Роль проектной деятельности в формировании функциональной грамотности в начальной школе
статья (2 класс)

Екатерина Васильевна Рыженко

семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль проектной деятельности в формировании функциональной грамотности в начальной школе

В современном мире, характеризующемся быстрым развитием технологий и постоянными изменениями, функциональная грамотность становится ключевым фактором успешной адаптации человека к жизни в обществе. Начальная школа играет важную роль в формировании основ функциональной грамотности, закладывая фундамент для дальнейшего развития. Одним из эффективных инструментов для достижения этой цели является проектная деятельность, которая позволяет учащимся применять знания на практике, развивать критическое мышление и решать реальные проблемы.

Традиционные методы обучения, ориентированные на воспроизведение знаний, часто оказываются недостаточными для формирования функциональной грамотности. Учащиеся, освоившие теоретический материал, зачастую испытывают трудности при применении его в практических ситуациях. Проектная деятельность, напротив, позволяет учащимся активно участвовать в процессе обучения, применять полученные знания и навыки для решения конкретных задач, что способствует развитию их функциональной грамотности.

Функциональная грамотность: понятие и компоненты

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретенные знания, умения и навыки для решения широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности. Функционально грамотный человек способен адаптироваться к изменяющимся условиям, критически мыслить, принимать обоснованные решения и эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Основные компоненты функциональной грамотности включают:

  • Читательская грамотность - способность понимать, использовать, оценивать и размышлять о письменных текстах для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, участия в социальной жизни.
  • Математическая грамотность -способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений.
  • Естественнонаучная грамотность -способность использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, приобретения новых знаний, объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на доказательствах выводов об этих явлениях.
  • Финансовая грамотность -способность понимать и использовать финансовые знания и навыки для принятия обоснованных решений в области личных финансов.
  • Креативное мышление- способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и творчески подходить к решению задач.
  • Критическое мышление -способность анализировать информацию, оценивать ее достоверность и делать обоснованные выводы.

Проектная деятельность в начальной школе: особенности и этапы

Проектная деятельность – это форма организации образовательного процесса, направленная на достижение конкретного результата (продукта) в процессе самостоятельной деятельности учащихся. Проектная деятельность характеризуется следующими особенностями: практическая направленность, самостоятельность учащихся, активная роль учителя, междисциплинарность, ориентация на результат.

Проект имеет практическое значение и ориентирован на решение конкретной проблемы. Учащиеся самостоятельно планируют, организуют и реализуют проект. Учитель выступает в роли консультанта и помощника, направляя и поддерживая учащихся.

Проектная деятельность может интегрировать знания из различных предметных областей. Проект должен завершиться созданием конкретного продукта (макета, презентации, исследования, и т.д.).

Основные этапы проектной деятельности:

  1. Выбор темы проекта 

Определение проблемы, требующей решения, и формулировка темы проекта.

  1. Планирование 

Определение цели и задач проекта, выбор методов исследования, разработка плана работы.

  1. Реализация проекта

Сбор информации, проведение исследований, анализ данных, разработка продукта.

  1. Защита проекта

Представление результатов работы, ответы на вопросы, оценка проекта.

  1. Рефлексия

Анализ процесса работы над проектом, оценка достигнутых результатов, выявление трудностей и путей их преодоления.

Вклад проектной деятельности в развитие компонентов функциональной грамотности

Проектная деятельность оказывает существенное влияние на развитие всех компонентов функциональной грамотности:

  • Читательская грамотность

 Работа с различными источниками информации (книги, статьи, интернет-ресурсы) при выполнении проекта способствует развитию навыков поиска, анализа и интерпретации текста.

  • Математическая грамотность

Решение математических задач, связанных с планированием, измерением, расчетом и анализом данных, способствует развитию математического мышления и умения применять математические знания в практических ситуациях.

  • Естественнонаучная грамотность

Проведение экспериментов, наблюдений и исследований в рамках проекта способствует развитию естественнонаучного мышления и умения объяснять естественнонаучные явления.

  • Финансовая грамотность

Планирование бюджета проекта, расчет затрат и доходов, поиск спонсоров способствует развитию финансовой грамотности и умения принимать обоснованные финансовые решения.

  • Креативное мышление 

Поиск нестандартных решений, разработка оригинальных идей и создание новых продуктов способствует развитию креативного мышления.

  • Критическое мышление

Анализ информации, оценка достоверности источников, формулирование обоснованных выводов способствует развитию критического мышления.

Примеры проектных заданий для формирования функциональной грамотности

Примеры проектных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности в начальной школе:

Проект "Мой распорядок дня". Учащиеся составляют распорядок дня, учитывая время на учебу, отдых, питание и другие виды деятельности. Проект направлен на развитие математической грамотности (расчет времени) и финансовой грамотности (планирование бюджета).

Проект "Выращиваем растения". Учащиеся проводят эксперименты по выращиванию растений, наблюдают за их ростом и развитием. Проект направлен на развитие естественнонаучной грамотности и читательской грамотности (изучение литературы по выращиванию растений).

Проект "Создаем книгу рецептов". Учащиеся собирают рецепты любимых блюд, оформляют их в виде книги. Проект направлен на развитие читательской грамотности (понимание и интерпретация текста рецептов), математической грамотности (измерение количества ингредиентов) и креативного мышления (оформление книги).

Проект "Путешествие по родному краю". Учащиеся изучают историю и культуру своего края, разрабатывают маршрут путешествия и представляют его в виде презентации. Проект направлен на развитие читательской грамотности (поиск и анализ информации о родном крае), математической грамотности (расчет расстояний и времени в пути) и критического мышления (оценка достоверности информации).

Проектная деятельность является эффективным средством формирования функциональной грамотности у учащихся начальной школы. Она позволяет учащимся применять знания на практике, развивать критическое мышление и решать реальные проблемы. Использование проектной деятельности в образовательном процессе способствует подготовке учащихся к жизни в современном мире, формированию активной и социально адаптированной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

 Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...

Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе....

Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе

В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе.

Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В ней идет речь о понятии "функциональная грамотность", приведены примеры методов формирования читательской, математической и есте...

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

Методическая система работы: «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе»

Сущность методической системы формирование функциональной грамотности учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности в соответствие с требованиями ФГОС НОО....