"Школьная форма как залог успеха в учебе"
проект (1, 2, 3, 4 класс)

"Школьная форма как залог успеха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

«ШКОЛЬНАЯ ФОРМА КАК ЗАЛОГ УСПЕХА В УЧЁБЕ»

Автор: Ткаченко Полина,

4 Д класс МБОУ СОШ № 3

                                                                                                       Руководитель: Куценко

Дина Камиловна

Ханты-Мансийск

2020 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

  1. Исторический аспект российской школьной формы......................4
  2. Анализ влияния школьной формы на успеваемость учеников….6
  3. Мотивация для младших школьников.……………………………10

Заключение…………………………………………………………………13

Список источников информации…………………………………………14

Приложение………………………………………………………………...15

ВВЕДЕНИЕ

        В 2013 году президент России Владимир Владимирович Путин поручил правительству подготовить законодательную базу для введения школьной формы в государственных образовательных учебных учреждениях. Требования к внешнему виду учеников теперь определяют сами регионы. И, вот 14 июля 2019 года на сайте нашей школы № 3 были размещены рекомендуемые комплекты школьной формы. Каждая школа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предлагает не один вариант формы. Они разные, но с каким-то общим элементом. Но вопреки ожиданиям, не все приняли решение носить данную школьную форму, поэтому мы решили исследовать, на что же это решение может повлиять и повлияет ли. Нужна ли школьная форма ученикам и, что она даёт: повышает дисциплину и успеваемость или лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности? Поэтому эта тема стала для нас актуальной.

         Это и легло в основу нашего исследования.

        Объектом исследования являются обучающиеся 4Д класса школы № 3.

        Предметом исследования является школьная форма.

        Целью исследования является выявление взаимосвязи между ношением школьной формы учеником и его успеваемостью.

        Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение следующих задач:

- раскрыть исторические аспекты российской школьной формы и сопоставить с действительностью на основе опроса родственников;

- изучить взаимосвязь между ношением школьной формы учеником и его успеваемостью;

- предложить мотивационные методы влияния на успеваемость учеников младших классов с помощью школьной формы.

        Гипотеза. При проведении исследования мы опирались на то, что если ученик носит школьную форму, то это помогает ему быть более дисциплинированным, определить для себя внутренние позиции школьника, в том числе и повысить успеваемость.

  1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ

История школьной формы берёт своё начало в далёком 1834 году. Именно в этом году был принят закон, утвердивший отдельный вид гражданских мундиров и обязавший всех государственных служащих носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «таблицы о рангах».  До 1917 года школьная форма была сословным признаком, так как обучаться в гимназии могли только дети богатых родителей. Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились или, родители которых не могли обучать своих детей в гимназиях по материальным соображениям. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.

        По воспоминаниям моей прапрабабушки ….Агриппины Ивановны, 1905 года рождения, которой не удалось поучиться в гимназии: «На гимназистов в школьной форме все смотрели «с завистью».

После революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царского режима, в 1918 году был издан декрет, отменявший ношение формы. Так называемый период «бесформенности» длился до 1949 года. В 1949 году в СССР вновь вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастёрки с воротничком-стоечкой, а девочки – коричневые шерстяные платья с чёрным передником. Тогда же атрибутом у учащейся молодёжи стала символика: у пионеров – красный галстук, а у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

По воспоминаниям нашей прабабушки Валентины Фёдоровны, 1938 года рождения, форма была не только коричневого, но и тёмно-синего цвета, а чёрный передник был повседневной одеждой, нарядным был передник белого цвета.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: синий костюм из полушерстяной ткани, украшенной эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами. Для девочек форма не поменялась.

Мой дедушка, Юрий Викторович, 1961 года рождения, и бабушка Людмила Игоревна, 1961 года рождения, подтверждают этот факт, замечая, что форма также оставалась неудобной, тяжёлой при носке, но её носили все без исключения.

С принятием закона об образовании введение школьной формы в 1992 году никакими нормативными документами не регламентировалось, и вопрос о необходимости введения формы для учащихся решался общеобразовательным учреждением самостоятельно.

Если обратиться к старым фотографиям (см. Приложение 1) моей мамы Ткаченко Натальи Юрьевны, 1983 года рождения, то хорошо видно, что школьная форма, введённая ещё в 1973 году, оставалась той же вплоть до 1994 года. С 1 сентября 1994 года школьники пришли в свободной одежде, далёкой от общепринятых стандартов.

Если посмотреть статистику уровня образования в России (см. Приложение 2), то видно, что в 1990 году (как раз в этом году моя мама пошла в 1 класс) находился на самом высоком уровне за всю историю (2 место, по оценке ЮНЕСКО).  В 1993 году, судя по фотографиям моей мамы, школьная форма была отменена. И тут же успеваемость стала снижаться, а в 2001 году она снизилась до 19 места. Отсюда, можно предположить, что школьная форма наряду с другими факторами развития влияет на успеваемость.

Споры о том, нужно ли вводить единую школьную форму, идут уже довольно давно. Новый закон «Об образовании», принятый в 2012 г., не стал вводить единую форму для школьников на федеральном уровне.

Таким образом, исторический аспект приводит нас к выводу о том, что необходимость введения школьной формы существует. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплинирует, даёт возможность осознать себя учеником и членом коллектива школы. Также школьная форма стимулирует ребёнка выделяться из всех не по внешним признакам, а благодаря каким-либо успехам в различных сферах деятельности (в учёбе, творчестве, спорте и т.д.).

Верно ли это мнение, проанализируем методом наблюдения.

 

  1. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ НА УСПЕВАЕМОСТЬ УЧЕНИКОВ

        На фото (см. Приложение 3) с первого учебного дня нашего 4 Д класса видно, что из 20 человек в рекомендуемой школьной форме пришли лишь 13 человек, это 65% от всего класса.

        Далее я проанализировала посещаемость в рекомендуемой школьной форме в октябре месяце 2019 года (см.табл.1).

        

Таблица 1.

Процент посещаемости учеников 4 Д класса в рекомендуемой школьной форме в октябре 2019 года

Дата

(день недели)

кол-во учеников

из них пришли в ШФ

% пришедших в ШФ

01.10.2019 (вторник)

25

19

76,00

02.10.2019 (среда)

23

12

52,17

03.10.2019 (четверг)

24

12

50,00

04.10.2019 (пятница)

24

13

54,17

07.10.2019 (понедельник)

24

13

54,17

08.10.2019 (вторник)

25

13

52,00

09.10.2019 (среда)

25

13

52,00

10.10.2019 (четверг)

26

12

46,15

11.10.2019 (пятница)

26

12

46,15

14.10.2019 (понедельник)

26

10

38,46

15.10.2019 (вторник)

26

12

46,15

16.10.2019 (среда)

25

10

40,00

17.10.2019 (четверг)

25

11

44,00

18.10.2019 (пятница)

25

11

44,00

21.10.2019 (понедельник)

25

11

44,00

22.10.2019 (вторник)

23

10

43,48

23.10.2019 (среда)

23

11

47,83

24.10.2019 (четверг)

23

12

52,17

25.10.2019 (пятница)

23

10

43,48

28.10.2019 (суббота)

22

5

22,73

Среднее значение

 

47,46

        Таким образом, из расчетных данных таблицы 1 видно, что в среднем меньше половины, а точнее – 47% учеников, приходят в школу в школьной форме. Далее проанализируем, связано ли это с расписанием уроков, например, с днями, когда есть физическая культура. По расписанию 4Д класса урок физической культуры есть в понедельник, среду и пятницу. Построим график посещения в школьной форме учениками 4 Д класса по дням неделям (см. рис.1).

Рис. 1. График посещения учениками 4 Д класса школы в школьной форме по дням недели за 4 недели октября 2019 г.

        

        По графику видно, что больше всего учеников приходят в школьной форме во вторник. Это день, когда нет физической культуры по расписанию. Но тогда должен быть и четверг. То есть наше предположение, что школьную форму ученики не носят из-за физической культуры в расписании, подтверждается лишь на 50%.

        Далее проанализируем влияние ношения школьной формы на успеваемость учеников. Для этого были выбраны 6 учеников 4Д класса (3 девочки и 3 мальчика) для наблюдения и анализа. Также в октябре 2019 года на уроках математики, иностранного языка, ИЗО и окружающего мира проведены наблюдения и записаны в таблицу (см.табл.2, 3).

Таблица 2. Успеваемость учеников 4Д класса в дни октября, когда они пришли в школу в школьной форме

 (Ученица 1)

 

 

 

 

ср

 (Ученик 1)

 

 

 

 

 

 

 

ср

Математика

5

3

5

4

4,25

Математика

4

5

5

4

5

5

5

4,71

Ин.яз.

5

3

 

 

4

Ин.яз.

5

5

5

5

 

 

 

5

ИЗО

5

5

5

 

5

ИЗО

5

4

5

 

 

 

 

4,67

Окруж.мир.

4

4

 

 

4

Окруж.мир.

4

5

4

 

 

 

 

4,33

 

 

 

 

 

4,31

 

 

 

 

 

 

 

 

4,68

 (Ученица 2)

 

 

 

 

 

 (Ученик 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

Математика

5

5

 

 

5

Математика

5

5

5

4

4

4

3

4,29

Ин.яз.

3

 

 

 

3

Ин.яз.

4

 

 

 

 

 

 

4

ИЗО

5

 

 

 

5

ИЗО

5

 

 

 

 

 

 

5

Окруж.мир.

нет оценок

 

 

 

 

Окруж.мир.

4

3

5

2

3

 

 

3,4

 

 

 

 

 

4,33

 

 

 

 

 

 

 

 

4,17

 (Ученица 3)

 

 

 

 

 

 (Ученик 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

Математика

4

5

4

5

4,5

Математика

4

4

3

 

 

 

 

3,67

Ин.яз.

5

5

 

 

5

Ин.яз.

3

 

 

 

 

 

 

3

ИЗО

5

5

 

 

5

ИЗО

4

 

 

 

 

 

 

4

Окруж.мир.

5

5

 

 

5

Окруж.мир.

4

3

 

 

 

 

 

3,5

 

 

 

 

 

4,88

 

 

 

 

 

 

 

 

3,54

Таблица 3. Успеваемость учеников 4Д класса в дни октября, когда они пришли в школу в свободной форме

 (Ученица 1)

 

 

 

 

ср

 (Ученик 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

Математика

4

3

3

4

3,5

Математика

5

3

4

4

5

 

 

4,2

Ин.яз.

2

 

 

 

2

Ин.яз.

2

5

 

 

 

 

 

3,5

ИЗО

5

4

5

5

4,75

ИЗО

4

 

 

 

 

 

 

4

Окруж.мир.

4

3

 

 

3,5

Окруж.мир.

2

4

3

5

 

 

 

3,5

 

 

 

 

 

3,44

 

 

 

 

 

 

 

 

3,8

 (Ученица 2)

 

 

 

 

 

 (Ученик 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

Математика

2

5

5

2

3,5

Математика

4

5

5

5

5

 

 

4,8

Ин.яз.

3

3

 

 

3

Ин.яз.

5

4

 

 

 

 

 

4,5

ИЗО

5

5

 

 

5

ИЗО

5

4

5

5

 

 

 

4,75

Окруж.мир.

3

 

 

 

3

Окруж.мир.

4

4

4

3

 

 

 

3,75

 

 

 

 

 

3,63

 

 

 

 

 

 

 

 

4,45

 (Ученица 3)

 

 

 

 

 

 (Ученик 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

Математика

4

3

4

5

4

Математика

3

3

2

4

 

 

 

3

Ин.яз.

4

 

 

 

4

Ин.яз.

4

3

3

4

 

 

 

3,5

ИЗО

4

 

 

 

4

ИЗО

4

4

3

 

 

 

 

3,67

Окруж.мир.

4

 

 

 

4

Окруж.мир.

3

3

2

4

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

3,29

        На основе данных таблиц составим графики влияния школьной формы на успеваемость (см. рис. 2).

 

Рис. 2. График влияния школьной формы на успеваемость

учеников 4Д класса

        Построенный нами график полностью подтверждает гипотезу о том, что школьная форма влияет на успеваемость. У большинства наблюдаемых мною учеников (5 учеников из 6) в дни, когда они посещали школу в школьной форме, успеваемость повысилась. Хочется обратить особое внимание на ученицу № 3, у которой средний балл резко и качественно отличается: в школьной форме – 4,88 (то есть оценка 5), не в школьной форме – оценка 4. Данные результаты заставляют задуматься о том, стоит ли придерживаться рекомендаций ходить в школу в рекомендуемой школьной форме.

  1. МОТИВАЦИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

        Мотивация – это то, что заставляет нас что-то делать. Повысить свою успеваемость – задача не из лёгких, но вполне реальная, как показали результаты нашего наблюдения.

        Сегодня педагоги бьют тревогу: у школьников отсутствует мотивация к учёбе, многие школьники не ощущают ответственности за собственное будущее.        

        Хочется выделить несколько положительных моментов ношения школьной формы.

        Во-первых, это гигиенично, так как в школе ребёнок носит форму, а после школы он надевает другую одежду.

        Во-вторых, дети в одинаковой форме не проявляют свою социальную значимость, т.е. происходит стирание социальных границ: все семьи разные, с разным уровнем достатка, но в школе дети должны быть едино.

        В-третьих, форма не будет отвлекать детей от занятий на уроках, что очень важно.

        В-четвертых, школьная форма формирует нравственно-патриотические ценности у детей, дисциплинирует и организует, является предметом гордости.

        В-пятых, школьный стандарт одежды приучает детей к существованию дресс-кода, воспитывает представление о том, какая одежда какому роду занятий соответствует.

        В-шестых, школьная форма помогает воспитать вкус в одежде.         И хотелось бы добавить ещё один положительный момент, доказанный в нашей работе.

        В-седьмых, школьная форма влияет на успеваемость учеников младших классов.

        Но как же отметить учеников младших классов, которые учились отлично и постоянно носят рекомендуемую школьную форму?

        Раньше, а в некоторых школах и сейчас, существовала доска почёта. Мы определяем доску почёта как форму визуализации и публикации общественного признания школой заслуг отдельного ученика перед данным классом, стимулирования других учеников класса к повышению успеваемости, в которой не последнюю роль, как было сказано ранее, играет школьная форма.

        Но для нынешних учеников доски почёта – это прошлый век! Для формирования системы мотивации учеников потребуется фантазия. Сегодня востребованным среди наших учеников являются селфи-презентации, фотосессии.

        Поэтому мы предложили устроить конкурс селфи-презентаций «Я - в школьной форме». Некоторые психологи не согласны с тем, что «селфи – зависимость» – это болезнь. Они предпочитают говорить о ней, как о способе личности как-то себя проявить, то есть самовыражение. Ведь сегодня это довольно мощное течение, а значит, это и способ в нашем случае призвать учеников носить школьную форму.         После проведенного селфи-конкурса всё больше детей приходят в школу в рекомендованной школьной форме после проведенного селфи-конкурса (см. Приложение 4). Теперь из 20 учеников в школьной форме пришли 16 человек (а это 80% от всего класса). Напомню, что этот показатель в первый день учебного года составлял 65%.

        А на смену «Доске Почёта» решили устраивать фотосессии с учениками, которые проявили себя в учёбе: показали отличные знания и носили школьную форму под названием «Учись на отлично!». Плакат с фотосессии (как альтернативную Доску Почёта) можно разместить в классе.

        На наш взгляд, индивидуальность ребёнка должна выражаться не во внешних атрибутах, как одежда или её элементы, а прежде всего в проявлениях внутреннего мира, пылкости ума, знаний и личностных качеств ребёнка. Может быть, введение школьной формы будет первой попыткой к проявлению у детей истинной духовно-нравственной индивидуальности и в нашей стране снова появятся новые Пушкины, Чайковские, Шишкины, Гагарины, Калашниковы.

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В процессе проведенного исследования можно сформулировать такие выводы.

        Во-первых, исторический аспект приводят нас к выводу о том, что необходимость введения школьной формы существует. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплинирует, даёт возможность осознать себя учеником и членом коллектива школы.

        Во-вторых, меньше половины учеников приходят в школу в школьной форме. Возможно, это связано с расписанием занятий, где есть уроки физической культуры.

        В-третьих, гипотеза о том, что школьная форма влияет на успеваемость. У большинства наблюдаемых мною учеников (5 учеников из 6) успеваемость в дни, когда они посещали школу в рекомендуемой школьной форме повысилась - подтверждена.

        В-четвёртых, школьная форма стимулирует ребёнка выделяться из всех не по внешним признакам, а благодаря каким-либо успехам в различных сферах деятельности (в учёбе, творчестве, спорте и т.д.).

        В-пятых, с целью мотивации для учеников младших классов устроили конкурс селфи-презентаций «Я - в школьной форме» и фотосессии для учеников, которые проявили себя в учёбе: показали отличные знания и носили школьную форму под названием «Учись на отлично!». Плакат с фотосессии разместили в классе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Российская газета № 303 о 31.12.2012г.
  2. Дюльдина Ж.Н., Скоробогатова А.Ю. Школьная форма в России и её влияние на формирование нравственных ценностей у детей // Воспитание школьников. – 2014. - № 2.
  3. Кон И.С. О школьной форме // Семья и школа. – 2010. - № 2.
  4. Сиразиева Т. Е. Доска почета как вид морального стимулирования сотрудников, на примере ГАУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Казани // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 386-388. — URL https://moluch.ru/archive/118/32789/ (дата обращения: 16.02.2020).
  5. СССР «На закате». Рожденным в СССР посвящается…: концептуальное подарочное издание / авт.-сост. В.П.Терехова; под ред. Е.Б.Потёмкиной. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 59 с.
  6. Хомякова К. Развитие представления о школьной дисциплине в советский и постсоветский периоды // История. – 2011. – 1-7 июля (№25). – С. 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"

Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....

Презентация "Поиск и увлечённость - залог успеха в обучении"

В презентации представен опыт работы по использованию деятельностного подхода в обучении младших школьников...

Час общения с психологом "Секреты успеха в учебе"

1.      Формировать у учащихся желания улучшить свои учебные  достижения .2.      Освоение  учениками  приемом самоанализа и самоо...

Секреты успеха в учебе

В материале раскрываются секреты успешности в обучении....

Письменная речь -залог успеха школьной успеваемости.

Презентация может быть использована на родительском собрании начальных классов....

Практические рекомендации для родителей на тему: "Секреты успеха в учебе. Как быстро и качественно выполнять домашнее задание"

Основная цель, которой руководствуется учитель, когда дает домашнее задание — закрепить знания ученика по определенному предмету. Чтобы домашнее задание не вызывало раздражения и давалось проще,...