Пути и средства применения эвристических форм и методов обучения на уроке в современной начальной школе
статья

Кулахметова Валентина Абдуловна

Теоретические и практические аспекты применения эвристического метода в обучении начальной школы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evristicheskie.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пути и средства применения эвристических форм и методов обучения на уроке в современной начальной школе

Рассмотрим теоретические аспекты применения эвристического метода в обучении начальной школы.

Понятие эвристика происходит от греческого heuresko – отыскиваю, открываю. Это отрасль знаний, изучающая творческое, неосознанное мышление человека.

«Эвристический метод – метод обучения, по которому ученики сами, при содействии наводящих вопросов учителя, доходят до истины, приближаясь к решению заданного вопроса, теоремы, задачи и т. п.» Такое определение дает А. Н. Чудинов в словаре иностранных языков.

Ю.Н. Кулюткин дает следующее определение эвристическому методу – «метод, с помощью которого человек открывает новые способы решения, строит нестереотипные планы и программы, с помощью которых отыскиваются конкретно-содержательные способы решения».

В.И. Андреев под эвристическим методом понимает такие обще дидактические приемы, целенаправленное применение которых активно формирует у учащихся стратегии рационального поиска отдельных этапов решения учебных проблем, учебно-исследовательских задач.

Известные педагоги советского периода В.А. Сухомлинский, И. П. Волков, В. Ф. Шаталов, А. Н. Тубельский уделяли огромное внимание развитию творческих способностей учащихся средствами активных форм и методов обучения: проблемные экскурсии и прогулки; творческие конспекты, составление опорных сигналов, творческие книжки и дневники, уроки «открытых мыслей». Все это способствовало развитию творческой активности личности учащихся.

Результаты анализа исследований Л. М. Фридмана, Е. Н. Турецкого позволили выявить следующие функции эвристического метода: самостоятельное усвоение знаний и способов действий; развитие творческого мышления; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых признаков изучаемого объекта; преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых; развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений; обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации достижения.

Наибольший эффект при эвристическом обучении дают задачи, предполагающие открытие новых причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач. Наиболее эффективной формой эвристического метода является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы, и которые требуют осуществления небольшого поиска.

Для выбора основания классификации методов эвристического обучения Хуторской А.В. обратился к основным видам эвристической образовательной деятельности, классифицировав их согласно этим видам – на: организационно-деятельностные, когнитивные и креативные.

Организационно-деятельностные методы: методы ученического целеполагания и планирования, методы нормотворчества, методы самоорганизации обучения, методы взаимообучения, метод рецензий, методы контроля эвристической деятельности, методы рефлексии, методы самооценки и рефлексии.

Обучение, основанное на продуктивной ориентации образования, опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют детям, во-первых, познавать окружающий мир, а, во-вторых, создавать при этом образовательную продукцию. Эти виды деятельности называются соответственно когнитивными и креативными методами. Данные виды деятельности являются основанием классификации соответствующих продуктивных методов обучения.

Когнитивные методы: метод вживания, родственный с ним метод смыслового видения, метод образного видения и символического видения, метод эвристических вопросов (Кто? Что? Где? Зачем? Чем? Как? Когда?), метод сравнения, близкий ему метод отличия фактов от не фактов (ищем факты, потом «отличаем» от не фактов), метод эвристического наблюдения, метод эвристического исследования, метод конструирования понятий, метод конструирования правил, метод гипотез, метод прогнозирования, метод ошибок, метод конструирования теорий.

К креативногму методу относятся такие формы как:

- метод «мозгового штурма», предложенный американским ученым А. Ф. Оскорном – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток;

- метод коллективного поиска оригинальных идей, принципами которого являются сотворчество в процессе решения задачи; доверие друг к другу; использование оптимального сочетания интуитивного и логического мышления;

- метод эвристического вопроса: эвристические вопросы развивают интуицию мышления.

М. М. Фоминых выделяет следующие возможные формы работы, в которые будет включен эвристический метод:

- эвристический урок включает в себя задания на собственное творчество учащихся, например изобрести свои буквы, цифры, дать собственное определение понятию, сочинить сказку и т. д;

- эвристическая олимпиада имеет целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей (этот вид позволяет ученикам создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени);

- деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям. Деловые игры организуются в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач с экономическими, производственными или иным содержанием, в форме «круглого стола», бригадного выполнения лабораторной работы и т. д;

- творческие работы детей отличаются по типу, по объему, времени их выполнения, выполняются учениками на уроке или дома и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы.

 Современный школьник — это не чистый белый лист. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учеником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в разных областях знаний. В настоящие время различными авторами создаются новые программы курсы для начальной школы. В практике преподавания стали активно использоваться новые формы обучения. Таковым является эвристический подход к образованию, который позволяет расширить возможности проблемного и развивающего обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата. К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружение, деловые игры, творческие защиты, очные и дистанционные проекты. Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Например:

1) изобрести своих животных, планету, придумывать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года.

2) дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению, отыскать историческую закономерность;

3)сочинить сказку, задачу, стихотворение, очерк, современные виды текста (интервью, реклама)

4)составить словарь, кроссворд, игру, викторину, своё задание для других учеников, математических задач.

5)изготовить поделку, модель, макет, газету, вышивку, фотографию и т.д.

 Важнейшими функциями эвристических форм и методов обучения являются развитие речи учащаются, обогащение её словарного запаса, усилений коммуникативности, развитие выразительных средств языка.

Методы обучения играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребенка. Целенаправленно формируется приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, выделение главного, обобщение, систематизация и т.д.), они одновременно развивают активность мышления, его самостоятельность, глубину, широту, быстроту, систематичность, критичность, совершенствуя и развивая одновременно внимание, память воображение и фантазию.

 Эффективность методов можно оценивать лишь исходя из условий их конкретного применения, то есть места в системе методов обучения. Главное же назначение такой «разнообразной системы» состоит в том, что она позволяет наиболее полно воздействовать на личность, наиболее обстоятельно рассмотреть изучаемый материал, увидеть его во всем многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создает внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность.

 Активизировать мыслительные процессы ребенка можно путем постановки перед ним следующих заданий:

  1. познавательного характера (соотнесите, перечислите, сформируйте, установите, опишите);
  2. на понимание (расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете, покажите взаимосвязь, объясните смысл);
  3. на сферу применения (продемонстрируйте, объясните цель, воспользуйтесь этим, чтобы решить);
  4. аналитического характера (разложите на составляющие, объясните причины, сравните, классифицируйте, объясните почему);
  5. синтетического характера (создайте, объедините по признаку, что произойдет, если соединить, придумайте другой вариант);
  6. оценочного плана (определите, отберите и выберите, что вы думаете о…).

 Таким образом, организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.

     Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....

Конспект фрагмента открытого урока "Применение активных форм и методов обучения на уроке иностранного языка"

Данный фрагмент урока английского языка помогает активизировать активные формы и методы обучения на уроках иностранного языка, вовлекая учащихся в игровую ситуацию со знаменитым персонажем....

Применение деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе.

Деятельностный метод  обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается ком...

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе

Организовать учебную работу надо так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного впор...

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Презентация к выступлению на Межрегиональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС общего образования как механизм инновационного развития образовательной организации и профессиональ...

Активные методы обучения на уроках чтения в начальной школе

Обобщение опыта работы. Использование различных методов активного обучения способствует вовлечению обучающихся в образовательный процесс, активизирует творчество на уроках, развивает воображение, раск...

Статья: "Групповые формы работы на уроках в современной начальной школе как средство социализации учащихся"

В статье говорится о разнообразных формах групповой работы на уроках в соыременной начальной школе....