Выступление: " Групповая форма обучения младших школьников как условие реализации деятельностного подхода".
статья

Выступление об актуальности  групповой работы в классе для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya_rabota.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая форма обучения младших школьников как условие реализации деятельностного подхода

Мустафина Т. В.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №323 Невского района

Санкт- Петербург

 В ФГОС второго поколения ставится вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.  В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Этому способствует деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.    

Деятельностный подход к обучению предполагает:

  • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом, ключевыми словами  в  характеристике  деятельностного подхода,  применительно  к  системе  начального  образования,  являются  слова:  искать,  думать,  сотрудничать,  приниматься  за  дело,  адаптироваться.

 Реализацию деятельностного подхода в обучении младших школьников  можно успешно осуществлять с помощью организации групповой формы работы на уроке.

Групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей,  при использовании её  на уроках:

  • возрастает глубина понимания учебного материала,
  • растёт познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;
  • позволяет эффективно и рационально использовать время на уроке.

        

Задачи организации совместной учебной работы самих детей:

1. Дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.

2. Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.

3. Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель-планирование-рефлексия. В 1 классе это функция контроля и оценки, позже - целеполагание и планирование.

4. Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке "обучение" и "воспитание"; строить и человеческие, и деловые взаимоотношения детей.

Место групповой работы в учебной деятельности

Групповая работа может использоваться на различных уроках:

  • по предметности;
  • по изучаемой теме;
  • по месту в структуре уроков данной темы (урок изучения нового, урок обобщения и т.д.).  

Групповую работу можно проводить на разных этапах процесса обучения:

  • на подготовительном этапе изучения темы с целью отбора и систематизации материала, необходимого для последующего обобщения;
  • при изучении нового материала с целью овладения определенными теоретическими знаниями;
  • при обобщающем повторении с целью актуализации знаний по теме;
  • групповую работу можно применять при домашнем задании творческого характера.

 

Организация групповой работы требует предварительной подготовки от учителя.

1. Продумать место групповой работы на уроке, т.е. на каком этапе процесса обучения.

2. Продумать, какой учебный материал будет прорабатываться фронтально, какой – путем индивидуальных заданий, какой –  при работе в группах, т.е. сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной форм работы.

3. Организацию взаимодействия участников во время групповой работы.

4. Продумать методы создания групп учащихся. Определиться с составом групп в зависимости от решаемых задач и целей учебной деятельности.

5. Подготовить задания (систему заданий) для каждой группы, учитывая их типологию, или одно проблемное задание для всех групп.

6.Продумать, какие этапы работы должны пройти группы во время совместной деятельности.

7. Определить степень своей  помощи.

8. Продумать, каким будет результат работы каждой группы.

9. Продумать систему оценки работы группы и каждого члена группы.

10. Спланировать работу учащихся во время занятия, до него и после него.

Принципы организации совместной деятельности:

  1. принцип «индивидуальных вкладов»

Внесение различного рода предложений со стороны участников обсуждения задания.

  1. «позиционный» принцип

Выявление и сталкивание различных позиций учащихся, их сопоставление и обсуждение для выбора наиболее правильной. При этом происходит процесс присвоения детьми точки зрения (позиции) другого человека.

  1. принцип «содержательного распределения действий»

Типичным для этого принципа является такая организация взаимодействия, в которой разделению между участниками подлежит само усваиваемое понятие. Его свойства, закономерности можно распределить между участниками групповой работы так, чтобы каждый из них осуществлял только своё действие. В ходе поиска решения задачи учащиеся имеют возможность обмениваться действиями, что позволяет осуществлять данный процесс двунаправленно - на предмет усвоения и на других участников.

Процессы, протекающие в группе

1. Первым важнейшим шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Этот процесс самоопределения, с одной стороны, должен восстановить (привлечь) имеющиеся у учащихся мыслительные средства работы с содержанием, отсеивая все, что не относится к этой работе. С другой стороны, процесс самоопределения должен сориентировать учащихся на достижение вполне определенных результатов. И, наконец, он должен определить место участника в группе, его взаимоотношения и взаимодействие с другими участниками группы.

2. По мере втягивания учащегося в процесс самоопределения, начинают разворачиваться процессы исследования групповой ситуации и исследования условий задачи, поставленной перед группой. Учащиеся оценивают возможности друг друга. Прикидывают наилучшие варианты взаимодействия и распределения позиций в группе. Одновременно участники группы выдвигают свои версии, фиксирующие индивидуальное понимание целей и задач работы группы. Смысл групповой работы здесь – развернуть как можно больше подходов к работе над достижением поставленной цели и критически оценить каждый из них.

3.С процессами самоопределения и анализа ситуации тесно переплетен процесс  целеполагания и постановки задач групповой работы. Актуальной целью групповой работы является нахождение (построение) способа решения поставленной задачи. То есть цель здесь – не столько решать и решить, сколько создать (найти, построить, выделить) способ решения. Именно такое целеполагание делает осмысленным групповое взаимодействие: вместо индивидуальных ''решений'' учащиеся начинают предлагать друг другу различные способы решения и обсуждать их.

4. Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не обменивается мнениями, не ищет компромисса, не выбирает готовые решения – группа размышляет.

5. Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой работы, преодоление тупиковых для обсуждения ситуаций, выделение способа работы – все это обеспечивается процессами рефлексии. Рефлексия позволяет, во-первых,  понять что и как думают другие участники группы, во-вторых, критически оценить свои представления и свой способ работы.

А.Б.Воронцов выделяет 5 элементов в модели совместной учебной деятельности в группе:

1) позитивная взаимозависимость, т.е. понимание учащимися того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;

2)  личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач;

3) индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату;

4) навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;

5)  совместная оценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом может действовать более эффективно.

Этапы обучения работе в группе:

1 этап – подготовительный

 Первоклассник не владеет учебными формами сотрудничества, значит и теоретическое содержание школьных программ он будет осваивать недостаточно эффективно. Поэтому детей надо целенаправленно учить учебному взаимодействию до того, как перед ними будет поставлена первая учебная задача.

Этому способствует курс «Введение в школьную жизнь» (авторы – К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман). В течение двух недель происходит обучение детей формам учебного сотрудничества со взрослым, сверстником и с собой.

Задачи данного курса – сосредоточить все усилия первоклассников:

1) на освоении умений:

  • договариваться;
  • обмениваться мнениями;
  • просить о помощи;
  • оценивать друг друга;
  • благодарить за помощь;

2) на создание у детей правильного образа учительских ожиданий (дать им возможность поверить в выполнимость этих ожиданий).

В течение 10 дней дети учатся, как необходимо взаимодействовать в различных учебных ситуациях, из которых будет складываться их дальнейшая школьная жизнь.

Работа в этот период идёт в двух направлениях.

Первое направление – способы поведения в разных ситуациях связаны со сменой партнёров взаимодействия:

  • ситуация «я» - индивидуальное действие (поднимать руку и молчать);
  • ситуация «все вместе» - хоровое действие всего класса, не требующее предварительного согласования точек зрения (отвечать сразу);
  • ситуация «мы» - действие в малой группе из 2 – 6 человек, требующее выяснения точек зрения всех участников и их согласования (поворачиваться к соседу и шёпотом сообщать ему своё мнение и/или спрашивать, что он думает).

Второе направление – способы поведения в разных ситуациях связаны с типами учебных заданий:

  • ситуация «знаю, могу действовать»
  • ситуация «не знаю, хочу спросить» (введение значка «?»);
  • ситуация «знаю, что в данных условиях действовать невозможно, хочу изменить условия» (введение значка «ловушка»).

Для обучения способам поведения в различных учебных ситуациях учитель вводит в детскую среду определённые нормы взаимодействия. Для их соблюдения необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения – специальные знаки и жесты:

  • «согласен» (+);
  • «не согласен» (-);
  • «не знаю, не уверен» (?);
  • «восхищён» (аплодисменты).

Нормы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения «ребёнок – взрослый», но и отношения «ребёнок – ребёнок».

Итак, первый этап обучения детей сотрудничеству направлен на создание атмосферы доверия и на выработку общекультурных норм дискуссии.

2 этап: парная работа

 На втором этапе начинаем учить работе в парах на учебном материале.

В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать.

       На доске:  рука - ручонка, ручонка - ручей

                          ножонка-нож, ножонка-нога

- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются родственными, а какие - нет.

Когда дети готовы, они поднимают руки домиком.

- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать?

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение.

Вот пример задания «Варежки», которое формирует умение принимать общую цель, согласовывать способы её достижения. Это задание можно использовать на уроке изобразительного искусства. Каждому ученику даём шаблон варежки из белой бумаги и предлагаем в парах раскрасить варежки так, чтобы они получились одинаковыми. Результаты и пути их достижения могут быть разными, далее обсуждаем причины удач и неудач.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроле  знаний, т.е. на любом этапе, на любом типе урока.

Этапы обучения работе в парах

Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д. Например, на уроке русского языка можно предложить игру «Диктант с ошибками». Дети, исправив ошибки в своей карточке, меняются ими и проверяют товарища.

Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).

Можно использовать работу в парах переменного состава. Каждый ребёнок получает индивидуальную карточку. Задание на карточках одинаковое, а учебный материал разный. Например, постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Ученик  выполняет задание, затем встаёт, показывая, что свободен, потом садится с ребёнком, выполнившим задание в том же темпе. Дети обмениваются карточками, проверяют  и объясняют друг другу. Таким образом, каждый работает в своём темпе и выполняет максимально возможное для себя количество заданий. 

Далее учим обсуждению в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял). Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два вопроса к прочитанному или услышанному тексту. Ответьте на них. Составьте вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу). Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально.

Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Наши помощники - ум и память» на этапе обобщения дети работают в парах и обсуждают материал урока, восстанавливая предложенную схему.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе.

3 этап: групповая работа

Существуют различные  методы группового обучения, например, групповая дискуссия, мозговой штурм. Наиболее часто используемый в начальной школе метод кооперативного обучения. Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.

Способы формирования групп

         Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. В 1-2 классе лучше всего делить детей на пары или тройки. В 3-4 классе чаще делить класс на группы по четыре человека.  

Существуют разные способы формирования групп или распределения учащихся по группам. Выбор будет зависеть от целей в данный момент.

  1. Группы по желанию.
  2. Группы, сформированные лидером.
  3. Группы, формируемые педагогом.
  4. «Случайные» группы.

Группы по желанию – учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, объединяются по взаимному выбору.

Задание на формирование группы может даваться в разных вариантах:

1. «Разделитесь на группы по … человек в каждой».

2. «Разделитесь на … одинаковые группы».

Наблюдения за работой таких групп показывают, что есть как положительные, так и отрицательные стороны взаимодействия в этих группах.

«Плюсы»

формирования групп по желанию

«Минусы»

формирования групп по желанию

  • учитываются межличностные симпатии детей (желание и готовность поддержать друг друга);
  • положительный эмоциональный климат

  • возникают группы неравные друг другу по силе (одни выбирают, тех, кому симпатизируют, с кем дружат; другие – тех, с кем можно получить лучший результат в работе; третьи – тех, с кем можно почувствовать себя лидером; четвертые – тех, кто готов взять на себя руководство и ответственность и т.д.);
  • сложно воздействовать на такие группы из-за их неоднородности, и соответственно трудно прогнозировать результат их деятельности;
  • дружественная, а не учебная атмосфера иногда может привести к попустительскому отношению к работе в группе;
  • за пределами групп могут остаться так называемые «пренебрегаемые» ученики

Группы, сформированные лидером, различаются в зависимости от того, каков лидер, который формирует свою группу. Лидер может назначаться либо педагогом, либо выбираться детьми.

Формирование групп:

1. «Сегодня руководителями (лидеры) групп будут …». Учитель приглашает к доске тех, кого он сегодня назначает лидерами.

2. «Для работы групп нам нужны будут руководители (лидеры), которые сформируют свои группы. Кого бы вы хотели видеть руководителями (лидерами)?». Учащиеся называют кандидатов в лидеры,  обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования).

В обоих случаях лидеры выходят к доске и в порядке очередности называют тех, с кем они хотели бы работать в группе (выбирают по одному человеку).

 «Плюсы»

групп, сформированных лидером

«Минусы»

групп, сформированных лидером

  • группы более однородные;
  • ответственность лидера за команду
  • в рамках урока организация занимает достаточно много времени

Практика показывает, что лидеры в первую очередь выбирают работоспособных членов команды, тех, кто способен работать и достичь результата.

Группы, формируемые педагогом, комплектуются в соответствии с целями, которые ставит учитель на данном уроке.

Формирование группы.

Педагог называет учащихся, которые будут работать в той или иной группе. Педагог может изменить свое решение, если считает желание учащегося обоснованным.

1. Можно объединить «сильных» или успешных учащихся (для получения хорошего результата или исключения их из общей работы класса).

2. Можно выделить учащихся с низким темпом работы (для возможности работы с «собственной скоростью»).

3. Можно объединять учащихся с учетом личных склонностей и индивидуальных особенностей, используя конкретные символы (прикрепить к тетрадям или раздать определенные карточки).

«Плюсы»

групп, формируемых педагогом

«Минусы»

групп, формируемых педагогом

  • учитывается  уровень развития;
  • высокая работоспособность команды лидеров;
  • работа в собственном темпе
  • сложность дифференцированной подготовки;
  • отсутствие взаимодействия между группами

«Случайные» группы – группы, формируемые по принципу случайности.

Формирование «случайной» группы:

1. Можно сформировать из тех, кто сидит рядом: на одном ряду, за соседними столами. В этом случае учитель может воспользоваться, в соответствии со своими целями, специальной рассадкой детей в классе, не сообщая причин.

2. Можно предложить одному из учеников выйти к доске, повернуться спиной к классу. Учитель в это время походит к любому учащемуся, сидящему за партой, и просит ученика у доски, не глядя, назвать номер (или цвет, название) группы, в которой будет работать обучающийся.

3. Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

4. Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справился с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по «силам», но в каждой есть командир.

5. Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети должны собрать пословицы из фрагментов.

6. Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные Севера и т.д.

«Плюсы»

формирования «случайных» групп

«Минусы»

формирования «случайных» групп

  • развивается способность адаптироваться к условиям и людям;
  • выполняет несвойственные функции: руководить, организовывать, выдвигать гипотезы, защищать и т.д.;
  • осваиваются новые виды деятельности
  • возможна несовместимость участников, которая послужит причиной конфликтов

Педагог, при необходимости, может изменить состав группы, если несовместимость участников может послужить причиной конфликтов и «парализовать» работу группы.

Г.А. Цукерман в книге «Виды общения в обучении» дает рекомендации учета индивидуальных особенностей детей:

  • слабого ученика сажать за парту рядом с терпеливым и доброжелательным;
  • упрямца с упрямцем;
  • озорника нельзя сажать с озорником;
  • недопустим тандем «слабый – слабый»;
  • развитый ребенок должен иметь партнера по силам;
  • партнерство развитого  ребенка и слабого должно быть недолгим;
  • нельзя сажать вместе учащихся с разными темпами работы;
  • нельзя сажать рядом детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых.

При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.

 Выбирая нужное сочетание, необходимо ориентироваться на особенности конкретных детей.

Правила работы в группе

Детей необходимо познакомить с правилами работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Называйте друг друга по имени.

4. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

5. Говори только по делу.

6. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Ролевые функции членов группы

 Большое значение для достижения успешности при совместном решении задач имеет чёткая дифференциация ролей.

Как правило, среди участников групповой работы учащиеся выделяют следующие роли:

  • организатор – отвечает за работу группы в целом, распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы;
  • спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;
  • секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
  • критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения,
  • подвергает сомнению мнение группы.
  • контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение.

Во время решения поставленной задачи могут произойти изменения в ролевом функционировании группы.

Перераспределение ролей происходит спонтанно и зависит от нескольких факторов:

  • уровень имеющихся знаний у учащихся по изучаемой проблеме;
  • индивидуальные особенности партнёров;
  • уровень социально-психологической зрелости группы.

Для того, чтобы групповая работа давала желаемый развивающий эффект, учителю необходимо отслеживать перераспределение ролей между детьми. Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.

          Итак, мы познакомили детей с правилами работы, учащиеся распределили роли в группах, и теперь начинается собственно групповая работа. Рассмотрим технологию процесса групповой работы.  Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1.  Подготовка к выполнению группового задания.

2.  Групповая работа.

  • Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
  • Распределение заданий внутри группы.
  • Индивидуальное выполнение задания.
  • Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
  • Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
  • Подведение итогов группового задания.

3.  Заключительная часть.

  • Сообщение о результатах работы в группах.
  • Анализ познавательной задачи, рефлексия.
  • Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Типы группового взаимодействия младших школьников

а)

Например, при изучении темы «Умножение на двузначное число» группе даётся задание преобразовать модель умножения на однозначное число в модель для нового случая умножения.

б)

На уроке русского языка каждый участник получает предложение на отдельном листочке, редактирует его, отчитывается внутри группы о проделанной работе. После коллективного обсуждения выстраивают логический текст, пишут изложение.

На уроке окружающего мира при изучении темы «Разнообразие животных» обучаем составлению сообщения. У каждой группы справочники, материалы для оформления. Сначала обсуждаем составные части сообщения – тест и картинка. В группе ученики распределяют работу: 1 – оформляет лист, 2 – иллюстрацию, 3 – корректирует текст. В конце урока представляют свои работы, доказывают правильность.

в)                                

При отработке порядка действий дети получают карточки с одинаковым выражением. Условия работы таковы: каждый ученик выполняет одну операцию, передаёт карточку соседу слева и получает карточку от соседа справа. Проверяет результат первого действия, выполняет следующую операцию и т.д.

Задания для групп

1.  Групповая работа может быть однородной  (все группы выполняют одинаковое задание).

      2. Дифференцированной (все группы выполняют различные задания).

Группы могут отличаться:

  • по типу работы

1-ая группа – проектирует, 2-ая группа – проводит исследование, 3-я группа – решает проблему. Таким образом, можно выполнять практические задания по окружающему миру. При изучении рассказа М. Горького «Воробьишко» первая группа рисует обложку для книжки или самого Пудика, вторая группа подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья - готовит чтение по ролям.

  • по теме работы

Группы составляют различные типы задач к одной схеме, исследуют природу различных географических зон. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Осень пришла», вторая группа – текст - описание «Осенний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю осень?»

  • по уровню сложности задания

Ребенок проводит самооценку возможностей.

  • по интересам.

Типы заданий, специально предназначенных для упражнения детей

в инициативном учебном сотрудничестве

1) воспитывающие критичность мышления ребенка:

  • задания, различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, присоединяется к неверному детскому ответу. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно. Для ребенка это ситуация, когда необходимо постоянно сопоставлять свою собственную точку зрения с любой другой, в том числе и учительской;
  • задачи, не имеющие решения;
  • задания-ловушки, различающие понятийную и житейскую логику.
  1. тренирующие в обнаружении границы собственных знаний: 
  • задания, имитирующие позицию учителя;
  • задания, которые учат детей рассматривать знакомый предмет с  нестандартной позиции.
  1. формирующие умение задавать вопросы учителю с целью получения необходимой информации: 
  • задания с недостающими данными;
  • для воспитания привычки "спрашивания" необходимы задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель.

Все эти задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.

Контроль учителя за групповой работой

 Роль учителя в ходе групповой работы:  

  • организатор учебного процесса, а не транслятор;
  • член классного коллектива, выполняющий особые функции (постановка общих целей, обеспечение необходимой информацией и т.д.), имеющий при этом особые права (например, право на остановку работы, на окончательную оценку и др.);
  • наблюдатель за взаимодействием учащихся в группах и в случае необходимости  - помощник (оказывает участникам группы помощь).

Рефлексия деятельности группы

По окончанию работы учитель организует  анализ деятельности группы: «Что удалось сделать? Почему? Что не удалось? Почему? Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?»

На начальном этапе обучения рефлексии Г.А. Цукерман предлагает использовать оценочные линеечки. Оценивать можно аккуратность выполнения работы, понимание материала, а также активность своей работы в группе, уровень трудности, настроение.

Обучая рефлексии, можно использовать игру «Комплимент». Учащиеся оценивают вклад товарищей в работу группы и благодарят друг друга, используя похвалу и комплимент деловым качествам.

Для установления эмоционального контакта с группой, выявления эмоционального состояния, степени удовлетворённости работой группы применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения (смайлики, торты).

Чтобы научить ребёнка оценивать свой личный вклад в работу группы, на начальном этапе можно использовать приём выбора цветка с нужным словом – слушал или объяснял, можно предложить заполнить карточку самооценки.

Слушал, дополнял, отвечал

    +

Активно участвовал в решении проблемы

Высказывал свою точку зрения

Объяснял своим товарищам

Обобщал мнения

Слушал ответы товарищей

Учащиеся в группе могут заполнить другой вариант «карточки взаимооценки и самооценки».

  • Легко ли работать в группе?
  • Кто ощущал себя некомфортно и почему?
  • Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль?
  • К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?
  • Что испытывает человек, которому не дают высказаться?
  • Что помогает и что мешает общей работе?
  • Какова должна быть помощь учителя?
  • Что приобретаешь в совместной работе?

Или дать анкету самоанализа:

  1. В группе я работал                        активно / пассивно
  2. Своей работой я                            доволен / не доволен
  3. Урок для меня показался            коротким / длинным
  4. Материал урока мне был            понятен / не понятен
  5. Моё настроение стало                 лучше / хуже                        

Общие правила организации групповой работы

  1. При построении учебного сотрудничества необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык, не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего.
  2. Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец.
  3. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы - разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.
  4. Для организации оптимальной работы групп нужны минимум 3-5 занятий.
  5. Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах.
  6. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие качества: толерантность, доброжелательность, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
  7. Групповая работа требует перестановки парт.  

                                                http://image.websib.ru/07/img/1/5.jpg

Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы

  1. Детей, которые отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (завтра стоит им предложить снова сесть вместе).
  2. Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему пересесть и не позволяет себе проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни в публичных оценках (один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
  3. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы, дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Можно использовать  "шумомер"- звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.
  4. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

        Благодаря использованию групповой работы на уроках, учащиеся самостоятельно добывают информацию, активно включаются в творческую исследовательскую деятельность. Таким образом, организуя учебное сотрудничество, мы осуществляем реализацию деятельностного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС

Задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные ...

Статья "Применения эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Статья рассказывает о технологиях критического мышления "зигзаг", "инсерт", "дерево предсказаний". Каждая технология рассматривается на конкретном материале урока....

Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать учащимся ситуацию успеха:видеть в каждом ученике уникальную личность;помнить, что все дети талантливы;создавать "ситуацию успеха&qu...

Презентация "Формирование орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода"

Презентация "Формирование орфографической зоркости младших школьников  в условиях  системно-деятельностного подхода" была подготовлена для выступления на школьном методическом объе...

Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Из стать можно сделать вывод , как осуществляется  компетентостный подход в образовании  младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО...

«Личностно- ориентированный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС».

Ребенок приходя в школу, уже имеет многие личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека и начальная школа вносит существенный вклад в этот п...