Адаптированная программа для детей с ТНР(1 класс)
рабочая программа (1 класс)

Зиборова Ирина Анатольевна

Работа с детьми с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_dlya_rebyonka_tnr.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ      «ШКОЛА №15»

«РАССМОТРЕНО»

заседание ППк

протокол № ___

 от «___» _______ 2020 г

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ

«Школа №15» приказ №____

от «___» _______ 2020 г

СОГЛАСОВАНО

Родитель/ законный представитель______________/ ________________________________

 

Адаптированная образовательная программа

для ребёнка с тяжёлым нарушением речи

ученика 1 «Б» класса

_______________________________________________________________________

Рекомендации ПМПК:

  • образовательная программа: адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с тяжёлым нарушением речи (вариант 5.1);
  • нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и сопровождении специалистами: учитель, учитель – логопед, врач – невролог.

Разработчики:

учитель начальных классов – Зиборова И.А.

  срок реализации программы 2020 – 2021(февраль) учебный год

г. Ачинск

Пояснительная записка.

       Адаптированная образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на  основе   АОП НОО для детей с тяжёлым нарушением речи (вариант 5.1) МБОУ «Школа №15».

       Перечень программ, на основе которых составлена АОП: адаптированные программы по русскому языку и литературному чтению с учётом авторской программы по русскому языку (авт. Канакина В.П.) и по литературному чтению (авт. Горецкий В.Г.  )  в рамках проекта «Школа России» (научный руководитель  Плешаков А.А.), остальные программы в рамках ФГОС НОО.

    Цель реализации АОП – обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающегося с тяжёлым нарушением речи посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ТНР, обеспечивающих усвоение им социального и культурного опыта.

     Задачи:

  • создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей ребёнка с ТНР;
  • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
  • достижение планируемых результатов освоения АООП НОО через использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
  • включение обучающегося в процессы познания и преобразование социальной среды.

Класс, в котором будет реализован АОП: общеобразовательный (инклюзивный) класс (1 «Б»).              

Форма получения образования: в образовательной организации (МБОУ «Школа №15»).

Рекомендуемая программа: адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлым нарушением речи.

Степень включённости: полная.

Индивидуальные особенности ребёнка с ТНР:

Шпичко Родион  Алексеевич  имеет особенности в физическом и психическом развитии.  Обучается по АОП для детей с ТНР – с начала 1-го класса. При проведении стартовой диагностики по  тесту «Первая буква» был выявлен средний уровень готовности к овладению грамотой. Поэтому ему полезны дополнительные занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха, занятия по развитию речи. По итогам стартовой диагностики: низкий уровень готовности к обучению в школе.

Особенности ВПФ: низкий уровень развития регуляторного компонента, эмоционально – волевой сферы, устойчивости внимания, оперативной слуховой памяти, логического мышления.

Специальные педагогические подходы:

  • индивидуальный подход: учёт индивидуального темпа работы и объёма предлагаемых заданий; чередование видов деятельности; чёткость при формулировании задания; дозированная помощь взрослого; пошаговость в предъявлении материала; предотвращение переутомления; изучение материала небольшими дозами; использование наглядности, индивидуального дидактического материала; применение игр и игровых ситуаций; при выполнении ребёнком задания наблюдать за его деятельностью, организуя её короткими уточнениями; постепенно приучать ребёнка к самостоятельным учебным действиям  через постановку целей;
  • адаптированные программы по литературному чтению и русскому языку.

Перечень УМК и программного обеспечения: УМК «Школа России».

Количество учебных часов: учебные часы совпадают с учебными часами класса, организация дополнительных занятий с учителем и логопедом.

Формы организации деятельности ребёнка с ТНР: полное включение в образовательный процесс и сопровождение специалистов в рамках рекомендаций ПМПК: учитель, учитель – логопед, врач – невролог.

Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Согласно Положения: контрольная работа, списывание, педагогическая диагностика, диагностика узкими специалистами.

Организация психолого–педагогической помощи: взаимодействие специалистов, сопровождающих ребёнка с ТНР:

  • обсуждение динамики на ПМПК;
  • внесение корректировок (не менее одного раза в полугодие);
  • изменение АОП по мере необходимости (в случае отрицательной динамики/очень положительной динамики).

Содержание АОП.

  1. Образовательный блок.

     Обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.

Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.

     В программе не предусмотрено изменение содержания и тематики по предметам: русский язык и литературное чтение.

     Русский язык: содержание рабочей программы не изменено, темы уроков совпадают, для запоминания материала, заданного наизусть пролонгируется (увеличиваются) сроки, по сравнению со здоровыми сверстниками. При написании письменных букв используются памятки с образцами, выполнение звуко – буквенного анализа слова проводится с направляющей помощью учителя с применением опоры.

    Литературное чтение: содержание рабочей программы не изменено, при оценивании навыка чтения учитывается понимание прочитанного, а не скорость чтения.

1.2. Коррекционный блок.

     Коррекционно – развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АОП НОО.

      Рекомендации ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и сопровождении специалистами:учитель-логопед.

Психолого – педагогическое сопровождение учащихся с ТНР осуществляют специалисты: учитель, учитель – логопед, педагог – психолог.

1.3. Воспитательный блок.

     По программе воспитательной работы (см.  Программу Воспитательной работы за 2020-2021 учебный год) в 1 классе классный руководитель выявляет потенциальные возможности школьника и создаёт благоприятные социально – психологические условия для его развития. Воспитательный блок АОП состоит из двух направлений деятельности учителя и родителя.

Учитель:

  • для корректировки  поведения ребёнка  использует предметно – практическую  деятельность;
  • для развития выработки ответственности – даёт мини –  поручения по организации физкультминуток на уроках, на перемене –  по дежурству в кабинете;
  • для приобщения воспитанника к жизни класса  вовлекает ребёнка в классные  мероприятия;
  • для коррекции речи и общего развития ребёнка рекомендует посещение занятий в танцевальном ансамбле «Элегия»  в  ЦТиР «Планета талантов» и школьные факультативы «Мир деятельности», «Информатика».

Родитель:

  • контролирует наличие школьных принадлежностей;
  • контролирует наличие домашнего задания;
  • обеспечивает посещение занятий с узкими специалистами;
  • обеспечивает выполнение рекомендаций школьного врача и рекомендаций по здоровью ПМПК;
  • посещает родительские собрания (классные) и консультации специалистов;
  • контролирует посещение занятий в танцевальном ансамбле «Элегия» в  ЦТиР «Планета талантов» и школьные  факультативы  «Мир деятельности», «Информатика».

Основные требования к результатам реализации АОП.

1.Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу букварного периода

(январь 2021г.):

К концу  букварного периода учащийся должен уметь:

уровень усвоения

  • различать на слух звуки речи, выделенные из слов, где написание не расходится с произношением;

самостоятельно и

с помощью учителя

  • обозначать гласные звуки буквами(кроме йотированных);

самостоятельно

  • различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции;

самостоятельно

  • различать  согласные мягкие и твёрдые звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции;

самостоятельно и

с помощью учителя

  • выделять слова из предложения;

самостоятельно

  • ориентироваться на странице учебника и тетради;

самостоятельно

  1. Русский язык.

Учащийся должен уметь:

Уровень усвоения

  • различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
  • различать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;

  • различать предложения по цели высказывания;

  • различать предлоги и приставки (на уровне правописания)

  • разбирать по составу слова, простые по структуре;

  • различать предложения по интонации;

  • подбирать заголовок к заданному тексту, определять по заголовкам содержание текста;
  • применять правила правописания на изученные орфограммы
  • пользоваться школьным орфографическим словарем;
  • различать в учебнике текст упражнения, задание, образец, слова для справок.

самостоятельно

С помощью учителя

По памятке

с   опорой

По памятке

с  опорой

С помощью учителя

Самостоятельно и

с помощью учителя

3.Литературное чтение.

Учащийся должен уметь(на конец года):

Уровень усвоения

  • практически делить слова на слоги;

самостоятельно

  • знать все изученные буквы;

самостоятельно

  • читать по слогам слова и небольшие предложения;

самостоятельно

  • отвечать на вопросы, о чём слушали, чем заканчивается, прослушанный текст;

с помощью учителя

  • отвечать на вопросы учителя по самостоятельно прочитанному тексту;

с помощью учителя

  • рассказывать сказку, пересказывать небольшой текст, соблюдая последовательность и логику повествования;

с помощью учителя

  • знать наизусть 3-5 стихотворений;

самостоятельно

4.Личностный результат.

Сформированность мотивации к обучению и познанию:

  • умеет определять собственные затруднения;
  • умеет планировать свою деятельность;
  • умеет проверять полученный результат (при направляющей помощи взрослого) и самостоятельно по образцу.

Ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально – личностые позиции:

  • умеет слушать;
  • участвует в социально – значимых акциях класса.

Личностные качества:

  • умеет признавать и исправлять собственные ошибки.
  • соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах;
  • знать имя, отчество учителя и воспитателя, имена одноклассников;
  • соблюдать основные формы обращения ко взрослым и одноклассникам;
  • выполнять основные правила поведения на уроках;
  • знать своё полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
  • уметь рассказывать по вопросам учителя о составе своей семьи, труде родителей, задавать такие же вопросы одноклассникам;
  • знать и соблюдать простейшие правила дорожного движения, правила здорового образа жизни и гигиены, правила пожарной безопасности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП для адаптированной программы для детей с умственной отсталостью (лёгкой) 4 класс

КТП для адаптированной программы для детей с умственной отсталостью (лёгкой) 4 класс: математика, русский язык, окружающий мир, технология, литературное чтение....

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная вбразовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями, для 3 класса. Рабочая прграмма, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....

Рабочая программа по русскому языку для учеников 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

Рабочая программа по русскому языку для учеников 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....

Рабочая программа по математике для учеников 4 класса , обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

Рабочая программа по математике для учеников 4 класса , обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....

Адаптированная программа для детей с ОВЗ 1 класс

Программа создана для детей с ОВЗ обучающихся в традиционной школе...