Семинар- практикум МО : Аналитическая записка «О результатах реализации основной образовательной программы по русскому языку начального общего образования
методическая разработка

Порываева Наталья Юрьевна

Семинар- практикум МО: Аналитическая записка

«О результатах реализации основной образовательной программы по русскому языку начального общего образования" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 Г.ГОРНО- АЛТАЙСКА»

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

 

Аналитическая записка

«О результатах реализации основной образовательной программы по русскому языку начального общего образования

«Учителю принадлежит самая главная роль

 в формировании будущего страны. Из всех профессий

 его - самая благородная, самая трудная и самая важная»

(Арт-ОнгДжумсаи)

2016 год

Аналитическая записка

«О результатах реализации основной образовательной программы по русскому языку начального общего образования

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13 г.Горно-Алтайска»

в 2011-2015 учебных годах»

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

       При составлении рабочей программы учителя нашей школы учитывали, прежде всего,  контингент учащихся, которые должны были прийти в 1 класс. При школе есть дошкольные группы «Росток». Работа  по преемственности между школой и дошкольным учреждением ведется в соответствии с Программой преемственности, которая предполагает непрерывность дошкольной и начальной образовательной программы. В соответствии с этой программой учителя проводят  родительские собрания «Готовим детей к школе». Педагоги школы  рассказывают об особенностях обучения в первом классе, о возможностях школы для получения качественного образования. На основании    мониторинга достижений детей, психологической диагностики, учителя  составили рабочую программу по предмету.

        В 2011-2012 учебном году было набрано 2 класса. По итогам адаптации проведен мониторинг, который показал следующие результаты:

  1. Определение уровня развития мелкой моторики рук.

       В ходе диагностики были выделены 2 группы детей. Первая группа – дети имеют скоординированные движения пальцев и рук; вторая – дети, имеющие трудности при выполнении действий, требующих координации и точности движений пальцев и кистей рук.  Процент уровня развития мелкой моторики рук у детей  за год повысился на 23%. (Приложение 1)    

  1. Типы мотивов учебной деятельности.

      Из этой таблицы видно, что преобладающий тип мотива учебной деятельности в начале года – социальный, а в конце года становится учебно- познавательная.  (Приложение 2)

  1. Определение уровня развития речи и фонематического слуха.

При определении уровня развития речи выделены 3 группы детей:

  • Первая группа –  высокий уровень.
  • Вторая группа – средний уровень.
  • Третья группа – низкий уровень.

     Высокий уровень развития повысился за год с 25% до 58%, низкий уровень понизился с 50% до 13%. (Приложение3)

     Для любого учителя  результативность  труда очень важна, поэтому снова и снова встает вопрос об эффективности урока, о путях повышения качества преподавания. Учебники нового поколения стали гораздо больше внимания уделять проблемам развития речи. Однако владение языком предполагает не столько знание правил, сколько умение составлять речь, текст в соответствии с коммуникативными целями и условиями общения.

     При разработке рабочей программы центром внимания становится текст. В тексте фокусируются практически все вопросы курса русского языка, приобретая большую глубину и насыщенность.
Приоритетной целью становится привитие двух групп новых умений:
универсальные учебные действия и формирование у детей мотивации к обучению.
     В  классах с каждым годом присутствует всё большее количество учеников, для которых русский язык не является родным. Как правило, эти дети плохо владеют русским языком и, соответственно, плохо понимают или почти не понимают речи учителя. Учебники, программы, традиционные методики также ориентированы на детей, для которых русский язык является родным.

      При разработке программы, учитывая вышесказанное, изменили количество часов на темы:

класс

Тема раздела

Кол-во часов в примерной рабочей программе

Кол-во часов в рабочей программе

1 класс

Звуки и буквы

34

30

2класс

Звуки и буквы

59

55

3 класс

Части речи

76

72

4 класс

Слова,слова,слова

21

17

      Дополнительные часы в 1, 2 классах вошли в раздел «Наша речь», в 3, 4 классах вошли в раздел «Предложение» для повышения мотивации учащихся.
     Решающую роль в пробуждении мотивации к урокам русского языка в поликультурном классе играет продуманный отбор дидактического материала и система речевых заданий, ориентированных на воспитательно-коммуникативный результат. В первую очередь, это постоянная работа над расширением и уточнением словарного запаса учащихся. Словарная работа может проводиться на любом этапе урока (объяснение значений слов, этимология слова, отработка произношения в ходе написания, словарно-грамматическая работа, подбор синонимов и антонимов – т.е. постоянная лексико-семантическая, грамматическая, орфографическая, словообразовательная работа). 
 Во-вторых, это упражнения для развития артикуляционной базы: скороговорки, чистоговорки, потешки, речевые разминки, заучивание небольших стихотворений и т. д. Такие виды работы не только стимулируют познавательную активность всех учащихся, но и развивают навыки восприятия русской речи на слух, помогают улучшать произношение и вырабатывать навыки беглого проговаривания словосочетаний и предложений, облегчают запоминание лексико-грамматического материала.

       Ведущей педагогической технологией в нашей школе  становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока.  Уроки стали чаще носить проблемно-поисковый характер, применяются метод исследования, метод проекта. Дети с интересом работают с интерактивной доской и компьютером.

       Для развития мотивации к учебной деятельности применяем технологию проблемного обучения. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только нашими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

Оценка уровня школьной мотивации школьников.

       Оценка уровня школьной мотивации за прошедший период показывает, что у 25% учащихся сформировалась хорошая школьная мотивация, положительное отношение к школе повысилось у 17% учащихся, низкая мотивация и нежелание посещать школу снизилась у 8% школьников, в классе нет учащихся с  школьной дезадаптацией. (Приложение 4)

       Для того, чтобы научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, мы применяем здоровьесберегающие технологии.  Используем  на уроках различные весёлые физкультминутки, гимнастику, «пение» звуков, массаж пальцев.

       Обучение в сотрудничестве (групповая работа) мы вводим   уже с первых дней обучения ребенка в школе.  Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища.

       Игровые технологии - позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость.

       Мы обращаем внимание на то, как происходит формирование личностных универсальных учебных действий, начиная с 1 класса (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка).

      Личностные результаты учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика отражает  отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты  характера, личностные качества. Портфолио ученика ведётся  в течение всех лет обучения. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник организует содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог дает рекомендации, какие материалы могут его наполнять. К ним  относятся: творческие работы ребенка, различные награды, полученные им за успехи во внеурочной деятельности (дипломы, похвальные грамоты, благодарности), оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности.

       Достижение  метапредметных результатов обеспечивалось за счет УМК  «Школа России»  т.е. всех учебных предметов базисного плана.

    Формировались регулятивные УУД :
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации ;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок
- навыки саморегуляции;

    Коммуникативные  УУД:
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками  при  решении учебных  проблем;
- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение интегрироваться  в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

    Познавательные  УУД:
- способность учащихся принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Данные умения формировались  в системе в соответствии с уровнями.

       Оценка метапредметных результатов проводилась  в ходе различных процедур:
решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений.

Деятельность учащихся оценивалась через  наблюдение, тестирование, практические работы, рисунки.

      Данные работы составлялись  в соответствии с требованиями ФГОС НОО, предъявляемыми к планируемым результатам освоения ООП НОО на конец первого и четвёртого  годов  обучения, содержат предметные результаты и опираются на сформированные УУД.

       Результаты диагностики УУД учащихся 1-го класса показывают, что высокий (22%) и средний (44%) уровни логических операций анализа и сравнения показали 66%,  34% первоклассников демонстрирует низкий уровень развития  познавательных УУД.

-познавательные УУД – высокий(22%), средний(33%), низкий(45%) показали 100% обучающихся.

- личностные УУД – высокий (33%),средний(33%), низкий (34%)  показали 100% обучающихся.

- коммуникативные УУД - высокий (22%) и средний(44%), низкий (34%) показали 100% обучающихся.

- регулятивные УУД - высокий (22%) и средний(44%), низкий (34%) показали 100% обучающихся

       К концу 4 класса высокого уровня УУД достигли уже 67% учащихся,  среднего уровня достигли 25,5% учащихся, низкий уровень понизился до 7,5%. (Приложение 5)

        На протяжении  всего периода велась работа по формированию  умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами  через индивидуальные, групповые, фронтальные формы оценки, устный и письменный опрос. Инструментарием  контроля являются листы самооценки, карты наблюдений, тесты, мониторинги, которые разрабатывались по мере необходимости.

       По  результатам промежуточных контрольных работ, внешнего контроля и итоговой аттестации учащиеся нашей школы показали высокие результаты учебных достижений  при позитивной динамике за последние три года. Это было достигнуто благодаря использованию на уроках современных педагогических технологий, дифференциации обучения, актуализации познавательной и творческой активности учащихся. (Приложение 6- 12)

       Образовательная среда, создающая комфортные условия для развития учащихся, повышения их мотивации к обучению, достижению ими высоких образовательных результатов – важное условие успеха нашей школы. При составлении программы учитывались мотивы обучения младших школьников: познавательные, социальные, личные.  Школьная жизнь должна максимально способствовать развитию способностей ребенка с учетом его индивидуальности. Все дети имеют разные возможности, здоровье, интересы, потребности, интеллектуальные способности и особенности восприятия окружающего мира.

       В школе  созданы условия для полноценного развития и обучения каждого ребенка. Учителя начальной школы помогают детям обрести уверенность, повысить самооценку, утвердиться в возможностях. Ученики стремятся овладеть теми умениями, которые помогут им в личностном росте, а в дальнейшем – и в жизненном самоопределении

       Образовательное пространство школы обеспечивает сохранение здоровья и физическое развитие учащихся.  Кабинеты  оснащены современной мебелью,  питьевой водой, уголком  для отдыха. Использование дидактического материала, электронных образовательных ресурсов, использование мультимедийного проектора позволяет расширить исследовательское поле учащихся.  В школе имеется библиотека, актовый зал, спортивный зал, рекреации, стадион.

       Методическое объединение нашей школы, провели ряд  конференций, семинаров и педагогических советов, где учителя начальных классов выступали с разными докладами.  28 января 2011 года проведен школьный семинар по теме «Методика подготовки и проведения уроков русского языка по ФГОС».  Провели открытые уроки Богданова Л.А, Самородова Т.С, в семинаре активно приняли участия Ситникова С.Г, Порываева Н.Ю, Чернышёва Л.Г .   26 октября 2012 года  удачно прошёл «Круглый стол» по теме «Новые образовательные стандарты:  универсальные учебные действия учащихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС» .  28 апреля 2013 года прошла школьная конференция, к которой приготовились все педагоги и администрация школы по теме «Методика компетентностного подхода в обучении русскому языку в условиях реализации ФГОС».

       Результаты внедрения ФГОС показали, что концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника в соответствии с ФГОС НОО, востребованы педагогами школы.

       Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации предмета русский язык:

  • положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
  • использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий (проектная технология, технология  проблемного обучения, игровая технология, ИКТ-технологии);
  • ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;
  • осознание педагогами необходимости перехода на системно-деятельностный подход.

                       Приложение 1

  1. Определение уровня развития мелкой моторики рук.

Начало года

Конец года

Сформир.движения

65 %

88 %

Сфомир.недостаточно

35 %

12 %

Приложение 2

  1. Типы мотивов учебной деятельности.

Начало года

 Конец  года


          Приложение 3

  1. Определение уровня развития речи и фонематического слуха.

Начало года

Конец  года

  Приложение 4

Оценка уровня школьной мотивации школьников

 

Уровень школьной мотивации

2011-2012

Конец года

2012-2013

 

2013-2014

 

2014-2015

1уровень

Высокий уровень школьной мотивации

10%

12%

15%

20%

2уровень

Хорошая школьная мотивация

12%

16%

25%

34%

3уровень

Положительное отношение к школе с преобладанием вне учебной деятельности

23%

28%

35%

25%

4уровень

Низкая школьная мотивация

33%

28%

25%

21%

5уровень

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

22%

16 %

-

-

Приложение  5

Сформированность УУД  в 1 классах

Сформированность УУД  в 4 классах

Приложение 6

Динамика качества знаний по русскому языку

2012-2013

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

% успеваемости

100 %

100 %

100 %

100 %

% качества знаний

65,5 %

65,5 %

66 %

66,6 %


Приложение 7

Динамика качества знаний по русскому языку

2013-2014

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

% успеваемости

100 %

100 %

100 %

100 %

% качества знаний

66 %

66,6 %

67%

67%

Приложение 8

Динамика качества знаний по русскому языку

2014-2015

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

% успеваемости

100 %

100 %

100 %

100 %

% качества знаний

67 %

67,5 %

68%

68,7 %

Приложение 9

 Динамика качества знаний по русскому языку

2012-2013 учебный год

 Динамика качества знаний по русскому языку

2013-2014 учебный год

Приложение 10

 Динамика качества знаний по русскому языку

2014-2015 учебный год

Успеваемость учащихся по русскому языку

Учебный год

Классы

Процент учащихся по классам

«2»

«3»

«4»

«5»

2012–2013

2 «А»

29,6%

41,5%

18,5%

2012–2013

2«Б»

16 %

50 %

34%

2013–2014

3«А»

24,6%

50,2%

25,2 %

2013–2014

3 «Б»

27%

45%

28%

2014-2015

4 «А»

-

21,2

52,4

26,4

2014-2015

4 «Б"

24,5%

46,5%

29%

Приложение 11

ВЫПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ
ТЕКУЩИХ И ИТОГОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (Качество знаний)

Русский язык

2  КЛАСС  (2012-2013)

ВЫПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ
ТЕКУЩИХ И ИТОГОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Качество знаний

Русский язык

3  КЛАСС  (2013-2014)

Приложение 12

ВЫПОЛНЕНИЕ
ТЕКУЩИХ И ИТОГОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (Качество знаний)

Русский язык

4 КЛАСС  (2014-2015)



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 Г.ГОРНО- АЛТАЙСКА»

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Аналитическая записка

«О результатах реализации основной образовательной программы по русскому языку начального общего образования»

Составитель: Порываева Наталья Юрьевна,

 учитель начальных классов

«Учителю принадлежит самая главная роль

 в формировании будущего страны. Из всех профессий

 его - самая благородная, самая трудная и самая важная»

(Арт-ОнгДжумсаи)

2019 год

Аналитическая записка

«О результатах реализации основной образовательной программы по русскому языку начального общего образования»

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13 г.Горно-Алтайска»

в 2018-2019 учебных годах»

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

       При составлении рабочей программы учителя нашей школы учитывали, прежде всего,  контингент учащихся, которые должны были прийти в 1 класс. При школе есть дошкольные группы «Росток». Работа  по преемственности между школой и дошкольным учреждением ведется в соответствии с Программой преемственности, которая предполагает непрерывность дошкольной и начальной образовательной программы. В соответствии с этой программой учителя проводят  родительские собрания «Готовим детей к школе». Педагоги школы  рассказывают об особенностях обучения в первом классе, о возможностях школы для получения качественного образования. На основании    мониторинга достижений детей, психологической диагностики, учителя  составили рабочую программу по предмету.

        В 2018-2019 учебном году было набрано 2 класса. По итогам адаптации проведен мониторинг, который показал следующие результаты:

  1. Определение уровня развития мелкой моторики рук.

       В ходе диагностики были выделены 2 группы детей. Первая группа – дети имеют скоординированные движения пальцев и рук; вторая – дети, имеющие трудности при выполнении действий, требующих координации и точности движений пальцев и кистей рук.  Процент уровня развития мелкой моторики рук у детей  за год повысился на 23%. (Приложение 1)    

  1. Типы мотивов учебной деятельности.

      Из этой таблицы видно, что преобладающий тип мотива учебной деятельности в начале года – социальный, а в конце года становится учебно- познавательная.  (Приложение 2)

  1. Определение уровня развития речи и фонематического слуха.

При определении уровня развития речи выделены 3 группы детей:

  • Первая группа –  высокий уровень.
  • Вторая группа – средний уровень.
  • Третья группа – низкий уровень.

     Высокий уровень развития повысился за год с 25% до 58%, низкий уровень понизился с 50% до 13%. (Приложение3)

     Для любого учителя  результативность  труда очень важна, поэтому снова и снова встает вопрос об эффективности урока, о путях повышения качества преподавания. Учебники нового поколения стали гораздо больше внимания уделять проблемам развития речи. Однако владение языком предполагает не столько знание правил, сколько умение составлять речь, текст в соответствии с коммуникативными целями и условиями общения.

     При разработке рабочей программы центром внимания становится текст. В тексте фокусируются практически все вопросы курса русского языка, приобретая большую глубину и насыщенность.
Приоритетной целью становится привитие двух групп новых умений:
универсальные учебные действия и формирование у детей мотивации к обучению.
     В  классах с каждым годом присутствует всё большее количество учеников, для которых русский язык не является родным. Как правило, эти дети плохо владеют русским языком и, соответственно, плохо понимают или почти не понимают речи учителя. Учебники, программы, традиционные методики также ориентированы на детей, для которых русский язык является родным.

      При разработке программы, учитывая вышесказанное, изменили количество часов на темы:

класс

Тема раздела

Кол-во часов в примерной рабочей программе

Кол-во часов в рабочей программе

1 класс

Звуки и буквы

34

30

2класс

Звуки и буквы

59

55

3 класс

Части речи

76

72

4 класс

Слова,слова,слова

21

17

      Дополнительные часы в 1, 2 классах вошли в раздел «Наша речь», в 3, 4 классах вошли в раздел «Предложение» для повышения мотивации учащихся.
     Решающую роль в пробуждении мотивации к урокам русского языка в поликультурном классе играет продуманный отбор дидактического материала и система речевых заданий, ориентированных на воспитательно-коммуникативный результат. В первую очередь, это постоянная работа над расширением и уточнением словарного запаса учащихся. Словарная работа может проводиться на любом этапе урока (объяснение значений слов, этимология слова, отработка произношения в ходе написания, словарно-грамматическая работа, подбор синонимов и антонимов – т.е. постоянная лексико-семантическая, грамматическая, орфографическая, словообразовательная работа). 
 Во-вторых, это упражнения для развития артикуляционной базы: скороговорки, чистоговорки, потешки, речевые разминки, заучивание небольших стихотворений и т. д. Такие виды работы не только стимулируют познавательную активность всех учащихся, но и развивают навыки восприятия русской речи на слух, помогают улучшать произношение и вырабатывать навыки беглого проговаривания словосочетаний и предложений, облегчают запоминание лексико-грамматического материала.

       Ведущей педагогической технологией в нашей школе  становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока.  Уроки стали чаще носить проблемно-поисковый характер, применяются метод исследования, метод проекта. Дети с интересом работают с интерактивной доской и компьютером.

       Для развития мотивации к учебной деятельности применяем технологию проблемного обучения. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только нашими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

Оценка уровня школьной мотивации школьников.

       Оценка уровня школьной мотивации за прошедший период показывает, что у 25% учащихся сформировалась хорошая школьная мотивация, положительное отношение к школе повысилось у 17% учащихся, низкая мотивация и нежелание посещать школу снизилась у 8% школьников, в классе нет учащихся с  школьной дезадаптацией. (Приложение 4)

       Для того, чтобы научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, мы применяем здоровьесберегающие технологии.  Используем  на уроках различные весёлые физкультминутки, гимнастику, «пение» звуков, массаж пальцев.

       Обучение в сотрудничестве (групповая работа) мы вводим   уже с первых дней обучения ребенка в школе.  Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища.

       Игровые технологии - позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость.

       Мы обращаем внимание на то, как происходит формирование личностных универсальных учебных действий, начиная с 1 класса (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка).

      Личностные результаты учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика отражает  отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты  характера, личностные качества. Портфолио ученика ведётся  в течение всех лет обучения. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник организует содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог дает рекомендации, какие материалы могут его наполнять. К ним  относятся: творческие работы ребенка, различные награды, полученные им за успехи во внеурочной деятельности (дипломы, похвальные грамоты, благодарности), оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности.

       Достижение  метапредметных результатов обеспечивалось за счет УМК  «Школа России»  т.е. всех учебных предметов базисного плана.

    Формировались регулятивные УУД :
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации ;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок
- навыки саморегуляции;

    Коммуникативные  УУД:
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками  при  решении учебных  проблем;
- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение интегрироваться  в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

    Познавательные  УУД:
- способность учащихся принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Данные умения формировались  в системе в соответствии с уровнями.

       Оценка метапредметных результатов проводилась  в ходе различных процедур:
решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений.

Деятельность учащихся оценивалась через  наблюдение, тестирование, практические работы, рисунки.

      Данные работы составлялись  в соответствии с требованиями ФГОС НОО, предъявляемыми к планируемым результатам освоения ООП НОО на конец первого и четвёртого  годов  обучения, содержат предметные результаты и опираются на сформированные УУД.

       Результаты диагностики УУД учащихся 1-го класса показывают, что высокий (22%) и средний (44%) уровни логических операций анализа и сравнения показали 66%,  34% первоклассников демонстрирует низкий уровень развития  познавательных УУД.

-познавательные УУД – высокий(22%), средний(33%), низкий(45%) показали 100% обучающихся.

- личностные УУД – высокий (33%),средний(33%), низкий (34%)  показали 100% обучающихся.

- коммуникативные УУД - высокий (22%) и средний(44%), низкий (34%) показали 100% обучающихся.

- регулятивные УУД - высокий (22%) и средний(44%), низкий (34%) показали 100% обучающихся

       К концу 4 класса высокого уровня УУД достигли уже 67% учащихся,  среднего уровня достигли 25,5% учащихся, низкий уровень понизился до 7,5%. (Приложение 5)

        На протяжении  всего периода велась работа по формированию  умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами  через индивидуальные, групповые, фронтальные формы оценки, устный и письменный опрос. Инструментарием  контроля являются листы самооценки, карты наблюдений, тесты, мониторинги, которые разрабатывались по мере необходимости.

       По  результатам промежуточных контрольных работ, внешнего контроля и итоговой аттестации учащиеся нашей школы показали высокие результаты учебных достижений  при позитивной динамике за последние три года. Это было достигнуто благодаря использованию на уроках современных педагогических технологий, дифференциации обучения, актуализации познавательной и творческой активности учащихся. (Приложение 6- 12)

       Образовательная среда, создающая комфортные условия для развития учащихся, повышения их мотивации к обучению, достижению ими высоких образовательных результатов – важное условие успеха нашей школы. При составлении программы учитывались мотивы обучения младших школьников: познавательные, социальные, личные.  Школьная жизнь должна максимально способствовать развитию способностей ребенка с учетом его индивидуальности. Все дети имеют разные возможности, здоровье, интересы, потребности, интеллектуальные способности и особенности восприятия окружающего мира.

       В школе  созданы условия для полноценного развития и обучения каждого ребенка. Учителя начальной школы помогают детям обрести уверенность, повысить самооценку, утвердиться в возможностях. Ученики стремятся овладеть теми умениями, которые помогут им в личностном росте, а в дальнейшем – и в жизненном самоопределении

       Образовательное пространство школы обеспечивает сохранение здоровья и физическое развитие учащихся.  Кабинеты  оснащены современной мебелью,  питьевой водой, уголком  для отдыха. Использование дидактического материала, электронных образовательных ресурсов, использование мультимедийного проектора позволяет расширить исследовательское поле учащихся.  В школе имеется библиотека, актовый зал, спортивный зал, рекреации, стадион.

       Методическое объединение нашей школы, провели ряд  конференций, семинаров и педагогических советов, где учителя начальных классов выступали с разными докладами.  28 января 2011 года проведен школьный семинар по теме «Методика подготовки и проведения уроков русского языка по ФГОС».  Провели открытые уроки Богданова Л.А, Самородова Т.С, в семинаре активно приняли участия Ситникова С.Г, Порываева Н.Ю, Чернышёва Л.Г .   26 октября 2012 года  удачно прошёл «Круглый стол» по теме «Новые образовательные стандарты:  универсальные учебные действия учащихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС» .  28 апреля 2013 года прошла школьная конференция, к которой приготовились все педагоги и администрация школы по теме «Методика компетентностного подхода в обучении русскому языку в условиях реализации ФГОС».

       Результаты внедрения ФГОС показали, что концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника в соответствии с ФГОС НОО, востребованы педагогами школы.

       Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации предмета русский язык:

  • положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
  • использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий (проектная технология, технология  проблемного обучения, игровая технология, ИКТ-технологии);
  • ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;
  • осознание педагогами необходимости перехода на системно-деятельностный подход

                       Приложение 1

  1. Определение уровня развития мелкой моторики рук.

Начало года

Конец года

Сформир.движения

65 %

88 %

Сфомир.недостаточно

35 %

12 %

Приложение 2

  1. Типы мотивов учебной деятельности.

Начало года

 Конец  года


          Приложение 3

  1. Определение уровня развития речи и фонематического слуха.

Начало года

Конец  года

  Приложение 4

Оценка уровня школьной мотивации школьников

Уровень школьной мотивации

2011-2012

Конец года

2012-2013

 

2013-2014

 

2014-2015

1уровень

Высокий уровень школьной мотивации

10%

12%

15%

20%

2уровень

Хорошая школьная мотивация

12%

16%

25%

34%

3уровень

Положительное отношение к школе с преобладанием вне учебной деятельности

23%

28%

35%

25%

4уровень

Низкая школьная мотивация

33%

28%

25%

21%

5уровень

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

22%

16 %

-

-

Приложение  5

Сформированность УУД  в 1 классах

Сформированность УУД  в 4 классах

Приложение 6

Динамика качества знаний по русскому языку

2012-2013

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

% успеваемости

100 %

100 %

100 %

100 %

% качества знаний

65,5 %

65,5 %

66 %

66,6 %


Приложение 7

Динамика качества знаний по русскому

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

% успеваемости

100 %

100 %

100 %

100 %

% качества знаний

66 %

66,6 %

67%

67%

Приложение 8

Динамика качества знаний по русскому языку

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

% успеваемости

100 %

100 %

100 %

100 %

% качества знаний

67 %

67,5 %

68%

68,7 %

Приложение 9

 Динамика качества знаний по русскому языку

 Динамика качества знаний по русскому языку

Приложение 10

 Динамика качества знаний по русскому языку

Успеваемость учащихся по русскому языку

Учебный год

Классы

Процент учащихся по классам

«2»

«3»

«4»

«5»

2 «А»

29,6%

41,5%

18,5%

2«Б»

16 %

50 %

34%

3«А»

24,6%

50,2%

25,2 %

3 «Б»

27%

45%

28%

4 «А»

-

21,2

52,4

26,4

4 «Б"

24,5%

46,5%

29%

Приложение 11

ВЫПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ
ТЕКУЩИХ И ИТОГОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (Качество знаний)

Русский язык

2  КЛАСС  

ВЫПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ
ТЕКУЩИХ И ИТОГОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Качество знаний

Русский язык

3  КЛАСС

Приложение 12

ВЫПОЛНЕНИЕ
ТЕКУЩИХ И ИТОГОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (Качество знаний)

Русский язык

4 КЛАСС  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по немецкому языку. Начальное общее образование (2-4 класс).

Рабочая программа составлена по УМК И.Л.Бим, К.И. Рыжова, 2013 год. В расчёте 2 часа в неделю (68 часов)...

Система отслеживания предметных результатов реализации основной образовательной программы.

Презентация подготовлена для выступления на школьном педсовете ....

Рабочая программа по немецкому языку начального общего образования (ФГОС)

Программа составлена в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...

Рабочая программа предмета «Русский язык» начального общего образования 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для третьего класса составлена на основе ФГОС от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; программе по учебному предмету &la...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» начальное общее образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» начальное общее образование...