Сущность понятия исследовательские умения.
статья на тему

Мальцева Евгения Алексеевна

Статья на тему; " Сущность понятия исследовательские умения."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_ponyatiya_issledovatelskie_umeniya.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность понятия исследовательские умения.

     Рассмотрим развитие данных характеристик младшего школьника в рамках предмета "Окружающий мир". Стандарт предъявляет к данному учебному курсу следующие требования:

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- развитие навыков, позволяющих устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

     Но что же в себя включают понятия "исследование" и "исследовательская деятельность"? А. И. Савенков в своей книге "Методика исследовательского обучения младших школьников" даёт следующее определение: "Исследование – это творческий процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности" [32]. В свою очередь, исследовательскую деятельность можно определить, как условие для развития способности смотреть и видеть, наблюдать, для развития личности в целом.

    Исследовательская деятельность и приобретение исследовательских умений – процесс сложный и многогранный, в основе которого лежат следующие принципы:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умение интегрировать знания из различных областей наук;

- умение критически мыслить [13].

     Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности:

- Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

- Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

- Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.

     Исходя из задач, вся исследовательская деятельность делится на несколько этапов, которые способствую реализации данных задач:

1этап – Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2 этап – Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

3 этап – Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

4 этап – Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи.

5 этап – Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.

6 этап – Определение последовательности проведения исследования.

7 этап – Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

8 этап – Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

9 этап – Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10 этап – Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11 этап – Обсуждение итогов завершенной работы [18].

      С позиции темы нашего исследования под исследовательскими умениями мы будем подразумевать интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале.

     Учебная и внеучебная  призвана обеспечить овладение учащимися разнообразными способами познавательной деятельности, способствующими саморазвитию личности. Поэтому учитель должен создавать дидактические условия для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, при которых наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого имеется значительный арсенал технологий, методов и средств: проблемное обучение, поисковые и частично-поисковые методы и метод проектов [22].

     Использование практических методов обучения – упражнений, практических и лабораторных работ – способствует развитию умений сравнивать, наблюдать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и др.

    Прибегая к частично-поисковому методу, учитель организует и направляет деятельность учеников при выполнении отдельных этапов поиска, намечает его шаги, конструирует задание, разбивает его на вспомогательные части.

В ходе применения частично-поискового метода у младших школьников развиваются умения планировать, осознавать цель своей деятельности; вырабатываются приёмы анализа и синтеза, умение изменять способ действия соответственно задаче, видеть новые проблемы в традиционной ситуации, выбирать результативный способ их решения.

     Не менее важным в исследовательской деятельности и при формировании исследовательских умений является создание благоприятных условий формирования исследовательских умений младших школьников среди которых выделяются: мотивированность, помогающая учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, возможность самореализации и самосовершенствования, целенаправленность и систематичность, творческая среда, психологический комфорт, личность педагога и учет возрастных особенностей, т.к. обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

     Таким образом, обобщив все изложенное выше, мы пришли к выводу, что, самостоятельная деятельность учащегося, должна быть, направлена на развитие:

- мыслительных процессов и исследовательской активности;

- умения видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении;

- умения ставить перед собой задачу;

- умения строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира;

- умения выдвигать гипотезы и обосновывать их;

- умения удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, высказываний [24].

     Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует предметные и общие умения, активизирует внимание, память. В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.       Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности [6].

     Учитель становится консультантом, наставником, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из "контролирующего органа" учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

      Большое значение исследовательской деятельности для развития творческого потенциала и исследовательских умений стимулирует широкое распространение и внедрение в образовательный процесс различных форм исследовательской деятельности. И здесь очень важно, чтобы ребёнок на самом раннем этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе её познания испытать радость творчества, восторг открытия.

     В этом аспекте значение предмета "Окружающий мир" трудно переоценить. Вместе с тем, сам предмет, какими бы содержательными возможностями он не обладал, не может обеспечить не только развитие тех или иных познавательных интересов, исследовательского отношения к миру или исследовательских умений учащихся., но и их приобретение. Большое значение в данном случае принадлежит методу преподавания [18].

     Как уже было сказано, важной и очень сложной задачей в исследовательском обучении выступает задача формирования высокой мотивации исследовательской деятельности. В особенности важна работа по активизации мышления учащегося по выявлению проблем. Именно от уровня исследуемой проблемы, от ее масштаба в основном зависит дидактическая ценность детских исследований. В формировании у учащихся устойчивых интересов к сложным, комплексным, многоуровневым проблемам, дающим старт исследовательской практике, активную роль могут играть специальные игровые методики, построенные на самых разных игровых сюжетах. Важно и то, что исследовательская деятельность изначально должна быть свободной и в какой-то мере нерегламентированной какими-либо внешними установками. В идеале её не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации [18].

     Нужно отметить вариативность форм работы исследовательского обучения. Это может быть как индивидуальная работа, тогда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Так же можно сочетать обе формы работы. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, на экскурсии собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал [18].

      Б.В.Всесвятский писал о том, что исследования влекут ребенка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при сопоставлении и обобщении дает прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного здания знаний и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс – как процесс, отвечающий потребностям активной детской натуры, – окрашен положительными эмоциями [13].

    Исследования и формирование исследовательских умений – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности, их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план [18].

     Таким образом, что "исследовательское обучение" и "исследовательские методы обучения" в наше время понимаются как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Интерес к исследованиям может пропасть из-за постоянных трудностей, которые дети не в состоянии преодолеть самостоятельно. Тогда им на помощь должен придти учитель. Задача учителя не рассказать ребёнку, что и как нужно делать, а сделать так, что бы ребёнок почувствовал, что это он сам смог решить проблему. Это не только сохранит его мотивацию, но и более того, повысит её [12].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность понятий музыкальная игра.

Для школьников  младших классов одним из основных видов деятельности является  игра. Иногда с помощью игровых элементов для учащихся возрастной группы становится доступнее понимание сути, ка...

Сущность понятия «читательская самостоятельность»

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию зап...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Понятие «шах». Понятие «мат». Умение различать эти два понятия.

Шах – это такая позиция, в которой король находится под нападением неприятельской фигуры или пешки. От шаха может быть три способа защиты. Мат – это позиция, в которой у атакованного короля нет ...

Сущность понятия «критическое мышление»

Сущность понятия «критическое мышление»Понятие « критическое мышление» используется в методической литературе уже 50 лет. С 1956 года, когда Бенджамин Блум разработал таксономию познавательных способн...

Сущность понятия «конструктивные умения» младших школьников.

Новые подходы к усвоению содержания художественного труда и изобразительного искусства, которые входят в образовательные области «Технология» и «Искусство», является одним из путей разработки личностн...

Сущность понятия логического мышления

Сущность понятия логического мышления...