Методическая разработка литературной игры "Увлекательное путешествие по страницам книг С.Я.Маршака"
методическая разработка по чтению (2, 3 класс)

Ханукович Светлана Владимировна

Литературная игра. Знакомство детей с творчеством С.Я.Маршака

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

литературной игры

«Путешествие по страницам книг С.Я.Маршака»

Цели:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством С.Я.Маршака;
  2. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
  3. Побуждать учащихся обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;
  4. Развивать творческие способности учеников.

 

План и ход игры

  1. Организационный  момент (под музыку дети заходят в зал).
  2. Вступительная беседа.

- В нашей стране не найдётся человека, которому неизвестно имя Самуила Яковлевича Маршака: ведь его стихи, сказки и загадки знают даже маленькие дети. Сам С.Я.Маршак вспоминал: «Сочинять стихи я начал ещё до того, как научился писать».

        Самуил Яковлевич родился  3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Отец работал мастером на химическом заводе. Семья была большая и дружная, отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми.

        Маршак поступил в гимназию г. Острогожска. Но вскоре отец уехал в Петербург,  нашёл там работу, и мать с младшими детьми переехала к нему. Самуил со старшим братом остался в Острогожске, поскольку перевестись в петербургскую гимназию было непросто. Приехав, однажды к родителям на каникулы, юноша познакомился в Петербурге с известным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым, который  помог поступить Самуилу в хорошую петербургскую гимназию.

        Совсем молодым человеком Самуил Яковлевич поехал учиться в Англию. Чтобы лучше изучить язык, чтобы слышать народную речь, он пешком совершил большое путешествие по английской провинции. Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить английских поэтов и народные песни.

        Вернувшись в Россию С.Я.Маршак начал работать с детьми. Он писал для них стихи и сказки в стихах, создал один из первых детских театров.

- Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие, путешествие по страницам книг замечательного писателя С.Я.Маршака.

(Перед детьми выставка книг С.Я.Маршака, большие декоративные книжки – раскладушки)

- В путешествие отправляются три команды. Давайте познакомимся.

Представление команд

  1. «Радуга»                     Наш девиз простой и краткий:

                                          Там, где радуга займётся

                                          Точно будет всё в порядке.

  1. «Весёлые чижи»          Дружно жили и не тужили,

                                      44 весёлых чижа.

                                   Дружно считали, дружно играли

                                  44 весёлых чижа.

  1. «Друзья – товарищи» Ни шагу назад

                                   Ни шагу на месте,

                                  А только вперёд

                                    И только все вместе.

 

 - Путешествие начинается.  И сначала мы заглянем вот в эту книжку с названием «Загадки»  (музыка).

1. Разминка 

- Прилетели галки в поле

  И уселись на снегу…

  Стану я учиться в школе –

  Разобраться в них смогу.  (Буквы)

 - Плещет тёплая вода

   В берегах из чугуна.

   Отгадайте, вспомните:

   Что за море в комнате?    (Ванна)

- Всегда шагаем мы вдвоём,

  Похожие, как братья.

  Мы за обедом – под столом,

  А ночью – под кроватью.     (Обувь)  

  1. Мы  иной раз забываем, откуда пришли меткие слова и выражения, которые стали привычными в разговорной речи.  Забудет кто-то свои вещи или перепутает с чужими, то кто-нибудь непременно скажет «Человек рассеянный с улицы Бассейной». Над неудачливым мастером, всё испортившим, подшутят «Эх мастер – ломастер!» О безголосом артисте, которого еле слышно со сцены наверняка кто-то скажет «Открывает щука рот, а не слышно, что поёт». Эти и многие другие, навсегда запомнившиеся слова. Шутки пришли в нашу речь из сказок, созданных С.Я.Маршаком.

Открываем другую книгу «СКАЗКИ»

Сейчас мы послушаем сказку – присказку в исполнении самого автора – С.Я.Маршака. Услышим удивительный голос прекрасного писателя. После я задам вопрос, на который сможет ответить только самый внимательный.

СТИХОТВОРЕНИЕ  «БАГАЖ»

- Сколько вещей было у дамы?    (6 и собачонка)

- Маршак много написал сказок в стихах на народные сюжеты, иногда это были сказки русские, украинские, восточные, северные. Поэт говорил: «Трудно установить какому народу принадлежат эти сюжеты. Вероятно это всё очень древние сюжеты переходившие из страны в страну».

- Сейчас с одной такой сказкой нас познакомят ребята команды «Радуга».

3.  Инсценировка сказки «Отчего кошку назвали кошкой».

4.  Многие композиторы написали музыку на стихи Маршака.

   Сейчас команда «Друзья - товарищи » исполнит одну из песен, которая так и называется «Школьному другу».

Исполнение песни «Школьному другу».

5. На протяжении всей своей жизни, где бы не жил Маршак, он работал. Неутомимый труженик, добрый и честный человек он не терпел «пустого времени». Самуил Яковлевич писал так:

Мы знаем, время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

- Давайте вспомним произведения написанные поэтом в разные годы.

Узнать произведение по герою (показать картинку или игрушку)

 Котёнок    («Усатый полосатый»)

Ёж              («Тихая сказка»)

Мышонок («Сказка о глупом мышонке»)

(Члены команд читают отрывки из этих произведений)

  1. Маршак писал считалки, поговорки, сказки, присказки о детях, о животных. Интересно, а о чём же идёт речь в этой цветной книге.

Открываем третью книгу.

Об этом нам расскажут ребята из команды «Весёлые чижи».

«Разноцветная книга»

Синяя страница

Жёлтая страница

Белая страница

                 

- Только  на последней странице вовсе нет иллюстраций. Давайте сделаем так я прочитаю строчки к этой странице, а вы на несколько минут станете художниками иллюстраторами и украсите эту страницу. (по 3 челов. от команды)

ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЦА

 Эта страница зеленого цвета,

Значит, на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой странице прилег.

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь, на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.

Вон темно-красная божья коровка,

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по божьим делам.

Вот в одинаковых платьях, как сестры,

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пестрой,

То, раскрываясь, несутся опять...

Подведение итогов.

- Ну, вот и закрыта последняя страница наших книг. Подходит к концу и наше путешествие. Стихи и песни, написанные на стихи С.Я.Маршака можно слушать бесконечно, всегда они будут радовать вас, делать вас добрее и счастливее.

Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Театральное путешествие по страницам пьесы С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев"

Проект предполагает поиск культурных взаимосвязей в работе над пьесой С.Маршака "Двенадцать месяцев"...

Урок - путешествие по страницам книг С.Маршака

Сегодня, ребята, вас ждет встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком 3 ноября - день рождения переводчика, детского поэта, доброго друга детей. Имя С.Я. Маршака с детства знакомо каждому из на...

Путешествие по страницам книг С.В. Михалкова

Творчество Михалкова, стихи, инсценирование сказок, песни, частушки....

Урок знаний "Путешествие по страницам "Книги знаний"

Это внеклассное мероприятие для учащихся 3 класса....

Литературный праздник "Путешествие по страницам книги "Цветик - семицветик"

Цель занятия: вызвать интерес к личности и творчеству В.П. Катаева.Задачи: познакомить с биографией и творчеством Катаева, способствовать развитию умению анализировать, сравнивать и обобщать, создать ...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по страницам книг"

Программа внеурочной деятельнрости "Путешествие по страницам книг" поможет обучающимся развить интерес к чтению, осознать значимость читательской деятельности....

«Живая бусинка» (путешествие по страницам книг Нины Михайловны Павловой)

Знакомство с рассказом Нины Михайловны Павловой про горох, творческое задание слепить из пластилина или нарисовать (раскрасить) стручок гороха. Интегрированный урок по предметам: литературное чте...