Индивидуальный подход на уроках в начальной школе
статья

Худякова Татьяна Михайловна

Каждый человек индивидуален, так как это личность с ярко выраженным, особенным характером и внутреннем миром. В современном мире доступной информации, и часто нежелательной детям, во много раз увеличилось число психически нездоровых детей. Перед педагогами встает необходимость знания об элементарных особенностях детской психики и индивидуальному подходу к каждому ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_podhod_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход на уроках в начальной школе

      В современном мире доступной информации, и часто нежелательной детям, во много раз увеличилось число психически нездоровых детей. Значительно, по сравнению с 90-ми годами, возросло количество психозов у детей.  Поэтому перед педагогами встала необходимость знания об элементарных особенностях детской психики и индивидуальному подходу к каждому ребенку.

    Задачами индивидуального подхода являются сокращение неуспевающих и запущенных детей, наиболее комфортное получение знаний. Для современных, сложных детей организовать обучение на всех уровнях: начальном, достаточном, среднем, высшем.

    Каждый человек индивидуален, так как это личность с ярко выраженным, особенным характером и внутренним миром. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. К индивидуальным особенностям человека можно отнести: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти и воображения.

     Следовательно, учебно-воспитательный процесс должен максимально опираться на индивидуальность. Этот подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. В индивидуальном подходе особенно нуждаются отстающие ученики, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. Сами дети не способны справиться со сложным современным миром. Родителям нет времени полноценно посвященного детям. Ритм жизни таков, что в большинстве случаев, им хватает сил только на материальное обеспечение. Современные дети, как правило,  недолюблены, неинформированы,  они воспитываются телевидением и интернетом, к сожалению, бесконтрольно. На педагогов автоматически возлагается ответственность не только учить детей грамоте, но и воспитать личность в каждом ребёнке.

      Именно поэтому важен индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы он открылся нам, чтобы мы могли понять, как ему помочь. Помочь в освоении новых знаний, в освоении нормального общения со сверстниками, помочь в понимании им мира. Настолько понять каждого ученика, что видеть происходящие в нём изменения и быстро реагировать на них, особенно если эти изменения негативны.

  Образование в современном мире должно способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка и создавать все условия для его творческой самореализации. Основная задача современного педагога — воспитывать учеников, учить эффективно применять в своей работе полученные знания, обучаться на протяжении всей своей жизни.

     Наше государство ставит перед школой задачи повысить качество обучения, воспитания и обеспечить более высокий уровень преподавания каждого предмета. Качество обучения в основном зависит от учителя и от его умения найти подход к каждому ученику, заинтересовать его своим предметом и развить в нем творческие способности.

    Индивидуальный подход - это один из современных методов повышения качества обучения, при котором учитель контролирует знания каждого ребенка и может, в зависимости от индивидуальных способностей ученика принимать меры по их улучшению.

Изложение учебной программы должно быть таким, чтобы стимулировать учащихся к самостоятельной работе.

Метод индивидуального подхода предполагает:

  • доверие и взаимопонимание между учителем и учеником;
  • использование разнообразных форм общения, особенно диалога;
  • учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • обогащение собственного опыта детей;
  • поощрение и стимулирование учеников к выбору домашних заданий и способов их выполнения;
  • высказывание учащимися собственного мнения.

     Необходимо пользоваться такими методами, как дифференциация, индивидуализация; индивидуальная, групповая и коллективная формы работы, особенно важна наглядность. Детям интересна игровая форма урока.

Эффективность подхода можно оценить по следующим параметрам:

  • успеваемость;
  • желание учащихся усваивать новый материал;
  • умение думать самостоятельно;
  • повышение интереса учащихся к предмету.

     Домашние задания также необходимо давать индивидуально, учитывая уровень знаний и способностей каждого ученика. Сильным учащимся можно предлагать задачи, для решения которых придется творчески осмыслить и применить полученные на уроке знания. Слабые ученики в первую очередь нуждаются в приобретении умений и навыков, необходимых для решения простых задач.

    Итак, индивидуальный подход в процессе обучения очень важен. Он даёт возможность увидеть и исправить пробелы в знаниях, воспитать в каждом ученике желание учиться. Каждый ребёнок – это личность, и индивидуальный подход предусматривает общение с каждым именно, как с личностью. Есть дети успевающие в знаниях и понимающие сразу объяснения учителя, есть те, которым приходится объяснить, применяя дополнительный материал, наглядный. Важна и дифференциация в обучении, она позволяет сформировать у учеников чувство ответственности перед товарищами за результат совместной работы и при этом, дает возможность научиться самостоятельно принимать решения и отстаивать их правильность, а также приучает прислушиваться к мнению товарищей и вовремя исправлять допущенные ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход на уроках в начальной школе

Презентация одной из современных технологий....

Индивидуальный подход к обучению в начальной школе

Процесс усвоения знаний, его успешность зависят от того, как организуется процесс ориентации ребенка в материале....

Реализация принципов дифференцированного и индивидуального подходов на уроках в начальной школе

Уровневая дифференциация создаёт благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе....

Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...