Статья "Развитие речи младших школьников через знакомство с истоками русской культуры"
статья

Шевчук Наталия Анатольевна

Статья "Развитие речи младших школьников через знакомство с истоками русской культуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи младших школьников через знакомство с истоками русской культуры

В наше время мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. В нашу жизнь вливается огромная лавина слов и терминов, заимствованных из иностранных языков, поэтому проблема развития речи детей младшего школьного возраста на сегоднящний день важна. Развитие связной речи младших школьников на современном этапе развития образования в работе учителя начальных классов становится особенно актуальным. Помочь младшим школьникам осваивать богатство русского языка может  художественно-речевая деятельность на уроках, во внеурочной деятельности.

Использование в работе учителя начальных классов малых фольклорных форм, как средство формирования речемыслительной деятельности детей, обогащает их словарный запас, улучшает понимание речи за счёт знакомства с образностью и многозначностью русского языка. Поэтому важно включать фольклор во все направления работы учителя, применяя разработанные методики по развитию речи. Наиболее эффективно овладение языком происходит во время изучения различных учебных предметов, во внеурочной деятельности, а не только  процессе изучения русского языка как отдельного предмета.

Развитие речи младшего школьника с использованием фольклора закладывает базу для развития личностных качеств обучающихся. Эмоциональное восприятие народного искусства формирует у ребёнка способность к сопереживанию, учит взаимовыручке. На примере народных традиций у детей воспитываются такие качества личности, как трудолюбие, умение дружить, уважение к старшим, формируется понятие о чести и совести, доброта. Использование фольклорного материала в работе учителя нацелено на формирование у обучающихся системы знаний о традициях русского народа, обычаях и обрядах. Здесь систематизируются умения младших школьников слушать, воспринимать, воспроизводить доступный фольклорный материал, который можно использовать на этапе автоматизации и дифференциации звуков, для выработки дикции, для формирования чёткого произношения, интонационной окраски и темпа речи. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи младшего школьника.

При работе с фольклорным материалом важно учитывать возрастные особенности детей и  их эмоциональный настрой. Это создаёт условия для разнообразной творческой деятельности, которая отражает впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений.  Это может быть придумывание сказок, загадок, рисование на тему прочитанного. При планировании работы учителю нужно учитывать календарные праздники, на основе которых можно использовать фольклор для развития и обогащения связной речи и речемыслительной деятельности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением  I. Актуальность темы педагогического опыта. Теоретическое обоснование темы.Речь человека является своеобразны...

Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"

Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением

Актуальность выбранной мной темы подтверждается тем, что коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьны...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Фольклор является богатейшим материалом для развития речи младшего школьника. ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культуры.

Мною разработана программа «Духовно-нравственное воспитание», в основе которой лежит знакомство учащихся с  традициями народной культуры. В течение  многих лет работаю  по авторской про...

Формирование культуры речи младших школьников на уроках чтения и русского языка

Формирование культуры речи младших школьников                                             ...