Формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
статья

Бахтиярова Анна Николаевна

Ситуация школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Высокая форма общения учеников между собой и с учителем, будет являться важнейшим фактором развития познавательной активности учащихся, так как общение - это определённое взаимодействие, в ходе которого происходит обмен информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста»

Быть педагогом - это ответственно. Ещё Луначарский А.В. писал о том, как важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в обществе, потому что он должен быть источником радостного перерождения для маленьких людей, которые живут в процессе постоянного развития своих сил. Никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку. Каждого учителя, который набирает первый класс, тревожит вопрос: «Смогу ли я научить этих своих учеников хорошо писать, читать и считать, а главное - думать и рассуждать?»

«Концепция модернизации российского образования» и государственные образовательные стандарты второго поколения подчеркивают необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Формирование ключевых компетентностей на начальной ступени школьного обучения должно обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной познавательной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Ситуация школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Высокая форма общения учеников между собой и с учителем, будет являться важнейшим фактором развития познавательной активности учащихся, так как общение - это определённое взаимодействие, в ходе которого происходит обмен информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата.

В структуре коммуникативной деятельности выделяются такие её компоненты:

- предмет;

- потребности;

- мотивы;

- цели;

- задачи;

- действия и операции.

Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнёра по общению и через его посредство. Под мотивами мы понимаем те качества партнёра, ради которых ребёнок вступает в общение с ним.

Процесс общения младших школьников всегда протекает непросто. Это связано, прежде всего, с неумением принимать точку зрения другого, увидеть в нём личность, обладающую своими желаниями и потребностями.

Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности.

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)

2. Знание норм и правил, которыми необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»)

3. Умение организовать общение («Я умею»)

Процесс формирования коммуникативных способностей младших школьников будет успешным, если реализуется совокупность педагогических условий:

- создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, атмосферы доброжелательности и ситуации успеха для каждого;

- организация совместной жизнедеятельности младших школьников на основе удовлетворения фундаментальных потребностей в общении, уважении принятия и самопринятия;

- включение младших школьников в систему коммуникативных ситуаций взаимодействия с разными типами партнеров (учителями, сверстниками, незнакомыми взрослыми);

- приобретение младшими школьниками теоретико-прикладных знаний по проблеме общения и взаимодействия с людьми в целом, и в условиях их учебной деятельности, в частности.

Только последовательная реализация этих условий может привести к формированию необходимых для успешной социализации коммуникативных знаний, умений и навыков, а, следовательно, и коммуникативной компетентности младших школьников.

Для реализации вышепоставленных условий целесообразно использовать:

- игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними;

- создание проблемных ситуаций. В классе можно специально создать проблемную ситуацию с целью приобретения детьми практического опыта в выполнении правил поведения с учётом интересов сверстников;

- групповую работу, которая даёт огромные возможности развития готовности  к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог.

- оценивание друг друга и себя (сопоставление работы с образцом; вырабатывание критерии оценки учебной работы; сопоставление своей оценки с оценкой другого человека; умение давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах; формулирование предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание)).

Коммуникативные навыки у младших школьников, как правило, развиты недостаточно. Есть дети с пониженной социальной активностью, склонные к одиночеству,— они любят читать, собирать конструктор, сидеть и размышлять. Часть детей в своих отношениях со сверстниками использует не слишком удачные социальные стратегии.

Таким образом, формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников, чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Овладению коммуникативными умениями и навыками способствует игра, которая позволяет изучать себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, а также содействует формированию своего мировоззрения, системы оценок и ценностей.

К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей важной роли. Следовательно, работу по освоению коммуникативных навыков желательно проводить в игровой, увлекательной форме. Л. В. Занков утверждал, что обучение, воспитание и развитие – единый процесс, а игра включает в себя все составляющие этого процесса. Необходимость использования игр, как средства развития детей в младшем школьном возрасте, обусловлена рядом причин:

  • - учащиеся, совестно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей
  • - при решении коллективных задач используются различные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных товарищей
  • - совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений
  • - в игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям
  • - каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознание пути достижения цели (нужно знать больше других)
  • - в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки).

Результат зависит от самого игрока. Уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера. Ситуация успеха создает благоприятный фон для развития личности каждого ребенка. Игры можно использовать во внеурочной деятельности, на переменах, во время физкультминуток, на групповых занятиях с педагогом-психологом., а так же в группе продлённого дня (ГПД).

Игры, направленные на формирование навыков общения:

«Я хочу с тобой дружить»

Цель: игра помогает наладить доброжелательную обстановку в группе взрослых и детей.

Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку. И сам становится водящим в игре.

«Комплименты»

Цель: развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Стоя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Рекомендации: Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами или попросите помощи у других детей.

«Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.

Задания для детей:

  1. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встрече с вами и т.д.);
  2. Назвать слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны и т.п.);
  3. Назовите слова извинения (извините, простите, жаль, сожалею и др.);
  4. Вспомните слова прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи…).

«Секрет»

Цель: Развивать навыки общения, умения правильно сформулировать просьбу. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, монету и т.д.). Игрок кладет свой «секретик» в ладошку и зажимает в кулачок. Участники ходят по помещению и должны найти способ уговорить каждого показать свой «секрет».

Рекомендации: ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«Письмо на руке»

Цель: развитие взаимопонимания, формирование сплоченности группы.

Дети делятся на пары и становятся напротив. Один из игроков протягивает вперед свою руку ладонью вверх. Его «зрячий» партнер должен будет сейчас писать на ладони отдельные печатные буквы. «Слепой» игрок должен попытаться расшифровать эти буквы и сказать, что он прочитал. Прежде чем второй партнер напишет новую букву, он должен «стереть» с руки старую. Задачу можно усложнить, записывая на руке целое слово или даже целое предложение. Не забывайте прежде, чем написать новое слово, стереть старое.

«Касание»

Цель: научить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.

Разделите детей на пары. Попросите их соединить руки, касаясь только подушечками пальцев. Задание – вместе присесть и пройти дистанцию, но так, чтобы не отрывать рук. Важно учитывать межличностные отношения детей, строя пары. Поставьте вместе детей, между которыми нет взаимной симпатии. По мере привыкания детей друг к другу, можно усложнить задание, например, попрыгать, станцевать, создать статую. Как только дети выполнят все задания, поменяться партнерами.

«Рукавички»

Цель: учить совместной деятельности и общению, умению договариваться.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар рукавичек равно количеству пар детей. Ведущий раздает детям рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенные. Дети по сигналу ведущего находят свою пару и с помощью трех цветных карандашей стараются как можно быстрее, совершенно одинаково раскрасить рукавички.

«Расследование»

Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Все участники закрывают глаза, а ведущий выбирает одного из них и ставит его за занавеску (ширму). Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание. Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать, кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить как можно больше его особенностей (цвет глаз, во что он одет, какие у него волосы и т. д.), т. е. должны дать как можно более точный его портрет. Когда дети выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может выйти, а все остальные увидят, насколько точным было их описание.

«Игры-ситуации»

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Дети делятся на мини-группы, им предлагается разыграть ряд ситуаций:

 1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

3. Ты пришёл в новый класс – познакомься с детьми и расскажи о себе.

4. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующую тебя книгу у библиотекаря.

5. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? и др.

Используемая литература:

1. Алесенко.О. Приключения веселых человечков/ Школьный психолог .- 2002.№48

2. Арефьева О.М. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.// Начальное образование.- 2010г. № 3. 52 с.

3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.

4. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. -С. 78-83.

5. Леонтьев А.А. Психология общения/А. А. Леонтьев. – М., 1997. – 346с.

6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004. - 175 с.

7. Читоркина М. М. Возможности развития коммуникативных способностей младших школьников // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008 уч. г. Режим доступа: http//festival.1september.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.

В своей работе автор доказывает важность общения для развития речи и как следствие успешному познанию связей в природе, и в жизни вообще....

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста

Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за по...

Формирование необходимых жизненно важных навыков у детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности

Необходимость совершенствования работы  по формированию необходимых жизненно важных навыков у воспитанников начальной школы,  способствующих успешной социализации  личности, не вызывает...

Формирование каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста

В данной статье рассмотрены основные методы формирования каллирафических навыков у младших школьников.Для эффективного овладения детьми навыками чистописания необходимо вести работу в комплексе, испол...

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста"

Описание вычислительных навыков и их теоретической основы....