«Организация внеурочной деятельности современных школьников (на основе игровых заданий, через формирование конвергентного и дивергентного мышления)» Дидактический материал
план-конспект

НОВИКОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

"Формирование функциональной грамотности младших школьников на основе компетентностного подхода " («Организация внеурочной деятельности современных школьников на основе игровых заданий, через формирование конвергентного и дивергентного мышления)» 

Дидактический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material.docx115.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация внеурочной деятельности современных школьников (на основе игровых заданий, через формирование конвергентного и дивергентного мышления)»

Дидактический материал (фрагменты)

Занятие 1.

  1. Логические задачи.

№1. Миша, Лиза, Катя и Ира пришли к Наде на день рождения с подарками. Две девочки принесли Наде нарядных кукол, а две – плюшевых зверей. Что, - нарядную куклу, плюшевого зверя или что-нибудь еще, - подарила Катя, если известно, что:

  1. Миша и Лиза вручила Наде одинаковые подарки;
  2. Лиза и Катя подарили разные вещи;
  3. Ира принесла на день рождения плюшевых зверей?..

Ответ: а)  нарядную куклу; б) нарядную куклу и плюшевого зверя; в) плюшевого зверя, г) коробку конфет; д) неизвестно, что, е) торт и цветы.

    №2. На плакате разными способами было нанесено восемь слов,

    указанных в ответе. Какие слова были написаны карандашом,    

    если известно, что:

  1. Углем написали слова, у которых вторая и четвертая буквы одинаковые, а третья и шестая разные;
  2. Ручкой – слова, у которых третья и пятая буквы одинаковые, а первая и четвертая разные;
  3. Фломастером – слова, у которых первая и третья буквы одинаковые, а вторая и пятая разные.

Ответ: а) заразиться; б) драпали; в) вовлечение;

 г) попробовал; д) гадалка; е) фуфайка; ж) состоялись;

 з) вращательный.

    №3. По двору ходили гуси, куры, утки. Птиц одного вида было пять, другого вида – шесть, ещё одного вида – семь. Каких птиц было пять, если известно, что:

  • во-первых, ходили либо сколько кур, либо семь каких-то птиц;
  • во-вторых, ходили либо семь каких-то птиц, либо сколько-то уток;
  • В-третьих, ходили либо сколько-то уток, либо пять каких-то птиц?..

Ответ: а) неизвестно какого, б) уток, в) кур, г) гусей,

 д) индеек, е)фазанов, ж) тетеревов.

3. Числовые последовательности

  1. Найди закономерность и продолжи ряд чисел.

  1. 3, 4, 5, 6, 7,8 . . . . . .
  2. 5, 7, 9, 11, 13. . . . . .
  3. 4,8, 12, 16, 20 . . . . .
  4. 11, 22, 33, 44, 55, 66 . . . .
  5. 29, 39, 49, 59, 69, 79 . . . .
  6. 87, 75, 63, 51, 39, 27. . . .
  7. 112, 223, 334, 445, 556. . .
  8. 1, 2, 2, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4, 5, 5, 5, 5, 5. . . .
  9. 100, 99, 97, 94, 90, 85. . . . .

10) 123, 234, 345, 456, 567, 678. . . . .

                                  Занятие  2

  1. Меры времени. Календарь.

Измерять время помогли людям наблюдения над Солнцем, Луной и звездами. Уже древние люди заметили чередования дня и ночи, периодичность смены времен года. Они еще не умели объяснять эти явления, но стали с их помощью измерять время. Появились первые единицы времени: сутки и год.

 Продолжительность года определялась вначале очень неточно. Например, древние египтяне считали годом промежуток времени от одного разлива Нила до другого. Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус. Год стал определяться точнее, так как между восходами Сириуса примерно одинаковое число дней и ночей.

Египтяне изобрели один из самых удачных календарей. Сначала они разделили год на 12 месяцев по 30 дней  в каждом. Но скоро они обнаружили, что год получился слишком короткий: Сириус опаздывал появляться над горизонтом на целых 5 дней. Пришлось добавить 5 праздничных дней в честь детей бога земли Геба и его супруги Нут. Но и год в 365 суток на четверть суток короче правильного. Сириус стал опаздывать меньше, но все же за 4 года набегали целые сутки.

Примерно 2000 лет тому назад (в 238 году до нашей эры) царь Птолемей приказал отмечать раз в четыре года еще один праздник в честь богов – покровителей. Вот теперь египетский календарь стал настолько удачным, что расходился с истинным лишь на один день в 128 лет. Этот календарь послужил образцом для других народов.

В 46 году до нашей эры римский император Юлий Цезарь ввел такой календарь в Древнем Риме. По юлианскому календарю (сейчас говорят – «по старому стилю») год содержит 365 суток, но каждый четвертый год – високосный, он содержит 366 суток. Этим календарем пользовались до XVI века. К тому времени ошибка в счете, накапливаясь за каждые 128 лет на 1 сутки, составила уже 10 суток.

Следующую реформу календаря провел в 1582 году Григорий  XIII – папа римский. Этот календарь назвали григорианским («новый стиль»). День после 4 октября 1582 года был объявлен 15 октября, чтобы поправить ошибку в 10 дней.

А чтобы ошибка не накапливалась так быстро, для високосных лет было внесено дополнение: годы, оканчивающиеся двумя нулями, стали считать високосными, если число сотен в них делится без остатка на 4. По этому правилу 1600, 2000, 2400 годы – високосные, а 1900, 2100, 2200 – простые. Таким образом, новый стиль отличается от старого тем, что в каждые 400 лет имеется на три високосных года меньше. Из-за этого разница в одни сутки накапливается не за 128 лет, а за 3300 лет! Полученная точность очень велика и вполне достаточна для практических нужд.

В России по религиозным соображениям григорианский календарь не вводился до  XX века. К этому времени расхождение между старым и новым стилями составило уже 13 дней. Поэтому при введении нового стиля пришлось считать 2 февраля 1918 года 15- м февраля.

В последние десятилетия появилось много различных предложений по реформе календаря, упрощающих счет недель и месяц ев. Но по разным причинам они не были приняты.

2. Игра «Кто ошибся?» 

   Рита: “Послезавтра будет понедельник”

  Толя: «Сегодня суббота».  

  Люда: «Вчера была пятница»

 Олег: «Позавчера была среда»

  Ваня: «Завтра воскресенье».

3.Расшифруй имя среднеазиатского математика и поэта, предложившего одну из самых интересных систем календарей? В каком веке он жил?

 

а

0

6

9

10

12

23

34

45

x

Я

х

р

о

з

й

а

м

          А                                                                                            

x2

 

 

да  < 20   нет

2

72

50

36

                                                                                                                                                                                                                                                 

30

50

28

18

72

+18

-18

        X

  1. Логические задачи.

№ 4. На плакате разными способами написаны три числа:

77554433

                                                             22446688

                       11772299

Чем написаны числа 22446688, если известно, что:

  1. число, написанное ручкой, расположено ниже написанного фломастером;
  2. написанное фломастером – правее написанного плакатным пером;
  3. написанное плакатным пером – выше написанного ручкой?...

Ответ: а) неизвестно, чем, б) плакатным пером, в) углем, г) чем угодно,( д) фломастером, е) карандашом, ж) кисточкой, з) ручкой.

№ 5 Из Астрахани и Краснодара привезли в контейнерах разные плоды – арбузы и дыни. Каких плодов привезли больше, если известно, что:

  1. арбузов привезли из Астрахани на один контейнер больше, чем из Краснодара;
  2. дынь из Астрахани привезли столько же контейнеров, сколько из Краснодара;
  3. из Краснодара дынь привезли на один контейнер меньше, чем арбузов?

Ответ: а) дынь, (б) арбузов, в) кабачков, г) тыкв,

 д) неизвестно ,каких, е) ананасов, ж) бананов.

№ 6 На плакате разными способами написаны четыре слова:

БИДОН

БАНКА

                                                                                       ВАКАНСИЯ

                     АКАЦИЯ

чем написано слово бидон, если известно, что:

  1. у слов, написанных фломастером и ручкой, одинаковая первая буква;
  2. у написанных плакатным пером и фломастером – вторая буква;
  3. у написанных карандашом и плакатным пером – одинаковая последняя буква . . .

Ответ: а) углем, (б) ручкой, в) чем угодно, г) плакатным пером,

 д) неизвестно, чем, е) карандашом, ж) фломастером, з) кисточкой.

  1. Числовые последовательности.

11) 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19 . . .

12) 1, 15, 2, 16, 3, 17, 4, 18, 5, 19 . . .

13) 23, 24, 54, 55, 25, 26, 56, 57,27, 28, 58, 59 . . .

14) 82, 18, 83, 17, 84, 16, 85, 15, 86 . . .

15) 11, 45, 8, 12, 46, 9, 13, 47, 10, 14, 48 . . .

16) 4, 12, 5, 15, 6, 18, 7, 21, 8, 24, 9, 27, 10 . . .

17) 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 . . .

18) 262, 272, 282, 292, 202, 212, 222 . . .

6.В. т. ч.

Занятие № 3.

  1. Таблица мер времени.

Век = 100 годам.

1 год = 12 мес.

Месяц содержит в себе 30 31 сутки. (в феврале 28 или 29 суток).

В неделе 7 суток.

В сутках 24 часа.

В часе 60 минут.

Минута равна 60 секундам.

В простом году 365 суток, а в високосном – 366 суток.

                        365 – 366

1 век            1 год       1 месяц              1 сутки       1 ч.           1 мин.        1 сек

 100                12              30 или 31            24            60                 60

                                                    (28 - 29)      

В неделе 7 дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

«Неделей» (не делать) в старину называли день отдыха. Первый день после «недели» был назван «понедельником», второй – вторником, четвертый – «четвергом», пятый – «пятницей». Середина недели стала «средой». Суббота происходит от древнееврейского «шабат» - покой. Согласно библии этот день был «днем отдыха бога». Воскресный день назван в честь воскресения Христа.

2. Численные последовательности.

Расположи числа в нужной последовательности:

19) 3, 91, 5, 82, 7, 73, 9, 64, 11, . . .

20) 12, 21, 23, 32, 34, 43, 45, 54, 56, 65, 67 . . .

21) 123, 321, 234, 432, 345, 543, 456, . . .

22) 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256 . . .

23) 101, 1001, 10001. . .

24) 21, 222, 2223, 22224, 222225, . . .

3. Логические задачи.

№ 7. Александр, Юлия, Давид и Макар – родственники. Кем, вероятнее всего, Макар может приходиться Александру, если известно, что:

  1. Александр – брат Юлии;
  2. Юлия – дочь Давида;
  3. Давид – дядя Макара?..

Ответ: а) отцом, б) братом, в) сыном, (г) неизвестно кем, д) дядей, е) кем угодно, ж) племянником, з) внуком, и) дедушкой, к) внучатым племянником.

№ 8. Степа, Ваня, Боря и Вова пошли на реку ловить рыбу. Два мальчика поймали по щуке, один – сазана и один карпа. Какую рыбу, - карпа, щуку или сазана, - поймал Боря, если известно, что:

  1. Степа и Ваня поймали разную рыбу;
  2. Вове удалось поймать карпа;
  3. Ваня и Боря поймали разную рыбу.

Ответ: а) карпа, (б) никакой рыбы не поймал, в) щуку, г) сазана, д) неизвестно, кого поймал, е) щуку и карпа.

№ 9. На плакате разными способами было написано восемь чисел, указанных в ответе. Какие числа были написаны фломастером, если известно, что:

  1. ручкой написали числа, у которых первая больше второй на единицу, а вторая больше четвертой на две;
  2. карандашом – числа, у которых первая цифра меньше второй на две единицы, а вторая четвертой на одну;
  3. углем – числа, у которых первая цифра больше второй на единицу, а вторая цифра меньше четвертой на две?..

Ответ: а) 4391, б) 6547, (в) 2344, г) 4687, д) 8769, е) 6543, ж) 5748, (з) 4312.

5. Игра «Кто больше?»

За условленное время предлагается записать возможно больше количество слов с двойными согласными на определенную тему. Например: географические названия (Россия, Белоруссия, Таллин, Одесса, Брюссель, Морроко и др.), музыкальные термины (аккомпанемент, аккорд, гамма, капелла и др.).

Выигрывает тот, кто запишет больше слов.

6. В. т. ч.  (Выступление творческой группы) Загадки.

                                          Занятие № 5.

Великолепная семерка

1. Семь чудес света

ЧЕЛОВЕК -  Главное  Чудо света.   (Краткая информация о 7 чудесах света)                                                                                                                                                                                              

  1. Пирамида Хеопса

2. «Висячие сады Семирамиды»                                                                              

  3. Храм Артемиды в Эфесе

4.Статуя Зевса в Олимпии

5.Галикарнасский мавзолей

6.маяк на острове Фарос

7.Колосс Родосский

2. Отношения между словами. 

    Условия задачи совсем не сложные.

   Тебе уже известно, что такое дроби. Например,1/2 – это одна вторая, то есть половинка чего-то, ведь единица – это половина двойки

(1 + 1 = 2). Однако 3/6 –  это тоже одна вторая, ведь тройка – половина шестерки (3 + 3 = 6). Значит можно сказать, что единица так относящаяся к двойке, как тройка к шестерке (1/2 = 3/6). Похожие отношения существуют не только среди чисел. Они связывают слова и понятия. Например, можно сказать, что груша так относится к фрукту, как клубника (ягода). Почему это так? Груша – это фрукт. Однако существует много других фруктов. Можно сказать, что груши – это разновидность фруктов. А что такое клубника? Это разновидность ягод!  

    Итак, что надо сделать:

1. Посмотри на пример с тремя словами, записанными в виде двух дробей.

2. Одно слово из четырех отсутствует. Попробуй догадаться, что это за слово.

3. Запиши эти слово на свободное место.

  1. Щука / рыба =  чайка/ птица
  2. Холодный /горячий = высокий/ низкий
  3. Груша /яблоко = клубника/ земляника
  4.  Клюв /ворон = хобот/ слон
  5. Плюс /минус = свет/ тьма
  6. Бассейн / вода = бутылка/ пиво
  7. Пуля / ружье = снаряд/ пушка
  8. Парикмахер /волосы = садовник/ кустарник
  9. Шнурки /ботинки = рукава/ пиджак
  10. Больше /меньше = позже/ раньше.

3. «Развитие причинного мышления»

               

Учимся планировать преобразование предметов и слов.

  1. Попробуй переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета.

Например: как столб превратить в нору. Сперва столб можно сделать полым внутри, затем распилить на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю. Сколько способов ты сможешь придумать?

НОРА – СТОЛБ

          ДВЕРЬ – ВЕЛОСИПЕД

                                  КЛУМБА – БАТАРЕЯ ОТОПЛЕНИЯ

                                            БУТЫЛКА – ДОМ

        ДЕРЕВО – БОТИНОК.

  1. Постарайтесь усовершенствовать названные предметы, добавляя к ним новые функции и соединяя их с другими предметами. Объясни, как устроены твои усовершенствования.

Например: очки можно соединить с радиоприемником, чтобы слушать новости и музыку,  с компасом  и миниатюрной картой местности, чтобы не заблудится и т. д.

Сколько усовершенствований ты можешь предложить для одного предмета?

ДИВАН

СТОЛ

ЛАМПА

РАСЧЕСКА

НОЖНИЦЫ

КАСТРЮЛЯ

4. Логика.        

Упр. 1    Что лишнее?

Цель:      научить ребенка выделять общий признак в словах –    

                понятиях, классифицировать.

Задание:  найти лишнее слово:

ПАСМУРНО      НЕНАСТНО     ЯСНО       ДОЖДЛИВО.

Упр. 2   Родственные слова.

Цель:    Развивать у ребенка мыслительные операции анализа и

              синтеза, научить подбирать однокоренные слова.

Задание: подобрать к данным словам слова – «родственники»:

   ДЕРЕВО -                                          ПЯТЬ -  

Упр. 3.

     Дан ряд чисел. Отметить закономерность составления ряда и продолжить его:

       36;  3;  28;  3;  20;  3;  

Упр. 4.    «Слова».

Цель:     развить у ребенка мыслительные операции анализа и

              синтеза.

Задание: найти окончание данных слов. Им служит название дерева

               из трех букв:

  кап

   ц      

  щ             (    ?   )  ель

тр                                

         

Упр. 5    «Омонимы»

Омонимы – слова, имеющие одинаковую форму (звучание, написание), но разные по значению.

Цель:       развить у ребенка речь и мышление.

Задание:  записать в скобках слова, которое означало бы то же, что и слово - сочетания, стоящие за скобками:

    небесное                                     вращение

   светило      (солнце)       в гимнастике

5. Третьяковская галерея

Просмотреть видео «Сказка про сказку». Составить отзыв.

Занятие 13

Упр. 1. «Составление предложений».

Цель:   развить у ребенка способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить.

Задание: составить как можно больше предложений, включив в них слова:

   МОСТ       ЧЕЛОВЕК       ТЕТРАДЬ

Упр. 2. «Родственные слова».

   Цель:    развить у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза, научить подбирать однокоренные слова.

Задание:  к данным словам подобрать слова «родственники»:

       ШЕСТЬ -                                 ЗЕМЛЯ –

Упр. 3. Дан ряд чисел. Отметить особенность составления ряда и продолжить его:

 

      2; 44; 2;  36;  2;  28;  2;

Упр. 4. «Логическая задача».

8 сторожей охраняли снаружи большой склад с горючими материалами. Сторожа были расставлены, как показано на рисунке. Затем пришло расположение усилить охрану поставив у каждой стены по 3 сторожа, однако новых сторожей не приглашать. Как это сделать? Показать на рисунке.

       

            

Рис. 1                          Рис. 2

Упр. 5. «Анаграмма» (спрятанное слово).

Цель:   развить у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.

Задание: составить новые слова из данных слов:

ПОЗА + РОВ=               ХОД + ПОРА =            ПИК + ЛЕНА =

паровоз                            пароход                        пеликан

5. Загадки. Третьяковская галерея. Видео. Исаак Левитан.

Занятие № 7

2. Раздели предложения.

Твоя задача разделить предложения, слова которых перемешаны таким образом.

  1. В траве  в горели доме яркие внезапно огоньки погас светлячков свет.
  2.  Тень актеры от вышли дерева падала на сцену на старое для покосившееся последнего крыльцо поклона.  
  3. Больной ракета поднялся поднималась с кровати, все выше в небо одел тапочки и через мгновение и вышел превратилась в яркую в звездочку коридор.
  4. Дрессированные ураганы повалили в лесу собачки старую в цирке осину прыгали и она через обручи лежала и ходили теперь прямо на задних лапах поперек тропинки.
  5. Потоки чернила лавы на бумаге ползли немного по склону горы, расплывались, сжигая на своем пути подпись джунгли получилась не разборчивой.
  6. Минутная черепаха стрелка вытянула шею, на золоченом циферблате пытаясь медленно приближалась ухватить к сочный часовой листик салата.
  7. Пес в трюм пытался стоящего поймать у зубами пристани корабля надоедавшую с ему муху, с помощью но кранов ему это не опустили удавалось контейнеры сделать со стаканами.    

  1. Снег поднимался и падал крепчал мягкими ветер, пушистыми на вершинах хлопьями, волн закрывая белым появились одеялом белые застывшую гребни землю.

  1. На по лист автостраде осоки, сплошным потоком качавшейся в три ряда над ехали сонный грузовые водой, села и легковые голубая автомобили стрекоза.

  1. Из дупла из подножия высохшей горы ели среди зарослей раздавался мха писк между камнями птенцов тек дятла ручей.  

3. Упр. 1. «Поиск общих свойств».

Цель:   научить ребенка находить связи между предметами, познакомить его существенными и несущественными признаками предметов.

Задание: даны два слова, мало связанные между собой:

МЕЛ      МУКА

  За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков этих предметов.

Упр. 2. «Что лишнее?»

Цель:   научить ребенка выделять общий признак словах – понятиях.

Задание: найти лишнее слово:

АРИФМЕТИКА    ПРИРОДОВЕДЕНИЕ    ТЕТРАДЬ     ЧТЕНИЕ

Как можно общим словом оставшиеся слова?

Упр. 3.   Дан ряд чисел. Отметить особенности составления ряда и продолжить его:

7;  4;  7;  9;  7;  14; …

Упр. 4. «Составление предложений»

Цель: развить у ребенка способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить.

Задание: составить как можно больше предложений, включив в них слова:

МЯЧ    РАКЕТА   КНИГА

Упр. 5.  «Анаграмма» (спрятанное слово)

Цель: развить у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.

Задание: составить новые слова из данных слов:

КЛИН + ПАСТА=                                РОВ + ГРОЗА=

пластинка                                            разговор 

4. Учимся устанавливать причинные связи между событиями.

4. Сможешь ли ты отыскать связь между двумя, на первый взгляд, не связанный  друг с другом событиями?

 Объясни, как все происходило.

Пример: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Заяц бросился в лес, шофер за ним. Шофер заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Белка, сидя на дереве, упустила шишку.

              !                         !

Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Собака погналась за курицей.

             !                         !

Школьники не смогли поехать на экскурсию.

Молоко выкипело.

          !                            !

Самолет совершил вынужденную посадку.

3. Учимся находить причину событий.

В этом и следующих занятиях дети придумывают небольшие истории. Если проводит занятия с группой детей, то можно устроить соревнования - конкурс на самый интересный и оригинальный рассказ.

  1. Игра «Почему это произошло?»

Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций.  

Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы.

Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами.

Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга.

Подойдя к дому можно было увидеть, что все окна в квартире распахнуты настежь.

Внезапно из леса раздалось громкое, протяжное звериное рычание.

При поиске возможных причин не стоит отбрасывать причины маловероятные, необычные.

Например: ситуация, когда речка вышла из берегов и затопила окрестные луга, могло произойти как из-за дружные таяния снега, так и из-за дружного таяния снега, так и из-за того, корабль инопланетян, приземлившись в русло реки, перегородил её, образовав запруду.

4. занятие 133.

Упр. 1 «Что лишнее?»

Цель:  научить ребенка выделять общий признак в словах – понятиях, классифицировать.

Зад. : найти лишнее слово:

БОЛЬ      БОЛЬШОЙ     БОЛЬНИЦА     БОЛЬНОЙ

Упр. 2:    «Поиск общих слов»

Цель :      научить ребенка находить общие связи между предметами, познакомить его существенными и несущественными признаками предметов.

Зад.:   даны слова, мало связанные между собой.

ЧАШКА     КОНСЕРВНАЯ    БАНКА

 За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков этих предметов.

Упр. 3.    «Наборщик»

Цель:    развить у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.

Зад. :      составить, используя буквы, входящие в состав данного слова, как можно больше новых слов:

ТЕПЛОВОЗ

Упр. 4  «Логическая задача».

В корзине лежат 2 яблока и 6 груш. Не глядя достают из корзины 4 фрукта. Какими фруктами они могут оказаться?

Упр. 5   «Зашифрованные слова».

Цель:     развить у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.

Зад.:       составить новое слово, взяв по одному слогу из данных слов.

ВОДА

ДОРОГА

ПРОБА

НЕВОД

3. Занятие № 134.      

Упр. 1 «Что лишнего?»

Цель:   научить ребенка выделять общий признак в словах – понятиях, классифицировать.

Зад.:     найти лишнее слово:

БЕРЕЗА    ОСИНА    ДЕРЕВО    ТОПОЛЬ

Упр. 2    «Составление предложений».

Цель:      развить у ребенка способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить.

Зад.:        составить как можно больше предложений, включив в них слова:

УЛИЦА     ОЧКИ     СУМКА

Упр. 3      «Превращение слов».

Цель:        развить у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.

Зад.:           последовательно изменяя только одну букву в словах, превратить КУСТ в РОЗУ.

Записать цепочку слов: куст и роза.

Упр. 4. «Родственные слова».

Цель:     развить у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза; научить подбирать однокоренные слова.

Зад.:       к данным словам подобрать слова – «родственники»:

     

СЕМЬ -                                                  СОН –

Упр.: 5. «Отгадай».

Цель:     развить у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.

Зад.:      отгадай загадку:

   с «К» – он мягкий и пушистый,

   с «Р» – уж очень речистый,

   с  «М» – он тратил много денег,

   с  «Б» – по озеру он едет.        

4. Учимся находить причину событий.    

6. Два события возникли по одной и той же причине. Найди эту общую причину. Если сможешь, назови общих причин.                            

Например:

Папа раскрыл книгу. – Комната наполнилась дымом.

      Возможные общие причины:

  • папа захотел приготовить по кулинарной книге обед;
  • загорелся телевизор, комнаты наполнились дымом и папа раскрыл телефонную книгу для вызова мастера.

Дворник взял метлу. – Мама вдела нитку в иголку.      

Котенок подошел к блюдечку. – Мальчик не выучил урок.

5. Видео.    2) История земель российских. 

О старинных крепостях, возведенных в 13 веке на русских землях.

3. Занятие № 135.

Упр. 1. «Поиск общих свойств».

Цель:    научить ребенка находить связи между предметами; познакомить его с существенными и несущественными признаками предметов.

Зад.: даны два слова, мало связанные между собой:

МАТРЕШКА                          КОНСТРУКТОР

За 10 минут как можно больше общих признаков этих предметов.

Упр. 3. Дан ряд чисел. Отметить особенность составления ряда и продолжить его;

2, 6, 12, 20, 30,. . .

Упр. 4. «Занимательная модель».

Цель:    развить у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.

Зад.:      составить слова по данной модели:

1)

Д

Д

Д

Д

Д

 

 3)    

Д

Д

Д

Д

Д

 

Упр. 5. «Отгадай метаграмму»

Цель:    развить у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.

Зад.:      отгодать о чем идет речь:

             

            с «Б»- я плачу, с «Р» - играю,

            с «С» - я пищу посыпаю.

Записать эти слова:

Б_ _ _        Р_ _ _       С_ _ _

  1. Учимся представлять последствия событий          

7. Придумай как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события.

Например: событие «Охотник выстрелил в воздух».

Следствия этого события:

-из-за сотрясения воздуха в горах случился обвал;

  • ружье дало отдачу в плечо и охотник упал;
  • пуля попала в полетавшую утку;
  • и т. п.

События:

Девочка уронила карандаш на пол. . .

Из окна выбросили кусочек булки . . .

Садовник из шланга стал поливать клумбу . . .

На улице кто-то разбил банку варенья . . .

Мальчик чиркнул спичкой. . .

Учитель открыл классный журнал . . .

   

3. занятие № 136

Упр. 1. «Составление предложений».

Цель:    развить у ребенка способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить.

Зад.:      составить как можно больше предложений, включив в них слова:

ВЕЛОСИПЕД    ЦВЕТОК     НЕБО

Упр. 2.  «Превращения слов»

Цель:     развить у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.

Зад.:       последовательно изменяя по одной букве, превратить козу в рога. Записать цепочку слов: коза  … … … рога.

к

о

з

а

кп

г

о

о

о

рр

р

ааа

р

о

г

а

Упр. 3.

Дан ряд чисел. Описать особенность составления ряда и продолжить его двумя числами:

1; 9; 7; 15; 13; 21; 19;…;…;

+8-2+8-2+8-2    27; 25

Упр. 4. «Логическая задача»

Андрей поставил чайник в 9 часов. Когда он может пить чай, если вода в чайнике закипает через 10 минут?

9ч. 10м.

Упр. 5. «Отгадай шараду»

Цель:    развить у ребенка логическое мышление.

Зад.:      отгадать сначала части слова, а затем и все слово:

            Сначала число большое,

            Животное идет потом

            А в целом – бревно такое,

            На котором держится дом.        (стояк)

4. Учимся представлять последствия событий.

  1. Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья.

Придумай историю о своем чудесном превращении, используя вопросы:

Какое бы у тебя было любимое занятие?

Чего бы ты опасался?

Через какое время ты бы захотел стать большим? Почему?

  1. Представь, что ты можешь стать высотой 3 метра.

Какое бы у тебя было любимое занятие?

Что бы тебе не понравилось?

С кем бы тебе хотелось встретиться и с кем бы не хотелось встречаться?

Через какое время ты бы захотел снова стать нормальным?

10) Что бы произошло и что бы ты сделал если бы:

  • из крана на кухне полился апельсиновый сок;
  • из тучи вместо дождя, стал падать изюм;
  • люди придумали таблетки от сна.

Про каждую ситуацию сочини небольшой рассказ до 7 предложений.

Занятие № 12.

1. По страницам истории.                        

Видео    2) История земель российских.

  • о жизни народа Манси.

                                   « Познавай свою страну,

                                     свой край, свою горушку или

                                     речонку! Не бойтесь, что малы

                                     эти горушки и речки, ведь из

                                     малого вырастет большое».

                                                                   А. Е. Ферсман  

I. Географическое положение Тюменской области.

1. Кроссворд «Береговая линия».

1                           

О

Б

СКАЯ

2

КАРСКО

Е

                          3

ПУ

Р

                               4

Б

Е

ЛЫЙ

                  5

МАЛЫ

Г

ИНА

              6

             

СКУРАТ

О

ВА

7

ТАЗО

В

СКИЙ

                   8

БАЙД

А

РАЦКАЯ

                                   9

Я

ВАЙ

-

                 10

УРА

Л

11

ГЫДАЙСК

И

Й

              12

МАМО

Н

ТА

           13

ОЛЕНИ

И

Й

                                   14

Я

МАЛ

  1. Самый длинный и глубокий залив, губа
  2. Море, омывающее побережье области
  3. Река, впадающая в Тазовскую губу
  4. «Цветной» остров в Карском море
  5. Пролив, отделяющий остров. Цветной от Ямала.
  6. Мыс, крайняя северная точка Тюменской обл.
  7. Полуостров, ограниченный двумя заливами (губами)
  8. Залив на Западе Ямала
  9. Узкий длинный полуостров в нижней части Обской губы.
  10. Горы на Западе.
  11. Полуостров, омывающий тремя заливами.
  12. Полуостров, носящий название животного.
  13. Остров, названный в честь животного.
  14. Полуостров, который «жалуется» на свою величину.

3. Занятие № 13.

Упр. 1. «Что лишнее?»

Цель:   научить ребенка выделять общий признак в словах – понятиях, классифицировать.

Зад.     Найти лишнее слово:

ГОРЕНИЕ     ЗАГОРАТЬ    ГОРА   ГОРЕТЬ

Упр.2 «Поиск общих свойств».

Цель:   научить ребенка находить связи между предметами; познакомить их с существенными и несущественными признаками предметов.

Зад.:     даны два слова, мало связанные между собой:

ДЕРЕВО      ТЕТРАДЬ

  За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков этих предметов.

Упр. 4. «Наборщик».

Цель: развить у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.

Зад.:  составить, используя буквы, входящие в состав данного слова, как можно больше новых слов:

РАЗГОВОР

11. Продолжи предложения:

 В горах нельзя громко кричать потому, что …

Птицы начали вить гнёзда потому, что…

Ласточки начали летать низко над землей потому, что…

Зимой у деревьев образуется более плотная древесина, потому, что…

12. Выбери одну из причин. Объясни свой выбор.

а) Снег начал таять, потому, что…

…… ярко светит солнце

…… повысилась температура воздуха

…… подул южный ветер

…… наступила весна

…… температура стала выше нуля

б) Слово «Марина» пишется с большой буквы потому, что…

…… это имя девочки

…… все имена пишутся с большой буквы

…… так принято писать

…… по- другому будет считаться ошибкой

в) Колобок не сумел уйти от лисы потому, что…

…… он был простофилей

…… лиса была хитрая

……лиса перехитрила Колобка

…… лиса съела Колобка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игровой программы "Верёвочка" для организации внеурочной деятельности младших школьников

Данный материал поможет при организации внеурочной деятельности младших школьников. В нем разработан сценарий игровой программы ,которая даст возможность  расширить знания детей о фразеологизмах ...

Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников. Обучение в условиях внедрения ФГОС

В настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Такого рода активность сама ...

Организация внеурочной деятельности современных школьников (на примере реализации программы "Разговор о правильном питании")

Аттестационная работа по курсу профессиональной переподготовки. преемпственность в работе по программе внеурочной деятельности (начальная школа - 5-6 классы)...

Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников.

Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников.Актуальность модернизации образования и перехода на новые ФГОС.Детские игры и их психологические особенности.Структура игры ...

"Организация внеурочной деятельности современных школьников."

Организация внеурочной деятельности современных школьников....

"Организация внеурочной деятельности современных школьников в группе продлённого дня"

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочну...

Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников

Игра является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра содержит в себе большие возможности ...