"Организация внеурочной деятельности современных школьников в группе продлённого дня"
статья

Корчагина Татьяна Константиновна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

ЭССЕ   

на тему: «Организация внеурочной деятельности современных школьников в группе продлённого дня»

 

 

                                                                                               Выполнила:

 Корчагина Татьяна Константиновна,

 воспитатель группы  продлённого дня,  

 ГБОУ школа №403

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

г. Санкт-Петербург, г. Пушкин

2020

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентностного гражданина России, поэтому процесс образования - это не только процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Группа продленного дня является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.

Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка.  

В современных условиях чрезвычайно важна роль воспитателя группы продлённого дня: обеспечение подготовленности учащихся к последующим учебным занятиям, оказание помощи родителям в обучении детей навыкам самостоятельного выполнения домашних заданий. Задача воспитателей добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу.  

Воспитатель группы продлённого дня организует свободное время обучающихся после основной части учебного процесса, заполняя его полезной и познавательной деятельностью. 

В группах продленного дня нашей школы проводится большая повседневная работа по организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС. Содержание занятий в ГПД формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.  

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС имеются необходимые условия: занятия проводятся в одну смену.  

Учебно-материальная база группы продленного дня соответствует современным требованиям: оформление классной комнаты, санитарно-гигиенический режим способствует комфортной организации учебно-воспитательного процесса, сохранению здоровья учащихся, выполнению требований ФГОС; учебный кабинет достаточно оснащен необходимыми наглядными пособиями, дидактическим положения и раздаточным материалом, имеется выход в глобальную сеть Интернет.

Целесообразность режима характеризуется его обоснованностью, определенными задачами образования ГБОУ школы №403. Определенность и точность выполнения режима указывает на его постоянство, хотя возможны и временные отступления в зависимости от ситуации. Обязательность выполнения режима означает, что все участники: дети, взрослые, родители должны строго следовать его требованиям.

Важнейшим требованием в режиме работы группы продлённого дня является обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся. Кроме того, педагогический процесс предусматривает, чтобы режим группы продлённого дня способствовал укреплению здоровья учащихся, обеспечивал высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. Должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребёнка. Дифференцированно подходить к нагрузке каждого ребёнка и творчески реализовать поставленные задачи.

Для реализации внеурочной деятельности в группе продлённого дня мной составлена рабочая программа, которая содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей, теоретические положения по формированию целостной воспитательной среды развития младшего школьника. Определяет уклад школьной жизни интегрированного во внеурочную (прогулки, подвижные игры, литературные чтения, развивающие игры и упражнения, самоподготовка,) внешкольную (реализация индивидуальных маршрутов развития, экскурсии, походы, посещение культурно – массовых мероприятий) деятельность учащихся.

Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид воспитательной работы: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Цель программы: создание условий для формирования инициативной личности, владеющей системой знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь принять полученные знания в жизненной ситуации. Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

•        Обеспечить безопасное и комфортное пребывание учащихся в школе  

           во внеурочное время.

•        Развивать мыслительные процессы, творческие способности.

•        Организовать гармоничное развитие личности учащегося с учетом  

          возрастных особенностей.

•        Развивать познавательные процессы и интересы личности.

•        Развивать навыки самостоятельной работы учащихся для повышения

          эффективности выполнения домашних заданий.

•        Развивать основные нравственные качества личности ребенка;

•        Развивать коммуникативные отношения ребенка.

•        Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены.

•        Формировать полезные привычки.

•        Воспитывать чувство коллективизма.

•        Стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений.

•        Выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной

          жизни.

Работа в группе продленного дня представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на обучающихся в различных образовательных областях. Работа воспитателя по программе основывается на следующих принципах: гуманизма и педагогического оптимизма, признания уникальности каждого ребенка; гибкости, вариативности форм проведения занятий, разнообразия методов и приемов; интеграции различных видов деятельности.

Организация воспитательной работы осуществляется по следующим направлениям:  

1. Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых обучающиеся самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя, формируется ценность образования.

Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст обучающихся, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.

Задачами данного направления являются:

- совершенствовать организацию выполнения домашнего задания;

- формировать и развивать навыки самостоятельной работы, способность к самостоятельной

исследовательской и конструктивной деятельности;

- формировать культуру продуктивного мышления: ставить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, делать правильные умозаключения;

- формировать умения творческой деятельности: способность анализировать ситуацию и делать выводы; видеть и внедрять новые идеи.

2.  Духовно-нравственное воспитание.

Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В процессе освоения программы реализуются следующие задачи:

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование основ позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;

-   расширение кругозора школьников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитание на примерах мужества, героизма и мудрости нашего народа, а также развитие интеллектуальных способностей обучаемых, чувства коллективизма;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

- развитие художественного вкуса и культуры учащихся на примерах духовных традиций русского народа;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

3. Гражданско-патриотическое и социальное.

Цель: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

 Задачи:

- формировать у учащихся современное патриотическое сознание, чувство верности культуре своей Родины (большой и малой), готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей;

- формировать интерес учащихся к истории Санкт-Петербурга, Царского Села-города Пушкина;

- содействовать выражению учащимися впечатлений от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу;

- способствовать формированию у учащихся элементарных знаний и умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни;

- развивать личность учащегося через развитие образного мышления и творческих способностей;

- развивать способность «добывать» информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;

- развивать способность «использовать» культурный потенциал Санкт-Петербурга и Пушкина в реальной жизни (посещение музеев, театров, библиотек, прогулки по городу и т.д.);

 - воспитывать чувство гордости за родной край, любовь к нему;

- воспитывать уважение к городским традициям;

- воспитывать культуру восприятия произведений искусства и архитектуры;

- воспитывать уважение к своему и чужому труду.

4. Художественно – эстетическое воспитание.

Цель: развитие способностей, общих и художественно-творческих; формирование способностей к мыслительной деятельности; развитие личности детей; воспитание творческого начала и интереса к искусству.

Задачи:

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- формирование навыков занятий различными видами художественного творчества;

 - научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности;

- приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество;

- развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты;

- развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

- воспитание творческой, самостоятельной личности.

 5. Научно – познавательное.

Цель: формировать познавательные способности у детей школьного возраста путем обогащения опыта познавательно- исследовательской деятельности.  

Задачи:

- включение детей в познавательно- исследовательскую деятельность;

- расширение кругозора;

-  развитие их индивидуальных и интеллектуальных качеств;

- развитие у детей предпосылок диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости);

- развитие психических познавательных процессов.

-  воспитание личности обучающегося;

-  привитие навыков культуры поведения, речи, общения, правовой культуры;

- воспитание у детей интереса к процессу познания, культуру умственного труда;

- воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка;

- поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

6. Спортивно – оздоровительное воспитание.

Цель: формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

Задачи:

- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

- формирование установки на ведение здорового образа жизни;

- формирование потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

- учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены, правильно одеваться;

 - развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

- воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

- знакомство с различными подвижными играми: в помещении и на свежем воздухе.

7.  Общественно – полезный труд.

Цель: вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

Задачи:

- формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;

- формирование трудовых умений и навыков;

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

- развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти;

- воспитание мотивов общественно – полезной   деятельности;

- воспитание любви к своей школе, к своему городу, к своей Родине.

8. Экологическое воспитание.

Цель: развитие и формирование экологической культуры.  

Задачи:

- привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам;

- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

- способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

- расширить представления учащихся о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;

- формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

- формирование понимания ответственности за состояние окружающей среды в третьем тысячелетии;

- способствовать развитию у учащихся умений необходимых для публичного выступления, через донесение до зрителя смысла городских экологических проблем краткими выразительными агитационными формами;

-  развитие творческих способностей учащихся.

9. Правовое воспитание и культура безопасности.

Цель: формирование правовой культуры учащихся.

Задачи:

- формирования у обучающихся представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности;

- формирование представлений об информационной безопасности,  

- повышение (укрепление) авторитета закона, как социальной ценности, формирование уважение к нему;

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе;

- создание атмосферы нетерпимости к нарушению закона и порядка;

- воспитание уважения к закону;

- проведение профилактической работы среди учащихся с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице (инструктажи по правилам поведения в школе, по правилам дорожного движения, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков);

- привитие навыков законопослушного поведения.

Предметная область занятий в группе продлённого дня в соответствии с ФГОС основного общего образования обеспечивает знание основных норм морали, культурных традиций народов России, основных понятий «Отечество», «родная  земля», «род», «семья», «дом»; формирование представлений об исторической роли гражданского общества в становлении российской государственности; будут  заложены основы российской гражданской идентичности,  чувства сопричастности и гордости за  свою Родину, российский народ, историю  России, родного края  и реализуется за счёт занятий цикла «Краеведение».

В соответствии с «Программой развития школы 2020-2024» в рамках проекта «Школа экологических открытий» реализация экологического образования проходит через обращение к вопросам экологии в содержании развивающих занятий цикла «Природа. Экология».

Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся реализуется за счёт прочтения литературных сказок.

На занятиях группы продлённого дня решаются общеобразовательные задачи, способствующие трудовому и нравственному воспитанию, формируются трудовые умения и навыки, необходимые для выполнения трудовой деятельности, уважительное отношение к труду и его результатам.

Формы работы на неделю

№п/п

День недели

Занятия на воздухе                          

Развивающие занятия

Понедельник

Целевые прогулки

Краеведение.

Вторник

Спортивные игры.

Изодеятельность и художественный труд.

Среда

 .

Наблюдения в природе.

Природа. Экология.

Четверг

 

Подвижные игры

ОПТ

Пятница

Сюжетно-ролевые игры.

Правила безопасного поведения. 

Школа после уроков – это мир творчества, фантазий увлечений, своего Я. Главное, что ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него домом, а это дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Доброжелательный тон, педагогический такт, ясность цели, введение занимательных форм обучения, использование новых компьютерных технологий – всё это помогает добиться высокого уровня знаний и воспитанности учащихся.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"

В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...

Организация внеурочной деятельности современных школьников (на примере реализации программы "Разговор о правильном питании")

Аттестационная работа по курсу профессиональной переподготовки. преемпственность в работе по программе внеурочной деятельности (начальная школа - 5-6 классы)...

"Организация внеурочной деятельности современных школьников."

Организация внеурочной деятельности современных школьников....

Статья_Организация досуговой деятельности младших школьников в группе продленного дня

Досуг – часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.В статье предлагаются различные формы работы, которые возможно применять в досуговой деятельности младших шко...

«Организация внеурочной деятельности современных школьников (на основе игровых заданий, через формирование конвергентного и дивергентного мышления)» Дидактический материал

quot;Формирование функциональной грамотности младших школьников на основе компетентностного подхода " («Организация внеурочной деятельности современных школьников на основе игровых за...