«Живая бусинка» (путешествие по страницам книг Нины Михайловны Павловой)
методическая разработка (2 класс)

Четверикова Анна Вячеславовна

Знакомство с рассказом Нины Михайловны Павловой про горох, творческое задание слепить из пластилина или нарисовать (раскрасить) стручок гороха. Интегрированный урок по предметам: литературное чтение, ИЗО, окружающий мир, внеклассное чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_businka.docx150.11 КБ
PDF icon zhivaya_businka.pdf1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12

имени Героя Советского Союза Суханова Виталия Федоровича»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Пушкина, 1а, тел. (8453) 56-94-36, 56-88-37

эл.почта: sc12engl@bk.ru, сайт: http://www.сош12.рф

План-конспект урока

«ЖИВАЯ БУСИНКА»

(ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ КНИГ

НИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ПАВЛОВОЙ)

ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ

ИНТЕГРИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТЫ:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, ИЗО, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР,

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Подготовила:

 педагог-библиотекарь

МОУ « СОШ №12 им. В.Ф. Суханова» ЭМР

Четверикова Анна Вячеславовна

Энгельс, 2023

Тип урока - открытия нового знания

Цели и задачи урока:

Сформировать у обучающихся умений реализации новых способов действия – следуя пошаговой инструкции достичь определенного результата. Создание ситуации успеха.

Расширить понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, наблюдений.

Используемые ИКТ технологии: ММ-презентация.

Ход урока:

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок: мы узнаем много нового и интересного! Будем слушать сказку и лепить из пластилина. Но чтобы все успеть нужно быть собранными и внимательными! Итак, мы начинаем.

Слайд 1

На экране мы видим Павлову Нину Михайловну. Нина Михайловна прожила долгую жизнь и очень много успела сделать хорошего и нужного для людей. Родилась она 8 февраля 1897 года в городе Сулине. Она работала ученым-ботаником – изучала жизнь растений. Очень любила Нина Михайловна  эксперименты и опыты! Она стала автором новых сортов смородины и крыжовника. За безупречную работу правительство наградили Нину Михайловну орденами и медалями.

Слайд 2

А еще Нина Михайловна  очень любила читать и сама писала рассказы о живой природе. Другой очень известный писатель-натуралист Виталий Бианки так писал о Нине Михайловне: «Мы раскрываем книжку — и вдруг цветы заговорили с ветерком, с насекомым. И самое удивительное в этих рассказах, что мы с вами нисколько этому не удивились, будто давно понимаем язык растений, крохотных животных и сами умеем, говорим, на их языке. Почему так? Потому что в рассказах Нины Михайловны Павловой все — самая настоящая правда».  Он включил много рассказов Нины Павловой в свою книгу «Лесная газета».

Слайд 3

Давайте посмотрим, название книг, которые написала Нина Михайловна Павлова:

«Рапссказы и сказки о природе», «Мышонок заблудился», «Желтый, белый, лиловый»

 Слайд 4

«Чьи башмачки», «Земляничка», «Бабочки»

Слайд 5

«Зимние сказки», сказка «Крылатка-неудачница», рассказ «Секрет»

Слайд 6

А теперь послушайте, ребята, рассказ «Живая бусинка»

В спичечной коробочке у Гали жила семья бусинок. Им жилось хорошо: они каждый день ходили гулять. Вот и сейчас Галя наклонила коробочку, и все бусинки выкатились на стол: две красных, две синих и одна жёлтая. На прогулку они пошли парами: впереди - красные, за ними синие, а сзади - жёлтая.

Эту бусинку Галя нашла на крылечке. Ковыряла щепочкой в щёлке, вытащила оттуда кусочки коры, угольки, камешки - всё неинтересное, и вдруг - бусинка! Кругленькая, гладенькая, тяжёлая, ну сразу видно, что купленная. Только без дырочки. А вместо дырочки - пятнышко и рядом точно козьи рожки нарисованы. Ничего, что без дырочки, Гале понравилась новая бусинка больше всех остальных.

Как-то раз Галя повела свои бусинки на море. Море было в глубокой тарелке. Там плавали три лодки - ореховые скорлупки. Галя посадила бусинки в лодки, и они поплыли. В первой лодке ехала пара красных бусинок, во второй - пара синих, а в третьей - жёлтая. Вдруг на море поднялась буря, все лодки перевернулись кверху дном, а бусинки потонули. И не успела Галя их спасти, как её позвала мама, и Галя пошла с ней гулять.

А вернулась - сразу стала выручать свои бусинки из воды. Вынула со дна моря красные - ничего: живы и здоровы, вынула синие - тоже ничего. А когда вытащила жёлтую, взглянула на неё и даже испугалась: что с ней стало! Вся в морщинках, как мамины пальцы, когда мама стирает.

Галя положила больную бусинку на ладошку и понесла её к маме. Может, мама бусинку починит.

А мама сказала:

- Это не беда. Пусть она полежит в воде до утра. Поправится сама.

Утром Галя вынула из воды жёлтую бусинку и видит: поправилась. Да ещё как поправилась! Выросла, раздулась, потяжелела, но уже больше не твёрдая, перестала походить на бусинку. И там, где у неё были нарисованы козьи рожки, теперь точно хоботок под кожицей спрятан.

Галя побежала показать её маме:

- Только погляди, мамочка, какая бусинка стала! Какая важная! Но я играть с ней больше не хочу: зачем она такая мягкая. Красные и синие бусинки лучше.

А мама сказала:

- А мне она нравится. Оставь её у меня.

Мама налила в блюдечко воды, положила на дно тряпочку, а на мокрую тряпочку - жёлтую бусинку.

Слайд 7

Там она и лежала, когда мама позвала Галю посмотреть, что ещё случилось с её бусинкой.

Галя взглянула и закричала:

- У неё зубок прорезался, как у братишки! Посмотри, какой беленький, остренький!

И правда, у бусинки кончик хоботка прорвал кожицу и вылез наружу, как зубок.

- Почему у бусинки зубок? - спросила Галя. - Разве она оживела?

- Да она всегда была живой.

- А когда жила в коробочке?

- И тогда. Ведь это не бусинка, а живая горошинка.

- Нет, я так не хочу - живая горошинка, - сказала Галя, - лучше живая бусинка.

Слайд 8

Зубок у живой бусинки стал длинным корешком. А кверху петелькой поднялся стебелёк. И, видно, живой бусинке захотелось в землю.

Мама с Галей пошли её сажать. Вышли во двор. Холодно. Снег ещё недавно стаял. И свежая травка выросла только у самой стены. Тут, у дома, Галя выкопала ямку, а мама опустила туда живую бусинку и засыпала её землёй. А рядом воткнула палочку.

Галя спросила:

- И палочка для живой бусинки?

- Да, для неё.

Тогда Галя засмеялась и сказала:

- Когда живая бусинка обо мне соскучится, она выберется из земли и влезет на палочку посмотреть, где я. Правда, мама?

В тот день Галя то и дело подбегала к палочке. Но живая бусинка не выглядывала из земли.

Стало тепло. Расцвели цветы, залетали бабочки. Мама занялась огородом. У Гали тоже было много дела, и она позабыла о живой бусинке.

Но вот как-то раз пробегала она мимо палочки и вдруг видит: рядом стоит кустик.

Слайд 9

Подошла и удивилась: кустик держится за палочку. Своими листиками держится! На листиках - зелёные ниточки; они обмотались вокруг палочки и привязали к ней весь кустик. Вот так фокус!

Галя побежала за мамой.

А мама говорит:

- Ведь это же горох - это твоя живая бусинка. Как же ты не догадалась?

Галя очень обрадовалась и спрашивает:

- А зачем она в палочку вцепилась?

- А чтобы ей крепче стоять. Вот как твой братишка: сам стоять не может, а уцепится ручками за спинку кроватки и стоит.

Слайд 10

Красные и синие бусинки лежат у Гали в спичечной коробочке. Они всё такие же, как были. А к живой бусинке, когда ни прибежишь, увидишь новенькое.

Вчера ничего не было, а сегодня среди листиков, внизу, что-то белеется. Галя подумала, это мотыльки. А это цветки! Живая бусинка расцвела. И у кого это она научилась? Два цветочка на одной ножке. Галя их сорвала. Один подарила маме, а другой - братишке.

А мама сказала:

- А когда ещё распустятся, ты не трогай.

- А почему?

- Они живой бусинке нужны. Вот увидишь, что с ними потом станет.

И Галя увидела: каждый цветок поцветёт немного, а потом белые лепестки завянут и отпадут. А из серединки цветка вырастет боб!

Боб на солнышке просвечивает, и в нём видны темные шарики. Гале очень хотелось посмотреть, какие они. Но она жалела живую бусинку и её бобов не трогала.

Слайд 11,12

А бобы всё росли да росли. Стали большие и толстые. Потом пожелтели, и мама сказала:

- Ну, Галочка, поспел твой горох.

И позволила Гале все бобы оборвать.

В серединке у них оказались жёлтые бусинки. Кругленькие, гладенькие, тяжёлые! Ну будто купленные и дорогие.

Галя повела их по нарочному на прогулку. Бусинки пошли парами.

Вышла длинная-длинная цепочка: от одного края стола до другого. Впереди шли жёлтые живые бусинки, а в конце - пара красных и синих.

Галя им сказала:

- Помните, давно-давно сзади вас шла гулять жёлтая бусинка? А теперь посмотрите вперёд - это всё её детки. Видите, как их много? Мне не сосчитать, и братишке, конечно, тоже. Одна мама может сосчитать.

Слайд 13

Ребята, понравился вам рассказ «Живая бусинка»? - (дети отвечают)

А сейчас мы с вами сами сделаем горошинки. Лепить мы будем из пластилина,

И если постараться, то поделка должна получиться как настоящие горошинки в стручке!

Слайд 14

Давайте приготовим все необходимое.

Приготовим рабочее место, пластилин, коврик или доску для лепки, стеку для пластилина.

Слайд 15

Работать мы будем поэтапно, пошагово. Вы можете увидеть на экране картинки, которые помогут вам успешно справиться с работой.

Шаг 1 Подготовка: подготовим два оттенка зеленой массы. Из насыщенного зеленого пластилина мы будем лепить стручок, а из бледно-зеленого – горошины.

Слайд 16

Шаг 2 – Горошинки. Формируем из светлого кусочка пластилина колбаску. Делим ее на 10-12 кусочков стекой. Скатываем их в шарики.

Слайд 17

Шаг 3 – Стручок

        Приготовленный кусочек зеленого пластилина раскатываем в колбаску. Затем расплющиваем мягкую массу в лепешку. Не делаем лепешку слишком тонкой, иначе в процессе сборки стручка она может прорваться!

Слайд 18

Шаг 4 Стручок и горошинки

Выкладываем горошины в ряд примерно по центру лепешки. Немного сдавливаем их, чтобы детали немного склеились между собой. Теперь закрываем стручок краями лепешки.

Слайд 19

Шаг 5 Листочек и усики

Из светло-зеленого пластилина создаем хвостик стручка. Приклеиваем заготовку к кончику стручка, лишние зубчики срезаем, а оставшиеся подкручиваем наружу.

Слайд 20

Шаг 5 Листочек и усики

Дополняем хвостик маленькой плодоножкой.

 Слайд 21

Шаг 5 Стебель

Также вылепливаем овальный листочек и тонкий изогнутый усик. Присоединяем слепленные детали к верхней части плодоножки. Сделаем стебель и листики.

Слайд 22

Ура! У нас все получилось! Ребята! Посмотрите какой симпатичный росточек получился у каждого из вас! (Можно оставить работы каждого ученика отдельно, а можно объединить в большую совместную работу-проект).

Слайд 23

 В других классах можно предложить ребятам раскрасить заготовленную раскраску или нарисовать росток гороха. (Раскраска в Приложении 1) Предложить разгадать загадку:

 

Всех ребят – больших и крох

Летом радует…….

( горох)

Слайд 24 Подведем итоги

Книги Н. М. Павловой учат читателей бережно относиться к каждому живому существу. Вместе с ребенком автор удивляется и радуется, смотрит на мир его глазами и потому видит в природе то, что может быть скрыто от других. Нина Михайловна пишет естественно, правдиво и занимательно. Вот поэтому нам непременно захочется узнать больше о жизни живой природы и начать экспериментировать, выращивать свои небольшие растений.

Слайд 25 Спасибо за внимание!

Ребята! Выполнив сегодня работу, мы стали участниками ежегодной межрегиональной  акции «Читаем книги Нины Павловой». Каждый из вас сможет дома с родителями поставить свой  эксперимент по выращиванию и наблюдению за  растением. Успехов в этом начинании! Спасибо за внимание!

Список использованной литературы и интернет источников:

Мастер-класс «Горошек из пластилина»

https://onwomen.ru/goroshek-iz-plastilina.html

Павлова, Н. Живая бусинка: сказки: [для дошкольного возраста] / Н. Павлова; рис. Л. Рыбченковой. – М.: Детская литература, 1970. – 15, [1] с.: ил. (Мои первые книжки).

        Павлова Нина Михайловна: биография

https://www.sulinlib.ru/pisateli-dona-detyam/152-pavlova-nina-mikhajlovna

Приложение 1

C:\Users\Админ\Desktop\горох.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие по страницам книг С.Маршака

Сегодня, ребята, вас ждет встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком 3 ноября - день рождения переводчика, детского поэта, доброго друга детей. Имя С.Я. Маршака с детства знакомо каждому из на...

Путешествие по страницам книг С.В. Михалкова

Творчество Михалкова, стихи, инсценирование сказок, песни, частушки....

Урок знаний "Путешествие по страницам "Книги знаний"

Это внеклассное мероприятие для учащихся 3 класса....

Литературный праздник "Путешествие по страницам книги "Цветик - семицветик"

Цель занятия: вызвать интерес к личности и творчеству В.П. Катаева.Задачи: познакомить с биографией и творчеством Катаева, способствовать развитию умению анализировать, сравнивать и обобщать, создать ...

Индивидуальный план развития педагога Анкушевой Нины Михайловны

Индивидуальный план развития педагога Анкушевой Нины Михайловны...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по страницам книг"

Программа внеурочной деятельнрости "Путешествие по страницам книг" поможет обучающимся развить интерес к чтению, осознать значимость читательской деятельности....