Главные вкладки

    Публичное представление педагогического опыта работы "Развитие познавательных способностей младших школьников"
    статья

    Трунькина Татьяна Александровна

    В статье описываются теоретические сведения по данной теме и опыт работы учителя в данном направлении, результаты работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Публичное представление

    педагогического опыта работы учителя начальных классов  

    МАОУ «Cредняя общеобразовательная  школа № 10» г. о. Саранск  

    Трунькиной Татьяны Александровны

    Развитие познавательных способностей младших  школьников.

    Посредственный учитель излагает.

    Хороший учитель объясняет.

    Выдающийся учитель показывает.

    Великий учитель вдохновляет.

                                                                                                   

     Уильям Артур Уорд,

    американский писатель

    1. Актуальность и перспективность опыта

            В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов. Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие  масштабы  преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

            Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации обучаемых.

            К сожалению, современная массовая школа ещё сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний.  Однообразие, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

            В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся. Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Чтобы разобраться в этом вопросе, я выбрала тему исследования: «Развитие познавательных способностей младших  школьников».

    2. Условия возникновения и становления опыта

            На идею формирования педагогического опыта оказали влияние следующие факторы:

    • требования ФГОС НОО
    • изучение методической литературы
    • изучение опыта коллег
    • курсы повышения квалификации
    • участие в работе городских методических объединений

            Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

            Новые образовательные стандарты начального общего образования нацеливают деятельность педагога на формирование у младшего школьника основ умения учиться и способностей к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе.

           Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.

            Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия с миром, мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

            Работая в школе, осознаёшь, что  с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес ребёнка к учению вообще. Мотивация к активной познавательной позиции ослаблена несколькими причинами.

     Во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе.  

    Во-вторых,  большой объем информации, который необходимо запомнить.

    В-третьих, передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в  интересной, занимательной,   и доступной форме привлекают детей в большей степени, чем современные учебники.  Происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге,  и, как следствие, снижение   культуры,    неумение правильно, логично выразить свою мысль.  Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к процессу учения.  

            Что должен делать учитель, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?  Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?

    3.Теоретическая база опыта

           Проблема развития познавательных способностей волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Он  ратовал за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода. «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, - писал он. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».

          Идея обучения с помощью самостоятельного решения учеником сложных вопросов получила развитие в работах Ф.Дистервега. По его мнению, хорош только тот метод обучения, который активизирует его только на запоминание изучаемого материала, то – чего человек не приобрел путем своей самостоятельности – не его.  

            Песталоцци и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д.Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания. 

            Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А.Амонашвили.  Большое внимание проблеме развития  познавательных способностей уделяют и современные отечественные педагоги и психологи.

         В научной литературе описаны условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательных способностей младших школьников.

    Первое условие состоит в том, чтобы осуществить максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

    Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательной активности и личности в целом.  Оно  состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

           Организация учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие познавательных интересов младших школьников, требует учета ряда факторов. Прежде   всего факторов, связанных с личностью ученика, а также факторов, связанных с деятельностью учителя по  организации творческой познавательной деятельности школьников.

    Учет данных факторов требовал соблюдения следующих условий:

          1. Для организации учебного труда учащихся, способствующего        развитию интереса к изучаемому предмету и самому процессу     умственного труда, необходима деятельность, соответствующая возрастным особенностям и возможностям младшего школьника.

    Учебный материал, предлагаемый ученику:

          а) должен быть трудным, но посильным, разнообразным, ярким и эмоциональным, целесообразным, связанным с предшествующим;

         б) учитывать индивидуальный уровень интеллектуального и  психического развития ребенка, дифференцированный подход                          к   организации  обучения;

         в) удовлетворять потребностям в общении и сотрудничестве                        с учителем и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;

         г) формировать у учеников правильную оценку своих возможностей, побуждать и закреплять стремление к самосовершенствованию;

         д) использовать комбинацию традиционных и нетрадиционных,      групповых и индивидуальных, фронтальной и парной работы на уроке.

         2. Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашенной. Существенным условием организации творческой познавательной деятельности по развитию познавательных интересов младших школьников является чувственная мотивация. Это прежде всего, ощущение учениками чувства радости, эмоционального удовлетворения своими успехами; создание атмосферы, в которой дети могут применять свои знания и     умения на пользу другим и себе; учение "без опасности", способствующее развитию интеллектуальной активности, выходу за пределы заданной ситуации.

        3. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

            Изучив теоретические источники, пришла к выводу, что процесс обучения должен быть направлен на успех. Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню.

               Данные теоретические положения стали основой моего опыта.


          4. Технология опыта

            Познавательные способности человека - это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. Познание - сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: внимание, воображение, память, мышление. Они выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

            По определению Р.С. Немова память - процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации; мышление - психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности; воображение - это познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала, полученного в предшествующем опыте; внимание - состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

            Развитие  человеческих  задатков, превращение  их в способности – одна  из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.

            У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить  свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

           К. Д. Ушинский писал: «Главная задача учителя – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание».        Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа.

    Изучив ряд источников, я определила следующее.

    Объектом исследования является процесс развития познавательных способностей младших школьников.

    Предметом исследования – педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса с целью эффективного развития познавательных способностей младших школьников.

    Цель исследования – выявить оптимальные пути развития познавательных способностей младших школьников  в учебно-воспитательном  процессе  школы.

    Задачи:

    1) повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

    2) обеспечить интеллектуальное развитие ребёнка;

    3) развивать личностный потенциал учащихся;

    4) создать условия для реализации творческого потенциала учеников.

           Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.

           Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо принести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы, придать материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным.

           Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным».  Я, как и многие учителя, ищу способы, «оживляющие»  уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока,  применяю оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает.

            Существующая система организации учебно-воспитательной деятельности школьников учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся как личностного интегрального образования.

    Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения активности мыслительной деятельности учащихся. И она реализуется посредством применения на уроках различных технологий. Я в своей работе опираюсь лишь на некоторые из них:

    • Проектно-исследовательская технология
    • Проблемно-модульная технология
    • Информационно – коммуникационная  технология

    1.      Проектно-исследовательская технология

    Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.

      В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает,  а проведение учебных исследований с младшими школьниками  это  особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

    В основе технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.  Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня  рассматривается в виде одной из органичных составляющих современных педагогических технологий.  Умение решать проблемы необходимо для самостоятельной познавательной деятельности. Это умение предполагает также и умение использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного обучения. Поэтому метод учебного проекта дает возможность вооружить ученика способами, приемами такой деятельности, то есть научить его учиться.

         Первым этапом для осуществления исследовательской работы является выбор темы и работа с дополнительной литературой. Учащегося, прежде всего, необходимо научить ставить цель и планировать работу, анализировать, осмыслить материал, проявить мысленную активность в его усвоении. Вторым этапом является написание докладов, рефератов. Эта работа формирует умение держать себя перед публикой, ребята учатся самостоятельности мышления, подбирать дополнительную литературу по теме, находить в ней нужную информацию. Третий этап – проведение практических работ. Они позволяют ребятам самим побывать в роли экспериментатора и учат проводить элементарные научные исследования. И последний этап – уроки-исследования, которые включены в рабочую программу, а также и во внеклассную работу.

    Исследовательская работа построена по плану:

    1. Предварительный этап: выяснение актуальных и интересных тем, определение того, что необходимо знать об исследуемой проблеме. Определение цели исследования и путей её решения.

    2. Исследовательский этап: изучение состояния предлагаемой проблемы на практике, проведение исследований, опросов, работа с дополнительной литературой. Затем – планирование эксперимента на основе теоретических знаний и практических умений и проведение эксперимента.

    3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение.

    В современном образовательном процессе проекты обязательны для выполнения учащимися.  В своей работе я использую коллективную, групповую и индивидуальную работу над проектами. Мои учащиеся с удовольствием включаются в проектную деятельность. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам ребята часто готовят сообщения, добывая информацию из различных источников (справочников, энциклопедий), подбирают картинки, наблюдают, расспрашивают родителей, вместе с ними готовят презентации. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы.  Со своими исследовательскими работами дети выступают на школьной научно- практической конференции. В 2018-2019 уч.году Арюков Александр получил Гран- при на XI Международном детском конкурсе «Школьный патент- шаг в будущее!» (г. С- Петербург). Стенина Екатерина стала победителем в конкурсе проектов и учебно- исследовательских работ учащихся «Школьники города- науке XXI века» «Ярмарка идей» (2019г.).

    Таким образом, исследовательская деятельность учащихся является средством формирования таких качеств личности, как, например, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений, разработка и проверка гипотез и т.п. Кроме того, она активизирует все виды деятельности учащихся, способствует развитию их личности, заставляет мыслить самостоятельно.

    2. Проблемно-модульная технология

    Готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем формируется при использовании в преподавании предмета проблемно-модульной технологии. Она подразумевает самостоятельное достижение учащимся конкретных учебных целей в процессе работы с модулем во время урока. Учитель при этом выступает как организатор самостоятельной работы школьников, участник совместной исследовательской деятельности. Технология направлена на полное усвоение знаний каждым учеником. Самостоятельно достигаются конкретные учебно-познавательные цели в процессе работы с модулем, получая от учителя в письменной форме советы: где найти, как овладеть, как проверить. Изменяется форма общения учителя с обучающимися, оно происходит как посредством модулей, так и непосредственно с каждым индивидуально. Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности.

    Успех применения модульного обучения зависит от качественного содержания в них учебных элементов (УЭ), так как ученик работает в первую очередь с ним. Реализация обучения осуществляется через дифференциацию содержания и организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой. Отмечаются четкие действия каждого ученика, активность и самостоятельность действий, поиск проблем и выработка путей их решения.

    Побуждающий диалог.

          Существует проблема, проблемная ситуация – практическая или теоретическая ситуация, в которой нет решения и его нужно найти.

          Создать проблемную ситуацию – ввести противоречивое столкновение, которое вызовет эмоциональную реакцию недоумения, удивления, затруднения.

    Приёмы создания проблемной ситуации:

    - ввести противоречивые факты теории или точки зрения;

    - столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием;

    - обнажить житейские представления учащихся вопросом или      практическим заданием на ошибку;

    - дать практически невыполнимое задание;

    - дать практическое задание не сходное с предыдущим;

    - дать практическое задание сходное с предыдущим и доказать, что задание учащимися не выполнено.

    Подводящий диалог.

    Приём – цепочка вопросов последовательного содержания.

    (Чем похожи? Чем отличаются?)

    Над какой темой будем работать?

    Суть поиска учебной проблемы проста – учитель помогает ученикам открыть новые знания.

    3. Использование ИКТ

    Я рассматриваю компьютерные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность.

    Развитие познавательной активности учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: иллюстрирует текст, помогает увидеть своими глазами различные геометрические построения, отправиться в увлекательные путешествия. Творческий учитель, владеющий ИКТ, может подготовить богатейший материал к уроку.

    Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия на различных этапах урока. Так, наиболее гибко и эффективно при проверке домашних заданий осуществляется обратная связь. Можно быстро провести индивидуальное или коллективное тестирование с помощью разнообразных тестов. Дети очень любят сверять свои ответы с теми, которые появляются на экране. Экономятся драгоценные минуты, которыми дорожит каждый учитель.

    При изучении нового материала компьютер помогает выдвигать проблему, организовывать поисково-исследовательскую деятельность. Обучающиеся наблюдают, классифицируют учебный материал, сами приходят к выводам, участвуют в поисковой деятельности, находят новое в привычном. Они становятся исследователями, наблюдателями, экспертами, раскрывают тайны математики.

    Крейг Баррет отмечает, что «технические достижения не стоят ровным счётом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»

    Работа с компьютерными программами, по моим наблюдениям, вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание, мышление.

    Память - важнейший психологический компонент учебной познавательной деятельности. Мнемическая деятельность на протяжении школьного возраста становится всё более произвольной и осмысленной. Развитие памяти идёт неравномерно. Запоминание наглядного материала сохраняется на протяжении начального обучения, но преобладание в учебной деятельности словесного материала быстро развивает у детей умение запоминать сложный, часто абстрактный материал. Сохраняется непроизвольное запоминание при высоких темпах развития произвольного запоминания.

    И все же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна. Младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу. С возрастом память детей улучшается. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память.

    У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения.

    Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.

    Применение ИКТ позволяет:

    • повысить уровень мотивации учащихся;
    • повысить эффективность урока;
    • вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения;
    • использовать большое количество наглядного материала;
    • успешно осуществлять контроль знаний;
    • развивать поисковую деятельность, инициативность, творчество

     Примером использования информационно-коммуникационных технологий в обучении это создание  и использование собственных образовательных ресурсов. В своей практике использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.  ИКТ использую для проведения физминуток, музыкального сопровождения уроков, широко применяю во внеурочной деятельности.

    Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему, современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.

    Полученные на уроках знания и практические навыки обучающиеся реализуют, участвуя в дистанционных конкурсах и олимпиадах, что дает обучающимся возможность раскрыть свои творческие способности, отслеживать развитие приобретаемых умений как относительно самого себя и своих творческих достижений, так и по отношению к работам учащихся разных регионов. Дистанционные олимпиады и конкурсы стимулируют обучающихся к самопознанию и реализации своего творческого потенциала, формируют у обучающихся устойчивые положительные эмоции, способствующие повышению мотивации к обучению, создают условия для разновозрастного обучения, развивают фантазию, воображение и творческое мышление, обучают навыкам создания творческой продукции и анализа своей деятельности.

    Вывод.

            В настоящее время именно внедрение новых технологий стали неотъемлемой частью современного образования. Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся.

    Применяя современные технологии и методы обучения создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса, это позволяет выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; способствует формированию основ самостоятельной деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время, формированию рефлексивной деятельности.

    Благодаря использованию этих технологий, дети стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету.

    Я считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках математики позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

    •        повысить мотивацию учащихся к обучению;

    •        активизировать познавательную активность;

    •        развивать мышление и творческие способности учащихся;

    •        индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся более глубже изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;

    •        развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно;

    •        повысить качество наглядности в учебном процессе.

    5.  Анализ результативности опыта

            Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика в 2018 и 2019 году (успеваемость 100%, качество знаний  по русскому языку  увеличилось на  9% и составило  67%;  качество знаний по математике увеличилось на 19% и составило 63%).

    2. Увеличение количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах различного уровня и улучшение результативности:

    Муниципальный  уровень(очно):

        участие -  9

        победы и призовые места – 8

    Республиканский  уровень (очно):

        участие -  7

        победы и призовые места – 6

    Российский уровень (заочно):

        участие -  196

        победы и призовые места – 128

    Международный уровнь (заочно):

        участие - 53

        победы и призовые места – 49

           Вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность на всех этапах  урока и внеурочной деятельности, максимальное использование самостоятельности позволили мне обеспечить положительную динамику роста учащихся в интеллектуальном, личностном и социальном плане.

          Я пришла к выводу, что решением проблемы является создание психолого-педагогических условий, в которых каждый обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, своё индивидуальное «Я».

           Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей.  Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, участие в школьных мероприятиях.

          С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, провожу открытые уроки (см. Приложение).

    6.  Трудности и проблемы при использовании данного опыта

              Проблем, с которыми сталкивается преподаватель в современной школе, очень много, одна из них снижение учебной мотивации и низкий уровень познавательной активности учащихся. Дети часто не понимают, для чего им нужны знания, отсюда падает интерес к самому процессу обучения, который кажется трудным и скучным. Задача современной школы –  воспитание такой личности, которая была бы способна действовать в новых, зачастую непредсказуемых условиях. А для этого необходимо сделать творческим обучение.

     Мне очень нравятся слова И. В. Метельского «Познавательная активность – это активная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности».

           Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.

    С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

    • создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
    • использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
    • концентрировать внимание на главном в учебном материале;
    • направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
    • осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
    • избегать перегрузки учащихся;
    • принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
    • дифференцировать объем домашних заданий;
    • контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
    • создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

    7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

           Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

    1)  Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

    2)  Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

            Очень  большим подспорьем в развитии познавательных способностей младших школьников является курс РПС «Юным умникам и умницам» О.Холодовой и курс РПС «Занимательный русский язык» Мещенковой.

    Я веду с 1-го по 4-ый класс внеурочное занятие по данным курсам, и  охват детей, занимающихся по курсам РПС «Юным умникам и умницам» и «Занимательный русский язык» составляет 100%. В их основу входит работа по  рабочим тетрадям на печатной основе. Данные пособия включают систему работы по развитию познавательных способностей детей. Они ориентированы на детей  6-10 лет и помогает им освоить программу общеобразовательной школы. Упражнения,  выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение; способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка, формируют нестандартное мышление.      Занятия построены таким образом,  что один вид деятельности сменяется  другим. Это позволяет сделать работу  детей динамичной, насыщенной          и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения         заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.

            Дети  с великим удовольствием ходят на эти занятия. Ребята настолько увлекаются занимательными заданиями, что начинают сами искать их и задавать друг другу и учителям.

           В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.

            Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди,         способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески  мыслить. Работа по развитию познавательных способностей  способствует развитию таких умений.

           Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального и всероссийского уровня,  провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег.

    1. Выступление на педагогическом совете по теме «Системно- деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников», 2018 год.
    2. Участие в работе  IX научно-практической конференции «Поликультурное образование: опыт и перспективы» по теме «Формирование этнической толерантности через урочную и внеурочную деятельность», 2018 год.
    3. Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Предлог" в рамках городского семинара «Оказание психолого- педагогической поддержки учащимся с ОВЗ в условиях начального образования», апрель 2018 год.
    4. Урок литературного чтения по теме "К.И.Чуковский "Федорино горе" в рамках школьного семинара, 2018 год.
    5. Открытое внеурочное занятие по курсу РПС «Юным умникам и умницам» «В добрый путь» в рамках республиканского семинара- практикума для слушателей курсов повышения квалификации в МРИО учителей географии «Модернизация географического образования в условиях реализации ФГОС ООО», 2019 год.
    6. Выступление в рамках республиканского семинара для слушателей курсов повышения квалификации в МРИО «Математическое образование в начальной школе: содержание, технологии, лучшие практики» по теме «Использование метода моделирования при решении текстовых задач на уроках математики», 2019год.

    Публикации размещены на сайтах:

    https://infourok.ru/user/trunkina-tatyana-aleksandrovna/progress 

    http://numi.ru/listedit.php 

    http://nsportal.ru/tatyana-aleksandrovna-trunkina  (личный сайт)

            https://www.maam.ru/ 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


    1. Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с. 
    2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2010. 
    3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2011. 
    4. Бордовская Н.В., Доринская Л.А., Костромина С.Н.Современные образовательные технологии/учебное пособие.-М.:Кнорус, 2012.- 432с. 
    5. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательных интересов младших школьников"

    В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость кото...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательной деятельности младших школьников на самоподготовке".

    1.Актуальность опыта.2.Концептуальность опыта.3.Теоретическая база опыта.4.Ведущая педагогическая идея.5.Оптимальность и эффективность средств.6.Результативность опыта.7.Приложение....

    Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

    Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

    Публичное представление педагогического опыта педагогического работника

    Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...

    Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»

    Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.Если ...