Системно - деятельностный подход в начальной школе во внеурочной деятельности и воспитательной работе
статья

Нуруллина Татьяна Петровна

          В связи с требованиями, предъявляемыми Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (ФГОС ООО), поменялась технология проектирования образовательного процесса и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия. Варианты их проектирования предложены в различных учебно-методических комплектах (УМК) и образовательных системах. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Системно - деятельностный подход в начальной школе

во внеурочной деятельности и воспитательной работе

   (Слайд 1) Системно - деятельностный подход в начальной школе во внеурочной деятельности и воспитательной работе

          В связи с требованиями, предъявляемыми Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (ФГОС ООО), поменялась технология проектирования образовательного процесса и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия. Варианты их проектирования предложены в различных учебно-методических комплектах (УМК) и образовательных системах.  

(Слайд 2) Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.      

      На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования.

        Внеурочная деятельность является составной частью учебно - воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Ведь на занятиях во внеурочной деятельности мы создаем условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире. Применяя технологию деятельностного метода на уроках и имея положительный результат, мы можем говорить, что и во внеурочной деятельности нужно продолжение этого подхода. Чтобы деятельностный подход имел результат, все это должно быть в системе, а значит, предполагает новую воспитательную программу, в которую включены все виды деятельности ФГОС. В программе воспитания педагог должен разработать такой план работы на учебный год, где главной целью было увидеть на что способен ученик и к каким способностям он склонен.

(Слайд 3)Важнейшая особенность системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности – взаимосвязь всех структурных компонентов: их целей и задач, этапов проведения, методов и форм организации взаимодействия учителя и учащихся.  (Слайд 4) Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».  Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

(Слайд 5) Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ряд задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в лицее;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

(Слайд 6) и в нашем лицее  организуется по направлениям развития личности (физкультурно-спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) (Слайд 7) в таких кружках, как «Волшебный мир книги», «Очумелые ручки», «Умники и умницы», «Занимательная грамматика», « Занимательный башкирский язык «,  «Азбука нравственности»,  «Земля – наш дом»   (Слайд 8) в таких формах как экскурсии, кружки, художественные студии, секции, спортивные клубы, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, юношеские организации, краеведческая работа, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, военно-патриотические объединения, общественно полезные практики и т. д.
(Слайд 9-11-12) При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.

(Слайд 13) Внеурочная деятельность выигрывает тем, что имеет конкретную практическую направленность, конечный результат деятельности не только ученика, но и учителя. Все занятия строятся на основе системно-деятельностного подхода, наиболее часто используются такие формы как коллективное творческое дело, деловая игра, исследовательские проекты.          

(Слайд 14) В зависимости от направления, формы и вида внеурочной деятельности выбирается учебная ситуация (игровая, трудовая, исследовательская – в зависимости от доминирующего вида деятельности).

Например:

-  учебные ситуации с элементами игровой деятельности: соревнования, сюжетные, ролевые;

-  учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности: подготовка праздника, написание книги, изготовление подарков;

-  учебные ситуации с элементами научно-исследовательской деятельности:

  • эксперименты;
  • маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение;
  • мини-исследования;
  • описание и оценка.

Учебная ситуация позволяет связать ведущие категории системного и деятельностного подходов, так как именно в ходе решения учебных (игровых, трудовых, исследовательских и др.) ситуаций ребёнок имеет возможность осознать и чётко сформулировать цель, продумать и осуществить её на практике, оценить результат своей деятельности.

Меняется функция учителя: он становится организатором деятельности учащихся, консультантом, помощником, который создаёт условия.

(Слайд 15) Системный подход нацеливает классных руководителей организовывать воспитательный процесс не посредством отдельных и часто разрозненных мероприятий, а путем моделирования и создания гуманистической, целостной, упорядоченной системы воспитательного взаимодействия педагогов и обучающихся

Учитель, используя системно-деятельностный подход:

  • Дарит ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Ведет ученика от собственного опыта к общественному;
  • Будет не «НАД», а «РЯДОМ»;
  • Радуется каждому вопросу, но отвечать не спешит, давая возможность ученику самому найти ответ;
  • Учит анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулирует ученика.

 Ученики получают: способность к самоорганизации, прогресс в личностном развитии, умение решать поставленные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.

 Системно-деятельностный подход помогает в создании условий, обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитию здоровой, творчески растущей личности, формированию гражданской ответственности, правового самосознания.  Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе, формирование творческой личности.                

               

Системно-деятельностный подход, на мой взгляд, является универсальным, даёт чёткий ориентир для проектирования внеурочных занятий и в то же время не исключает творчество учителя. Так же системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете.

(Слайд 16) При применении системно-деятельностного подхода у учащихся формируются следующие способности:

  • Рефлексия (видят проблему; анализируют сделанное – почему получилось, почему не получилось, видят трудности, ошибки);
  • Целеполагание (ставить и удерживать цели);
  • Планирование (составлять план своей деятельности);
  • Моделирование (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступление в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет  ученику начальной школы не только найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника. Переходя в пятый класс, он будет уверен в себе, сможет самостоятельно применять полученные знания, без помощи взрослых, что позволит ему ещё больше преуспеть в учёбе и даст возможность найти себя ещё и в другой области, глубже заняться тем, что ему больше всего интересно.

Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что современный ребенок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит актуальным остается деятельностный метод не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, так как этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика.

Применяя системно-деятельностный метод на уроках, можем с точностью говорить, что и во внеурочной деятельности необходимо продолжение этого подхода, ведь через имеющийся личный опыт, ученик проверяет его в действии. Только попробовав сам и почувствовав свои возможности, ученик может точно сказать, чего он хочет, что может, а где ему ещё нужно узнать или сделать для себя новые открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...

Системно - деятельностный подход в начальной школе во внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.. Но в первую очередь – это достижение л...

Системно-деятельностный подход в начальной школе. (из опыта работы)

Системно- деятельностный подход в начальной школе....

Сообщение на м/о воспитателей на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода на самоподготовке и во внеурочной деятельности в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью»

Ведущим методом в моей работе является деятельностный подход. Дети на самоподготовке работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия...