Системно - деятельностный подход в начальной школе во внеурочной деятельности
материал по теме

Хафизова Фануза Асгатовна

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать чувствовать, принимать решения и др. Именно в действии порождается знание

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Модели внеурочной деятельности Модели дополнительного образования Модель школы «полного дня» Оптимизационная модель Инновационно - образовательная модель

Слайд 4

«Язык родной – дружи со мной» Хуснутдинова Лидия Саматовна «Что? Где? Когда?» Жукова Алина Рафаиловна «Умелые ручки» Мельникова Ирина Анатольевна «Занимательная грамматика» Хафизова Фануза Асгатовна «Я – гражданин России» Малышева Татьяна Николаевна «В мире книг» Марьина Лилия Шаукатовна «Волшебный мир книг» Хуснутдинова Лидия Саматовна Внеурочная деятельность

Слайд 5

Меняются дети – меняется школа!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если ученик не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений», - Л.Н. Толстой

Слайд 2

Системно - деятельностный подход в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Слайд 3

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность , осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.

Слайд 4

Именно в действии порождается знание.

Слайд 5

Я

Слайд 9

Задачи: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся ;

Слайд 10

Организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями. Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата. Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; прививать интерес к исследовательской деятельности.

Слайд 11

Внеурочная деятельность с портивно - оздоровительное духовно-нравственное социальное о бщекультурное о бще- интеллектуальное

Слайд 12

Формы внеурочной деятельности Научные исследования Соревнования О лимпиады Д испуты К онференции Круглые столы К ружки С екции

Слайд 16

Внеурочная деятельность Группы продленного дня Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД Дополнительное образование образовательного учреждения Учебный план образовательного учреждения Классное руководство Иные педагогические работники Инновационная (экспериментальная, пилотная, внедренческая) площадка



Предварительный просмотр:

                                           Выступление на тему:

Системно - деятельностный подход в начальной школе

во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Хафизова Фануза Асгатовна,

учитель высшей категории

                                                         МБОУ СОШ №22

                                                       Советского района г. Казани

                                                         

                                                       

                                                        г.Казань 2016г.

          «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н. Толстой(Слайд 1)

          Тема моего выступления:  Системно - деятельностный подход в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы). (Слайд 2)

          Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает  реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. (Слайд 3)          

          Сегодня очень многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Новые технологии во всех сферах жизни приводят к осознанному пониманию пересмотра не только того, чему мы учим детей, но и того, как мы это делаем.Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда ученые старались снять противоречия между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях Б.Г.Ананьева, Б.Ф.Ломова и целый ряд исследователей, и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является объединением этих подходов.     Он указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

         Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать чувствовать, принимать решения и др. Именно в действии порождается знание. (Слайд 4)

         Обучать деятельности- значит делать учение мотивированным, учить ученика организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Итак, системно - деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

         Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». (Слайд 5) Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.(Слад 6-8)

Внеурочная деятельность в начальной школе - это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активности, будь то активность умственная или физическая. Однако любые действия, которые характеризуются как внеучебная активность, имеют одну общую черту - это их задачи.

          Задачи:

-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

 -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  -улучшить условия для развития ребенка;

  -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. (Слайд 9)

-организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.

-развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

-воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность    и настойчивость в достижении результата.

-развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).    

-познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

-мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; 

-прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; 

-прививать интерес к исследовательской деятельности. (Слайд10)

           Внеурочная деятельность деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)( Слайд № 11)

          В таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. (Слайд 12-15) Учащихся с большим удовольствием участвуют в ролевых, деловых, организационно- деятельностных играх, готовят презентации, сообщения, информационный блок к различным видам деятельности. Поиск новых форм работы привел к тому, что в своей деятельности я стала  использовать метод проектов. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа. Учащиеся с удовольствием готовят презентации, сообщения, информационный блок к различным видам деятельности.    Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе, формирование творческой личности. В этом направлении ориентирую учащихся на работу с архивными источниками, к самостоятельному поиску информации.        

          Реализация деятельностного подхода на внеурочных занятиях способствовала успешному обучению. Мои учащиеся активно участвуют в дистанционных олимпиадах по русскому языку, математике, интеллектуальных турах и получают награды.

         Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

 Время, отведённое на внеурочную деятельность, составляет 10 недельных часов

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

           Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель:

Внеурочная деятельность (Слайд 16)

  • Учебный план образовательного учреждения

  • Дополнительное образование                                              
  • Инновационная  (экспериментальная, пилотная, внедренческая) площадка                    образовательного учреждения

  • Группы продленного дня                              
  • Дополнительное образование учреждений   культуры и УДОД
  • Классное руководство                                    
  • Иные педагогические работники

                                       

Внеурочная деятельность: (Слайд 17-18)

             Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: (Слайд № 19)

            *модель дополнительного образования

            *модель «школы полного дня»;

            *оптимизационная модель

            *инновационно-образовательная модель.

            В нашей школе - модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

          Данную модель характеризует:

               -   создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;

               -содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

               - создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности,

                - опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Несколько направлений внеурочной деятельности в нашей школе. (Слайд 20)

            Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Сегодняшние первоклашки и второклашки через какие-нибудь 15 лет будут продвигать Россию в ведущие державы. Это завтрашние лидеры, которые будут развивать экономику и промышленность, способные вывести свои страны на передовой рубеж развития.

(Слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

«Системно-деятельностный подход в организации воспитательной и внеурочной деятельности» (из опыта работы).

В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Основными задачам...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...

Сообщение на м/о воспитателей на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода на самоподготовке и во внеурочной деятельности в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью»

Ведущим методом в моей работе является деятельностный подход. Дети на самоподготовке работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия...

Системно - деятельностный подход в начальной школе во внеурочной деятельности и воспитательной работе

        В связи с требованиями, предъявляемыми Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (ФГОС ООО), поменялась технология прое...