Сущность логических универсальных учебных действий (установление причинно-следственных связей и доказательство) у детей младшего школьного возраста.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Важным аспектом ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию. Освоение школьниками УУД предполагает возможность самостоятельно и успешно усвоить новые знания, умения и способы действия. В своем исследование мы акцентируем внимание на логических универсальных действиях, которые относятся к познавательному блоку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сущность логических универсальных учебных действий (установление причинно-следственных связей и доказательство) у детей младшего школьного возраста.
Важным аспектом ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию. Освоение школьниками УУД предполагает возможность самостоятельно и успешно усвоить новые знания, умения и способы действия.
В нашем исследовании мы акцентируем внимание на логических универсальных действиях, которые относятся к познавательному блоку.
И.В. Пономарева считает, что логические универсальные учебные действия – это «анализ объектов, направленный на выделение существенных и несущественных признаков [23] .
Т.Е. Демидова логические учебные действия определяет как комплекс действий, связанный с переработкой и оперированием информацией [9] .
А.Г. Асмолов логические УУД рассматривает как процесс построения поисковой деятельности, непосредственного исследования, а также комплекс основных логических операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию той самой информации, которая была получена учащимися [2]. Данное определение логических универсальных действий будет взято за основу в нашем исследовании.
Как отмечает Е. В. Мальцева, к логическим универсальным учебным действиям относятся:
-анализ и синтез – важные операции мышления, которые тесно связаны между собой. Осуществляясь во взаимосвязи, данные действия способствуют полному и всестороннему познанию окружающего мира. Под анализом ученые понимают мысленное деление предмета или явления на составляющие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. А синтез, по их мнению, представляет собой мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное обобщение отдельных их свойств;
-выбор оснований и критериев для сравнения (соотнесения предметов и явлений в целях выявления сходства и отличий между ними, установления общих признаков и составления классификации и классификации объектов (причисления предмета к группе на основе заданного признака);
-доказательство;
-выявление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений;
-подведение под понятие – опознание, определение объектов, выделение основных признаков и их синтез;
-выведение следствий;
-выдвижение гипотез и их обоснование [16, с. 36].
Установление причинно-следственных связей – это одно из основных универсальных учебных действий, которое формируется у младших школьников средствами разных предметов.
Проблемам формирования умения устанавливать причинно-следственные связи были посвящены научные работы Татьяченко Д., Тиринова О.И., Усова А.Б., Чепиков В., Талызина Н. и др. В учебном процессе умение устанавливать причинно-следственную связь должно проходить несколько стадий.
Прием формирования причинно-следственных связей основывается на технологии поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Для эффективного формирования умения устанавливать причинно-следственные связи учитель должен создать необходимые педагогические условия. К таким педагогическим условиям можно отнести:
- проблемную ситуацию, в которых учащиеся сталкиваются с противоречиями между существующими явлениями и новыми фактами;
- открытые задания, при выполнении которые ученикам понадобится находить решение и обосновывать их;
- выдвижение гипотез, догадок и обсуждение их в небольших группах;
- выявление практической значимости полученных знаний и предложение применения их в жизненных ситуациях. Реализация этих условий будет более успешной, если учитель создает положительную эмоциональную атмосферу и ситуацию успеха, что придаст уверенности каждому учащемуся с разными учебными возможностями в успешном решении учебных задач [2].
В процессе учебной деятельности умение устанавливать причинно-следственные связи должно проходить несколько стадий. Первоначально данный приём логического мышления выступает в качестве предмета специального усвоения, затем как средство установления связей между предметами и явлениями, и наконец, как часть общеучебных умений, которыми должен овладеть школьник в начальных классах для успешного интеллектуального развития в последующих классах.
Умение устанавливать причинно-следственные связи предполагает владение учащимися более простыми умениями:
- выделять в предметах свойства;
- иметь понятие об общих и отличительных признаках предметов;
- определять в предметах существенные и несущественные признаки;
- различать необходимые и достаточные признаки предметов;
- выполнять простейшие умозаключения [5].
Таким образом, умение устанавливать причинно-следственные связи представляет собой сложный процесс посредством построения рассуждений и умозаключений, основанных на логических операциях (анализ, синтез, обобщение, сравнение).
Логические универсальные учебные действия имеют важное значение для развития учащегося в связи с тем, что, как отмечает Е. В. Мальцева, служат средством обобщения и систематизации знаний, а также являются основой выведения новых знаний с помощью имеющихся [16, с. 37].
Н. Ф. Талызина отмечает, что логические УУД представляют собой перечень приемов логического мышления (или мыслительных приемов), которые и являются необходимыми компонентами умения учиться на протяжении всех лет обучения во всех сферах жизнедеятельности [28] .
Значимость формирования логических УУД у младших школьников в том, что именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования логического мышления, что свидетельствует о необходимости овладения элементами логических универсальных действий. Это подчеркивал и Л. С. Выготский. Он отмечал, что сенситивный период для развития логического мышления – возраст до 13 лет. Поэтому именно в младшем школьном возрасте целенаправленное развитие логического мышления наиболее значимо [5].
Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знаний. Сформированные логические действия определяют характер логического мышления. Для успешного формирования логических УУД у младших школьников необходимо обеспечить переход от выполнения действия с опорой на творческие задания.
Рассмотрим основные действия логических УУД, которые формируются у младших школьников на протяжении обучения в начальной школе.
Так действия анализа формируются следующей последовательности. Учащиеся учатся:
1 класс – проводить анализ учебного материала по вопросам учителя или опорным словам;
2 класс – выполнять анализ учебного материала, опираясь на существенные и несущественные признаки;
3 класс – анализировать с помощью учителя, выделяя существенные признаки предметов;
4 класс – самостоятельно выполнять анализ объектов с целью выделения их существенных признаков.
Синтез. Учащиеся учатся:
1 класс – действовать по вопросам учителя, составляя из предложенных учителем частей целое (буквы, рисунок);
2 класс – выбирать только нужные объекты для создания целого;
3 класс – составлять целое из предложенных учителем частей, самостоятельно достраивая объект;
4 класс – самостоятельно составлять целое из частей, восполняя недостающие компоненты .
Сравнение, классификация, сериация.
Учащиеся учатся:
1 класс – осуществлять сравнение объектов по указанным учителем критериям;
2 класс – выполнять классификацию объектов по записанным первым объектам, самостоятельно определяя основание для продолжения классификации;
3 класс – классифицировать данные объекты по самостоятельно выбранному критерию;
4 класс – выполнять указанные логические операции, самостоятельно подбирая объекты [21].
Таким образом, формирование логических УУД у младших школьников в начальной школе происходит поэтапно, на протяжении всего обучения в начальной школе.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Познавательные универсальные учебные действия — это универсальные действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности и направленные на познавательное развитие личности младшего школьника.
Логические УУД - процесс построения поисковой деятельности, непосредственного исследования, а также комплекс основных логических операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию той самой информации, которая была получена учащимися.
Продуктивным в развитии логического мышления, а, следовательно, и логических УУД является младший школьный возраст. Логические УУД у младших школьников формируются посредством развития каждого мыслительного приема в отдельности, следствием чего ученик научится анализировать, сравнивать, обобщать и т.д. Логическое мышление связано с процессом обучения, и эффективное развитие каждого логического приема будет зависеть от соблюдения педагогом в образовательном процессе принципов целенаправленности и непрерывности.
Значительная роль в формировании у младших школьников логических УУД принадлежит творческим заданиям, так как при работе над творческим заданием необходимо раскрыть логику их решения в целом, без конкретизации отдельных вычислительных приемов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в предмет. Методическая разработка вводного занятия к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для детей младшего школьного возраста и их родителей
Методическая разработка «Введение в предмет» представляет собой вводное занятие к учебному курсу ОРКСЭ. Занятие рассчитано на детей младшего школьного возраста (10 лет) и их родителей, не входит в кал...

Реферат «Психологические особенности детей младшего школьного возраста как условие развития универсальных учебных действий»
ВВЕДЕНИЕВ последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошё...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста
Раскрытие понятий "универсальные учебные действия" и "регулятивные универсальные учебные действия", описание способов диагностики регулятивных УУД, а так же путей формирования....

статья по теме: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются подходы к диагностической работе с детьми, имеющими задержку психического развития в условиях массовой школы, а также описываются результаты диагностической работы по исследов...

Психологические особенности детей младшего школьного возраста как условие развития универсальных учебных действий.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.В связи с тем, что приорит...

Программа формирования регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста
Статья посвящена изучению понятий «универсальные учебные действия» и «регулятивные универсальные учебные действия»; представлена программа формирования регулятивных универсальных учебных действий дете...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
В статье дается обоснование необходимости создания специальных педагогических условий для формирования у школьников универсальных учебных действий. Рассматриваются особенности использования математиче...