РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
статья по логопедии (3 класс) на тему

Миленченко Алла Федоровна

Фольклор является богатейшим материалом для развития речи младшего школьника.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_mladshih_shkolnikov_sredstvami_folklora.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи младших школьников

через пословицы и поговорки

 

Русский язык

 в умелых руках

 и

в опытных устах –

красив,

певуч,

выразителен,

гибок,

послушен,

ловок

и

вместителен.

Александр Иванович Куприн

Народ существует, пока существует его язык. Значит и судьба народа – это судьба языка.

Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников.… А язык – это как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем жить,  но  к  нему привыкли  и тем самым, очевидно  обесценили.

В настоящее время возрастает количество детей, имеющих проблемы в обучении. Одна из причин этих проблем – это дислексия и дисграфия.

Мы не логопеды и не  ставим диагноз. Но мы   замечаем у детей нарушение устной речи, при которой  ребенок не умеет выразить пережитого в виде связной речи.  Это проявляется в бедности словарного запаса, невозможности последовательного пересказа, неумение правильно строить предложения. Дети, с такими проявлениями нарушений речи,  не получившие своевременной помощи, могут на всю жизнь остаться полуграмотными со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Исследования показали, что начиная с 1977года, количество учащихся начальных классов  с затруднениями подобного рода  выросло с 8,7% до 70%  и продолжает увеличиваться. 

 Основной задачей учителя является:  научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Но как?

         Педагоги и психологи прошлого считают, что  именно фольклор    является богатейшим материалом для развития  речи младшего школьника.  

Самый любопытный жанр фольклора – это пословицы и поговорки.

 Пословицы и поговорки – это жемчужины народного творчества.  

 Системная работа над пословицей   многое  дает учащимся.   Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

  Пословицы и поговорки незаменимый  материал  для дикционных упражнений.   По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

          Работа с пословицами и поговорками -  это последовательная, постоянная учебная работа, которую нужно планировать на каждый урок.  Это особенно важно в начальной школе.

  Современные технологии позволяют  использовать различные сборники  иллюстрированных  пословиц и поговорок   на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего  мира и на внеклассных мероприятиях.

              Дети  на этом этапе  с удовольствием рассматривают и легко запоминают их, вспоминают  пословицы и поговорки, с которыми встречались раньше.

        Далее  пословицу следует отличать от поговорки. Беседы с детьми помогают определить, что поговорка -это «цветок», а пословица-«ягодка». А еще поговорка лишена поучительного смысла и применяется при одних и тех же обстоятельствах.

От занятия к занятию растет запас выученных пословиц и поговорок. Собрав большую коллекцию, дети приходят к выводу, что тематика народных мудростей очень многообразна. Необходимо распределить по темам. Эта тематика определяет  выбор пословиц и поговорок, а также выбор демонстрационного и дидактического  материала.

      Чтобы заучивание и осмысление пословиц шло интересно, детям можно давать   такие задания:

1.Закончи пословицу.


2.Кто больше?


          3. Найди пару.

         4.Какая пословица лишняя

          5.Собери пословицу.

          Учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи Но не стоит каждый раз объяснять детям значение каждой пословицы. Надо преподнести их в конкретном тексте, игре, ситуации, и затеять беседу, размышление. То есть подвести к доступному, в соответствии с возрастом, пониманию.  А глубинный смысл придет позже…    

У детей постепенно формируется умение «замкнуть речь пословицей», а это значит, научились сопоставлять и соотносить их с жизненными фактами и ситуациями. Ведь само слово пословица, если разобрать по составу, говорит о том, что пословица заканчивает речь, приводится вслед за словом. Здесь детям можно предложить следующие задания:

  ответить на вопрос пословицей или поговоркой

  1. Какую пословицу учитель скажет тому, кто первым сделал самостоятельную работу, но допустил ошибки?

 

  1. Если в какой-то трудной ситуации ваш друг не пришел вам на помощь, какую пословицу вы вспомните?

 

определить, какая пословица изображена на картинке  

сопоставить  пословицы  и поговорки  с художественной литературой.

           Для этого заранее   подобрана  литература. В список литературы входят  не только новые произведения, но и хорошо известные рассказы и сказки. А также любимые детьми басни И. Крылова, рассказы Л.Н.Толстого.   Дети  вспоминают  пословицы, которые подошли бы к героям произведения или к самому произведению. С их помощью дают советы этим героям. На пример: Какой басне или русской народной сказке подойдет концовка: «Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй»(«Стрекоза и Муравей»), «На языке медок, а под языком ледок» («Лиса и Ворона»), «Как аукнется, так и откликнется»(«Лиса и Журавль») и др.  Или наоборот: озаглавь сказку пословицей, закончи пословицей.

 Умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможности его выражения в слове. Поэтому детям нужно предлагать как можно больше  иллюстрировали пословицы и поговорки. Рассказы детей в этом случае становятся выразительными и разнообразными. Можно рисовать схематически.

Постепенно  дети переходят  к развертыванию пословиц в рассказ. Горький говорил, что он много учился думать и писать на пословицах и поговорках, и советовал молодым писателям обращаться к материалу, который научит «сжимать слова, как пальцы в кулак, и  развертывать слова, крепко сжатые другими…».   Составление детьми  развернутых рассказов по пословицам помогают практически овладевать связной речью и ее отдельными элементами.

На каждом этапе работы необходимо проводить специальные «праздники». Это викторины, конкурсы знатоков пословиц и поговорок, КВН, интеллектуальные игры. 

При систематической работе над пословицами и поговорками значительно расширяется  фразеологический запас детей, повышается уровень познавательной и речевой деятельности, повышается и обогащается словарный запас.

Я уверена, что фольклор, а именно пословицы и поговорки, эффективно развивают устную речь ребёнка. А так же влияют на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Опыт показал, что результат будет значительно выше, если эту  работу с пословицами   начинать уже в  старшем дошкольном возрасте.

 

Учите, играя. Играйте, любя. И берегите друг друга!


 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

В настоящее время возрастает количество детей, имеющих проблемы в обучении. Одна из причин этих проблем – это дислексия и дисграфия. Именно фольклор является богатейшим материалом для развития речи мл...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Развитие речи младших школьников через пословицы и поговорки

В статье рассматриваются различные  виды  работ с пословицами и поговорками на уроках чтения, русского языка в начальных классах....

Конспект урока развития речи "Сочинение по пословице «Скучен день до вечера, коли делать нечего»."

Конспект урока по системе уроков развития связной письменной речи школьников по Г.С.Щёголевой....

Устное народное творчество как средство развития речи младших школьников с патологией речи

Реализация логопедической работы в направлении развития монологиеской и диалогической речи младших школьников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учить...


 

Комментарии

Колтунова Татьяна Викторовна

Спасибо за опубликованные материалы!

Николаева Ольга Валериевна

Уважаемая Алла Федоровна! Спасибо за интересный материал, представленный в Вашей статье.