Коммуникативно – деятельностный подход в работе с произведениями искусства как средство речевого развития младших школьников
методическая разработка (4 класс)

Жилинскас Елена Викторовна

Проблема речевого развития  школьников является одной из самых актуальных  в  современном образовании. Увлечение детей  компьютерными играми, телепрограммами,      

     отсутствием полноценного общения в семье и другие социальные факторы ведут к резкому обеднению словарного запаса и снижение коммуникативных качеств учеников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая тема41.54 КБ

Предварительный просмотр:

Жилинскас Елена Викторовна

учитель начальных классов

МОАУ Гимназия №46 г Кирова

Коммуникативно –деятельностныйподход в работе

с произведениями искусства

как средство речевого развития младших школьников

Проблема речевого развития  школьников является одной из самых актуальных  в  современном образовании. Увлечение детей  компьютерными играми, телепрограммами, отсутствием полноценного общения в семье и другие социальные факторы ведут к резкому обеднению словарного запаса и снижение коммуникативных качеств учеников.

Как показали результаты анкетирования родителей гимназии, только 32% из них могут больше часа в день  общаться со своим ребёнком, остальные же 68% ссылаются на нехватку времени и усталость.Следовательно, телевидение, радио, Интернет заполняют нехватку общения. Средства связи дают поток информации, который не успевает перерабатываться в сознании ребёнка. В его памяти «остаются лишь мимолётные впечатления и осколки идей-знаний». Клиповое сознание  хаотично, разорвано, оно не даёт представления о целостности мира и таит в себе опасность уничтожения умения воспринимать не поверхностно, а глубоко, видеть тонкости и детали образа, авторскую идею. Особенности современной культуры, в которой пребывает ребёнок, нельзя не учитывать, т.к. визуальное восприятие важнее,  чем слово (мы не верим словам, но верим глазам), но в то же время, нужно научить ребенка осознавать происходящее, передавать свои мысли окружающим, то есть уметь общаться.

         Один из способов решения данной проблемы  - это интеграции разных видов искусств, в частности искусства слова и художественного изображения. Картины  помогают сосредоточить внимание на определённой теме, приучают к последовательности в изложении мыслей. Произведения искусства, «как источники  ярких впечатлений, воздействуют  на эмоции детей». Рассматривая произведения искусства, дети знакомятся с предметами, историческими событиями, явлениями природы, изображенными на нём, а значит и с новыми представлениями и  понятиями. Они учатся подбирать новые слова и выражения, чтобы перевести содержание картин на словесный уровень. Произведения искусства  становятся основой для создания речевой ситуации, темой для введения детей в процесс общения.

Опираясь на коммуникативно – деятельностный подход в работе с картинами, создавая содержательную базу для высказываний, мы предположили, что данная система работы  будет способствовать более глубокому, точному, полному, правильно оформленному выражению мыслей школьников (как лексически, так и грамматически).

Цель -  показать особенности  организации  коммуникативно - деятельностного подхода в работе с произведениями искусства, когда картина является содержательной основой осмысленного связного высказывания школьников.

Потребность в высказывании - это важнейшее условие развития речи детей.  Именно коммуникативно-познавательная потребность, т.е. стремление вступить в общение,  побуждает человека начать что-то рассказывать или спрашивать.

 Коммуникативно – деятельностный подход обеспечивает  реализацию данной потребности,  развивая  соответствующие коммуникативно-речевые умения во всех видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме) и предполагает:

  • создание речевых ситуаций,на основе  организации  учебного диалога,  направленного  на восприятие, понимание картины и специфику изобразительных средств;
  • развитие у учащихся умения  ориентироваться в ситуации общения, т.е. ясно представлять собеседника, условия речи и задачи общения;
  • умение обеспечить обратную связь  и правильно выбрать содержание речи                  (что скажу)

Сущность данной системы  по речевому  развитию     младших школьников, заключается в следующем:

  1. Использование специально разработанной системы упражнений,  моделирующих речевые ситуации,   в  основу  которых положены как  коммуникативно- речевые умения по созданиювысказываний, так и специальные, связанные с содержанием произведения искусства, что обеспечивает активную речемыслительную деятельность школьников.
  2. Изменение подхода к анализу изобразительного произведения.Традиционно анализ произведения проводится с целью характеристики изобразительно-выразительных средств произведения искусства.  Мы же предлагаем к использованию различные виды анализа – аналитический (структурный), эмоциональный и полный (комбинированный или целостный).Это обеспечивает три основных аспекта владения языком: коммуникативный, познавательный, личностный.  
  3. Одной из форм создания речевой ситуации являются « музейные уроки».Данные уроки проводятся непосредственно на экспозиции  в  выставочных залах и музеях города.  Здесь дети встречаются с полотнами,  которые  созданы кистью мастера. Рассматривание картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств - способствует развитию у младших школьников глубокого восприятия произведений искусства, даёт возможность точнее понять замысел автора, определить основную мысль картины на основе её целостного анализа. Дальнейший  обмен впечатлениями, споры и поиски смыслов  помогает детям глубже понять авторскую идею, нравственные переживания художника, эмоционально постичь данное живописное произведение.  
  4. Проектная деятельность. Жизнь и творчество художника может стать темой информационного или исследовательского проекта, выполненного индивидуально или в группе. Картины выступают источником информации, фактов и событий. С некоторыми картинами учащиеся могут встречаться неоднократно.  Узнаваемость картины помогает детям чувствовать себя по отношению к ней более свободно.  Учитель возвращается к изучению живописного произведения не для простого повторения, а для работы ещё в более углублённом и расширенном виде, с множеством новых фактов, обобщений и выводов. Живописные полотна обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию мышления, воображения, эстетического вкуса.Они активизируют и направляют мысль детей,  развивают внимание и наблюдательность.C помощью произведений искусства, происходит расширение представлений у младших школьников о природе, социальных  явлениях.Это  способствует пробуждению у детей младшего школьного возраста  эмоциональной отзывчивости,  воспитанию культуры чувств, нравственно обогащает личность, выступает связующим звеном между учебными предметами для выстраивания целостной картины изучаемого действия, явления, процесса.

 Произведения живописи  воздействуют на эмоции детей, дают первоначальный опыт эстетических переживаний, помогают понять и полюбить культурные ценности России.

Опираясь на коммуникативно – деятельностный подход в работе с картинами, создавая содержательную базу для высказываний детей, мы пришли к выводу, что данная работа в системе служит более глубокому, точному, полному, правильно оформленному выражению мыслей школьников   (как лексически, так и грамматически). Об этом свидетельствуют проведённые исследования речевого развития детей Гимназии № 46 в течение трёх лет. Данная методическая система используется на практике уже более десяти лет. За этот период  разработаны «музейные уроки»  в сотрудничестве с работниками художественного музея им. Бр. Васнецовых  уроки-экскурсии,  уроки – лекции, уроки - размышления.

Методическая система представлялась:

  • на городском конкурсе «Мои инновации в образовании» в 2009 году;
  • система упражнений и особенности их применения на областном фестивале педагогических идей «Инновационная деятельность учителя по формированию творческого опыта учащихся» в марте 2009 года;
  • авторские ЦОР по творчеству художника И.И. Левитана  на областном конкурсе мультимедийных образовательных материалов «Медиакубышка» в 2008 году.
  • на семинаре –практикуме  для слушателей курсов «Опыт создания воспитательной системы образовательного учреждения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников

Цель кусра: создание условий для становления личности младшего школьника, коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соот...

Способы диагностики регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, применяемые в процессе речевого развития младших школьников

В презентации представлены методики проведения диагностических исследований регулятивных и коммуникативных УУД младших школьников....

Статья "Изложение с творческими заданиями как средство речевого развития младших школьников"

В  статье предложена программа речевого развития  учащихся третьего класса при обучении изложению с творческим заданием,с фрагментами уроков....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Речевое развитие младших школьников на основе системно-деятельностного подхода

Речевое развитие младших школьников на основе системно-деятельностного подхода...

Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.

Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Этаработа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты,необходимый запас жизненных впечатлений и зрит...