Технологическая карта. Тема урока В. Осеева "Волшебное слово"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_2.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Название предмета – Литературное чтение

УМК «Школа России» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Место урока в учебном плане по данному УМК – согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение литературного чтения во 2 классе выделяется 136 ч в год (4 часа в неделю).

Тип урока – изучение нового материала

Оборудование - Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; карточки (текст для речевой разминки), материал к «Литературной газете» (портрет и биография В. Осеевой, схема «Добрые слова», у каждого ученика раздаточный материал: письмо обращение, конверт с письмом обращением к детям В. Осеевой, текст произведения В. Осеевой «Волшебное слово», карточка «Добрые слова», карточка со словом «пожалуйста», карточка «Толковый словарь» с записью слов, карточка «Синквейн».

Описание образовательных технологий: диалоговое обучение, групповая работа, проблемная

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

  • читать без ошибок, целыми словами;
  • объяснять смысл произведения;
  • составлять план текста, подробно пересказывать по плану
  • анализировать содержимое произведения, на основе анализа определять главную мысль;
  • осознавать, какими качествами должен обладать настоящий друг;
  • стремиться поступать, как настоящий друг и хороший человек;
  • осознавать и выражать своё отношение к поступкам героев книг

Цели урока:

  • познакомить учащихся с биографией В. А. Осеевой;
  • познакомить учащихся с рассказом В. А. Осеевой «Волшебное слово»;
  • развивать умения подтверждающие свои высказывания цитатами из рассказа;
  • определять главную мысль рассказа;
  • воспитывать доброжелательность, вежливость к близким и окружающим.

Задачи урока:

  • учить объяснять смысл названия произведения;
  • учить характеризовать героев произведения;
  • учить определять главную мысль произведения

План (этапы урока):

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

- Речевая разминка

- Работа со стихотворением «Добрые слова»

- Работа с карточкой «Добрые слова»

- Схема «Добрые слова»

4. Мотивация учебной деятельности

5. Организация познавательной деятельности

6. Творческая работа

7. Рефлексия

8. Итог урока

8. Домашнее задание

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организационный момент

•        Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.         

- Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

2. Проверка домашнего задания

  • Организует проверку домашнего задания.

- Предлагает вспомнить название раздела над которым работали на предыдущем уроке.  

- Предлагает ответить, о чём узнаете, читая произведения этого раздела.

- Предлагает назвать, хорошие качества человека.  

- Предлагает назвать хорошие качества людей, о которых дети узнали из произведения Ю. И. Ермолаева «Два пирожных».

- Предлагает показать свои рисунки и рассказать, как они помогают маме. Учитель вешает рисунки детей на доску.

- Называют название раздела.

- Высказывают предположения.

- Называют, какими хорошими качествами должен обладать человек.

- Перечисляют хорошие качества людей из рассказа Ю. И. Ермолаева «Два пирожных».

- Рассказывают по своему рисунку о помощи маме.

3. Актуализация знаний

  • Организует работу со словами – ДОБРЫЕ СЛОВА.

- Спрашивает, как часто дети произносят добрые слова.

  • Организует работу со стихотворением О. Дриз «Добрые слова».

- Предлагает прочитать выразительно стихотворение по строчке «цепочкой».         

- Предлагает назвать добрые слова, которые встретились в этом стихотворении.

  • Организует работу с карточкой «Добрые слова».

- Предлагает дополнить и записать добрые слова, которые им известны.

  • Организует проверку задания.  

- Учитель составляет на доске схему «Добрые слова» из слов, которые написали ученики.

- Отвечают на вопрос.

- Читают стихотворение по строчке «цепочкой».

- Называют добрые слова из стихотворения.

- Слушают задание и выполняют.

- Называют добрые слова, которые написали.

4. Мотивация учебной деятельности

- Предлагает обсудить в группе, как называют человека, который употребляет в своей речи добрые слова.

- Предлагает предположить, о чём дети будут читать.

- Предлагает прочитать на с. 87 учебника, с каким произведением детям предстоит познакомиться.  

- Предлагает назвать тему урока и определить учебную задачу.

- Предлагает поразмышлять, о чём будет этот рассказ.  

- Предлагает поставить цель урока.

- Размышляют и высказывают предположения.

- Высказывают предположения.

- Открывают учебник, называют автора и название произведения.

- С помощью учителя называют тему урока и формулируют учебные задачи.

- Высказывают свои предположения.

- С помощью учителя ставят цель урока.

5. Организация познавательной деятельности

  • Создаёт проблемную ситуацию.  

- Предлагает подумать о том: может ли слово быть волшебным и может ли оно оказывать к окружающим доброжелательное отношение в жизненных ситуациях.

  • Организует работу по плану:

- Представляет план работы к рассказу В. Осеевой «Волшебное слов».

- Сообщает, о создании страницы «Литературная газета» посвящённая В. Осеевой, отобразить проделанную работу на уроке в виде заметок, статей.

- Сообщает о роли учеников (корреспонденты).

- Рассказывает о Валентине Александровне Осеевой.

- Предлагает корреспонденту 1-ой группы оформить фотографию В. А. Осеевой.

- Предлагает назвать известные рассказы В. Осеевой.

- Предлагает открыть конверты на парте и познакомиться с письмом обращением В. Осеевой к детям.

- Предлагает корреспонденту 2-ой группы оформить письмо-обращение В. А. Осеевой.

- Предлагает определить главные слова в письме В. Осеевой.

- Отмечает, что эти слова станут эпиграфом урока.

- Предлагает корреспонденту 3-ей группы оформить эпиграф на странице газеты.

  • Формулирует задание:

- чтение рассказа по частям (используется карточка с текстом) учителем, учениками в чередовании с остановками, используя метод маркировки;

- отмечать на полях страницы знаками (+ хорошее поведение героя, - плохое поведение героя)

- работа с карточкой «Толковый словарь».

  • Организует чтение рассказа.
  • Организует проверку осмысления 1-ой части рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

- Предлагает ответить на вопросы.

- Предлагает дать характеристику Павлику.

- Составляет схему на основе слов, которые характеризует мальчика.

- Предлагает подтвердить словами-действиями мальчика из текста 1-ой части и выделить карандашом красного цвета.

- Просит предположить, что мог сказать старичок.

- Предлагает проверить предположения, продолжив читать рассказ.

  • Организует продолжение чтения рассказа, 2-ой части.

- Предлагает проверить предположения.

- Предположите, как будут развиваться события дальше.

  • Организует продолжение чтения рассказа до конца.

- Предполагает проверить предположения.

  • Организует физкультминутку на внимание. Игра «Пожалуйста».

  • Организует продолжение работы над рассказом.

- Предлагает отметить, как поменялось поведение мальчика, когда он узнал волшебное слово, выделить карандашом зелёного цвета.

- Предлагает проанализировать характеристики о мальчике и сделать вывод, что его заставило так измениться.

- Предлагает предположить, каким теперь вырастит мальчик.

- Предлагает подумать, о каких человеческих качествах заставляет задуматься В. Осеева.

- Предлагает корреспондентам от каждой группы оформить цветок лепестками.

- Предлагает определить главную мысль рассказа.

- Корректирует ответы учеников.

- Учитель оформляет на странице газеты главную мысль рассказа.

- Просит подумать, зачем В. Осеева написала рассказ «Волшебное слово».

- Слушают учителя.

- Знакомятся с планом работы по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово».

- Слушают задание.

- Слушают учителя.

- Корреспондент оформляет страницу газеты.

- Называют рассказы, которые читали ранее.

- Открывают конверты и читают обращение В. Осеевой к детям.

- Корреспондент оформляет страницу газеты.

- Высказывают свои предположения.

- Слушают учителя.

- Корреспондент оформляет страницу газеты.

- Слушают задание.

- Находят нужные фрагменты. Формулируют выводы наблюдений.

- Знакомятся со значениями слов.

Делятся впечатлениями о действующих лицах.

- Называют слова, характеризующие мальчика.

- Помогают в составлении схемы-характеристики мальчика.

- Называют подчёркнутые слова-действия мальчика, характеризующие его.

- Высказывают свои предположения.

- Продолжают чтение рассказа в чередовании.

- Выполняют сравнение, как разворачивались события в рассказе со своими предположениями.

- Высказывают предположения.

- Читают рассказ в чередовании.

- Выполняют сравнение, как разворачивались события в рассказе со своими предположениями.

- Выполняют упражнение только тогда, когда услышат слово «пожалуйста».

- Выполняют задание. Называют выделенные слова.

- Анализируют и формулируют вывод.

- Высказывают свои предположения.

- Отвечают и записывают на лепестках.

- Корреспонденты оформляют страницу газеты.

- Называют главную мысль рассказа.

- Наблюдают за действиями учителя.

- Делятся своими мыслями.

6. Творческая работа

  • Организует работу в группах.

- Предлагает прочитать задания.

  • Организует проверку творческого задания.

- Предлагает 1-ой группе назвать пословицу к рассказу В. Осеевой «Волшебное слово» и объяснить её значение. Предлагает оформить страницу газеты.

- Предлагает 2-ой, 3-ей, 4-ой группам прочитать составленные синквейны. Предлагает оформить страницу газеты.

- Предлагает 5-ой группе с помощью иллюстраций установить последовательность рассказа.

- Читают задание, обсуждают, формулируют ответ.

- Представитель группы читает пословицу и объясняет её значение. Корреспондент оформляет страницу газеты.  

- Представители групп читают составленные синквейны. Корреспонденты оформляют страницу газеты.

- Члены группы выходят к доске, держат в руках иллюстрации согласно последовательности рассказа.

7. Рефлексия

- Предлагает поделиться, какие выводы вы сделали для себя.

- Предлагает оценить свою работу на уроке.

- Делятся впечатлениями.

- Оценивают сою работу на уроке.

8. Итог урока

- Предлагает назвать автора и название рассказа над которым работали на уроке.

- Предлагает вернуться к проблемному вопросу и ответить на него.

- Спрашивает, достигнуты ли цели урока.

- Отвечают на вопросы.

9. Домашнее задание

  • Организует домашнее задание по выбору.  

- Объясняют свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».  Тема«Правописание безударных падежных окончаний...

Технологическая карта. Тема урока "Акробатика. Стойка на лопатках."

Технологическая карта урока   Учебный предмет  Физическая  культура Класс  2 а Тип урока  Комплексный Технология  урока Техно...

Технологическая карта: Тема урока. Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2 лица единственного числа.

Методическая разработка. Тема урока. Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2 лица единственного числа....

Урок русского языка в 4 классе Технологическая карта Тема урока: Орфограммы в приставках

Урок русского языка в 4 классеТехнологическая картаТема урока:  Орфограммы в приставках...