Сущность понятий музыкальная игра.
статья по музыке (4 класс) по теме

Пастухова Светлана Федоровна

Для школьников  младших классов одним из основных видов деятельности является  игра. Иногда с помощью игровых элементов для учащихся возрастной группы становится доступнее понимание сути, какого - то научного процесса или явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_ponyatiy_muzykalnaya_igra.docx27.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Сущность понятий музыкальная игра.

Для школьников  младших классов одним из основных видов деятельности является  игра. Иногда с помощью игровых элементов для учащихся возрастной группы становится доступнее понимание сути, какого - то научного процесса или явления [2, с. 165].

       По мнению Г.М. Коджаспирова,  игра - это одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности. Суть игры состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит не в её результате, а в самом процессе.

        Детская игра - способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. Игра способствует психической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическому, умственному и нравственному воспитанию детей [17, с. 257].

       Е. С. Рапацевич определяет игру, как форму деятельности в условных ситуациях, направленную на воссоздание  и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре, как в особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, а также интеллектуальное, эмоциональное, и нравственное развитие личности.

       Игры изучаются в психологии, этнографии и истории культуры, в педагогике  и других науках. Немецкий учёный К. Гросс считал, что в игре происходит предупреждение инстинктов применительно будущих условий борьбы за существование (теория предупражнения).

       Немецкий психолог К. Бюлер рассматривал игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия» [42, с. 250]

       Д. Б. Эльконин определяет игру как деятельность, где складывается и совершенствуется управление поведением [47, с.126].

       По мнению А. В. Запорожца,  игра - это эмоциональная деятельность. В игре формируются основы учебной деятельности, произвольное поведение ребёнка, происходят качественные изменения в психике. Игра учит, развивает и воспитывает [19, с. 253].

        Немецкий психолог,  философ  В. Вундт писал: «Игра - это дитя труда. Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьёзного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нём он постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения. Игра  - устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно, делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд» [47, с. 17].

 Отечественный психолог Г.П.Щедровицкий даёт такие характеристики игре - она есть:

- особое отношение ребенка к окружающему миру;

- особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается именно как его субъективная деятельность;

- социально-заданный, навязанный ему и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);

- особое содержание усвоения (или усвоение содержания);

- деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребенка;

- социально-педагогическая форма организации детской жизни.

        Игра в детском возрасте может нести в  себе  различную  функциональную нагрузку:

1) познавательную;

2) физического развития личности;

3) импровизационно-творческую;

 4) организационно-деятельную.

 Различают игры групповые, индивидуальные, предметные, ролевые, сюжетные, подвижные, умственные, дидактические, развивающие и другие. Мы остановимся на музыкальных играх.

       Музыкальная игра - ведущая форма  организации ритмических движений.

Н. А. Ветлугина считает, что музыкальная игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально - учебные задания и, облечённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков [6, с. 129].

       Музыкальные  игры развивают музыкальный слух, творческие способности ребёнка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Во многих музыкальных играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, бубен, колокольчики) [7, с. 213].

       На уроке музыки игровые приёмы применяются, как правило, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоёмкие процессы слушания музыки или её разучивания не оказались слишком утомительными [2, с 165].  

        В педагогической литературе достаточно широко классифицируют    музыкальные игры.

       Н.А. Ветлугина разделяет музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные (т.е. на основании некоторых видов игровых действий детей) [5, с. 126].

       Э.П. Костина дополнительно классифицирует настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей детей.

         Предлагается классификация музыкально-игровых методик на основании использования всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество), образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных способностей детей:

- игры, развивающие музыкальный слух;

- игры, развивающие чувство ритма;

- игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;

- игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение);

-музыкально-игровые композиции.

        Разделение музыкальных игр по правилам звучания обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребёнка. Восприятие музыки - составляющая основа этих игр - требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребёнок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познаёт их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, обращает внимание на связь различных видов музыкальной игры с характером музыки и определяет этот её характер. Ребёнок учится эстетически оценивать музыкальные произведения.

        В процессе творческих музыкальных игр дети вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт, дети сами формируют ход музыкальной игры и поведения в ней персонажей. В результате они могут оценивать свои действия.

       Музыкально - игровые композиции представляют собой сочетание всех видов музыкально - игровой деятельности и элементов театрализации, что даёт детям возможность соавторства, а, следовательно, безграничного личностного развития [20, с. 10].

       Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет  свои  познания  и

умения в области музыки,  поэзии.  Игры,  без  сомнения,  развивают  ребенка

физически,  уроки  хореографии   укрепляют   мышечный   аппарат,   развивают

пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру  театра - в  процесс  создания  сценария  и  самого  спектакля  по  сказкам.   Ребенок

перевоплощается в героя сказки, он  переживает  ситуацию  сказочного  героя,

воплощает его образ, учится двигаться по сцене,  поёт,  танцует. Игра превращает песни в музыкально-игровые композиции.  В качестве дидактического материала для таких композиций могут  служить  песни различных жанров - плясовые,  игровые,  хороводные,  колыбельные,  прибаутки.

       Музыкальные игры, включают  в  себя  полифункциональные  задачи: познавательные, коммуникативные, спортивные, творческие и являются  эффективным средством формирования  личности.  Игровую  композицию  можно создать на основе сюжета любой народной песни (например: «А мы просо  сеяли» или «Кузнецы»), а также путем соединения 2 - 3  песен.  Педагог  сам способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.

В процессе игровой деятельности дети не только моделируют действия и поступки взрослых, но и усваивают правила поведения.        

        Н. И. Льговская считает,  что большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в детской музыкально - игровой деятельности с её радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями. В процессе музыкальной деятельности ребёнок приобретает музыкальный опыт. Способы усвоения опыта, а также способности, выступающие как результат усвоения детьми обобщённых способов музыкальной деятельности, объединены в комплекс, называемый музыкальностью. Дети приобщаются к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и вкладывая своё отношение путём создания новых образов и действий. Творческое проявление музыкальности позволяет активно развивать фантазию, воображение ребёнка, оно выражается в начальных формах музыкального творчества - песенного, игрового, танцевального и т.д. [20, с. 4].

       В музыкальной игре ребёнка интересует не только сам процесс, но и его результат.  Он ищет самые характерные действия персонажа, соответствующие развитию музыки. Музыкально  - игровой образ является характерным для этого вида творчества, процесс которого схематично можно представить так: музыка - переживания ребёнка - создание игрового образа.

       Н.А. Ветлугина отмечает, для того чтобы правильнее понять художественное  произведение, ребёнок должен отнестись к нему как к образу, как к изображению реальных предметов и явлений. Например,  после прослушивания программной пьесы у детей может возникнуть интересный замысел игры, они распределят роли, предложат свой план развития сюжета. Инсценируя народную песню, они стараются по - своему изобразить действие и т.д. [5, с.16].

        Н. И. Льговская считает, что музыкально - игровая деятельность связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В процессе музыкально - игровой деятельности  в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка. Это является доказательством огромных педагогических возможностей музыкально - игровых методик. Фактически они дают ребёнку ключ к восприятию, постижению образного мира, что является важной предпосылкой к формированию действительно развитого во всех отношениях человека.

        Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра - самый уникальный вид деятельности детей младшего школьного возраста.

        Во - первых, музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой.  Музыкальные игры вовлекают детей в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются:  развитие интереса к музыке, правильное восприятие её содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с музыкой и желания активно проявлять себя в этой сфере.

       Во  - вторых, музыкальная игра  - самый «лёгкий» из всех видов музыкальной деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя музыкальные игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакций, диктуемых музыкальным материалом, дети считают, что играть вовсе не трудно. Именно поэтому ребёнок вступает в музыкальную игру без опасений и боязни;  увлекаемый музыкальными звуками и образами, играет, не обращая внимания на время и возможную усталость.

       В - третьих, музыкальная игра - очень серьёзный вид музыкальной деятельности.  Любая музыкальная игра содержит в себе элементы других видов деятельности (умения читать, считать, писать, анализировать и т.д.), а значит, обладает возможностью приобщать ребёнка к виду деятельности, ещё не освоенному им ранее.

       Именно поэтому музыкальная игра  - дело серьёзное с точки зрения развития ребёнка:  через неё он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени подготовленным. В любой музыкальной игре заложена возможность овладевать определёнными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, а также для общения.

       В - четвёртых, музыкальная игра - самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности. Она даёт возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально -психологического развития ребёнка.

       В - пятых, музыкальная игра - самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности. Равенство в музыкальной игре гарантируется её правилами, ролевым распределением. Музыкальная игра - общение равных.    

       Отмеченные особенности музыкальной игры придают ей особое педагогическое значение. Музыкальная игра:

1) фактор развития ребёнка;

2) способ приобщения ребёнка к миру музыкальной и общей культуры;

3) щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным для него умениям и навыкам;

4) способ ознакомления ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности;

5) мягкая коррекция воспитанности ребёнка и незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;

6) деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребёнка;

7) способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе;

8) способ подарить ребёнку радость и эстетическое наслаждение от игры [20, с. 5].

        Применение игровых приёмов помогает учителю музыки занимательнее и плодотворнее провести уроки в начальной школе.

       Е. А. Смолина считает, что  игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) [41, с. 68].

Для развития ладового чувства могут использоваться и подвижные игры (сюжетные и несюжетные), в которых дети должны согласовывать движения (действия персонажей) с характером музыки, сменой жанров, частей произведения.

        Хороводные игры также могут быть средством развития этой способности. Дети прислушиваются к пению друг друга, оценивают правильность воспроизведения мелодии голосом.

        Нельзя забывать и об игровых моментах: они поддерживают интерес к деятельности, содействуют эмоциональной отзывчивости на музыку.

       Таким образом, развитие этой способности предполагает сочетание различных методов (зрительной, слуховой наглядности, слова и практических действий).

       Игры для развития музыкально - слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Поскольку в формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют моторика,  интеллектуальные,  зрительные представления,  опора на восприятие мелодии, для развития этой способности используются музыкально-дидактические игры, моделирующие отношения звуков по высоте, направление движения мелодии и включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. При этом все методы (наглядный, словесный, практический) могут применяться в сочетании друг с другом.

        Развитие чувства ритма - способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить - предполагает использование музыкально-дидактических игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

        Всегда эффективно, мобилизуя детское внимание, действует приём под названием «Пение про себя», когда по знаку педагога часть ранее выученного ими  произведения исполняется как обычно, а часть «молча», пропевая только внутренним слухом.

        По мнению И. А. Агаповой, чтобы заострить внимание школьников при прослушивании инструментальных пьес, реально обратиться к приёму под названием «Прослушаем музыку с закрытыми глазами». С этой целью педагог перед прослушиванием музыкальной пьесы объясняет её содержание, а затем фиксирует внимание детей на каком - нибудь  ярком моменте, акцентированном композитором. Задачей школьников при прослушивании музыки является фокусирование восприятия при её звучании для того, чтобы уловить  указанный конкретный момент [2, с. 154].

        Одним из игровых приёмов, способствующих воспитанию у детей чуткости к миру музыкальных звуков, стало использование на занятиях предметов, которые при знакомстве с ними «обрастают» звуками, характеризующими их в различных ситуациях, а затем выступают в качестве художественного образа музыкального произведения доступного для детского понимания. Условное название данного приёма - «Сюрприз урока». В роли «сюрприза» могут выступать игрушки,  иллюстрации,  наглядные пособия, элементы карнавальных костюмов, т. е. предметы, которые отражают содержание художественного образа изучаемого музыкального произведения  [2, с. 165].

       Музыкально-дидактические игры соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Их применение должно быть обусловлено чёткой постановкой задачи, решение которой преследует педагог. Если та или иная способность недостаточно развита, педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие именно этой способности. Образная,  игровая форма,  применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.

        Музыкально-игровые методики используются как средство музыкально-эстетического воспитания детей, то содержанием их являются:

1)  ценностные отношения детей к миру (они проживаются);

2)  умение детей взаимодействовать с этим миром (оно вырабатывается);

3)  знания детей о мире музыки (они приобретаются).    

       Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства и вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить её основы, чему как нельзя лучше способствуют все виды музыкальных игр. Если в процессе музыкально - игровой деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдёт бесследно для их последующего развития и духовного становления. Приобретая в процессе музыкально - игровой деятельности определённые знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству.

        К числу конкретных задач музыкально - игровой деятельности относятся:

- развитие способности эмоционального сопереживания в процессе восприятия музыки;

- развитие музыкального слуха (звуковысотного, тембрового, динамического);

- развитие чувства ритма;

- передача ребёнку элементарных теоретических знаний о музыке;
- развитие творческих способностей в процессе импровизации в различных видах музыкальных игр.

       Решение этих задач в огромной степени зависит от профессионального и духовного уровня педагога, организатора музыкально - игровой деятельности, который должен помнить о том, что «не следует порабощать волю и ум ребёнка, нужно заботиться о духовном общении и равноправии с ним и тогда станет возможным развитие в детях умения наслаждаться искусством» [39, с.7].

        Таким образом,  игра  -  это одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности. Суть игры состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит не в её результате, а в самом процессе. Музыкальная игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Через неё ребёнок вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени подготовленным. В любой музыкальной игре заложена возможность овладевать определёнными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, а также для общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность понятия «читательская самостоятельность»

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию зап...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Сущность понятия исследовательские умения.

Статья на тему; " Сущность понятия исследовательские умения."...

Сущность понятия «критическое мышление»

Сущность понятия «критическое мышление»Понятие « критическое мышление» используется в методической литературе уже 50 лет. С 1956 года, когда Бенджамин Блум разработал таксономию познавательных способн...

Сущность понятия «конструктивные умения» младших школьников.

Новые подходы к усвоению содержания художественного труда и изобразительного искусства, которые входят в образовательные области «Технология» и «Искусство», является одним из путей разработки личностн...

Сущность понятия логического мышления

Сущность понятия логического мышления...

Сущность понятия «эмоционально – волевая готовность к школе» в отечественной психолого - педагогической литературе

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности....