«Формирование функциональной грамотности как условие всестороннего развития личности младшего школьника».
статья

Шевченко Мария Николаевна
Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funkts_gramm.docx10.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности как условие всестороннего развития личности младшего школьника».

Что такое функциональная грамотность

Функциональная грамотность — это способность применять полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях. В начальной школе она включает:

читательскую грамотность (понимание текстов, поиск информации);

математическую грамотность (решение практических задач);

естественно‑научную грамотность (объяснение явлений окружающего мира);

финансовую грамотность (элементарные представления о деньгах и бюджете);

глобальные компетенции (понимание межкультурных различий, экологическое сознание);

креативное мышление (поиск нестандартных решений).

Ключевые положительные эффекты

1. Развитие когнитивных способностей

Занятия функциональной грамотностью стимулируют:

логическое мышление — через анализ ситуаций и поиск решений;

память и внимание — при работе с разнородной информацией;

умение классифицировать и систематизировать — при сортировке данных по признакам;

пространственное воображение — в задачах на ориентацию и моделирование.

2. Формирование учебной самостоятельности

Дети учатся:

ставить цели и планировать действия;

находить нужную информацию в разных источниках;

оценивать достоверность данных;

корректировать свои ошибки без постоянной помощи взрослого.

3. Повышение мотивации к обучению

Связь учебных задач с реальной жизнью:

показывает практическую ценность знаний;

вызывает интерес через знакомые ситуации (покупки, расписание, рецепты);

даёт ощущение компетентности — «я могу решить настоящую задачу».

4. Развитие коммуникативных навыков

Работа в парах и группах при решении функциональных задач учит:

чётко формулировать мысли;

слушать и понимать других;

договариваться о совместных действиях;

аргументированно отстаивать позицию.

5. Адаптация к изменяющемуся миру

Функциональная грамотность формирует:

гибкость мышления — умение применять знания в новых условиях;

информационную грамотность — навыки работы с цифровыми ресурсами;

критическое мышление — способность отличать факты от мнений.

Практические примеры занятий

Читательская грамотность: анализ инструкций к играм, составление расписания, чтение карт и схем.

Математическая грамотность: расчёт стоимости покупок, измерение площадей, построение графиков погоды.

Естественно‑научная грамотность: наблюдение за растениями, эксперименты с водой и магнитами, изучение сезонных изменений.

Финансовая грамотность: игра «Магазин», планирование карманных расходов, сравнение цен.

Креативное мышление: придумывание альтернативных концов сказок, конструирование из подручных материалов, решение головоломок.

Рекомендации для педагогов и родителей

Связывайте учёбу с жизнью. Используйте примеры из повседневного опыта ребёнка (поход в парк, приготовление еды, поездка на транспорте).

Задавайте открытые вопросы. Вместо «Сколько будет 2 + 2?» спрашивайте: «Как разделить 4 яблока на двоих поровну?»

Поощряйте поиск решений. Даже если ответ неверный, хвалите за попытку рассуждать.

Используйте игровые форматы. Квесты, головоломки, ролевые игры делают обучение увлекательным.

Создавайте проблемные ситуации. Например: «Как узнать, хватит ли места для всех стульев в классе?»

Развивайте метапознание. Спрашивайте: «Как ты догадался?», «Что помогло решить задачу?»

Интегрируйте предметы. Комбинируйте математику с окружающим миром, литературу с искусством.

Вывод

Формирование функциональной грамотности в начальной школе:

закладывает фундамент для успешного обучения в средних и старших классах;

развивает универсальные навыки, востребованные в XXI веке;

повышает уверенность ребёнка в своих силах;

делает процесс познания осмысленным и интересным.

Систематическая работа в этом направлении помогает вырастить не просто «знающего» ученика, а самостоятельного мыслителя, готового применять знания для решения реальных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Статья содержит рекомендации по организации самоуправления в начальной школе....

Ителлектуально-речевая среда на уроках русского языка как условие всестороннего развития личности ребёнка

" Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова и не получило навыка распоряжаться им с изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка" К.Д.Ушинский Данны...

Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств

В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....

Всестороннее развитие личности младшего школьника посредством внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...

Всестороннее развитие личности младших школьников посредством внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частья учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....

Статья "Взаимодействие семьи и школы, как условие всестороннего развития личности ребенка".

Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать всесторонне развитую личность....