносят свежую струю в учебную и внеклассную жизнь школьного коллектива.

Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работ. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использовались оригинальные наглядные пособия, проведены игры, конкурсы с применением ИКТ, викторины.

Предметные недели проходят бурно, весело, с массой внеклассных мероприятий и уроков. Главной оценкой этой пятидневки являются вопросы ребят: «Когда снова состоится неделя начальных классов?» Учиться должно быть интересно. Только тогда учение может быть успешным. В этом твердо убеждены педагоги начальной школы.

Библиографический список

1).Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. – М.: изд. «Педагогика», 1989.

2).Системно-деятельностный подход – основа ФГОС. Электронный ресурс. Режим доступа: https://infourok.ru/sistemnodeyatelnostniy-podhod-osnova-fgos-1461920.html.

Приложение 1

Олимпиада по русскому языку среди учащихся 1-х классов

Ф.И._______________________________________ класс __________________

  1. Подчеркни слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

Аист, рояль, пианино, уютно, поэт, театр, приятно, яичко.

  1. Измени одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое (название

какого-либо насекомого или млекопитающего). Запиши получившиеся слова. Например: сода - сова.

Воск - __________ Лист - __________ Лес- __________

Мот - __________ Роза - ___________ Гол- __________

Ода - __________ Корона - __________ Щит- __________

Тир - __________ Обод - __________ Горка- __________

  1. Определи, что называют следующие слова (предмет, признак,

действие). Над словом покажи это схемой.

ШКОЛА, ШКОЛЬНЫЙ, СТОРОЖ, СТОРОЖИТ, МОРЕ, МОРСКОЙ, ДОМ, ДОМАШНИЙ, СТРОИТ, СТРОИТЕЛЬ, ВЕСНА, ВЕСЕННИЙ, ФУТБОЛИСТ, ФУТБОЛ, ФУТБОЛКА, ЛЕТАЕТ, ЛЕТЧИК.

  1. Внимательно прочитайте предложение. Определи, Женя – мальчик или

девочка?

Женя в воде в очках.

  1. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки глухие.

У папы три капли упали со шляпы.

Кошка согрела озябшие лапы.

  1. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все звуки

твердые. Названия блюд подчеркни.

Салат, пюре, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, блины, булочка.

  1. Найдите среди данных слов слова с похожим значением. Соедини их

линиями.

азбука

сражение

злость

ярость

букварь

схватка

новость

огонь

грусть

пламя

весть

печаль

  1. Поставь в квадрате номер предложения, чтобы из данных предложений

получился рассказ.

Она собрала тонкие веточки.

Настя шла из школы домой.

В школьном саду обрезали деревья.

Скоро заблестели зелёные листочки.

Дома девочка поставила их в воду.

  1. Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились новые

слова.

сено

марка

банк

ежи

стол

рот

свет

елка

яр

вал

зал

бики

Приложение 2

Интеллектуально-литературный марафон для учащихся 1-х классов

по произведениям Николая Носова

Ф И ученика __________________________________ класс _____________

  1. Напиши профессию коротышек:

Гусля - ___________________

Пулька - __________________

Тюбик -  __________________

Цветик - __________________

Знайка - __________________

Пилюлькин - ______________

Винтик, Шпунтик - _________

Стекляшкин - _______________

  1. Разгадай имена героев и напиши. Соедини стрелкой кому что

принадлежит:

КУЛЬПА - _______________

БИТЮК - ________________

ОЛЙАКЕМС - ____________

ЯЛГУС - _________________

КИТВИН - _______________

ПЫЖРОТОКА - __________

НИКЬЛЮЛИП - __________

ШТУНПИК - _____________

Собака Булька - ______________

Флейта - ____________________

Градусник - _________________

Палитра - ___________________

Комбинезон с одной кнопкой - ____________________________

Гаечный ключ - ______________

Бормотограф - _______________

  1. В прямоугольнике в столбиках и строчках спрятаны названия

рассказов. Найди их и закрась жёлтым карандашом нужные клетки.

Т

А

Б

В

С

Ю

Г

Р

Ы

Л

Ж

М

И

З

Е

Ф

А

Г

А

Л

П

И

Ь

О

О

Е

Л

А

Л

Р

О

Э

Ш

М

Д

О

Е

Е

С

Т

Х

П

Е

Ч

У

Г

А

Х

Ъ

С

М

Т

А

Р

Т

Л

Ф

А

Н

Т

А

З

Е

Р

Ы

К

В

О

А

А

О

В

Ф

Л

Ж

Э

У

О

Г

У

Р

Ц

Ы

Т

Н

С

У

Г

Щ

Ъ

Щ

И

Ь

Ю

Й

Ж

Ц

К

В

Д

Л

Е

Д

Е

Н

Е

Ц

Е

Г

Щ

З

А

  1. Соотнеси пословицы и названия рассказов, соедини стрелкой.

Берись дружно, не будет грузно.

“На горке”

У страха глаза велики.

“Затейники”

Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

“Живая шляпа”

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

“Огурцы”

Терпенье дает уменье.

“Мишкина каша”

“Заплатка”

  1. Незнайка нарисовал и развесил портреты коротышек: Пилюлькина,

Гуньки, Торопыжки. Портрет Пилюлькина не в центре и не слева. Портрет Торопыжки не слева и не справа. Подпиши, где чей портрет.

  1. Укажи, чему учит рассказ:

ОГУРЦЫ

Не воруй!

Неси всё в дом!

Отвечай за свои поступки!

ФАНТАЗЁРЫ

Быть честным

Фантазировать

Перекладывать вину на другого человека

ЗАПЛАТКА

Осторожно лазить по заборам

Доводить дело до конца

Беречь одежду

НА ГОРКЕ

Пользоваться чужим трудом

Исправлять свою ошибку

Сначала подумать, а потом сделать

  1. Исправь ошибки в названиях рассказов:

Васькина каша ___________________

Соломенная шляпа ________________

Вечерние огни ___________________

Тузик в гостях у Жучки ____________

Полицейский ____________________

Помидоры ______________________

Садоводы _____________

Чупа-чупс ____________

Выдумщики ___________

Мобильник ___________

Под горкой ___________

Лестница _____________

  1. Нарисуй недостающую гайку из чемоданчика Винтика и Шпунтика.

  1. Объясни выражение из рассказов:

Пальчики оближешь - _______________________________________________

Помчался во всех дух - ______________________________________________

Даром время терять - ________________________________________________

Приложение 3

Работа с научно-познавательным текстом

«Осенние изменения в живой природе»

1. Расставьте части текста в правильном порядке, пронумеруйте их.

2. Составьте план текста.

Поведение птиц осенью

___ Но куда же, в какие страны отправляются перелётные птицы осенью? Обычно говорят: на юг, в тёплые страны. Ответ далеко не отличающийся точностью. Перелётные птицы осенью действительно летят в более тёплые районы земли. Но эти районы могут быть не только на юге. Они могут быть и на западе, на побережьях стран и островов, омываемых тёплыми течениями, где зима мягкая и птицам легко добывать корм. Итак, перелётные птицы осенью стремятся попасть на другие территории, где условия обитания более комфортные, чем на суровой родине.

___ До конца октября нас покидают все перелетные птицы. В ноябре в наших лесах появляются зимние пернатые гости - снегири, чечетки, свиристели. Оседлые птицы - сороки, воробьи, сизые голуби, вороны - оставляют леса и поля и переселяются ближе к жилью людей, где могут лучше прокормиться.

___ Осенью и зимой, когда пищи становится меньше и добывать её труднее, птицы перелетают в места, где легче прокормиться. Остаются зимовать лишь такие птицы, которые и зимой могут легко добывать себе пищу. У кого корма больше – задерживаются дольше, у кого корм исчезает – отлетают раньше. Сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, соловьи, ласточки, стрижи. Позже улетают птицы, которые питаются растительной пищей: дрозды, перепела и те, что живут на водоемах - утки, гуси, лебеди. Хищные птицы отбывают позже всех – они разбойничают на больших дорогах – пролетных путях, кормятся другими птичками. Поэтому и не спешат.

___ Каждую осень, когда ещё не закончились полевые работы, наши пернатые друзья и помощники покидают родные края и спешат куда-то вдаль. Летят рядами, шеренгами, беспорядочными кучами и поодиночке. Что же заставляет перелётных птиц ежегодно осенью и весной совершать такие дальние путешествия?

Приложение 4

Работа с научно-познавательным текстом

«Осенние изменения в неживой природе»

  1. Прочитайте текст.

Осенью солнце ниже поднимается над горизонтом, его лучи скользят по поверхности земли и не нагревают её так сильно, как летом. Становится холоднее. Похолодание – причина других изменений в жизни природы.

23 сентября - день осеннего равноденствия. В этот день светлое и темное время суток имеют одинаковую продолжительность. Дальше дни будут всё короче, а ночи длиннее. Больше становится пасмурных дней. Небо не такое высокое и ярко – голубое, как летом. Оно низкое и хмурое, затянутое серыми облаками. Часто моросят дожди. Осенние дожди мелкие, холодные, затяжные, могут идти несколько дней без остановки.

Частым явлением осенью являются туманы. Гуще всего туман по утрам, когда земля сильнее остывает. Но стоит взойти солнцу, пригреть землю - туман рассеется.

В двадцатых числах сентября природа идёт на уступки, начинается «бабье лето». Наступает самый прекрасный период осени, когда стоит теплая солнечная погода. Это чудесное время длится недолго. С первыми заморозками осень опять вступит в свои права. Заморозки – это легкие утренние морозы. На почве, на траве можно увидеть иней. Лужицы покрываются тоненькой корочкой льда. Недалеко и до первого снега.

В ноябре жди морозов. Поверхность водоёмов затянется льдом. Такое природное явление называют ледоставом.

  1. Выполни задания к тексту.
  1. Ответь на вопросы:
  • Чем вызвано осеннее похолодание?
  • Чем примечателен день 23 сентября?
  • В какое время суток  можно наблюдать первые заморозки?
  • Перечисли осенние явления природы, которые упоминаются в тексте.
  • Ноябрь в народе называют «ледовым кузнецом». Как ты думаешь, почему?
  1. Обведи номера предложений, в которых говорится об осенних

явлениях в неживой природе:

1)Температура воздуха, воды и почвы стала ниже.

2) Изменилась окраска листьев на деревьях.

3) Солнце поднимается высоко над горизонтом.

4) Часто идут тёплые, ливневые дожди.

5) Замерзают водоёмы, на почве заморозки.

6) По утрам часты туманы.

  1. Впиши нужные слова и закончи предложения.

Осенью солнце ______________ над горизонтом, лучи ____________ по поверхности земли и ______________ её. Температура воздуха, воды и почвы _____. Дни становятся _________, а _______ длиннее. Идут __________ и ___________ дожди. Часты густые __________. На почве, траве белеет ___________. Это говорит о том, что был ___________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра к проведению предметной недели в начальной школе

Этот материал оказывает большое влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, развивает их познавательный интерес, раскрывает творческий потенциал. Дает возможность самостоят...

Разработка программы для проведения предметной недели в начальной школе.

Данная разработка представляет подробный план проведения предметной недели в начальной школе. тема " Птицы -наши друзья, обижать их нельзя"...

план проведения предметных недель в начальной школе

план проведения предметных недель в начальной школе...

Анализ проведения предметной недели в начальной школе.

Анализ проведения предметной недели в начальной школе....

Приказ о проведении предметной недели в начальной школе.

Приказ о проведении предметной недели в начальной школе "Фестиваль наук" 2015 год....

Приказ о проведении предметной недели в начальной школе 2014 г. (городской семинар)

Приказ о проведении предметной недели в начальной школе  2014 г. (городской семинар)...