Работа над выразительным чтением.
статья

Морозова Екатерина Викторовна

Статья содержит основные этапы работы над выразительным чтением,  конкретные рекомендауии по работе над голосом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_vyrazitelnym_chteniem.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Выразительное чтение - искусство художественного чтения в условиях школы.

Как исполнительское искусство  требует проникновения в смысл произведения и воплощения его в звучащем слове.

Творческое освоение художественного текста учащимися предполагает не только его понимание, но и эмоциональную взволнованность тем, что изображает автор и как, какими средствами он это делает. Творческое освоение художественного текста осуществляется в процессе исполнительского анализа.

Исполнительский анализ включает определение конкретных исполнительских задач ( что хотят передать слушателям в процессе чтения, какие средства выразительности будут для этого использовать).

  Чтение учащихся по уровню умений и навыков можно условно разделить на несколько групп:

-механическое чтение;

-логическое чтение;

- эмоциональное чтение;

-выразительное чтение.

Если ученик слабо владеет навыками чтения, читает текст «механически», его надо учить во время чтения вникать в смысл текста и видеть то, что в нем отражено. При работе с такими детьми перед педагогом стоит задача отработать безошибочное чтение с соблюдением пунктуационных норм, с передачей основной интонации произведения.

Дети, обладающие логическим чтением, как правило, читают текст хорошо, передают развитие мысли с отчетливыми и в основном верными логическими ударениями, паузами, логической мелодией. Но часто такие дети не проявляют эмоционального отношения к содержанию художественного произведения, остаются к нему равнодушны. Во многом это обусловлено недостаточно развитым воображением ребенка, его малой эмоциональностью. Работа с такими детьми предполагает тщательный разбор произведения, с  определением при помощи взрослого, с какими чувствами надо читать тот или иной фрагмент текста. Так как самому ребенку соблюдение правильной интонации может казаться лишним, только усложняющим работу, важно предлагать таким детям активно воздействовать своим чтением на слушателей. Необходимо увлечь учащихся этой группы выразительным чтением.

Дети, обладающие эмоциональным чтением, хорошо справляются с интонацией, получают удовольствие от процесса чтения, но при этом часто допускают логические ошибки, могут нести свою трактовку произведения слушателям. Таким детям нужно указывать, что они читают текст не для себя и не для того ,чтобы показать свои исполнительские возможности, а для того, чтобы передать смысл текста слушателям.

Условия эффективной работы над выразительным чтением (по М.Р. Львову):

1.Тщательный анализ художественного произведения.

Упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над содержанием произведения.

2. Должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения.

(Образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова)

3. Работа над языком произведения.

4. Работа над приемами, развивающими воссоздающее воображение, т.е.  умение школьников представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор.

В качестве приема может быть использовано чтение по ролям, пересказ, словесное и графическое иллюстрирование.

5. Обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения.

Желательно, чтобы несколько учеников прочитали выразительно произведение, а другие учащиеся обсудили удачи и промахи в их чтении. При этом надо помнить, что тон такого обучения должен быть деловым и доброжелательным.


Выразительное чтение является результатом кропотливой работы педагога и ученика над выработкой умений, помогающих проникнуть в смысл произведения , и умений целесообразно пользоваться своим голосом.

Интонация включает в себя такие элементы, как мелодику речи, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение.

Мелодика речи: основной компонент интонации, она осуществляется повышением и понижением голоса во фразе.

Ритм речи, или чередование ударных и безударных слогов. Ритм речи служит основой  организации художественного текста - стихотворного и прозаического.

Интенсивность речи, то есть степень ее громкости, сила или слабость произнесения высказывания. . Сила голоса  выражается общей громкости звучания  и в выделении наиболее значимых слов.

Темп речи, то есть скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов). Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым.

Тембр речи, то есть звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недоверия, игривая интонация и т.д.).

Фразовое или логическое ударение, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе для усиления их смысловой нагрузки. Расстановка логических ударений  и пауз требует предварительного анализа текста.

Интонация должна быть живой и яркой.

Работа над выразительным чтением должна проводиться систематически. Это и анализ художественных произведений на уроках чтения, и регулярные речевые разминки , направленные на совершенствование навыков чтения и владения голосом, исправление и объяснение ошибок, допущенных учащимися. Конечно, необходима и работа с родителями. На родительском собрании или во время консультаций педагогу необходимо познакомить родителей с требованиями, предъявляемыми к выразительному чтению, показать приемы работы над  голосом.   К сожалению, на уроке у  учителя часто нет времени для отработки навыков выразительного чтения. Ему на помощь могут прийти педагоги театрального творчества, логопеды, педагоги ГПД.

На занятиях ГПД  мы работаем с детьми над дикцией (чтение скороговорок, бои скороговорок, исполнение частушек, различные тренировочные упражнения), организовываем конкурсы чтецов различной тематики, используем инсценировки, творческие задания по развитию речи. Более широко по сравнению с урочной деятельностью проводится индивидуальная работа над совершенствованием речи учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа работы по выразительному чтению

Программа работы по развитию интонационной выразительности речи (мелодики, темпа, ритма, тембра) у учеников 3 класса №форма работыцельматериал, оборудованиеходИнтонационный компонент  - мело...

Работа над выразительным чтением в начальной школе

Работа включает в себя информацию по обучению выразительному чтению в начальной школе по методике М. А. Рыбниковой и конспект открытого урока по литературному чтению с использованием данной...

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения через разработку критериев оценки.

Особенности работы над критериями выразительного чтения учащихся в начальной школе...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Работа над выразительным чтением стихотворения Н.М. Рубцова "Тихая моя родина"

Урок построен на использовании технологии работы с текстом и ИКТ, раскрывает этапы работы над выразительным чтением стихотворения....

Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.

Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....

Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе

В данном материале представлены интересные  находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения.  Часто используются игровые моменты, создаются пр...