Музыкальные игры
методическая разработка (музыка, 4 класс) по теме

Пастухова Светлана Федоровна

Для развитиячувства ритма младших школьников, есть интересные игровые упражнения, нацеленные на развитие этого компонента музыкальных способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_igry.docx23.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1. Использование  музыкальных игр, способствующих развитию чувства лада, музыкально -  слуховых представлений, чувства ритма.

2. Организация  музыкально-игровых композиций, включающих творческие задания.

        Необходимо отметить, что все условия гипотезы взаимосвязаны в решении проблемы развития музыкальных способностей учащихся посредством музыкальных игр.

       4 класс по предмету «Музыка» обучается по программе Д. Б. Кабалевского.

Данная программа  предоставляет возможность развития музыкальных способностей учащихся посредством музыкальных игр, но учителя, уделяют недостаточно внимания к созданию эмоциональной атмосферы в учебном процессе, не позволяет достаточно глубоко развить в детях чувство ритма, музыкально - слуховые представления, любви и интереса к слушанию музыки. Учитель не владеет в достаточном объеме теми методами и приемами (метод эмоционального воздействия, словесные методы, метод побуждения к сопереживанию, метод моделирования художественно – творческого процесса), влияющими на развитие музыкальных способностей младших школьников посредством музыкальных игр.

       Таким образом, в ходе формирующего эксперимента опытно-экспериментальной работы нами был разработан и проведен комплекс упражнений на основе программы «Музыка» Д. Б. Кабалевского, программа «Музыка» Е. Д. Критской, в которые включены различные виды упражнений, заданий, музыкально - игровых композиций, способствующих повышению уровня развития музыкальных способностей младших школьников.

       Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для формирования музыкальных способностей четвероклассников посредством музыкальных игр.

Все проводимые уроки музыки в ходе формирующего эксперимента начинались с игрового момента. Поэтому, организационному моменту уделялось большое внимание.  В беседе, каждый ребёнок мог высказать какое у него настроение,   какие музыкальные игры он хотел бы сегодня разучить на уроке, какими видами музыкальной деятельности хотел бы заняться. Данные пожелания учащихся по возможности учитывались нами при проведении последующих уроков музыки.

Уроки музыки проходили в соответствии с разработанным нами комплексом музыкальных игр, направленных на формирование музыкальных способностей учащихся. С этой целью на каждом уроке нами включались методы эмоционального сопереживания, метод эмоционального воздействия в процессе восприятия музыки, пения, элементы музыкально-игровой драматизации, как основного вида деятельности, способствующих развитию музыкальных способностей учащихся.

В качестве примера приводим некоторые проводимые нами музыкальные игры, задания, упражнения. Каждое упражнение имеет интересное содержание или элемент игры. Эти упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве.

       Для развития чувства ритма младших школьников, есть интересные игровые упражнения, нацеленные на развитие этого компонента музыкальных способностей. Дети с интересом играют в игру “Повтори ритм”. Один ребенок выполняет хлопками, притопами или на музыкальном инструменте (допустим, бубен), ритм, все остальные повторяют. В игре “Ритмический кубик” можно разделить детей на подгруппы. На сторонах кубика графически изображены различные комбинации ритмических рисунков. Дети, по очереди бросают кубик и отбивают соответствующий ритм. Для более точного воспроизведения ритма при разучивании песни используем игру в дирижёра. Кто-то из детей, “волшебной палочкой” подсказывает ритм при исполнении мелодии.

1.«Пение и хлопки»

       Неожиданный музыкально - ритмический эффект может дать следующий прием исполнения песни:  часть класса поет ее мелодию, а другая, отстав на один - два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши. При этом создается своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот прием, как показывает опыт, способствует развитию распределённого внимания и увлекает учащихся.

2.«Учитель и ученики»

        Приём заключается в перемежающемся пении: несколько тактов поет учитель, а затем мотив подхватывают учащиеся. Показ учащимся вступления может быть сделан самыми различными способами: дирижерский жест, внезапное прекращение пения, громкий аккорд фортепиано, хлопок… замечено, что в процессе разучивания этот прием активизирует внимание учащихся, улучшая певческую интонацию и возбуждая интерес к процессу работы над песней

3. «Узнать песню по ритму»

        Учитель (сам, или поручив это сделать ученику) отхлопывает ритм одной из песен, разученных в классе. По ритму учащиеся пытаются определить - какая песня задумана.

4.«Ритмический аккомпанемент»

       Класс делится на две группы. Одна из них исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определенную ритмическую фигуру. Такой «аккомпанемент» улучшает выполнение поющими ритмического рисунка песни, а общее ее исполнение обогащается новой «Краской». Особенно хорошо удается исполнить песни маршевого и плясового характера.

5.«Ритмическое  эхо»

       Учитель отхлопывает различные ритмические фигуры. Учащиеся, прослушав их, повторяют эти фигуры всем классом.

6.«Самодельные музыкальные инструменты на уроке»

        Два больших гвоздя создают эффект звучащего инструмента -  треугольника, если ударять их друг о друга, держа за головки.

       Могут быть использованы колокольчики, ложки, бутылки, заполненные жидкостью, палочки, тёрки. А вот еще один любопытный инструмент: два листа наждачной бумаги, которыми трут друг об друга.

        Эмоциональное исполнение песни - залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. Кроме того, без эмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С этой целью можно предложить детям упражнение “Испорченный телевизор”, которое целесообразно проводить со всей группой одновременно. Перед выполнением упражнения, настраивая учащихся на выразительное пение, предложить детям представить, что они выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы, папы, бабушки и т. д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чём песня, понять слова.

        Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Специальные  распевки по музыкотерапии  В. Н. Петрушина повышают жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться. Эти упражнения на формулу повышения самооценки помогают неуверенным и стеснительным детям.

1.“Мальчик и пальчик”

Плачет мальчик, ушиб свой пальчик. (Придумать мелодию в миноре) А-А-А-А

Завязали пальчик, засмеялся мальчик. (Придумать мелодию в мажоре) Ха – Ха – Ха – Ха……….

 2.Так, как Баба Яга является любимым персонажем всех детей, вызывает у детей яркие эмоции, можно использовать с младшими школьниками импровизацию с зеркалом. На ученика надевается парик Бабы Яги, и он придумывает мелодию на слова: “На красавицу Ягу, наглядеться не могу” У каждого ученика слаживается свой образ сказочного персонажа. У одних детей она получается злая, у других – смешная, у третьих – добрая и весёлая. У каждого своя, неповторимая.

       Тренировать дыхание можно  с помощью интересных упражнений, которые учат правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух.

1.“Шарики”

Вот как шарик надувает, а рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдуваем, наши мышцы расслабляем (выдох).

Дети должны представить себе большой воздушный шар и попробовать его надуть. Что сначала нужно делать? Как правильно дуть, покажите? Звучит тихая музыка. На крещендо дети «надувают шарик», короткими вдохами и выдохами, пока не лопнет. Сильная доля - вдох.

Приемы работы над выразительностью речи:

1. Этюды на изменение тембра и интонации голоса. Детям, например, предлагается найти нужную интонацию ответа (нежную, утвердительную, удовлетворительную, возмущенную, трусливую) в сценке «Разговор с киской!:

-Киска, как тебя зовут?

-Мяу!

-Стережешь ты мышку тут?

-Мяу!

-Киска, хочешь молока?

-Мяу!

-А в товарищи щенка?

-Мяу! Фф-ррр!

2. Разыгрывание  сценок. Детям предлагается несложное стихотворение с наличием слов автора и прямой речи, например «Страшилище» Ю. Мориц:

Однажды

Лохматый петух на заре,

Взлетев на забор,

Закричал: Ку-ка-ре!

Утенок от страха помчался за уткою:

Петух для утенка  - страшилище жуткое!.

3. Коллективное рассказывание сказки. Детям предлагается рассказать знакомую сказку. Кто-то начинает: «Посадил дед репку», другой ребенок продолжает: «Выросла репка большая-пребольшая», и далее рассказчики сменяют друг друга.

        Упражнения, направленные на формирование умений выбирать способы действия (движения, походка, мимика, жест) для передачи характера различных персонажей; привычки, позы, выражения; способности выражать разнообразные эмоциональные переживания и настроения в соответствии с музыкальным образом.

1. Импровизация “Кузнечики, стрекозы, бабочки”. Учитель называет то одно, то другое насекомое, а дети под музыку выполняют характерные для этого насекомого движения. «Кузнечики» – длинные прыжки. «Стрекозы» – машут крыльями. «Бабочки» порхают (только кисти рук).

2. «Цветок». Под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского дети складывают ладони вместе, изображая стебелек, затем раздвигают центральные части ладошек, формируют «цветочный бутон». И, наконец, движениями пальцев показывают, как «бутон» распускается. Нужно «поддержать раскрытый цветок» ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки (выполняется 3-4-раза).  

3. «Шмель гудит». Дети поют звук (у) на одной низкой ноте, поворачивают туловище справа налево и обратно, сначала разводя руки в стороны, как крылья, а затем, опуская их вниз («крылья» складываются). При этом звук сначала усиливается, а затем затихает.

4. «Аромат цветов». Под звуки музыки при взмахе «волшебной» палочки дети медленно вдыхают воздух носом, не поднимая плечи. Задержав дыхание на вершине вздоха, затем, при повторном взмахе «волшебной»  палочки, медленно выдыхают воздух.

5. «Звуковые  волны».  Пение с закрытым ртом или на гласный звук (а).  Дети  повторяют за учителем плавные волнообразные мелодические рисунки в пределах музыкального интервала квинта, показывая рукой каждый раз меняющуюся высоту «волн» и представляя себя качающимися на этих волнах.

6. «Разноцветные рыбки».

А) Дети, не сходя с места, «танцуют», используя только руки: сначала чуть-чуть пошевеливают кончиками пальцев, потом постепенно переходят к усиливающимся - мягкие, но сильные.

Б) «Рыбки» показывают, как работают их «хвостики». Локти учащихся прижаты к туловищу, трудиться будут только кисти рук.

7. «Игра воды». Детям дается задание изобразить движениями рук «игру» воды под музыку М.Равеля «Игра воды».

8. «Эхо в горах». Исполнение в парах или классом. Дети повторяют друг за другом ритмические рисунки, хлопая в ладоши или на ударных инструментах, поют разные гласные звуки, слоги и т.д. в процессе этого упражнения развивается коммуникабельность детей, внимание, музыкальный слух, и память, чистота интонирования.  

9. «Высоко - низко»: дети руками показывают смену регистров в исполняемом учителем музыкальном произведении.  

«Вверх - вниз» гимнастика для глаз. Дети выполняют движения глазами вверх-вниз под звуки восходящего и нисходящего звукоряда. Движения выполняются очень медленно и плавно, только глазами. Голова при этом совершенно неподвижна.

10. «Пляска огня». Детям раздаются красные и желтые платочки, все весело танцуют.

11. «В лесу». Дети играют с разными звуками. Например, звук (а). Учитель просит детей представить, что они пошли в лес вместе со своей собачкой (Ав-ав!). Тропинка привела их на красивую лесную поляну (Ах-ах, ах!). Вдруг у них из-под ног вспорхнула птичка (Ай!). Кто-то заблудился в лесу и кричит: (А – у!).  Затем учитель предлагает ребятам «превратиться» в разных жителей леса (мышка - пи-пи-пи, синичка – тинь - тинь-тинь, ежик - пыф-пыф-пыф и др.)

12. «Дождик». Продекламировать стихи, ритмично озвучивая их игрой на музыкальных инструментах: треугольник и др.

Дождь потом пошел сильней,

И закапал веселей,

Кап, кап, кап, кап, кап, кап …

Стали капли поспевать, капля каплю догонять:

Кап, кап, кап, кап, кап, кап…        

 Музыкально-ритмическая речевая игра - забава  «Журавель»  р.н.п. обработка О.Громовой.

Задачи: 1.Закреплять в игре выразительность движений (мимику и жесты), изображая модель поведения журавля.

2.Развивать общую моторику, координацию движений и речи, внимание, память и речевой слух.

Ход, содержание деятельности:

       Пока звери сидели под плетнем и хвастались, к ним в гости с соседнего болота отправился журавель – это большая, длинноногая птица с длинным клювом и большими крыльями. (Пою, дети подпевают и выполняют выразительно движения в соответствии с текстом. Играем 2 - 3 раза).

За болотом травушка зеленая растет.           Дети поднимают руки вверх,

                              и тянутся  за ними, показывая, какая          

                                        высокая  травушка   растет.

По воде журавушка,  журавушка идет.           Кладут  руки на пояс.

Ой, как ноги высоко поднимает!                    Высоко поднимают то одну,  

                                                                     то  другую, согнутую в колене, ногу.                                                            

Ой, как крылья широко раскрывает!               Стоя на месте, машут

                 руками,   как   крыльями.

Погулять он по травушке хочет,                     Одновременно исполняют

                          высокий шаг                              

Не боится, что ноги замочит.                                  и  махи руками (на месте или

                                                                                 двигаясь   по   комнате).                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность понятий музыкальная игра.

Для школьников  младших классов одним из основных видов деятельности является  игра. Иногда с помощью игровых элементов для учащихся возрастной группы становится доступнее понимание сути, ка...

Музыкальные игры на уроках музыки

Музыкальные игры способствуют: Освоению материала;Снятию психологического напряжения;Формированию творчества;Развитию фантазии....

Музыкальные игры на уроках музыки начальной школе

Всем известно, какое значение в становлении человека имеет игра, игровое начало. Ещё более известным фактом является повальное увлечение игрушкой и игрой, свойственной современному обществу....

Роль музыкальной игры

Консультация для педагогов...

Музыкальная игра "Можешь- спой!"

Музыкальная игра состоит из песен к советским и российским мультфильмам и кинофильмам....

"Музыкальные игры"

Музыкальные игры для танцевальных конкурсов...

сценарий музыкальной игры УГАДАЙ МЕЛОДИЮ

Сценарий музыкальной игры "УГАДАЙ МЕЛОДИЮ" поможет организовать отдых детей и весело провести время....