особенности развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями
методическая разработка
Оценка особенностей развития ребёнка школьного возраста
Фамилия, имя ребёнка__________________________________Возраст__________мес.________________
Образовательное учреждение__________________________________________класс__________________
Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития ребёнка Вашего класса. Это поможет Вам и специалистам школы организовать эффективное развитие и помощь ребёнку. Необходимо, не пропуская ни одного утверждения, отметить только одно из трёх значений: 0, 1 или 2, что характеризует выраженность данного показателя поведения, развития или обучения на текущий момент. Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отмечается значение «0»; если показатель отмечается, но не постоянно – «1»; показатель характерен для ребёнка и проявляется часто – «2».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка особенностей развития ребёнка школьного возраста
Фамилия, имя ребёнка__________________________________Возраст__________мес.________________
Образовательное учреждение__________________________________________класс__________________
Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития ребёнка Вашего класса. Это поможет Вам и специалистам школы организовать эффективное развитие и помощь ребёнку. Необходимо, не пропуская ни одного утверждения, отметить только одно из трёх значений: 0, 1 или 2, что характеризует выраженность данного показателя поведения, развития или обучения на текущий момент. Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отмечается значение «0»; если показатель отмечается, но не постоянно – «1»; показатель характерен для ребёнка и проявляется часто – «2».
№ пп. | Анализируемый показатель | незначителен или отсутствует | отмечается, но не постоянно | характерен для ребёнка и проявляется часто | |
I | Поведение ребёнка | ||||
Импульсивен, расторможен. Нуждается в многократном повторении заданий и контроле взрослого. | 0 | 1 | 2 | ||
С трудом подчиняется правилам и инструкциям, неусидчив на уроках, возбуждён на переменах. | 0 | 1 | 2 | ||
Тормозим. Не сразу включается в работу, долго «раскачивается». | 0 | 1 | 2 | ||
Неуверен в своих силах. Боязлив и тревожен. | 0 | 1 | 2 | ||
Сумма по I группе: | |||||
II. | Темповые характеристики деятельности | ||||
Заторможен, медлителен, не успевает за другими детьми | 0 | 1 | 2 | ||
Темп работы неравномерен, быстро устаёт, теряет интерес | 0 | 1 | 2 | ||
Работает невнимательно, допускает много ошибок, не следит за ходом урока, много отвлекается | 0 | 1 | 2 | ||
Темп работы быстрый, но работает хаотично и «бестолково» | 0 | 1 | 2 | ||
Сумма по I I группе: | |||||
III. | Познавательное развитие | ||||
Недостаточно сообразителен (затрудняется в ответах на простые вопросы и задания). | 0 | 1 | 2 | ||
Постоянно нуждается в дополнительных разъяснениях. | 0 | 1 | 2 | ||
Недостаточный объём знаний об окружающем мире. | 0 | 1 | 2 | ||
Познавательно недостаточно активен (мало чем интересуется). | 0 | 1 | 2 | ||
Сумма по I I I группе: | |||||
IV. | Речевое развитие | ||||
Речь недостаточно разборчива. Имеются трудности звукопроизношения. | 0 | 1 | 2 | ||
Словарный запас беден по сравнению с другими детьми. | 0 | 1 | 2 | ||
Имеются нарушения грамматического строя речи. | 0 | 1 | 2 | ||
Малоразговорчив, выраженные трудности пересказа, старается говорить односложно. | 0 | 1 | 2 | ||
Сумма по I V группе: | |||||
V. | Овладение программным материалом | ||||
С трудом осваивает программу по письму (русский язык) | 0 | 1 | 2 | ||
С трудом осваивает программу по математике | 0 | 1 | 2 | ||
Имеются трудности чтения и понимания (пересказа) текстов. | 0 | 1 | 2 | ||
Нуждается в дополнительных занятиях с педагогом | 0 | 1 | 2 | ||
Сумма по V группе: | |||||
VI. | Игра и общение со сверстниками | ||||
Предпочитает играть в одиночестве, малоконтактен. | 0 | 1 | 2 | ||
Конфликтует с детьми, часто дерётся, злится. | 0 | 1 | 2 | ||
Не умеет поддерживать игру, принять роль | 0 | 1 | 2 | ||
Чрезмерно общителен, бездистантен | 0 | 1 | 2 | ||
Сумма по VI группе: | |||||
VII. | Эмоциональные особенности: | ||||
Фон настроения повышен, многоречив, всюду «лезет» | 0 | 1 | 2 | ||
Наблюдаются эмоциональные «перепады» (аффективные вспышки), может быть эмоционально неадекватен. | 0 | 1 | 2 | ||
Настроение снижено, плаксив, негативистичен | 0 | 1 | 2 | ||
Проявляет агрессию по отношению к детям и взрослым | 0 | 1 | 2 | ||
Сумма по VI I группе: | |||||
VIII. | Моторное развитие | ||||
Плохо развита графическая деятельность, почерк корявый, неразборчивый | 0 | 1 | 2 | ||
Нарушена общая координация, неуклюжий, неловкий. | 0 | 1 | 2 | ||
Неуспешен в таких предметах, как труд и рисование | 0 | 1 | 2 | ||
Предпочитает (часто) работать левой рукой. | 0 | 1 | 2 | ||
Сумма по VI I I группе: | |||||
Обработка результатов:
Группы показателей | I | II | III | IV | V | VI | VII | VI I I | Общая сумма |
Сумма по группам |
Дата__________Специалист, должность_____________________________________ __________
подпись
Инструмент, который мы предлагаем учителям, не имеющим специальной подготовки прост и удобен, но в то же время может дать значимую информацию.
Если в школе есть психолог, то в ситуации совместной работы учителя класса и психолога, содержание анализа наблюдаемых особенностей ребёнка должно быть одинаковым, поэтому разделы анкеты и разделы наблюдения психолога аналогичны.
Ребёнок оценивается по восьми показателям:
- Поведение;
- Темповые характеристики деятельности;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Овладение программным материалом;
- Игра и общение со сверстниками;
- Эмоциональные особенности;
- Моторное развитие.
По каждому из оцениваемых показателей в анкете предусмотрены 4 суждения, полностью охватывающие данную сферу особенностей. Суждения приведены в отрицательном залоге, что позволяет оценить характер негативных проявлений, если таковые присутствуют. Педагогом каждое из этих суждений оценивается по 3 градациям: показатель выражен «очень незначительно или отсутствует», отмечается значение «0»; если показатель «отмечается, но не постоянно» – «1»; показатель «характерен для ребёнка и проявляется часто» – «2».
В качестве первичной обработки параметров предусмотрено суммирование по каждому их 4 суждений для определения выраженности данного показателя и общая сумма выраженности негативных показателей. В процессе апробации были получены ориентировочные нормативные показатели, которые составляют 30 – 32 балла. То есть ребёнка, демонстрирующего в ситуации его присутствия в образовательном учреждении, по мнению педагога, негативные проявления (по анализируемым показателям), суммарно более чем 32 балла, следует рассматривать в группе риска по необходимости организации для него специальных условий образования и «запуска» комплексного психолого – педагогического сопровождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Развитие речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством пальчиковой гимнастики.
Моя задача рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики в школе для обучающихся с ОВЗ и показать вам примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках и во внеурочной дея...

Развитие наглядно-образного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
В статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью. Представлено описание и результаты экспериментального исследования наглядно-образного мы...

Доклад на тему "Комплекс занятий, как условие развития регламентированного диалога младших школьников с интеллектуальными нарушениями"
Доклад на тему: «Комплекс занятий как условие развития регламентированного диалога младших школьников с интеллектуальными нарушениями». В нем рассмотрены основные положения диссертац...

Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Особенности словообразования. словоизменения у детей с ОВЗ. Пути коррекции лексико-грамматического строя речи....
Некоторые подходы к изучению и развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Статья "Некоторые подходы к изучению и развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями"...

Природа как фактор духовно нравственного развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Природа как фактор духовно нравственного развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями...

Презентация "Планета в наших руках" для младших школьников с интеллектуальными нарушениями в развитии
Презентация по экологическому воспитанию для учащихся начальной школы...
