Статья «Внимание, инструкция!»
статья

Яшкина Евгения Викторовна

Методические рекомендации по организации работы с инструкцией к проектной задаче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vnimanie_instruktsiya.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ гимназия№55 им.Е.Г.Вёрсткиной

Статья «Внимание, инструкция!»

Составила: Яшкина Е.В.,

учитель начальных классов,

2 квалификационной категории

 МАОУ гимназии №55им.Е.Г.Вёрсткиной

г. Томск

2016-2017 учебный год


Внимание, инструкция!

       Внимание, инструкция! Статья названа так не случайно . Не один год принимая участие в  областном конкурсе «Компетентное решение – начальная школа»  как эксперт, могу  говорить о том, что наши дети  не умеют работать с инструкцией. Наблюдая за работами команд , прослеживается то, что дети, читая компетентностную  задачу, работая с ней, выполняют задания хаотично, без проверки полученного результата и тем более без  его коррекции, сбиваются на поглощённость самим по себе процессом выполнения задания. Работая таким образом невозможно достичь  необходимого результата.  

 Именно поэтому начну с самого главного : важности умения работать с инструкцией.

     В соответствии с ФГОС  на ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, предметным и метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Один из блоков – регулятивный, в который входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

  • Целеполагание,
  • Планирование,
  • Составление плана и последовательности действий,
  • Прогнозирование,
  • Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • Коррекция,
  • Оценка.

Так вот, действия из регулятивного блока компетенций у  нового ученика  не сформированы , нет в работе ребят чёткого порядка действий в ходе решения задачи, не следуют они этой универсальной инструкции, заложенной в ходе действий, а значит не получают качественный продукт своей работы – результат решения компетентностной задачи, а в учебном процессе –учебную задачу.

В ходе наблюдений за работой команд, могу отметить, что цель – решить задачу –дети ставят, умеют в команде распределить работу , а следующие этапы в ходе работы не соблюдаются. Причём самый провальный –самоконтроль за выполнением задания, коррекция выполнения, включающая выбор наиболее рационального способа  и итоговый контроль.

Так как же помочь нашим детям, сформировать у них необходимость в контроле и самоконтроле  при решении учебных задач?

Проблемы самоконтроля и его формирования у младших школьников различными авторами трактуются по-разному. Некоторые из них считают, что представления о самоконтроле имеются уже у школьников 1-2 классов. Однако привычки к регулярному его проведению у них еще нет (Г.А. Собиева, И.Н. Марголин, А.К. Сердюк). Другие считают, что "собственно контроль становится возможен лишь к концу второго года обучения". В некоторых работах (С.П. Тищенко, К.П. Мальцева, Н.А. Романова и др.) отмечается, что у учащихся 1-2 класса самоконтроля нет совсем или же он крайне незначителен. Самостоятельность в работах у них развита слабо. Это в значительной степени относится к учащимся 3-4 класса.

Как видно из исследований , самоконтроль не является необходимостью для ученика  в процессе обучения.

Формирование самоконтроля - длительный процесс, он предполагает постоянное предъявление к учащимся определенных требований. Приемы проведения самоконтроля школьники усваивают с трудом, т.к. они еще не владеют достаточным объемом знаний и умений и способами их усвоения. Все учебные задания они выполняют под руководством педагога.

Для формирования самоконтроля необходимо знать его структуру. Ученые выделяют следующие звенья в структуре самоконтроля:

1. уяснение учащимися цепи деятельности и первоначальное ознакомление с конечным результатом и способами его получения, с которыми они будут сравнивать применяемые ими приемы работы и полученный результат. По мере овладения данным видом работы, знание образцов будет углубляться и совершенствоваться;

2. сличение хода работы и достигнутого результата с образцами;

3. оценивание состояния выполняемой работы, установление и анализ допущенных ошибок и выявление их причин (констатация состояния);

4. коррекция работы на основе данных самооценки и уточнение плана ее выполнения, внесение усовершенствований.

Для начала перед младшими школьниками должны быть определены однозначные, предельно четкие критерии контроля, которые разрабатываются ими в процессе совместной деятельности с учителем. Только после этого можно приступать к формированию структурных звеньев самоконтроля у детей .

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что эффективны  для формирования навыка самоконтроля у младших школьников такие    приемы, как :

  • сверка с  образцом;
  •  взаимопроверка с товарищем;
  •  коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
  •  сочетание коллективной и индивидуальной работы;
  • подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;
  • использование практических задач, имеющих несколько способов решения( разработаны в рамках УМК «Перспективная начальная школа»,
  • использование творческих

Формированию  самоконтроля  способствует   создание  на уроках проблемных ситуаций и самостоятельный  поиск их решений.

Формирование умения работать с инструкцией подразумевает отработку порядка действий из регулятивного блока  компетенций, уделяя особое внимание самоконтролю, причём эффективность будет высокой , если использовать  данную работу на всех  уроках , начиная с 1 класса.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Развиваем внимание.

Упражнения для развития внимания Рекомендации по коррекции внимания1.Развитие концентрации внимания2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.3. Тренировка распределения внимания....

Статья "Формирование произвольного внимания учащихся".

Важнейшей задачей обучения в начальной школе является задача развития произвольного внимания. При этом развитие произвольного внимания идёт от рефлексии как памяти – от произвольного припоминани...

Статья: "Внимание как необходимый фактор развития учащихся в начальной школе"

В данной статье собрана необходимая информация о внимании, способов диагностики и улучшения...

Статья " Внимание первоклассников".

В этой статье говорится о внимании, как о  пихологическом факторе,  дается характеристика внимания первоклассников, о  причинах нарушения внимания, рекомендуются игры для развития внима...

Статья "Внимание речь!"

Данная статья может быть использована воспитателями в детском саду, учителями-логопедами, учителями и родителями....

Статья "Внимание детей на уроке"

Что же нужно делать учителю при работе с первым классом для удерживания внимания детей на изучаемом материале? Важно знать, что шестилеткам сложно сосредотачиваться на однообразной, интеллектуально на...