технологическая карта к уроку "Использование многозначных слов в речи"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Педагог: Стенина Л. Б.
Класс: 1-А
Предмет: русский язык.
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема урока: «Использование многозначных слов в тексте».
Территория: БОУ СОШ № 29 станицы Новотитаровской.
Цели:
Образовательные: познакомить с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова; учиться использовать многозначные слова в своей речи, познакомиться с толковым словарём;
Развивающие: развивать речь обучающихся, мышление, самостоятельность, орфографическую зоркость, умение делать выводы;
Воспитывающие: воспитывать активность обучающихся, положительную мотивацию и познавательный интерес к уроку, любовь и уважение к семье, положительное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь отличать многозначные слова от однозначных, использовать многозначные слова в своей речи, правильно строить предложения с многозначными словами в разных значениях;
Метапредметные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания;
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации учебной деятельности.
Методы и формы обучения: частично - поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник «Русский язык» под ред. С.В.Иванова, рабочие тетради, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, Орфографический и толковый словарь школьника «Дружок», листы самооценки, листы-раскраски, листы рефлексии.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I Организацион-ный момент Цель: учащиеся психологически настраиваются на урок. | -Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь назад, поздоровайтесь с гостями и, пожалуйста, больше не отвлекайтесь. Присаживайтесь. -Развернитесь лицом к своему соседу по парте. Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится. Поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой. Опустите ладошки. Что подарили вы своему соседу? | Ответы детей (радость, смелость, хорошее настроение, удачу и т.д.) | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II Языковая разминка Цель:структурировать ранее полученные знания. 1. Чистописание. Контроль и оценка. 2. Языковая разминка. III Самоопреде- ление к деятельности Цель: 1. Оценить знания обучающихся по теме на начальном этапе. 2. Определить личное отношение к теме. Цель для учителя: создать условия для определения обучающимися темы урока и постановке целей урока. Цель для обучающихся: познакомиться с понятиями «однозначные» и «многозначные» слова, учиться определять значении данных слов в тексте, учиться находить их значение в толковом словаре. 1.Игра «Да-нет» 2. Первичное восприятие и усвоение учебного материала. 3. Знакомство со словарями. IV Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию 10мин. Цель для учителя: создать условия для закрепления знаний о многозначных и однозначных словах, определении значений слов и употребления их в речи. Цель для обучащихся: закрепить знания о понятиях однозначного и многозначного слова, их значении и употреблении в речи | -Ребята, а чему мы учимся на уроках русского языка? - Как вы думаете, зачем нужно писать красиво и пользоваться правилами красивого письма? -Даша прочитает нам стихотворение о том, как нужно готовиться к письму. Она будет читать медленно, с остановками, а мы выполним те задания, о которых в нём говорится. - Запишите дату и вид работы, пользуясь правилами красивого письма и осанки. На столах у вас лежат Листы самооценки, подпишите их и отложите в сторону, я скажу, когда они понадобятся. г д ж з и й к… -Прочитайте буквы, называя их правильно. Назовите следующую. Докажите свой выбор. - Пропишите эту букву до конца строки. -Обведите зелёной ручкой те буквы, которые соответствуют правилам красивого письма. Поменяйтесь тетрадями и подчеркните карандашом красивые буквы у соседа. рапеналостолиручкабепальто -Рассмотрите запись, найдите и выпишите слова с буквой «л» в 1 столбик. Какое слово вы ещё заметили? Запишите его во 2 столбик. -Как вы думаете, почему слово «ручка» мы записали отдельно? -Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет. Вы внимательно его смотрите и ответите мне на вопрос о чём этот видеосюжет? -А теперь посмотрите на доску, пожалуйста, прочтите. У нас дружная семья. В лесу папа нашёл целую семью подберёзовиков. На цветочной поляне трудится пчелиная семья. Скажите, что у меня записано на доске? Давайте вспомним, что вы знаете о предложении. Для этого встаньте, пожалуйста. -Я вам буду говорить фразы, если вы со мной согласны, то вы поворачиваетесь к слову ДА, кто нашёл слово ДА? И показываете на него 2-мя руками. Попробуйте… Если я скажу неверную фразу, то вы поворачиваетесь к слову НЕТ. Готовы? Будьте внимательны? (карточки зелёного цвета) 1.Предложение – это законченная мысль. 2. Предложение состоит из букв. 3.Все слова в предложении связаны по смыслу. 4.В конце предложения ставится только точка. 5. Каждое слово в предложении пишется слитно. 6. Из предложений можно составить текст. 7. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. -Присаживайтесь. А вот теперь нам нужны Листы самооценки. Положите их перед собой. Кто ни разу не ошибся, отвечая на мои вопросы, поставьте галочку в 1-м красном квадрате, кто допустил 1-2 ошибки- во 2 розовом, у кого было побольше ошибок, поставьте себе галочку в жёлтом квадратике. -Оцените свою работу и отложите листы. -Кто ни разу не ошибся, есть такие? -Давайте вернёмся к предложениям. Скажите, что общего у этих предложений? Чем различаются? -Кто догадался, о чём будем говорить сегодня на уроке? -Чему будем учиться? -Ребята, вы знаете, что у каждого слова есть своё значение. А если слово незнакомое, как можно узнать его значение? -Посмотрите на доску. Словари бывают разные. Их цель- помочь правильно произнести, написать слово, узнать его значение. (слайд) -А скажите какой нам нужен словарь? -Представьте, что мы открыли словарь. Раз мы говорим о семье, вот у нас словарная статья. Из таких словарных статей состоит Толковый словарь. Прочитайте значение слова семья. Сколько значений у этого слова? Такие слова называются многозначными. 1. Работа в паре. -Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова. Слова однозначные многозначные 2. Игра «Определи слово по его значению». -Ребята, встаньте пожалуйста, немного отдохнём. Что мы с вами делали, когда работали со словарём? Какая цель была? -А теперь мы, наоборот, по значению будем определять слово. Оглянитесь, у вас в классе есть розовые карточки со словами. Я вам буду говорить значение слова, а вы должны мне показать карточку с самим словом. 1.Жилое здание, место проживания человека – это … 2. Отец и мать по отношению к детям - это … 3. Устройство, которое защищает от дождя – это … 4. Инструмент для открывания замка - это … 5. Небесное светило, шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля – это … 6. Инструмент для шитья-это… 7. Внимание, уход, беспокойство о ком-либо-это… 8.Учебное заведение для получения образования-это… Учитель задает вопрос: «Чем вы сейчас занимались?» Оцените свою работу на Листах-самооценки. -Я предлагаю вам выполнить еще 1 задание, чтобы уточнить тему урока. Учитель: «Обратите внимание на слайд». Включается слайд: (Мне купили новую шариковую.) Ребята, посмотрите на имеющееся предложение. Что вы можете сказать? Почему? А какую картинку надо вставить?
| Узнаём новое, работаем с буквами, звуками, словами, учимся правильно и красиво их говорить, писать. Показатель культуры человека; уважительное отношение к человеку, которому адресовано письмо; приятно читать. Тихо я тетрадь открою И с наклоном положу. Я от всех друзей не скрою, Ручку я вот так держу. Не согнусь, и не ленюсь, За работу я возьмусь. При чтении каждой строки дети выполняют определенные движения. Следят за осанкой с помощью мешочков. л -буквы стоят в алфавитном порядке. пенал ручка стол пальто Предположительные ответы детей. О семье. Читают сильные ученики по 1 предложению. Предложения. ДА НЕТ (дают верный ответ) ДА НЕТ (дают верный ответ) НЕТ ДА ДА Самооценка работы. Они все о семье. Смысл предложений разный. Разные значения у слова семья. Предположительные ответы детей. -определять значение слов -расширять словарный запас -различать многозначные слова -правильно употреблять их в речи и в предложениях Узнать у взрослых, воспользоваться интернет ресурсами, в словарях. Толковый. Несколько. Работают в парах (когда закончили, руки поднять домиком) Повторить правила работы в паре. -слушай, что говорит собеседник, - делай выводы об услышанном, задавай вопросы - говори спокойно, ясно и по делу Дом Родители Зонт Ключ Солнце Иголка Забота Школа Определяли слова по их значениям Ответ: картинка не подходит по значению Ответ: маленькая рука ребёнка | Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль. Регулятивные: целеполага ние как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы;умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
-Какой вывод сделаете? Значение слова можно определить только в тексте (в предложении). Вы пришли к выводу, что данное слово имеет не 1 значение. Теперь попробуйте уточнить тему нашего урока. Прочитайте со слайда. (прикрепляется карточка с названием темы урока) -Какие цели мы ставим на данном этапе? А теперь давайте определим, почему мы записали слово ручка во второй столбик? (слайд: пенал, стол, ручка, пальто) Докажите почему? Давайте прочитаем значение слова ручка в Толковом словаре (с.171) Составьте предложения со словом (ручка) в разных значениях. На уроке дети пишут ручкой. У малыша болит ручка. Я дёрнул дверь за ручку. Работа в группах План (предложен на слайде) I. Рассмотрите картинку. II. Определить все слова-предметы. Выделите их на рисунке. III. Обсудить все значения слова. IV. Составить предложение с этим словом в разных значениях. -Перед выполнением задания давайте вспомним правила работы в группе. Лидеры групп отчитываются. А теперь давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой на этапе «Открытия новых знаний»? Какие упражнения мы выполняли, чтобы достичь названных целей? | Научиться правильно составлять предложение с многозначным словом. Ответ: многозначное (Приводят примеры предложений) Комментированное письмо Работа в группе Ответ: - слушай, что говорят другие - делай выводы об услышанном, задавай вопросы - говори спокойно, ясно и по делу Отчёт лидеров групп. Обучающиеся зачитывают предложения, а другие анализируют. Ответ: понять, какие слова называются многозначными, выделять их из текста, использовать в речи Ответ детей: Составляли предложения с разными значениями одного слова. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, учиться применять установленные правила в планировании способа решения, концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и исследовательского характера, классификация по заданным критериям, построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: учиться ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания, аргументировать свою позицию. | |
IV. Включение новых знаний в систему Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию 10мин. Цель для учителя: создать условия для закрепления знаний о многозначных и однозначных словах, определении значений слов и употребления их в речи. Цель для обучащихся: закрепить знания о понятиях однозначного и многозначного слова, их значении и употреблении в речи. | Молодцы! А сейчас небольшая самостоятельная работа по вариантам. Вам предложены карточки с заданием. План работы по карточке представлен на слайде: (1. Назови каждый предмет словом. 2. Проанализируй 3. Соедини линиями предметы, которые назвал одинаковым словом. 4. Выпиши ниже многозначные слова.) Карточка для 1 варианта.
Карточка для 2 варианта.
А теперь проверьте себя, сравнив свою работу со следующим слайдом. Чему вы учились, выполняя самостоятельную работу? | Выполняют с/р по вариантам Проверяют по эталону. Учились находить многозначные слова и отличать их от однозначных. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, использовать речь для регуляции своего действия, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, использовать установленные правила в способе решения. Познавательные: Анализ и выделение необходимой информации из источника(картинки), построение рассуждений, обобщений. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания. |
5 этап. Рефлексия Цель: выявить уровень осознания содержания пройденного материала. | -В течение всего урока вы много работали. Давайте вспомним, что вы делали? Для чего вы это делали? И сейчас всем нам сразу станет ясно, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Перед каждым из вас лежит листок со ступеньками успеха.
Если вы хорошо сами усвоили материал и можете объяснить другу, который заболел (однокласснику, родителям)-закрасьте на самой верхней ступеньке кружочек зелёным цветом. Если вы сами поняли хорошо, но не можете объяснить другому-желтым цветом закрасьте кружок на 2 ступеньке, а если вы затрудняетесь повторить то, что делали сегодня на уроке –красным цветом раскрасьте самый нижний кружочек. | Ответ: определяли значения слов, составляли предложения с многозначными словами в разных значениях, учились определять значение слов по словарю. Ответ: чтобы понять, какие слова многозначные, а какие однозначные, научиться употреблять их в речи. | Личностные: Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку "Многозначные слова"
технологическая карта...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/28/picture-1252909-1590684184.jpg)
План-конспект урока по русскому языку на тему: "Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи".
Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/12/picture-1375725-1641998993.jpg)
Технологическая карта по русскому языку «Слова однозначные и многозначные» (2 класс)
Тип урока: «открытие нового знания»;Цель урока: создание условий для ознакомления с однозначными и многозначными словами. Задачи урока Дидактические:1.Познакомить учащихся с...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-1449801-1673779121.jpg)
Технологическая карта урока «Умножение многозначных чисел на трёхзначное число»
Технологическая карта урока по математике «Умножение многозначных чисел на трёхзначное число»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/23/picture-1050986-1535019400.jpg)
Картинки по теме "Многозначные слова"
Подобраны картинки для работы по теме "Многозначные слова"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/29/picture-1507248-1706551309.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Слова однозначные, многозначные и омонимы» (УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)
Тема урока: «Слова однозначные, многозначные и омонимы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о однозначных, многозначных слов ...