Развитие речи младших школьников через пословицы и поговорки
статья по русскому языку

Владимирова Елена Борисовна

В статье рассматриваются различные  виды  работ с пословицами и поговорками на уроках чтения, русского языка в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Владимирова Елена Борисовна

учитель начальных классов

МБОУ «Белоярская СШ»

Развитие речи младших школьников через пословицы и поговорки

Младший школьный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития, речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения.

 Устное народное творчество служит одним из источников изучения жизни народа.  Оно очень актуально в настоящее время. Использование в повседневной речи малых фольклорных форм придаёт ей образность, яркость, выразительность, тот самый колорит, который делает речь, действительно весомой.  

        Задача учителя начальных классов – работать и над увеличением подвижности того запаса слов, которыми владеет ученик в данный момент, над «связыванием» воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникабельного подхода в обучении родному языку.  Разнообразная работа с этим материалом предусмотрена содержанием программы обучения, учебников по литературному чтению.

Современные технологии позволяют использовать различные сборники иллюстрированных пословиц и поговорок   на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира и на внеклассных мероприятиях.

               Дети на этом этапе с удовольствием рассматривают и легко запоминают их, вспоминают пословицы и поговорки, с которыми встречались раньше.

              Далее пословицу следует отличать от поговорки. Беседы с детьми помогают определить, что поговорка -это «цветок», а пословица- «ягодка». А еще поговорка лишена поучительного смысла и применяется при одних и тех же обстоятельствах.

Существует несколько видов работы с пословицами и поговорками на уроках чтения.

1.Подбор пословиц по темам.

Учащиеся, знакомясь с пословицами, должны не только понять смысл, заключенный в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет.

В некоторых случаях при чтении рассказов, стихотворений, учитель сам приводит пословицы, а дети, раскрыв смысл каждой, определяют их общую тематику.

2.Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения.

В процессе изучения художественных произведений учитель показывает ученикам, что «пословица недаром молвится», что, включая народные изречения в авторский текст, писатель придает языку своих произведений меткость, образность, народность.

3. Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая раскрывала бы смысл данного произведения.

Сначала учитель читает учащимся рассказ, стихотворение или басню, производит разбор произведения, выясняет главную мысль. Затем – предлагает учащимся подобрать к изучаемому произведению пословицу, которая может быть его заглавием. Анализ пословиц – заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.

4. Использование пословиц при работе над сочинением.

Сочинение по пословице может быть устным и письменным. Устно можно составить рассказ по пословице сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа.

5. Использование пословиц и поговорок в играх.

При изучении пословиц дети обогащают свой словарный запас. Этому способствуют следующие игры: «Закончи пословицу», «Угадай пословицу по картинке», «Найди пару», «Какая пословица лишняя?», «Собери пословицу».

Использование пословиц и поговорок, в которых встречаются различные орфограммы русского языка, способствует совершенствованию навыка грамотного письма, развитию орфографической зоркости.

Примеры пословиц и поговорок для использования в начальных классах на уроках русского языка при изучении различных тем.

             1.Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Сам погибай, а товарища выручай.

Чай пить – не дрова рубить.

Январь – году начало, зиме – середина.

В чужие сани не садись.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Соловей с вороной в одном лесу живут, да разные песни поют.

Шила в мешке не утаишь.

Век живи – век учись.

Жизнь прожить – не поле перейти.

  2.Правописание слов с сочетаниями чк, чн

Белые ручки чужие труды любят.

Какова яблоня, таковы и яблочки.

Синичка – воробью сестричка.

Сначала цветочки, а уж потом ягодки.

   3.Правописание слов с ь – показателем мягкости

Больше думай, меньше говори.

Смелость города берёт.

Жить – Родине служить.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    4.Разделительный мягкий знак

Не игла шьёт, а руки.

Февраль силён метелью, а март – капелью.

Ученье – путь к уменью.

Терпенье и труд всё перетрут.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Птице – крылья, а человеку – разум.

Ученье – свет, неученье – тьма.

                5. Разделительный твёрдый знак

Лето собирает, а зима съедает.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Не разгрызёшь ореха, так и не съешь и ядра.

               6.Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

Береги нос в большой мороз.

Не бросай слов на ветер.

В зимний холод всякий молод.

Старый друг лучше новых двух.

Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

Хлеб – всему голова.

На языке мёд, а на сердце лёд.

               7.Непроизносимые согласные

Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

Счастливым и красивым делает человека работа.

И на нашей улице будет праздник.

Учиться никогда не поздно.

               8.Двойные согласные

Думай медленно, работай быстро.

Ссора до добра не доводит.

Весенний день год кормит.

Ленивому каждый день суббота.

 9. Правописание существительных с шипящими на конце

Будет день – будет и ночь.

Всякая вещь хороша на своём месте.

Ложь человека не красит.

10. Правописание падежных окончаний имен существительных.

Каков мастер, такова и работа.

Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

На работу с радостью, а с работы с гордостью.

По работе и мастера знать.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Суди о человеке по его труду.

Белые ручки чужой труд любят.

В труде рождаются герои.

11. Имя прилагательное

(Маленькое) дело лучше (большого) безделья.

(Родная) сторона — мать, (чужая) — мачеха.

(Старый) друг лучше (новых) двух.

(Черная) земля (белых) рук не любит.

Зимой снег (глубокий) — летом хлеб (высокий).

Не нужна соловью (золотая) клетка, а нужна (зеленая) ветка.

У мудрого человека (длинные) уши и (короткий) язык.

12. Правописание не с глаголами

На чужой роток не накинешь платок.

Не спеши языком, торопись делом.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.

Ссора до добра не доведёт.

Семеро одного не ждут.

                13. I и II спряжение глаголов.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

Кто сеет мир, пожнет счастье.

Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Земля зимой силу копит, а летом отдает.

Ложь дружбу губит, почему дружба ее и не любит.

Кто мало говорит, тот больше делает.

На час отстанешь — в день не догонишь.

Без росы и трава не растет.

14. Правописание глаголов 3-го лица с частицей -ся и неопределенной формы глаголов с частицей -ся.

Цветок не распустится — плод не завяжется.

Золото и в болоте светится.

Чтобы овладеть высоким мастерством, надо много трудиться.

Нет реки, через которую нельзя было бы переправиться.

Сталь ломается, но не гнется.

Лиса дважды в капкан не попадается.

Кто в воду падает, тому нечего бояться дождя.

Трудолюбию учатся три года, лени — три дня.

Когда гусеница хочет растянуться, она сначала сжимается.

Цветы опадают, аромат остается.

На миру и работа спорится.

На уроках технологии пословицы можно использовать, как девиз урока: терпенье и труд всё перетрут; каков мастер, такова и работа.

             На уроках изобразительного искусства можно проводить игру «Нарисуй пословицу».

Фольклор, а именно пословицы и поговорки, эффективно развивают устную речь ребёнка. А так же влияют на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

            И от беды нас берегут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением  I. Актуальность темы педагогического опыта. Теоретическое обоснование темы.Речь человека является своеобразны...

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением

Актуальность выбранной мной темы подтверждается тем, что коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьны...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Фольклор является богатейшим материалом для развития речи младшего школьника. ...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

В настоящее время возрастает количество детей, имеющих проблемы в обучении. Одна из причин этих проблем – это дислексия и дисграфия. Именно фольклор является богатейшим материалом для развития речи мл...

Формирование и развитие речи младших школьников через внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Как известно, именно в начальной школе пр...

Мастер-класс "Развитие речи младших школьников через разучивание скороговорок"

Цель: формировать интерес к развитию речиЗадача: Активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности путем создания проблемных ситуаций.Обогащать словарный запас....

Развитие речи младших школьников через малые формы фольклора.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь.Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще, и к собственной речи в...