особенности развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями
методическая разработка

Смирнова Людмила Васильевна

Оценка особенностей развития ребёнка школьного возраста

Фамилия, имя ребёнка__________________________________Возраст__________мес.________________

Образовательное учреждение__________________________________________класс__________________

Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития ребёнка Вашего класса. Это поможет Вам и специалистам школы организовать эффективное развитие и помощь ребёнку. Необходимо, не пропуская ни одного утверждения, отметить только одно из трёх значений: 0, 1 или 2, что характеризует выраженность данного показателя поведения, развития или обучения на текущий момент. Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отмечается значение «0»; если показатель отмечается, но не постоянно – «1»; показатель характерен для ребёнка и проявляется часто – «2».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценка особенностей развития ребёнка школьного возраста

Фамилия, имя ребёнка__________________________________Возраст__________мес.________________

Образовательное учреждение__________________________________________класс__________________

Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития ребёнка Вашего класса. Это поможет Вам и специалистам школы организовать эффективное развитие и помощь ребёнку. Необходимо, не пропуская ни одного утверждения, отметить только одно из трёх значений: 0, 1 или 2, что характеризует выраженность данного показателя поведения, развития или обучения на текущий момент. Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отмечается значение «0»; если показатель отмечается, но не постоянно – «1»; показатель характерен для ребёнка и проявляется часто – «2».

пп.

Анализируемый показатель

незначителен или отсутствует

отмечается, но не постоянно

характерен для ребёнка и проявляется часто

I

                                        Поведение ребёнка

Импульсивен, расторможен. Нуждается в многократном повторении заданий и контроле взрослого.

0

1

2

С трудом подчиняется правилам и инструкциям, неусидчив на уроках, возбуждён на переменах.

0

1

2

Тормозим. Не сразу включается в работу, долго «раскачивается».

0

1

2

Неуверен в своих силах. Боязлив и тревожен.

0

1

2

                                                           Сумма по I группе:  

II.

Темповые характеристики деятельности

Заторможен, медлителен, не успевает за другими детьми

0

1

2

Темп работы неравномерен, быстро устаёт, теряет интерес

0

1

2

Работает невнимательно, допускает много ошибок, не следит за ходом урока, много отвлекается

0

1

2

Темп работы быстрый, но работает хаотично и «бестолково»

0

1

2

                                                          Сумма по I I группе:  

III.

Познавательное развитие

Недостаточно сообразителен (затрудняется в ответах на простые вопросы и задания).

0

1

2

Постоянно нуждается в дополнительных разъяснениях.

0

1

2

Недостаточный объём знаний об окружающем мире.

0

1

2

Познавательно недостаточно активен (мало чем интересуется).

0

1

2

                                                          Сумма по I I I группе:  

IV.

Речевое развитие  

Речь недостаточно разборчива. Имеются трудности звукопроизношения.

0

1

2

Словарный запас беден по сравнению с другими детьми.

0

1

2

Имеются нарушения грамматического строя речи.

0

1

2

Малоразговорчив, выраженные трудности пересказа, старается говорить односложно.

0

1

2

                                            Сумма по I V группе:  

V.

Овладение программным материалом

С трудом осваивает программу по письму (русский язык)

0

1

2

С трудом осваивает программу по математике

0

1

2

Имеются трудности чтения и понимания (пересказа) текстов.

0

1

2

Нуждается в дополнительных занятиях с педагогом

0

1

2

                                            Сумма по  V группе:  

VI.

Игра и общение со сверстниками

Предпочитает играть в одиночестве, малоконтактен.

0

1

2

Конфликтует с детьми, часто дерётся, злится.

0

1

2

Не умеет поддерживать игру, принять роль

0

1

2

Чрезмерно общителен, бездистантен

0

1

2

                                            Сумма по  VI группе:  

VII.

Эмоциональные особенности:

Фон настроения повышен, многоречив, всюду «лезет»

0

1

2

Наблюдаются эмоциональные «перепады» (аффективные вспышки), может быть эмоционально неадекватен.

0

1

2

Настроение снижено, плаксив, негативистичен

0

1

2

Проявляет агрессию по отношению к детям и взрослым

0

1

2

                                            Сумма по  VI I группе:  

VIII.

Моторное развитие

Плохо развита графическая деятельность, почерк корявый, неразборчивый

0

1

2

Нарушена общая координация, неуклюжий, неловкий.

0

1

2

Неуспешен в таких предметах, как труд и рисование

0

1

2

Предпочитает (часто) работать левой рукой.

0

1

2

                                          Сумма по  VI I I группе:  

Обработка результатов:

Группы показателей

I

II

III

IV

V

VI

VII

VI I I

Общая сумма

Сумма по группам

Дата__________Специалист, должность_____________________________________    __________

                                                                                                                                                        подпись

Инструмент, который мы предлагаем учителям, не имеющим специальной подготовки прост и удобен, но в то же время может дать значимую информацию.

 Если в школе есть психолог, то в ситуации совместной работы учителя класса и психолога, содержание анализа наблюдаемых особенностей ребёнка должно быть одинаковым, поэтому разделы анкеты и разделы наблюдения психолога аналогичны.

Ребёнок оценивается по восьми показателям:

  1. Поведение;
  2. Темповые характеристики деятельности;
  3. Познавательное развитие;
  4. Речевое развитие;
  5. Овладение программным материалом;
  6. Игра и общение со сверстниками;
  7. Эмоциональные особенности;
  8. Моторное развитие.

По каждому из оцениваемых показателей в анкете предусмотрены 4 суждения, полностью охватывающие данную сферу особенностей. Суждения приведены в отрицательном залоге, что позволяет оценить характер негативных проявлений, если таковые присутствуют. Педагогом каждое из этих суждений оценивается по 3 градациям: показатель выражен «очень незначительно или отсутствует», отмечается значение «0»; если показатель «отмечается, но не постоянно» – «1»; показатель «характерен для ребёнка и проявляется часто» – «2».

В качестве первичной обработки параметров предусмотрено суммирование по каждому их 4 суждений для определения выраженности данного показателя и общая сумма выраженности негативных показателей. В процессе апробации были получены ориентировочные нормативные показатели, которые составляют 30 – 32 балла. То есть ребёнка, демонстрирующего в ситуации его присутствия в образовательном учреждении, по мнению педагога, негативные проявления (по анализируемым показателям), суммарно более чем 32 балла, следует рассматривать в группе риска по необходимости организации для него специальных условий образования и «запуска» комплексного психолого – педагогического сопровождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Развитие речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством пальчиковой гимнастики.

Моя задача рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики в школе для обучающихся с ОВЗ  и показать вам примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках и во внеурочной дея...

Развитие наглядно-образного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью. Представлено описание и результаты экспериментального исследования наглядно-образного мы...

Доклад на тему "Комплекс занятий, как условие развития регламентированного диалога младших школьников с интеллектуальными нарушениями"

Доклад  на тему: «Комплекс занятий как условие развития регламентированного диалога младших школьников с интеллектуальными нарушениями». В нем рассмотрены основные положения диссертац...

Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Особенности словообразования. словоизменения у детей с ОВЗ. Пути коррекции лексико-грамматического строя речи....

Некоторые подходы к изучению и развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Статья "Некоторые подходы к изучению и развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями"...

Природа как фактор духовно нравственного развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Природа как фактор духовно нравственного развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями...

Презентация "Планета в наших руках" для младших школьников с интеллектуальными нарушениями в развитии

Презентация по экологическому воспитанию для учащихся начальной школы...