Оценивание УУД учащихся начальных классов
учебно-методический материал

Серен-Чимит Урана Калдар-ооловна

Диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности  УУД 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskiy_instrumentariy_dlya_vyyavleniya_udd.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности  УУД в 1 классе

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Нравственно- этическое оценивание

Мотивация

Самооценка

Портфолио учащихся

Тест саморегуляции

Задание «Руковичка» Г.А. Цукерман стр. 132

Анкета «Оцени поступок» (оценивание конвенционально- моральных норм стр. 72)

Опросник мотивации

Вопросы: 1, 2, 3, 4, 9,  11, 12, 13, 18, 19, 20,  21, 22, 27 стр. 60)

Тест Дембо- Рубинштейна

 Диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности  УУД во 2 классе                   

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Нравственно- этическое оценивание

Мотивация

Самооценка

Портфолио учащихся

Тест простых поручений по методике  Ахмеджановой Э.Р.

Задание «Дорога к дому» (модифицированный  вариант методики «Архитектор-строитель»

Анкета «Оцени поступок» (оценивание конвенционально- моральных норм стр. 72)

Опросник мотивации

Вопросы: 1, 2, 3, 4, 9,  11, 12, 13, 18, 19, 20,  21, 22, 27 стр. 60)

Тест «Самооценка»

Диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности  УУД в 3 классе

                                    Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Нравственно- этическое оценивание

Мотивация

Самооценка

Портфолио учащихся

«Проба на внимание» П.Я. Гальперин.

Задание «Дорога к дому» (модифицированный  вариант методики «Архитектор-строитель»

Анкета «Оцени поступок» по Туриелю

Методика «Беседа о школе» Т.А.Нежновой

«Рефлексивная самооценка учебной деятельности»

Диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности  УУД в 4 классе

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Нравственно- этическое оценивание

Мотивация

Самооценка

Портфолио учащихся

«Проба на внимание» П.Я. Гальперин.

Методика «Кто прав» Г.А. Цукерман

Анкета «Оцени поступок» по Туриелю

Шкала выраженности учебно- познавательного интереса»

«Методика выявления характера атрибуции успеха- неуспеха»

 

Для данных диагностических исследований используется  пособие для учителя «Как проектировать УУД в начальной школе», серия «Стандарты второго поколения», Москва, Издательство «Просвещение», 2010г.

 По результатам диагностических процедур рекомендуется оформить итоговую карту с определением уровня сформированности личностных, регулятивных  и коммуникативных УУД у учащихся класса.

 Личностные результаты учащихся  в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы

Итоговая карта уровня сформированности личностных, регулятивных и коммуникативных УУД

Ф.И.О. учащегося __________________________________________________

Класс _____________________________________________________________

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Нравственно- этическое оценивание

Мотивация

Самооценка

низкое

среднее

высокое

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

Карта сформированности универсальных учебных действий учащихся

 __   класса

№   учащегося по списку в классном журнале

Итог по классу

Личностные УУД

Нравственно- этическое оценивание

Н-

С-

В-

Мотивация

Н-

С-

В-

Самооценка

Н-

С-

В-

Регулятивные УУД

Н-

С-

В-

Коммуникативные УУД

Н-

С-

В-

Методика «Оцени поступок» по Э.Туриелю

 в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабанавой, 2004

Оцениваемые универсальные учебные действия: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: фронтальное анкетирование.

Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки.

          Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каждой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой указано, что означает каждый балл. После обсуждения значения каждого балла дети приступают к выполнению задания.

          Ниже представлены:

 семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);

 семь ситуаций, включающих нарушение моральных норм (2, 4, 7, 10, 12, 14, 17);

 четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).

          Анкета Оценка поступка в баллах:

 1 балл        

 2 балла        

 3 балла        

 4 балла

 Так делать можно        

 Так делать иногда можно        

 Так делать нельзя        

 Так делать нельзя ни в коем случае

 Инструкция: поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.

1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.

4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убраться в квартире.

5. Мальчик (девочка) уронил (а) книгу.

6. Мальчик (девочка) во время еды разлил (а) суп и накрошил (а) на столе.

7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.

8. Мальчик (девочка) вымыл (а) дома пол.

9. Мальчик (девочка) разговаривал (а) на уроке во время объяснения учителя.

10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.

11. Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от конфеты.

12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал (а) ее.

13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.

14. Мальчик (девочка) не уступил (а) место в автобусе пожилому человеку.

15.Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.

16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.

17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.

18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.

       Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.

     Уровни оценивания:

     Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, более чем на 4 балла.

     Суммы равны (±4 балла).

     Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения конвенциональных норм, более чем на 4.

     Деятельность детей является еще одним важнейшим результатом начального образования. Главным ориентиром в оценке коммуникативной компетентности выбрана возможность совместной реализации общей цели детьми с опорой на сотрудничество. Оценка этой компетентности может быть осуществлена через ситуации совместной учебной деятельности, в которой дети встречаются с препятствием. Моделировать эти ситуации можно в виде методики.

Методика «кто прав?»

(методика Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.

Текст 1

 Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»

 Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Текст 2

 После школы три подруги решили готовить уроки вместе.

 Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа.

 Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, — предложила Катя.

 А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, — возразила Ира.

 Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Текст 3

 Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.

 Давай купим ему это лото, — предложила Лена.

 Нет, лучше подарить самокат, — возразила Аня.

 Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Что бы ты предложил подарить? Почему?

Критерии оценивания:

 — понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;

 одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;

 учет разных мнений и умение обосновать собственное;

 учет разных потребностей и интересов.

Уровни оценивания:

Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

Средний уровень: частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать своиответы.

Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.

Методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

 Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

 - продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

 - умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

-  взаимопомощь по ходу рисования;

-  эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Проба на внимание

(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.

Возраст: 8—9 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой. Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.). Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и са моконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

 Т е к с т 1

 Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

 Т е к с т 2

 На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.

Уровни сформированности внимания:

 1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.

 2. 3—4 — средний уровень внимания.

 3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания.

Методика исследования самооценки

Дембо-Рубинштейн  названа по именам двух ее авторов

            Тамара Дембо -  коллега  и сотрудница Курта  Левина (1902-1993).   Изучала:  проявления гнева в  социальных ситуациях;  проблемы реабилитации и ресоциализации  после потери конечностей;   проблемы церебрального паралича у детей.   Она создала и экспериментально исследовала теорию, согласно которой   возникновение реакции  гнева  в большей степени обусловлено  ситуацией, нежели зависит от особенностей  личности.

           Эту методику  разрабатывала с целью изучения представлений о счастье.

           Суссана Яковлевна Рубинштейн   создала модификацию  методики Дембо для изучения самооценки.  Если сравнить  ее модификацию с первоначальным вариантом – то мы имеем более расширенную  методику – и по количеству шкал (их стало 4 вместо одной - «здоровье», «ум», «характер»,  «счастье»), и  по  вариантам интерпретации.

            П.В.Яньшин предложил добавить еще две обязательные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Модификация  Яншина, а также углубленная интерпретация  также представлены  на сайте.

            А.М.Прихожан ее также модифицировала,  добавив еще три шкалы:  «авторитет у сверстников», «умение много делать своими руками, внешность». А  вместо шкалы «счастье»  введена шкала  «уверенность в себе».  Таким образом,  необходимо четко представлять, что вы имеете в виду, когда говорите "методика Дембо-Рубинштейн"

            Данный вариант - это модификация Прихожан, содержащий  семь шкал.

            Сама процедура  выполнение методики и  подсчет результатов является основой для дальнейшего собеседования с испытуемым. Более того, в процессе собеседования может быть выявлена необходимость  какой-нибудь еще шкалы.  Ее также можно включить в исследование.

Проведение теста

             Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

              Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

Образ теста Дембо-Рубинштейн

                   Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

                   Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

                   На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

                          Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

                  Основные параметры самооценки – это ее высота, устойчивость и реалистичность.

                  После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний – от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки – от «о» до знака «-»; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа.  Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) – между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

          Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-». Расстояние между х и о – это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» – это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, – «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки – то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.

           Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

           Неравномерная самооценка, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

          «О» – идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

Тест «Самооценка»

 

Утверждение

+

-

1

Я хорошо выгляжу

2

Я нравлюсь другим

3

Я доволен собой

4

Я не боюсь трудностей

5

Я имею влияние на друзей

6

У меня есть цель в жизни

7

Я ответственный

8

Я не расстраиваюсь, когда допускаю ошибки

9

Я не боюсь попросить помощи

10

Я всегда приветлив и улыбаюсь людям

Результаты. Если ты набрал больше «+», то твоя самооценка достаточно высокая, а если у тебя больше « - », значит, самооценка занижена и тебе необходимо выработать позитивное отношение к себе.

Полезные советы, как повысить самооценку:

·        Сконцентрируйся на своих « + »: чем ты отличаешься от других и чем ты интересен.

·     Познай свои минусы, но не зацикливайся на них. Постарайся понять их причину и избавишься от них.

·        Поставь перед собой цель: только тот добивается успеха, кто знает путь к нему.

·        Не бойся просить помощи, если у тебя что-то не получается.

·        Верь в себя.

·        Научись заботиться о себе: о своём здоровье, о внешнем виде.

·   Чаще улыбайся, если зочешь понравиться людям. Человек, который улыбается, всегда привлекателен.

·      Используй чувство юмора в общении с друзьями. Умей посмеяться над собой, вместо того, чтобы злиться.

ТЕСТ ПРОСТЫХ ПОРУЧЕНИЙ

(для детей 7 - 9 лет)

           Тест диагностирует уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти. Разработан и адаптирован психологами центра «Доверие» на основе одноименного теста для взрослых.

            Проводится групповым способом. Временные затраты на выполнение теста — 5—7 минут. Текст поручений зачитывается в обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз, повтора не допускается.

 Стимульный материал приведен на рисунке слева.

Инструкция

Ребята, при выполнении этих заданий вы должны быть очень внимательны и сообразительны. Ваша задача — выполнять каждое из моих несложных поручений быстро и без ошибок. Каждое поручение вы будете выполнять в одном из восьми квадратов выданного вам бланка. Если вы не успеете выполнить какое-то задание, переходите к следующему. Сделав случайную ошибку, аккуратно исправьте ее. Как только я скажу «стоп», закончите выполнение задания.

Текст поручений

1. В первом квадрате напишите первую букву слова «Сергей» и последнюю букву слова «урок».

 2. Во втором квадрате впишите в треугольник знак «плюс» и поставьте рядом с треугольником цифру «один».

 3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву в слове «картина» и подчеркните все гласные.

 4. В четвертом квадрате соедините прямой линией правый верхний угол и левый нижний угол квадрата.

 5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и на четыре части большой квадрат.

 6. В шестом квадрате проведите две горизонтальные линии (показать рукой направление) и две вертикальные линии (также указать рукой направление).

 7. В седьмом квадрате поставьте крест в маленьком треугольнике и соедините между собой точки.

 8. В последнем квадрате обведите в кружок все согласные в слове «салют» и зачеркните гласные буквы в слове «дождь».

Методика «Беседа о школе»

(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

 Цель выявления сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5 – 8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы:

 1.Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

 3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада. который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой - хороший ученик?» Что ты ему ответишь?

 4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить и школу.Ты согласишься?

 5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день. физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение. математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

 6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: Подумай. о чем он тебя может спросить.

 7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятёрку в журнал».

 Критерии оценивания:

 Положительное отношение к школе, чувство необходимости учепия, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически  школьного содержания.

 Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальные занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).

Уровни оценивания:

 0 - Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.

 1 - Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

 2 - Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

 3 - Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха

(Рефлексивная оценка — каузальная атрибуция неуспеха)

Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.

В а р и а н т 1

Возраст: 6,5–7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель задает вопросы, ребенок отвечает.

 В о п р о с. Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь конструктор и у тебя не получается?»

 При утвердительном ответе задается второй вопрос: «А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?»

 При отрицательном ответе можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной самооценке.

 В о п р о с. Какие задания ты любишь – трудные или легкие?

 При ответе «У меня всегда получается» опрос прекращается.

 Критерии оценивания:

 1. Собственные усилия – не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.

 2. Объективная сложность задания – очень трудная, сложная, не для детей, для более старших и т. д.

 3. Способности – не умею, у меня всегда не получается.

 4. Везение – просто не получилось, потом (в другой раз) получится, не знаю почему, случайно.

Уровни оценивания:

 1. Ребенок ссылается на способности, везение.

 2. Ссылается на объективную трудность и на недостаточность усилий.

 3. Ссылается на недостаточность усилий.

В а р и а н т 2

Возраст: 9–10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: учащимся предлагается заполнить все пункты анкеты, включающей следующие шкалы: собственные усилия, способности, везение и объективная сложность задачи.

Критерии оценивания:

 1. Собственные усилия:

 мало стараюсь/очень стараюсь,

 плохо подготовился к контрольной работе/много работал, хорошо подготовился,

 не выучил (плохо выучил) урок/хорошо выучил урок.

 2. Объективная сложность задания:

 задание было слишком сложным/легким,

 таких заданий раньше мы не делали/раньше нам объясняли, как выполнять такие задания,

 было слишком мало времени на такое задание/времени было вполне достаточно.

 3. Способности:

 плохо понимаю объяснения учителя/понимаю объяснения учителя быстрее многих одноклассников,

 мне трудно/легко на уроках,

 я не успеваю делать все так быстро, как остальные ученики/я делаю все намного быстрее, чем другие одноклассники.

 4. Везение:

 мне просто не повезло/повезло,

 учительница строгая/добрая,

 все списывали, а мне не удалось списать/удалось списать.

А н к е т а

 1. Оцени, пожалуйста, уровень своей успешности в школе. Выбери один из предложенных вариантов и отметь его:

 — очень высокий,

 — достаточно высокий,

 — средний,

 — ниже среднего,

 — низкий,

 — по одним предметам высокий, по другим — средний и низкий.

 2. Бывает так, что ты не справляешься с контрольной работой или с ответом у доски и получаешь совсем не ту оценку, на которую рассчитывал.

 Ниже приведены возможные причины неуспеха. Оцени, пожалуйста, насколько эти причины подходят к твоему случаю. Если ты считаешь, что твой неуспех связан именно с этой причиной, ставь около нее 2 балла. Если ты считаешь, что это обстоятельство повлияло незначительно, ставь 1 балл.

 Если ты считаешь, что эта причина вообще не имеет никакого отношения к твоему неуспеху, то ставь 0 баллов.

 Если у меня что-то не получается в школе, то это потому, что я:

 1. Мало стараюсь.

 2. Плохо понимаю объяснения учителя.

 3. Задание было слишком сложным.

 4. Мне просто не повезло.

 5. Плохо подготовился к контрольной работе/много работал, хорошо подготовился.

 6. Мне трудно на уроках.

 7. Таких заданий раньше мы не делали.

 8. Учительница строгая.

 9. Не выучил (плохо выучил) урок/хорошо выучил урок.

 10. Не успеваю делать так же быстро, как остальные ученики.

 11. Было слишком мало времени на такое трудное задание.

 12. Все списывали, а мне не удалось списать.

Если у меня все получается в школе, то это потому, что я:

 1. Много работал, хорошо подготовился.

 2. Мне легко на уроках.

 3. Задание было легким.

 4. Учительница добрая.

 5. Очень стараюсь.

 6. Понимаю объяснения учителя быстрее многих одноклассников.

 7. Раньше нам объясняли, как выполнить такое задание.

 8. Мне повезло.

 9. Хорошо выучил урок.

 10. Я делаю все намного быстрее, чем другие ученики.

 11. Времени было вполне достаточно.

 12. Мне подсказали.

Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой шкале: «Собственные усилия»,

 «Способности», «Объективная сложность задания» и «Везение» — для объяснения причин успеха/неуспеха. Соотношение баллов дает представление о преобладающем типе казуальной атрибуции.

Уровни оценивания:

 1. Преобладание атрибуции «Везение».

 2. Ориентация на атрибуции «Способности», «Объективная сложность задания».

 3. Ориентация на атрибуцию «Собственные усилия».

Шкала выраженности учебно - познавательного интереса

(по Г.Ю. Ксензовой)

Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальный опрос учителя.

Описание задания: методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение школьника к учебным задачам и выраженность его учебно-познавательного интереса. Учителю необходимо отметить наиболее характерные особенности поведения каждого ученика при решении учебных задач (см. табл.).

Оценка уровня учебно - познавательного интереса

Уровень интереса        

Критерий

оценки поведения

Дополнительный

диагностический

признак

1. Отсутствие интереса

Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет реакция на яркий, смешной, забавный материал        

Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые

2. Реакция на новизну

Интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории

Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет

3. Любопытство        

Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения

Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение задания, но интерес быстро иссякает

4. Ситуативный

учебный интерес

Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач)

        

Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается

5. Устойчивый

учебно-познавательный интерес

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала

        

Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу

6. Обобщенный

учебно-познавательный интерес

Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ориентируется на общие способы решения системы задач

Интерес - постоянная характеристика, проявляется выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов

 Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 — как низкий познавательный интерес; уровень 4 — удовлетворительный; уровень 5 — высокий; уровень 6 — очень высокий.

Опросник мотивации

Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: опросник содержит 27 высказываний,  объединенных в 9 шкал: 1 — отметка; 2 — социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания); 3 — познавательная мотивация; 4 — учебная мотивация; 5 — социальная мотивация – широкие социальные мотивы; 6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7 — прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 — социальная мотивация — позиционный мотив; 9 — отрицательное отношение к учению и школе.

 Ниже приведены высказывания учащихся, соответствующие каждой из перечисленных шкал.

 1. Отметка:

 — чтобы быть отличником,

 — чтобы хорошо закончить школу,

 — чтобы получать хорошие отметки.

 2. Социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц:

 — чтобы родители не ругали,

 — потому что этого требуют учителя,

 — чтобы сделать родителям приятное.

 3. Познавательная мотивация:

 — потому что учиться интересно,

 — потому что на уроках я узнаю много нового,

 — потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.

 4. Учебная мотивация:

 — чтобы получить знания,

 — чтобы развивать ум и способности,

 — чтобы стать образованным человеком.

 5. Социальная мотивация — широкие социальные мотивы:

 — чтобы в будущем приносить людям пользу,

 — потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом,

 — потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни.

 6. Мотивация самоопределения в социальном аспекте:

 — чтобы продолжить образование,

 — чтобы получить интересную профессию,

 — чтобы в будущем найти хорошую работу.

 7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация:

 — чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать,

 — чтобы получить подарок за хорошую учебу,

 — чтобы меня хвалили.

 8. Социальная мотивация — позиционный мотив:

 — чтобы одноклассники уважали,

 — потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали,

 — потому что не хочу быть в классе последним.

 9. Негативное отношение к учению и школе:

 — мне не хочется учиться,

 — я не люблю учиться,

 — мне не нравится учиться.

 Ученик должен внимательно прочитать приведенные ниже высказывания своих сверстников о том, зачем и для чего они учатся. Затем ответить, что он может сказать о себе, о своем отношении к учебе. С некоторыми из этих утверждений он может согласиться, с некоторыми нет. Учащийся должен оценить степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 балла — совершенно согласен; 3 — скорее согласен; 2 — скорее не согласен, чем согласен; 1 — не согласен.

 1. Я учусь, чтобы быть отличником.

 2. Я учусь, чтобы родители не ругали.

 3. Я учусь, потому что учиться интересно.

 4. Я учусь, чтобы получить знания.

 5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.

 6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование.

 7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.

 8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали.

 9. Я не хочу учиться.

 10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.

 11. Я учусь, потому что этого требуют учителя.

 12. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового.

 13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности.

 14. Я учусь, потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом.

 15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию.

 16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.

 17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали.

 18. Я не люблю учиться.

 19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.

 20. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное.

 21. Яучусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.

 22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком.

 23. Я учусь, потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни.

 24. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.

 25. Я учусь, чтобы меня хвалили.

 26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.

 27. Мне не нравится учиться.

Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Критерии оценивания:

 Интегративные шкалы:

 • учебно-познавательная — суммируются баллы по шкалам (3 — познавательная + 4 — учебная);

 • социальная — суммируются баллы по шкалам (5 — широкие социальные мотивы + 6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте);

 • внешняя мотивация — суммируются баллы по шкалам (1 — отметка + 7 — прагматическая);

 • социальная — стремление к одобрению — суммируются баллы по шкалам (2 — требования авторитетных лиц + 8 — социальная мотивация — позиционный мотив);

 • негативное отношение к школе — 9.

Уровни оценивания:

 0. Пик на шкале «негативное отношение к школе».

 1. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная — одобрение).

 2. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

 3. Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.

Рефлексивная самооценка учебной деятельности.

 Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности.

 Оцениваемые универсальные учебные действия:

 личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»;

 регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

 Возраст: 8—10 лет.

 Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы:

 - Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.

 - Можно ли тебя назвать хорошим учеником?

 - Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

 -Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я — хороший ученик»?

 Критерий оценивания:

 адекватность выделения качеств хорошего ученика

 (успвеаемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

 Уровни рефлексивной самооценки школьника:

 - Называет только одну сферу школьной жизни.

 - Называет две сферы школьной жизни.

 - Называет более двух сфер школьной жизни; дает адекватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика».

 Уровни оценивания:

 - Называет только успеваемость.

 - Называет успеваемость и поведение.

 - Дает характеристику по нескольким сферам;

 - Дает адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо

 для реализации требований роли «хороший ученик»:

 1 — нет ответа, 2 — называет достижения, 3 — указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся начальных классов

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который ...

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

 Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

Система оценивания учебных достижений учащихся начальных классов.

Система оценивания образовательных достижений это сложная и многофункциональная система, включающая  входной (стартовый), текущий, тематический (промежуточный),  рубежный и итоговый контроли...

Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.

В данной статье представлен доклад-выступление на МО на тему "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов."...

«Система критериального оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в контексте обновления содержания образования»

 Критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально в рамках перехода образовательных учреждений на новые государственные стандарты.  Помимо опорных навыков и уме...

Система оценивания учащихся начальных классов

В данном материале представлены формы и методы оценивания учащихся начальных классов...