Нейрокоррекция коммуникативных навыков у детей младшего школьного возрастас расстройствами аутистического спектра»
учебно-методический материал (1 класс)

Кукушкина Светлана Жоржевна

Среди множества нарушений психического развития, обусловленных генетическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС и другими причинами, расстройства аутистического спектра стоят на особом месте. Связано это с рядом причин: с трудностями ранней диагностики аутизма, с особенной сложностью, трудоемкостью и дороговизной медицинской и психолого- педагогической коррекции и, наконец, с отмечающейся в последние годы тенденцией к увеличению числа аутичных детей в популяции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_rechevogo_pri_ras.pptx130.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема « Нейрокоррекция коммуникативных навыков у детей младшего школьного возрастас расстройствами аутистического спектра» Выполнил: Кукушкина С.Ж.

Слайд 2

Введение 2 Проблема аутизма на сегодняшний день является наиболее распространенным нарушением развития. Аутизм — психическое это расстройство развития, проявляющееся в первые три года жизни ребенка и в значительной степени влияющее на всю его последующую жизнь. Основные проявления аутизма : нарушение способности воспринимать и обрабатывать информацию из социума, нарушение социального поведения. задержкой развития речи, нарушение формирования игры и учебной деятельности, нарушением сенсомоторного развития. Неспособность обучаться традиционными методами приводит к понижению уровня интеллектуального развития.

Слайд 3

Объект исследования: коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста с РАС. Предмет исследования: особенности нейрокоррекции коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. 3 Цель исследования : описание этапов речевого развития у детей с расстройствами аутистического спектра и подходы к его коррекции. Задачи исследования : Проанализировать исследования по проблеме аутизма в современной науке и методы нейрокоррекции коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста с РАС Дать психолого-педагогическую характеристику детей с аутизмом. Описать особенности развития устной речи и коммуникации у детей с РАС. Проанализировать методы коррекции коммуникативной сферы детей с РАС.

Слайд 4

Понятие аутистического расстройства Термин «детский аутизм» ввел швейцарский психиатр Л. Каннер в 1943 г. Он впервые дал целостное описание синдрома, которое определил как ранний детский аутизм. Современные исследования детского аутизма, представленные в работах В.В.Лебединского , О.С.Никольской , С.А. Морозова, А.А. Янушко , Л. Шипициной, В.Б. Башиной и др. свидетельствуют о сложности в решении вопроса о механизмах нарушения речевого развития при аутизме. Н ейробиологических теорий, так называемая амигдалярная теория аутизма. Согласно ей, при аутистическом варианте развития нарушается способность миндалевидного тела, лимбической системы и системы «зеркальных» нейронов перерабатывать и расшифровывать социальные сигналы. Следует сказать, что на сегодняшний день нет однозначного понимания природы заболевания. Причины, вызывающие аутизм, пока не выяснены. Есть гипотезы, что аутизм может быть следствием неврологических травм. Некоторые авторы считают, что аутизм является следствием патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы, а именно дисфункции фронтальных отделов головного мозга, зоны стыка височной, теменной и затылочной областей и гипоталамического отделов головного мозга 4

Слайд 5

Психолого- педагогическая характеристика детей с расстройством аутистического спектра. 5 Основными поведенческими проявлениями данного расстройства являются: Симптомы РАС: - ограниченность общения и контакта с окружающим миром; -узконаправленные интересы и однообразные, часто повторяющиеся, действия; - умственная отсталость; - существенная задержка развития речи у ребенка; -ребенок часто повторяет заученные фразы, услышанные им раньше; - присутствует нарушение чувственного восприятия, малейшее прикосновение вызывает у ребенка состояние дискомфорта - Ребенок не устанавливает зрительный контакт или смотрит необычным способом (например, искоса или мимо). - Проявляет гораздо меньше интереса к окружающему миру, чем от него ожидают. - Преимущественно играет сам, находится как в своем собственном мире. - Не исследует игры других детей, поведения родителей. - Не проявляет интерес к игре со сверстниками. - Ребенок начинал говорить, а потом перестал. - Не проявляет реакции на простые указания, хотя у него нет проблем со слухом. - Речь не соответствует возрастной норме. - Может механически повторять некоторые фразы и слова (например, услышанные в телепрограммах). - В общении не практически не пользуется жестами и мимикой.

Слайд 6

Симптомы аутизма Симптомами аутизма в раннем детском возрасте также может быть нежелание играть с игрушками или сосредоточение на одной из ее частей. Ребенок может выдвигать ряд необоснованных требований, а именно передвигаться по строго определенному маршруту, совершать определенные действия в строго установленном им порядке. Такие дети плохо воспринимают родительскую ласку, не любят коллективные и звуковые игры, ребенок игнорирует обращение к нему, откликаясь только на отдельные звуки. Детский аутизм проявляется в нарушении потребности в общении и неспособности к социальному взаимодействию. У таких детей наблюдается стереотипность поведения, интересов и активностей. Поступки, эмоции, переживания и мотивы поведения других людей ребенку с аутизмом совершенно непонятны. У ребенка с аутизмом могут встречаться негативизм, страхи, агрессия, протест и другие негативные реакции. 6

Слайд 7

Синдром РДА имеет четыре градации тяжести дефекта: 7 Четвертая группа (легкая степень). Чрезмерная чувствительность к чужому мнению, психологическая уязвимость и обидчивость. Третья группа: повышенная увлеченность стереотипными аутистическими занятиями и интересами, стремление отвлечься от внешнего мира в своей «раковине», однообразные непознавательные увлечения. Вторая группа: ребенок активно исключает окружающую среду, проявляя тщательную избирательность в контакте с ним. Общение с ограниченным числом людей, требовательность в пище и одежде, речевые и двигательные стереотипии, протест против изменений, агрессия, аутоагрессия и т.д. Первая группа. Ребенок полностью отчужден от окружающей действительности, отсутствует какая-либо социальная активность.

Слайд 8

Особенности развития устной речи, интеллектуальных процессов и коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра . 8 Для детей с аутизмом характерны особенности в развитии вербального и невербального компонентов речи. Для того, чтобы справиться с хаотичной информацией, поступающей от окружающей среды, дети находят собственные средства для отбора, обработки, хранения и воспроизведения этой информации. Выбранный способ познания, в результате, становится особой формой внутренней речи. О.Б. Богдашина выделяет 6 типов чувственного мышления при аутизме («языка» основанной на сенсорном восприятии): визуальный язык, тактильная речь, кинестетическая речь, слуховая язык, язык запаха, речь вкуса Детям с аутизмом очень тяжело самостоятельно, без коррекционного вмешательства, перейти от чувственного способа обработки информации и ее оперирования на более сложный уровень - вербальный, поэтому многие дети так и остаются на первичном уровне познания. Когда все же ребенок начинает говорить, то его речь характеризуется «аутистическими» чертами, среди которых: эхолалии, чрезмерная буквальность, перестановка местоимений, подтверждение с помощью повторения, требование одного и того же вербального сценария, монотонность речи

Слайд 9

Выделяют две формы коммуникации при синдроме РДА: 9 1) неосознанная коммуникация: когда ребенок говорит или делает что-то, не предполагая, что это как-то повлияет на других людей. Этот вид коммуникации может выступать инструментом самоуспокоения ребенка, способствовать концентрации его внимания или являться реакцией на те или иные события; 2) осознанная коммуникация: когда ребенок говорит или делает что-либо с целью передать информацию другому человеку. Этот вид коммуникации может демонстрировать протест против чужих требований или просьб.

Слайд 10

Методы коррекционной работы в преодолении расстройств речевой коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра. 10 Метод альтернативной коммуникации Арт- терапия Музыкотерапия Танцевальная терапия БиблиотерапияСказкотерапия Имаготерапия Изотерапия

Слайд 11

Выводы 11 В современном обществе недостаточна степень информированности об аутизме как нарушении в развитии и его особенностях, что вызвано тем, что на сегодняшний день нет общепринятого определения аутизма, понимания его природы, симптоматологии, абилитационного и коррекционного прогноза. Дети с аутизмом иначе чувствуют, мыслят, общаются с окружающими. У них высокий уровень тревоги, что приводит к желанию придерживаться постоянных жизненных шаблонов, ритуалов: неизменные маршруты, фиксированный временной режим дня, стереотипия игр, речевой продукции. Одним из важных механизмов, помогающих в реализации нейрокоррекционной работы является тесное взаимодействие специалистов и родителей, что обеспечивает системномность программы коррекционного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.

Слайд 12

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.

В своей работе автор доказывает важность общения для развития речи и как следствие успешному познанию связей в природе, и в жизни вообще....

РЕФЕРАТ Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста

Большую роль в процессе становления личности занимает работа по развитию у учащихся коммуникативных умений и навыков. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; то...

Роль игры в развитии младших школьников с расстройством аутистического спектра

Количество детей с расстройством аутистического спектра растет. Специалистов не хватает, методики не достаточно адаптированы. Идет постоянный поиск новых технологий. К сожалению, забывается тот метод,...

Формирование навыка связной речи у обучающихся с расстройством аутистического спектра средствами словесных игр

Сегодня в современном профессиональном педагогическом сообществе очень много говорят, рассуждают, делятся опытом, рассылают методические рекомендации по работе с детьми  с расстройством аутистиче...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков., для детей младшего школьного возраста.

Коммуникативные навыки развивают : умение эффективно общаться, помогает детям избежать недопониманий и конфликтов, быстрее находить решения сложных вопросов ....

Статья Организация условий и содержание взаимодействия с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра.

Статья Организация условий и содержание взаимодействия с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра.Дети с расстройством аутистического спектра требуют особого внимания, терпимо...