Интегрированный урок В.Осеева Волшебное слово. Правила вежливости
план-конспект урока (2 класс)

Песоцкая Светлана Васильевна

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon интегрированный урок110.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
Предмет:
литературное чтение и окружающий мир

Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Вежливое слово». Правила вежливости.

Цель: обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу, познакомить учащихся с правилами общения по телефону, культурой поведения; повторить правила вежливости, использовать вежливые слова в жизни; выработать навыки грамотной устной речи.

Задачи:

♦ Познакомить детей с историческим названием слова « Здравствуйте».

♦ Объяснить значение слова « доброта», организовать работу над словом, способным воздействовать на чувства и поведение людей.

♦ Развивать умения вести диалог, употребляя различные обращения в зависимости от ситуации (разговор по телефону).

♦ Обогащать словарный запас, развивать логическое мышление и речь, познавательный интерес к языку.

♦ Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу. Воспитывать культуру общения.

На уроке  использовались следующие средства  обучения:

☻ информационные технологии, презентация;

☻ наглядные средства: толковый словарь, телефоны детские, колокольчики, большое солнышко (на доске);

☻ раздаточный материал для самостоятельной работы, работы в группе, в паре, ромашка вежливых слов, сердечки для этапа рефлексии.

                           

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

                                                                         Александр Яшин

Я люблю…

Я люблю, когда при встрече                                Пожелание здоровья,

Мы знакомым и родным:                                 Пожелание добра.

«С добрым утром!», «Добрый вечер!»,                И живётся вроде лучше,

«Доброй ночи!» - говорим.                                И на сердце веселей,

…Не от тяги к суесловью                                Коль другим благополучья

И сложилось не вчера                                        Пожелаешь на земле.

Это братское, с любовью                                

- При встрече культурные люди всегда здороваются. Какие слова приветствия мы с вами используем в своей речи?

(Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, приветствую Вас рад приветствовать вас).

- Какое из этих слов мы чаще используем, приветствуя друг друга? (здравствуйте)

СЛАЙД 1

- К нам на урок пришли  гости. Давайте повернёмся к ним, улыбнемся и пожелаем им здоровья, т.е. поздороваемся.

-Что мы показываем человеку, когда улыбаемся ему?

В мире существует много форм различных приветствий. Но всегда при встрече люди улыбаются друг другу.

- Люди начинают своё общение со слова « здравствуйте», Это самое обычное и вместе с тем важное слово, которое характеризует человека, как вежливого, приветливого.

- А что значит простое, обыкновенное слово « здравствуй»?( Ответы детей )

-  Когда люди здороваются, они  желают друг другу здоровья.

- У каждого слова, есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, узнаем, когда появилось это слово.

СЛАЙД 2

В очень давние-давние времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов  ни «здравствуйте», ни» до свидания». Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача( настоящих врачей тогда не было ), сказал им:» Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья .Разве может быть здоровым человек, если никто ему не желает здоровья? Призадумались пещерные люди и решили говорить при встрече друг другу «Здравствуйте». Это значит «Будьте здоровы»!  «Здравствуйте»- сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.  

- Вот поэтому говорят, что слово « здравствуйте»- это волшебное слово, которое может помочь в исцелении.

-Как можно назвать людей, которые всегда здороваются? (Вежливые)

-А как вы объясните, кто такой вежливый человек?

То есть вежливый человек использует в своей речи вежливые слова.

СЛАЙД 3

Давайте проверим, все ли слова вы помните.

Чтобы лучше вспомнить вежливые слова,  мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.

Встретив зайку, ёж-сосед                
Говорит ему: «…»   (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»   (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»   (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»   (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»   (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»   (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»   (Будь здорова!)

С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.

  1. Определение темы урока.

- Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о вежливости)

- Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Тема нашего урока ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ. Волшебные слова)  

СЛАЙД 4

  1. Целеполагание.

-Дорогие ребята, совсем недавно на уроках чтения вы начали изучать новую тему. Давайте вспомним, как она называется? (Я и мои друзья.)

- А как называется произведение, с которым вы познакомились вчера? (Волшебное слово).

А кто же автор этого произведения? (Валентина Александровна Осеева)

Сообщение темы:

Сегодня мы продолжим с вами работу над произведением Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово» и поговорим о правилах вежливости.

СЛАЙД   5                                                                           

  1. Проверка домашнего задания

Но сначала проверим, как вы поняли этот рассказ. Сейчас мы будем работать в группах.1 и 3 парта повернулись ко 2 и 4 парте. У вас на парте, на синем листочке нарисован кроссворд. Я буду задавать вопросы, а вы будете писать ответы.  

  1. Как зовут мальчика?
  2. Что было в руке у старика?
  3. Как зовут девочку?
  4. Кто пек пирожки?
  5. На чем сидел старик в начале рассказа?
  6. Кого попросил Павлик, чтобы его взяли кататься на лодке?
  7. Где пекла пироги бабушка?
  8. Что пекла бабушка?
  9. На чем чертил старик зонтиком?
  10. Что попросил Павлик у Лены?
  11. На чем хотел покататься Павлик?
  12. Куда положил Павлик руку, когда попросил брата взять его покататься?
  13. Как назвал старика Павлик?
  14. Какое волшебное слово сказал старик?

Проверим кроссворд.

СЛАЙД 6

в

о

л

ш

е

б

н

о

е

c

л

о

в

о

  1. Проблемная ситуация:

Ребята, а как вы думаете, а зачем мы ещё и сегодня будем говорить об этом рассказе?

  1. Постановка учебной задачи

Первое знакомство с произведением произошло у вас на прошлом уроке чтения. Но ведь при первичном чтении трудно всё понять, всё осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.

Сегодня мы с вами постараемся поговорить о главных героях, поразмышлять об их поступках. И главная наша цель – ответить на вопрос, который написан у вас в учебнике в конце рассказа.

Найдите его. (Может ли слово быть волшебным?) с. 92  и узнать правила вежливости.

-Может ли слово быть волшебным?

Ваше мнение вы выскажете в конце урока.

7. Включение нового  знания в систему знаний и повторение. Работа в парах.

- Перед вами конверты, в них вы найдете части пословиц. Ваша задача, собрать из частей целые пословицы и  подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.

Добрый человек….                потом – говори.

 Сначала думай…..                    добром и платят.

Вырасти вырос ……..              добру и учит.

Век живи……….                      а ума не вынес.

За добро……….                        век учись.

СЛАЙД 7

- Какая пословица подходит к нашему произведению?

СЛАЙД 8

- О чем эти пословицы? (о взаимоотношениях между людьми)

- Какая из них, по – вашему, выражает главную мысль рассказа «Волшебное слово»? (Добрый человек добру учит)

-А кто здесь добрый?

- Что помогло научить добру Павлика? (вежливое слово)

- Волшебное слово  помочь всегда готово.

- Как вы понимаете эти слова?

- Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет улучшить наше настроение. Каждый человек может выразить свое доброе отношение к людям при помощи определенных слов.

-Ребята, существует очень много волшебных слов.

-А что же они обозначают? В словаре Ожегова написано так. Слова на желтых листочках.

Работа в парах.

Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, извините, до свидания.

СЛАЙД 9

 На экране появляется текст о значении и   происхождении слов «пожалуйста», «здравствуйте»,   «спасибо».

Здравствуй – наше привычное приветствие – не что иное, как пожелание здоровья.

Пожалуйста – от глагола « пожаловать». Употребляется  в разговоре как вежливый оборот для выражения просьбы.

Спасибо – изначально – спаси Бог! Употребляется  в разговоре для выражения благодарности.

Извините – попросить прощение.

До свидания – приветствие при прощании.

Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то.

-А что такое просьба?

Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

Сейчас ребята  покажут сценку, а вы догадайтесь, о чем они просят.

Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
С помощью чего была выражена просьба? (С помощью жестов и мимики).

-Как её выразить с помощью слов?

А теперь эту же сценку ребята покажут только со словами. 

-Какое вежливое слово нужно использовать, когда о чем-либо просишь?

(Пожалуйста)

8.Физ.минутка СЛАЙД 10

Игра "Пожалуйста".

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Эта игра на внимательность. Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

- Молодцы! Вы очень внимательны, отдохнули и можем продолжить нашу работу!

9. Работа над содержанием

Дорогие ребята, дома вы читали это произведение.

Давайте попробуем вспомнить ход событий.

Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом.

События записаны вразброс на доске:  

СЛАЙД 11

                   1. Встреча со стариком.

                   2. Разговор с Леной.

                   3. Разговор с бабушкой.

                   4. Беседа за обедом.

                   5. Возвращение в сквер.

Прочитайте написанное все вместе.

А что у нас получилось? (план текста).

Сегодня этот план нам очень поможет на уроке.

Работа над иллюстрацией

Откройте, пожалуйста, учебник и найдите на странице 88 иллюстрацию.

Кто изображён? Как зовут мальчика?

Что делают?

Можно ли назвать Павлика и старика главными героями этого рассказа?

Сейчас мы с вами перечитаем разговор Павлика со стариком «цепочкой».

Стр.87-89 с начало до слов: … он вскочил и побежал домой.

СЛАЙД 12

10. Анализ первой части текста

Расскажите, как вёл себя мальчик при встрече с незнакомым человеком. Обратите внимание на слова, которые описывают его поведение и настроение.

                  сердитое лицо, сжал кулаки, сердито буркнул,

                  крикнул, стукнул кулаком по скамейке

Что вы можете сказать о Павлике? Каким он вам показался?

Что можете сказать о старике? Представьте его, как он выглядел?

Почему он захотел помочь Павлику? ( потому, что у дедушки большой жизненный опыт, знает, как  помочь маленьким)

Сразу ли мальчик поверил ему? (да)

-Как нужно произносить волшебное слово? Спокойным голосом, ласково, с добротой.

- Каким мы видим мальчика? Как он разговаривал с окружающими? Сердитый мальчик: красное сердитое лицо. Грубо.

- Нравится ли он вам? (Нет).

-Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)

- Что случилось с Павликом? (Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться)

 - Можно ли было помочь мальчику? Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)

- Кто помог Павлику? (Старик).

- Прочитайте, как выглядел старик?

- Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).

- Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово? (Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно, приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными».  Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Не только слова должны быть добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям)

- Почему мальчик поверил старику? ( Потому что он был похож на волшебника)

11. Заполнение кластера.

– Давайте подумаем, какими словами можно охарактеризовать Павлика. Откройте тетради и заполните синие ячейки кластера.

СЛАЙД 13 - 14

- Нравится ли вам Павлик таким, каким мы его увидели?

- Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым)

12. Работа в группах

- Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика. Найдите в тексте и прочитайте….

СЛАЙД 15-16-17-18

1 ряд: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)

2 ряд: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка. (Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке).

3 ряд:  Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке? (За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы).

- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово?  Оно становилось хорошим)

- Как звучит это слово? Пожалуйста

- Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? Изменилась, все стали относится к мальчику по-доброму,  как он этого и заслуживал

- Можно ли старика назвать волшебником? Почему? Потому что он помог мальчику стать добрым

- Почему старик помог мальчику?

- Каким стал мальчик, после общения со стариком? Вежливым

-А теперь вам нравится Павлик?

- Какими словами можно охарактеризовать Павлика, его поведение, его жизнь после того, как он узнал тайну волшебного слова?

 Заполним красные ячейки.

СЛАЙД 19

- Кто на самом деле творил чудеса? Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста»

- Давайте же вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока.

- Может ли слово быть волшебным? (может)

Это в прямом или переносном смысле? (конечно в переносном, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой)

- Понял ли мальчик, что без вежливости в жизни нельзя? (да)

- Зачем Павлик побежал обратно в сквер? (чтобы поблагодарить старика)

- Чему учит В. Осеева этим произведением?

- В чем мудрость этого рассказа?

- А нам в жизни  нужны волшебные слова?

Слова: «До свиданья!»,                                    

«Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте»-

Щедро дарите!         

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке,

В школе и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить.!!!

Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.


Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». 
Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
Ситуация 2. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и , как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?
Ситуация 3. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?
Ситуация 4. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом.

- Ребята, а что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются (Радость, желание творить добро, настроение поднимается)

- А что произойдёт, если люди перестанут говорить вежливые слова?

( Люди начнут  болеть, перестанут общаться друг с другом)    

- Каждый из нас любит, когда к нему обращаются вежливо, но и мы не должны забывать о волшебных словах. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы мы хотели, чтобы разговаривали с нами.

- Стихотворение о доброте расскажет…

                           Добрым быть совсем, совсем не просто,

                           Не зависит доброта от роста,

                           Не зависит доброта от цвета,

                           Доброта - не пряник. Не конфета.

                           Доброта с годами не стареет,

                           Доброта от холода согреет,

                           Если доброта, как солнце, светит,

                           Радуются взрослые и дети!!!

- Ребята, вы вспомнили вежливые слова, которые помогают людям общаться. Но способов правильного общения множество.

Звенит телефонный звонок. Учитель берёт трубку.

                              Ко мне позвонил медведь        

                               Да как начал, как начал реветь.

                              - Погодите, медведь, не ревите

                              Объясните, чего вы хотите.

                              Но он только «му», да «му»

                              А к чему, почему – не пойму!

                             Повесьте, пожалуйста, трубку!

- Получился  у нас разговор? (Нет)

- Вы сейчас услышите  разговор между попугаем Ильёй и псом Рыжиком из окружающего мира.

13. Инсценирование телефонного разговора.

- Получились  телефонные разговоры? (Нет)

 Определение правил разговора по телефону.

- Ребята, оказывается, что, разговаривая и по телефону, нужно знать правила. Каких правил не знают наши герои ПОПУГАЙ и пёс РЫЖИК?

        (Называют ошибки телефонного разговора: не поздоровались, не представились друг другу, непонятна просьба звонящего, не попрощались)

СЛАЙД 20  Правила общения по телефону

- Эти этапы присутствовали в прослушанных тел. разговорах?

- Давайте послушаем второй вариант этой разговора, удалось ли исправить ошибки нашим героям. (Эти же 2 ученика читают диалог  правильный вариант)

СЛАЙД 21

Определение правил поведения, культуры поведения.

- ОДНАКО, ребята, зная вежливые слова, мы не всегда правильно поступаем.

-Очень часто в семье мы берем пример со старших, с наших родителей, бабушек и дедушек. Сегодня на уроке вы познакомитесь с некоторыми поступками двух  пап. Послушайте рассказ о первом папе. Учитель читает стихотворение:

Крошка сын к отцу пришёл, и сказал он, «папа!»

Почему ты в дом вошёл, не снимая шляпы?

Почему не пропустил женщину с ребёнком?

И зачем сейчас толкнул ты ногой котёнка?

Ты, наверное, устал? Я прошу: «Не злиться!»

Будем вместе ты и я доброте учиться!

Будем вместе по утрам бегать, закаляться.

Маме, бабушке, котам будем улыбаться.

Вместе мы построим дом. Не грусти, не надо!

Всех друзей мы позовём, всем мы будем рады.

Покраснел тогда отец и прогнал кручину.

И сказал он: МОЛОДЕЦ! Ты растёшь мужчиной!

-Какие правила поведения нарушил этот папа? Как повёл себя ребёнок? Можно ли учить старших? А теперь прочитаем о папе нашего знакомого мальчика Серёжи. Рассказывает о папе попугай Илья. Прочитает рассказ в учебнике на стр. 54.  _________________________________________

(Работа с текстом по вопросам)

- Как вы объясните поведение папы? Можно ли сказать, что папа Сергея вежливый человек?

- А кто из вас тоже поступает также как, как этот замечательный папа?

- Сформулируйте правила поведения для себя на основе данного рассказа)

- Как вы понимаете, что же такое культура поведения? (ответы детей)

СЛАЙД 22

- Чтобы проявлять заботу, внимание к людям надо понимать их эмоциональное состояние: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх.

СЛАЙД  23

- Посмотрите, пожалуйста, на лица этих гномиков? Что они выражают?

- С каким гномиком вам было бы приятно общаться?(С весёлым)

- Обратите  внимание, куда повёрнуты уголки губ у весёлого гномика? (Вверх)

- А у  грустного? (Вниз)

- Какими чаще всего бываете вы?

16. Итог урока.

- Какие  «волшебные»  слова мы сегодня вспомнили?

- Как они действуют на людей? Люди становятся добрее, улыбаются в ответ

Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать. Давайте вспомним, какими же вежливыми словами мы будем постоянно пользоваться?

        (заранее подготовленные ребята у доски читают свои стишки и прикрепляют вежливую ромашку)

.

17. Рефлексия.

- Для чего нужно знать и соблюдать правила вежливости?

А теперь мне бы хотелось, чтобы вы закончили следующие фразы:

СЛАЙД 24

  • Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
  • Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .
  • Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ...

Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите сердечко рядом с этим высказыванием.

Я уважителен и доброжелателен к людям

Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

Мне трудно быть уважительным и вежливым

- А чтобы у вас всегда было хорошее настроение - у нас в классе будет светить это солнышко. И каждый раз, когда вам будет грустно, трудно, подойдите к нему, приложите ладошку и вам сразу станет легче и веселее.

- А теперь встаньте. Перед вами лежат маленькие солнышки. Возьмите их в свои ручки, прижмите к своему сердцу, повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь и подарите им вместе с Солнышком  кусочек вашей доброй души и сердца!!!

Домашнее задание.

          Составить синквейны к словам СТАРИК, ПАВЛИК, ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

СЛАЙД 25-26

 

- С какой целью надо употреблять «волшебное» слово - До свидания? – т.е. мы надеемся увидеть вас ещё раз.

- Какими словами  можно заменить слово? (Пока, чао, всего, до встречи, до завтра, до вечера …)

- Все ли слова мы можем при прощании сказать взрослому человеку?

- Какие слова мы можем  сказать другу?(Ответы детей )

Ребята, вы хорошо поработали, можете себе похлопать. Спасибо за урок, урок окончен, скажем - До свидания нашим гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока В.Осеева Волшебное слово

конспект урока В.Осеева Волшебное слово...

Конспект урока. В.Осеева "Волшебное слово" 2 класс

Конспект урока. В.Осеева "Волшебное слово" 2 класс...

Конспект урока "В. Осеева «Волшебное слово»

Конспект урока "В. Осеева «Волшебное слово»...