Современные подходы к организации речевого развития младших школьников на примере работы со словом в урочной и внеурочной деятельности
статья

Уришева Екатерина Сергеевна

В представленном материале представлен опыт работы по теме "Современные подходы к организации речевого развития младших школьников на примере работы со словом в урочной  и внеурочной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации речевого развития младших школьников на примере работы со словом в урочной  и внеурочной деятельности

Уришева Екатерина Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ  «СОШ с. Большие Копены»

Саратовская область

      Переход на ФГОС – это требование времени. Современные школьники уже совсем не те, что были несколько лет назад. Им уже не так интересно получать готовые знания от учителя или из учебника.    

      Вместе с тем мы понимаем, что будущее стоит за инициативными, коммуникабельными, профессионально мобильными, грамотно и чётко излагающими свои мысли специалистами. Поэтому в современной  школе в методике преподавания стала актуальной проблема развития речи младших школьников.    

     Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует постоянной  работы. Большинство направлений работы по развитию речи можно успешно проводить на самых разных уроках и во внеурочной деятельности тоже. Но главные - это, конечно же, уроки русского языка и литературного чтения.

     В школу приходят дети с бедным словарным запасом, с логопедическими проблемами, и прежние методы развития речи недостаточны, чтобы разрешить эти проблемы.

    Ограниченность употребления в речи детей синонимов, антонимов, омонимов, слов с переносным значением, метафор, эпитетов, фразеологизмов и т. д. свидетельствует об отсутствии эмоциональности и выразительности речи. Для повышения культуры речи необходимо постоянное приобщение учащихся к богатствам русской лексики.

    Выделила три линии в работе по направлению развития речи младших школьников:

- работа над словом;

 -работа над словосочетанием и предложением;

- работа над связной речью.

  1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА  (МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА, СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОФОНЫ)

          Словарная работа – одно из важных звеньев работы по развитию речи. Цель этой работы-расширение активного словаря детей, выработка умения выбирать из своего словарного запаса те слова, которые наиболее точно соответствуют той мысли, которую ученик хочет высказать и делают её точной, выразительной и правильной для понимания.

Сюда можно включать работу

  • с многозначными словами:    

ножка, шляпка

кок (повар на корабле; взбитый вихор, стиляжья причёска)

бак (большой сосуд, передняя часть палубы)

  • синонимами    
  • антонимами

Находим антонимы в пословицах  

  • омофонами

Омофоны - слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.

  1. РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ

            Следующим этапом для развития способности использовать в речи разнообразные средства выразительности и обогащённости синтаксического построения предложения, я с ребятами прорабатываю следующие типы упражнений:  

Задание 1. Закончи предложение:

1) Дедушка положил очки…

2) Мама купила конфеты…

3) Бабушка пошла на рынок…

Задание 2. Допиши предложение, вставив подходящее по смыслу слово.

Копал (кто?)…

Папа копал (что?)…

Папа копал огород (чем?)…

Папа копал огород лопатой (когда?)…

Вчера папа копал огород лопатой (как?)

Задание 3. Распространи предложение.

Снег выпал (какой? когда?)…

Груша упала (какая? где? с чего?)

  1. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

            С пословицами и поговорками можно работать по–разному, в зависимости от урока и его целей:

- подбор пословиц к теме урока, то есть имеющих определённую орфограмму: списывание и нахождение этих орфограмм; вставить пропущенные буквы и доказать слабую позицию в слове;

- подбор пословиц в соответствии с временем года;

- анализ смысла пословиц и применение их к содержанию текста и т. д.

           Скучную и мало продуктивную работу по объяснению смысла пословиц можно заменить игрой «Переведи  пословицу на русский язык».

           Вот несколько пословиц, которые дети сумеют «перевести» на русский язык.

Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.)

Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.)

Примерные варианты ответов:

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Шило в мешке не утаишь.

          Интересны и другие виды заданий: 

доскажи пословицу

вместо точек вставь названия животных

соотнеси пословицу и картинку

составь пословицу

  1. РАБОТА С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ

Фразеологизмы – образные выражения русского языка, благодаря которым речь становится ярче, выразительнее, содержательнее.

Виды работы с фразеологизмами

1. Запись фразеологизма в минутке чистописания, работа над значением этого выражения.

2. Подобрать из группы фразеологизмов выражения, одинаковые по значению.

3. Подобрать как можно больше фразеологизмов, в которых бы использовалось заданное слово, например: голова, нос, рука, уши, глаза

4. Объяснить с детьми значение фразеологизмов и потом попробовать употребить их в речевой ситуации

  1. ТВОРЧЕСКОЕ СОЧИНИТЕЛЬСТВО

             Объясняю детям, что слово – это живое существо. Оно, подобно человеку, может радоваться, грустить, обижаться. Слово может быть добрым или злым, содержать положительный или отрицательный заряд (отталкиваясь от лексического значения). Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком «+» или со знаком «–».

            После объяснения говорю: «Ребята, произнесите любое слово. Отметьте, доброе оно или злое. Определите его знак. А теперь представьте себе, что это слово выступает в качестве магнита. Назовите возможные слова, способные притягиваться к исходному слову».

            Подумав, дети называют. На основании этого следует задание: составить текст, определить его тип.

            Вариант выполнения задания: Слово мир (+) : солнце, счастье, смех, радость, дружба, мама, голубое небо. Текст: Все люди мечтают о мире. Мир – это голубое небо, ласковое солнце. Это счастье людей и смех детей. Мир - это моя любимая мама.

            Необходимо сказать, что успех выполнения подобных заданий (они могут выполняться как индивидуально, так и в группе) обеспечивается систематической, целенаправленной словарной работой.

При работе со сказкой можно использовать следующие приемы:

• Оживление. Детям, предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете. Можно придумать рассказ или сказку от лица этого предмета. Например: листочек, снежинка, муравей, линейка, крапива и т. д

•Приём “Бином-фантазии”, автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари.

Для использования «бинома фантазии» берутся два слова, существительных, лучше случайных. Надо, чтобы одно было достаточно чуждо другому, чтобы соседство их было необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь создать единое.

Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьевке (Родари Д. «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй», с.52).

Итак, возьмем два случайных слова: “жираф” и “котенок”. Самый простой способ их соединить – это прибегнуть к помощи предлога и падежа. Таким образом, мы получим несколько картин: жираф с котенком, жираф у котенка, котенок жирафа, котенок на жирафе и т.д.

Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации.

«Выворачивание сказки наизнанку» по технологии Джанни Родари

События в сказке излагаются в той же последовательности, но вместо персонажей этой сказки вводятся новые персонажи или другие объекты. Этот прием помогает детям отойти от стереотипов при придумывании продолжения уже знакомой сказки.
Например, придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох…

Решение сказочных задач.

- Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
- Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться?

Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.

• "Волшебные кляксы".

Цель: развитие воображения и речи.

Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы.

           На основе анализа и обобщения моего педагогического опыта для себя  пришла к таким выводам:
1. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи (очень нравится детям работа в форме игры, соревновательные моменты, ребусы и загадки, рифмовки и чистоговорки).
2. Литературные тексты помогают детям глубже осознать свои чувства, приучает их к  последовательному изложению своих мыслей.
3. Красивое и правильное высказывание рождает у учащихся веру в себя, дисциплинирует мысль, развивает творческое воображение, фантазию.
4. Именно на уроках, где дети учатся планировать высказывание и говорить правильно, через методы и приемы, нравящиеся детям, создается атмосфера, способствующая творческому подъему.

Библиографический список:

1.Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся / Е.В. Архипова. М. : Вербум, 2004. - 192 с.

2. Бадмаев, Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству / Б.Ц. Бадмаев, A.A. Малышев. М. : Владос-пресс, 2002. - 224 с.

3. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. М.: Лабиринт, 2007. - 352 с.

4. Еремеева, А.П. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста: Пособие для учителя / А.П. Еремеева. М. : НИИ школ, 2005. -119 с.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008. - 151 с.

6. Ладыженская. Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. М. : Педагогика, 1975. - 255 с.

7. Ларин, Б.А. Эстетика слова и язык писателя / Б.А. Ларин. Л. : Художественная литература, 1974. — 66 с.

Приложение 1

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

к темам уроков русского языка

1. Безударные гласные в корне слов

- Если дружба велика, будет Родина крепка

- Всякому мила своя сторона

- Смелость города берёт

- Посуда любит чистоту

- На хороший цветок и пчела летит

2. Слова с непроизносимыми согласными

- Сердце матери лучше солнца греет

- Ленивому и будни праздник

- Счастливым и красивым делает человека работа

- Дождливое лето хуже осени

- Радостная жизнь сердце веселит

3. Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов

- Хороший друг – это настоящий клад

- Терпенье и труд всё перетрут

- Не будь тороплив, а будь памятлив

- Нет лучшего дружка, как родимая матушка

- Снег на полях – хлеб в закромах

4. Слова с удвоенными согласными

- Ссора до добра не доводит

- У коллектива большая сила

5. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу

- Не спеши языком, спеши делом

- Жить – Родине служить

- С кем поживёшь – от того и переймёшь

- Без дела жить – только небо коптить

- Жизнь дана на добрые дела

- Чужой славой не проживёшь

- Жизнь правде посвящай

- Грибы ищут – по лесу рыщут

- Умел начать – умей и окончить

- Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит

- Незнайка лежит, а знайка далеко бежит

- Не верь чужим речам, а верь своим очам

6. Слова с мягким знаком

- Маленькое дело лучше всякого безделья

- Умел взять, умей и отдать

- Слушай больше, а говори меньше

- Волков бояться – в лес не ходить

- Больше дела, меньше слов

7. Слова с разделительными Ъ и Ь знаками

- Повторенье – мать ученья

- Без терпенья нет уменья

- Ручьи сольются – река, люди соединятся – сила

- За большим подъёмом и спуск большой

- Пословицу не обойти, не объехать

- Не стыдись говорить, коли, правду хочешь объявить

- Знает кошка, чьё мясо съела

- Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть

8. Падежные окончания имён существительных

- Добрые вести не лежат на месте

- Умный товарищ – половина дороги

- Делу – время, потехе – час

- По наружности о человеке не суди

- Труд – дело чести, славы, доблести и геройства

9. Имена существительные с шипящими на конце

- На помощь надейся, а сам не плошай

- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь

- Хорошую речь хорошо и слушать

- Книга – лучший товарищ

- Наука – источник знаний

10. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений. «Не» с глаголами

- Труд кормит, а лень портит

- Хвастун и правду скажет – ему никто не поверит

- Ласточка день начинает, а соловей кончает

- Умный человек не тратит много слов

11. Личные окончания глаголов 2 лица

- Слово не воробей: вылетит – не поймаешь

- Что написано пером, того не вырубишь топором

- Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь

- Делаешь наспех, сделаешь на смех

Некоторые из этих пословиц можно использовать при изучении разных тем.

Приложение 2

Примеры фразеологизмов и их значения

1. Как о стенку горох – ничего на него не действует.

2. Как осиновый лист – трястись от страха или от сильного волнения.

3. Как рыба в воде – чувствовать себя легко и свободно.

4. Крокодиловы слёзы – ложная жалость.

5. Куда глаза глядят – идти неизвестно куда.

6. Лица нет – кто–то очень сильно побледнел от испуга.

7. Море по колено – ничего не страшно.

8. Как две капли воды – очень похожи.

9. По горячим следам – тут же.

10.Как сквозь землю провалился – исчез, нигде его нет.

11.Идёт, задрав нос – воображает.

12.Ударить по рукам – договориться.

13.Играть с огнём – рисковать.

14.Как за каменной стеной – быть защищённым.

15.Витать в облаках – мечтать.

16.Сесть на шею – злоупотреблять чужой добротой.

17.Мурашки бегают – холодно от страха.

18.На седьмом небе – быть очень довольным, счастливым.

19.Не верить глазам – очень удивляться.

20.Не помнить себя – состояние сильного волнения.

21.Провалиться на месте – дать клятву.

22.Пора и честь знать – пора уходить.

23.Ушки на макушке – быть настороже.

24.Чёрная кошка пробежала – между друзьями произошла сора.

25.Сердце сжалось – стало очень грустно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников

Цель кусра: создание условий для становления личности младшего школьника, коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соот...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Коммуникативно – деятельностный подход в работе с произведениями искусства как средство речевого развития младших школьников

Проблема речевого развития  школьников является одной из самых актуальных  в  современном образовании. Увлечение детей  компьютерными играми, телепрограммами,     ...

Речевое развитие младших школьников на основе системно-деятельностного подхода

Речевое развитие младших школьников на основе системно-деятельностного подхода...

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность в речевом развитии младших школьников с тяжелыми нарушениями речи"

В статье обобщен опыт многолетней работы по организации внеурочной деятельности в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

СТАТЬЯ «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В данной статье представлено обобщение опыта в работе с детьми с ТНР по речевому развитию  на основе внеурочной деятельности. Одной из нескольких задач образовательной деятельности детей с тяжелы...

Доклад «Современные технологии речевого развития младших школьников с ОВЗ в условиях ФГОС»

Доклад «Современные технологии речевого развития младших школьников с ОВЗ в условиях ФГОС»...